Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2012 в 21:24, доклад
Бизнес является частью общественной структуры и в качестве общественного института не только испытывает влияние со стороны общества и государства, но также должен регулироваться и контролироваться как "снизу", так и "сверху".
Снизу — членами общества при помощи формирования общественного мнения по поводу оценки деятельности фирмы и качества ее продукции, используя результаты опросов покупателей, создания общественных комиссий и обществ потребителей.
ПОЛИТИКА ГОСУПРАВЛЕНИЯ И ЭТИКА БИЗНЕСА
Бизнес является частью общественной структуры и в качестве общественного института не только испытывает влияние со стороны общества и государства, но также должен регулироваться и контролироваться как "снизу", так и "сверху".
Снизу — членами общества при помощи формирования общественного мнения по поводу оценки деятельности фирмы и качества ее продукции, используя результаты опросов покупателей, создания общественных комиссий и обществ потребителей.
Сверху — специальными государственными
структурами, такими, как Комиссия по
безопасности и качеству продукции
в США, и законами (в первую очередь
антимонопольным
Со стороны государства
С обеих сторон явно прослеживаются
тенденции утилитаризма, моральная
оценка своих действий с точки
зрения положительного результата, однако
в понятие положительного результата
стороны вкладывают различное содержание.
Кроме того, в политике государства,
направленной на поддержание жизненного
уровня неимущих, больных и стариков,
перераспределение
Эта политика, впрочем, оценивается
неоднозначно: как положительно, так
и отрицательно. В последнем случае
отмечается распространение
Во-первых, вложения корпораций в экономику
стран "третьего мира", привнесение
собственных технических умений
и возможностей маркетинга могут
не столько способствовать самостоятельному
развитию экономики этих стран, сколько
поставить их в зависимость от
иностранных инвестиций и иностранных
компаний. Возможности формирования
собственной технической
Во-вторых, это проблема справедливой оплаты труда вследствие стремления корпораций платить в странах "третьего мира" за выполнение той же самой работы, что и в собственной стране, гораздо меньшую заработную плату.
В-третьих, это проблема стремления корпораций размещать в развивающихся странах вредные производства, загрязняющие окружающую среду, и потенциально опасные производства, а также уделять гораздо меньше, чем в собственных странах, внимания обеспечению безопасности работников и охране их здоровья. Моральный долг корпораций — следовать тем же стандартам безопасности, которые приняты в их собственной стране, даже если законы других стран не так жестко их регламентируют.
В-четвертых, экономическое вмешательство корпораций в жизнь стран "третьего мира" вследствие того что возможность ведения конкурентной борьбы у корпораций значительно выше, приводит к вытеснению с рынка национальных предприятий.
В-пятых, большинство ученых считает аморальной поддержку расистских, коррумпированных или проводящих репрессии против населения своей страны режимов. Участие сильных иностранных корпораций усиливает экономические возможности этих режимов и тем самим способствует их сохранению. Аморальна, кроме того, и торговля с такими режимами товарами, которые могут быть использованы как инструменты насилия и подавления.
АДМИНИСТРАТИВНАЯ ЭТИКА
Соотношение этики
бизнеса и административной
Проблемы и методы этики бизнеса тесно переплетены с проблемами и методами так называемой управленческой, или административной, этики. Последняя является одной из разновидностей профессиональной этики, связанной с деятельностью администратора, государственного служащего, менеджера. Ее тесная связь с этикой бизнеса достаточна очевидна. Отметим только основные моменты.
Во-первых, моральные проблемы больших организаций — будь то коммерческие, общественные или правительственные — весьма схожи. Отношения между коллегами, между начальством и подчиненными, правила делового этикета и многое другое не столь различно для каждой из этих сфер.
Во-вторых, бизнес непосредственно связан с правительственными учреждениями. От деятельности последних зависит среда, в которой работает бизнес. Нередки как в нашей стране, так и за рубежом переходы людей из одной сферы деятельности в другую. Этические проблемы бизнеса так или иначе пересекаются с проблемами административной этики. Именно поэтому нелишним представляется остановиться на административной этике более подробно.
