2
СТРУКТУРА И СПЕЦИФИКА ЭТИКИ
Этику
с древности считали «практической
философией» в отличие от «чисто
теоретического» знания о мире. Любое
теоретическое знание в конечном
счете приобретает практическое
значение, не только предоставляет
человеку методы и средства преобразования
мира, но и содержит мировоззренческую
сторону, так или иначе обосновывает цели
практической деятельности.Специфику
этики в этом аспекте составляет то, что
ее цели формулируются в форме идей о том,
что должно быть, о добре и зле, в виде идеалов,
моральных принципов и норм поведения,
в учении о назначении человека и смысле
его жизни.В этике постепенно выделились
два рода проблем:
1) как должен
поступать человек (нормативная этика);
2) теоретические
вопросы, в которых затрагивались происхождение
и сущность морали. Специфика этики может
быть также обусловлена ее местом в системе
научного знания и ее нормативным характером.
Задача этики заключается в том, чтобы
научить морали, т. е. предложить модель
идеальных человеческих отношений. Идеальным
считается такое общение, которое не содержит
отчуждения между индивидом и родом, а
счастье совпадает с добром.
Реализация
данных моделей, т. е. практическая действенность
этики, соответствовала возвышению человека
над эмпирическими страстями и целями.
Этика
содержала нормативные программы,
которые были призваны подчинить
конкретного человека абстрактному,
вступали в конфликт с реальными индивидами,
настоящая жизнь которых не умещалась
в предлагаемые нормативные рамки. Таким
образом, этика ставила такие нормы, достичь
которых реальный человек был не в состоянии.
Поэтому этика обрекала себя на практическую
бесперспективность, на невозможность
достижения реальных результатов. Этика
рисковала остаться чем-то недосягаемым
и неосуществленным как человеком, так
и обществом.Противоречие между претензиями
этики на роль практической философии
и ирреальностью выдвигаемых ею идеалов
в полной мере выявилось в Новое время.Профессионально-философская
этика оказалась перед выбором между возвышенными,
но нереальными идеалами и реальной, но
не привязанной к моральным достоинствам
жизнью. В результате выбора профессиональная
этика избрала предметом своих изучений
жизнь, подвергнув критике мораль как
отчужденную от индивидов и враждебную
им форму сознания.Данное направление
получило название этического антинормативизма.
Особый вариант антинормативизма заключается
в концепции позитивистской философии.
Она (в частности, в ее неопозитивистском
варианте) отказывает моральным нормам
в научной санкции, возводя непреодолимую
логическую пропасть между фактами и ценностями.
3
МЕТОДЫ ЭТИЧЕСКОЙ НАУКИ
Среди
методологических оснований анализа
этических учений можно выделить
принцип конкретно-исторического
подхода, который требует учета
всех особенностей, дающих начало тому
или иному этическому феномену и
принципу развития.Можно выделить два
основных метода этической науки: теоретико-логический
и эм-пирико-исторический. Каждый из данных
методов имеет свои плюсы и минусы. Теоретико-логический
метод позволяет выявить в истории этики
закономерность, но при этом может привести
к пренебрежению эмпирическим материалом.Эмпирико-исторический
метод ориентируется на тщательное изучение
фактов, но это может привести к утрате
логики исторического развития.На основе
этого можно сделать вывод, что для полноценного
развития этической науки необходимо
синтезировать эти два метода, обеспечить
их работу в гармонии.Иногда также выделяют
дескриптивный (описательный) и проблемный
подходы при изучении этики. Установка
на один из методов изучения этики зависит
обычно от задач исследования и конкретных
обстоятельств, но наиболее актуальным
является проблемный подход, который предполагает
и глубокое знание эмпирического материала.Большое
значение при изучении этических учений
имеет проблема классификации ее основных
направлений. Учитывая наиболее общие
подходы к определению и пониманию морали,
часто выделяют такие главные направления,
как натуралистическое и идеалистическое,
в котором различают течения субъективно-идеалистического,
объективно-идеалистического и религиозного
характера.
Натуралистическое
направление объединяет стремление
объяснить мораль и высшие нравственные
ценности с учетом природы человека,
которая рассматривается преимущественно
в биопсихологическом плане. Мораль,
определяемая этой природой, должна быть
адекватной формой ее проявления.
Натуралистический
подход распадается на несколько
течений, в основе которых лежит
более конкретное упоминание источника
морали: эвдемонизм связывает высшее
благо и смысл жизни со счастьем,
гедонизм – с удовольствием, наслаждением,
утилитаризм – с пользой, выгодой.
На некотором
этапе развития этики как науки
складываются такие методологические
ориентации исследования, которые способны
выходить за пределы двух основных направлений.
Данная
типологизация методов исследования этических
систем не считается единственно возможной.
При изучении методов следует иметь в
виду, что отнесение мыслителя в области
этики к тому или иному направлению часто
бывает условным. Заявляя, например, о
своей приверженности конкретной традиции
и разделяя ее основные взгляды, философ
своим творчеством не только выходит за
ее границы, но и способен разрушить ее
фундамент.
2.2
Структура этики
Этика
– область философского знания.
Ее содержание задано самим предметом
исследования и включает в себя две
основные составляющие. Одна из них
связана с изучением и теоретическим
обоснованием происхождения и исторического
развития морали, с осмыслением различных
форм и направлений этических учений.
Другая — охватывает весь спектр проблем,
составляющих содержание этики или общей
теории морали. Это систематизированное
философское понимание сущности морали,
законов ее функционирования и развития,
роли в жизни человека и общества. При
всем качественном своеобразии ее исторических
типов, множественности этических учений,
развитие морали целостно и преемственно
в едином историческом процессе.
В зависимости
от приверженности той или иной этической
школе, от задач, стоящих перед этикой
как наукой и учебной дисциплиной,
этика структурируется по-разному. Выделяют
ряд блоков: -история этики и морали, описывающая
процесс развития этических учений, а
также генезис и эволюцию морали с глубокой
древности до наших дней; здесь можно выделить
также дескриптивную этику, выявляющую
социально-исторические типы морали (рыцарская
мораль, буржуазная мораль и др.);
-теория
морали — учение о сущности
морали, ее основных принципах
и категориях, структуре, функциях
и закономерностях, объясняющее
эволюцию и механизм действия морали;
-нормативная
этика — обоснование моральных
принципов и норм, которые выступают
как теоретическое развитие и
дополнение морального сознания
общества и личности, базируются
на высших моральных ценностях
и предписывают человеку с позиций долженствования
(деонтологии) определенные правила поведения
во взаимоотношениях и общении людей,
помогая ему выработать общую стратегию
«правильной жизни»
-прикладная
этика — совокупность принципов,
норм и правил, выполняющих практическую
функцию научения людей должному
поведению.
-экологическую
этику, рассматривающую нормы
поведения человека как части
экосистемы по отношению к
окружающей среде;
этику
гражданственности, разрабатывающую
нормы поведения человека как
гражданина по отношению к обществу;
ситуативную
этику, в которой разрабатываются
практические рекомендации применительно
к конкретным ситуациям и сферам
человеческой жизнедеятельности —
как к публичным (этика политических
действий), так и к интимным (этика
семейных отношений); -профессиональные
этики — системы моральных
принципов, норм и правил поведения специалистов
разного профиля с учетом особенностей
их профессиональной деятельности и конкретной
ситуации;
-этику
делового общения, выступающую
как в роли самостоятельной
профессиональной этики (для менеджеров
и предпринимателей), так и в качестве
ситуативного элемента этики других профессий
(педагога, юриста, инженера).
Структура
этического знания определяется совокупностью
основных теоретических понятий, которыми
оперирует этика. Эти предельно общие
понятия называются в этике, как и в любой
науке, категориями. Системообразующий
элемент, его движение в различных системах
этика –– мудрость–– на которой основывается
этика, носит исторический характер. Это
делает этические знания специфическими.
Соотносящиеся со свободной творческой
деятельностью человека, по-разному проявляются
в разное историческое время. Это внутреннее
противоречие этики пытались и пытаются
преодолеть. Добро только называется одинаково,
а означает разные вещи.
2.3
Задачи этики
Отвлеченные
априорные этики имеют мало цены.
В основании этики лежит нравственный
опыт. Более того, в основании
философии лежит нравственный опыт.
Диалектика, за которой нет никакого
нравственного опыта, лишена ценности
и является умственной игрой. Философия
Платона была вдохновлена нравственными
мотивами, исканием верховного блага.
За диалектикой Гегеля скрывался подлинный
нравственный опыт. Но априоризм в этике
есть, в сущности, отрицание нравственного
опыта. Кант отрицает нравственный опыт
в своей этике, хотя у него самого он был,
как и у всякого 1000 настоящего философа.
Этика не может быть только познавательной
философской дисциплиной, она есть также
нравственно-духовный акт. И она была такой
у Платона, у Спинозы, у Фихте и др. Этика
есть познание, но познание, имеющее нравственно
освобождающее значение. Этика есть завершающая
часть философии духа, в ней пожинаются
плоды философского пути жизни. Этика
христианская нередко отождествляется
с сотериологией, с учением о путях спасения.
Но этика не может быть только сотериологией,
она есть также учение о творческих ценностях
и творческой энергии человека. Человек
есть не только существо спасающееся,
он есть и существо творящее. Я хотел бы
написать не тираническую этику, какой
она обыкновенно бывает, т. е. не нормативную
этику. Нормативная этика всегда тиранична.
Книга эта хочет быть опытом конкретного
учения о человеческой жизни, о ее смысле,
ее целях и ценностях. Но учение о жизни,
ее смысле, ее целях и ценностях есть неизбежное
учение о человеке. Этика должна быть не
только теоретической, но и практической,
т. е. призывать к нравственному преобразованию
жизни, не только к усвоению ценностей,
но и к переоценке ценностей. А это значит,
что в этике есть неизбежно профетический
элемент. Этика должна раскрывать чистую
совесть, незамутненную социальной обыденностью,
она должна быть критикой чистой совести.
Этика есть аксиология, учение о смысле
и ценностях. Но смысл и ценность не даны
пассивно-объективно, они творятся. Учение
о ценностях должно быть отнесено к верховной
ценности. Верховная же ценность должна
быть силой и излучать благодатную преображающую
энергию. Этика учит не только о ценности,
она есть не только аксиология, она также
учит о ценности как мощи, о верховном
благе как силе и источнике всякой силы,
она есть также онтология. И потому она
не может быть только нормативной, ибо
норма сама по себе бессильна. Этика имеет
дело не с бессильными, висящими в воздухе
нормами и законами, а с реальными нравственными
энергиями и с обладающими силой качествами.
"Этика" Н. Гартмана, наиболее интересная
в философской литературе нашего времени,
представляется мне принципиально несостоятельной,
потому что идеальные ценности у него
висят в безвоздушном пространстве и нет
антропологии, нет онтологии, которая
объяснила бы, откуда берется у человека
свобода, откуда у него сила для осуществления
в мире ценностей. Человек есть посредник
между миром неподвижных идеальных ценностей
и природным миром, в котором нет телеологии
и в который человек своей свободой должен
внести цель и ценность, почерпнутую из
небытийственного идеального мира. Совершенно
непонятно, на какого рода онтологию может
опереться такого рода аксиология. Постулируя
атеизм как нравственное требование, укрепляющее
свободу человека в осуществлении ценностей,
Н. Гартман неизбежно должен прийти к утверждению
бессилия ценности и добра, т. е. в конце
концов к идеализму нормативному. Он дорожит
тем, что ценность не опирается ни на какую
онтологическую силу.<<11>> Но Н. Гартман
прав, расширяя сферу этики и вводя в нее
всякое отношение к ценности, хотя бы это
была ценность познавательная или эстетическая.
Отношение человека к истине и к красоте
бесспорно имеет нравственное значение.
Есть нравственный долг в отношении к
истине и красоте. Акт познавательный
и акт художественный сам по себе не есть
акт нравственный. Но есть нравственный
акт в отношении к познавательному и художественному
акту. Этика объемлет все, что связано
с свободой человека, т. е. из свободы производимым
различением и оценкой. Свободный нравственный
акт может совершаться не только относительно
так наз. нравственной жизни, но и относительно
всей жизни человека. Нравственный же
акт, который совершается относительно
всей жизни, всех ее ценностей, связан
с полнотой духовной жизни человека. Этика
есть познание духа, а не познание природы,
ей принадлежит лишь то, что связано с
духовной свободой, а не с природной необходимостью.
Пути же познания мира духовного иные,
чем пути познания мира природного. В этике
есть научный элемент, она пользуется
материалом истории культуры, социологии,
1000 мифологии, психопатологии и пр. Но
этика есть дисциплина философская, и
в ней есть все своеобразие познания философского
в его отличии от познания научного. Этика
не может не быть профетической. И, что
самое важное, этика не может не быть личной.
Эта книга сознательно будет личной этикой,
ибо источник ее жизненный, а не книжный.
2.4
Основные этапы
становления этики
2.5
Понятие профессиональной
этики
Среди
отраслей этической науки выделяют
профессиональ ную этику.
Термин
"профессиональная этика" обычно
употребляется для обозначения
не столько отрасли этической
теории, сколько своеобразного нравственного
кодекса людей определенной про фессии.
Таковы, к примеру, "клятва Гиппократа",
Кодекс чести судьи Российской Федерации.
Профессиональная
этика обусловлена особенностями
не которых профессий, корпоративными
интересами, профессио нальной культурой.
Люди, выполняющие одинаковые или близкие
профессиональные функции, вырабатывают
специ фические традиции, объединяются
на основе профессиональ ной солидарности,
поддерживают репутацию своей социаль
ной группы.
В каждой
профессии есть свои нравственные проблемы.
Но среди всех профессий можно
выделить группу таких, в которых они
возникают особенно часто, которые требуют
по вышенного внимания к нравственной
стороне выполняемых функций. Профессиональная
этика имеет значение прежде всего для
профессий, объектом которых является
человек. Там, где представители определенной
профессии в силу ее специ фики находятся
в постоянном или даже непрерывном обще
нии с другими людьми, связанном с воздействием
на их внут ренний мир, судьбу, с нравственными
взаимоотношениями, существуют специфические
"нравственные кодексы" людей этих
профессий, специальностей. Таковы этика
учителя, эти ка врача, этика судьи.
Существование
нравственных кодексов определенных про
фессий — свидетельство общественного
прогресса, постепен ной гуманизации общества.
Врачебная этика требует делать все ради
здоровья больного, вопреки трудностям
и даже соб ственной безопасности, хранить
врачебную тайну, ни при каких обстоятельствах
не способствовать смерти пациента. Пе
дагогическая этика обязывает уважать
личность ученика и проявлять к нему должную
требовательность, поддерживать собственную
репутацию и репутацию своих коллег, заботить
ся о моральном доверии общества к учителю.
Этика ученого включает требование бескорыстного
служения истине, терпи мости к другим
теориям и мнениям, недопустимости плагиата
в любой форме или преднамеренного искажения
результатов научных исследований. Этика
офицера обязывает беззаветно служить
Отечеству, проявлять стойкость и мужество,
забо титься о подчиненных, всемерно беречь
офицерскую честь. Свои требования содержит
этика профессий журналиста, писателя,
художника, этика работников телевидения,
сферы обслужи вания и т. д.