Административная этика
Этика нейтралитета
Общепринятая теория и практика административной этики считает: управленцы должны выполнять распоряжения своего начальства и политику учреждения и органа управления, где они служат. С этой точки зрения администраторы этически нейтральны в том смысле, что не выносят независимых моральных суждений.
Этика нейтралитета не отрицает того, что управленцы могут использовать собственное суждение при формировании линии поведения. Но их целью всегда должно быть установление такой линии поведения, на которой настаивают или могли бы настаивать другие люди (обычно избранные должностные лица) или в случае противоречивых указаний истолковать юридически или конституционно, кто имеет право определять политику.
Этика, таким образом, способствует
основному качеству организации
— служить общественным целям
безотносительно к целям
Но если люди строгих моральных убеждений будут отказываться от должности, вместо того чтобы продолжать работать, и мы лишимся тех, которые могут сделать наибольший вклад в общественную жизнь. А так как мы не хотим изгонять наиболее принципиальных людей из учреждений, то должны признать, что могут быть серьезные моральные причины для того, чтобы остаться на должности, при этом не соглашаясь с политикой руководства.
Этика структуры
Важнейшим ограничением для существования
административной этики является мнение,
что объектом морального суждения должна
быть организация или руководство
в целом. Это этика структуры.
Она утверждает, что даже если должностные
лица могут иметь некоторую свободу
независимых моральных
Существование административной этики
возможно. Два главных теоретических
подхода, которые оспаривают эту
возможность, не могут убедить в
ее отсутствии. Мы вынуждены отвергнуть
как этику нейтралитета, которая
подавляет независимое
Моральный кодекс администраторов
Как уже говорилось выше, этические нормы и принципы поведения могут быть сведены в так называемые этические кодексы поведения. Одним из старейших в рассматриваемой области является Моральный кодекс ассоциации работников местных органов управления (Кодекс ICMA), принятый в 1924 г. и получивший широкое признание. Поправки к этому Кодексу принимались 5 раз, и теперь он включает основные указания, которые интерпретируют его 12 принципов, а также официальные правила процедуры для проведения расследований по вопросам нравственного поведения. Основная цель Кодекса в наши дни та же, что была и в 1924 г.: напоминать администраторам местных органов управления об их ответственности перед гражданами, перед избираемыми должностными лицами и перед своими коллегами. Одно из ключевых положений Кодекса в деталях рассматривает проблемы инвестиций: "Не ищите благосклонности других; верьте в то, что личное возвеличивание или доход, обеспеченные секретной информацией или неправильным использованием общественного времени, нечестны". Два дополнения в виде основных указаний к этому принципу дают членам ассоциации практические советы: в одном обсуждаются вложения, которые могут вступить в противоречие со служебными обязанностями, а другое предупреждает против использования конфиденциальной информации.
Финансовые вложения, вступающие в противоречие со служебными обязанностями. Членам ассоциации не следует производить каких-либо инвестиций прямо или косвенно в какое бы то ни было предприятие, совершать коммерческую или другую частную сделку, которая вступала бы в противоречие с их служебными обязанностями, или иметь там такие вложения.
Конфиденциальная информация. Членам ассоциации не следует раскрывать другим или использовать в личных интересах конфиденциальную информацию, полученную ими в процессе выполнения служебных обязанностей.
Приличия имеют большое значение. В государственном секторе, где все на виду, администраторам и другим государственным служащим приходится придерживаться более высоких стандартов поведения, чем обычным гражданам.
Жилье. Многие администраторы ввели в практику покупать собственные дома только в тех районах, где они работают. Этот подход, безусловно, сводит к минимуму возможность обвинения в противоречии интересов.
Природа вложений. Опасайтесь делать вложения по схеме "богатей быстро", которая связана с вновь создаваемыми организациями. Такие организации могут захотеть использовать хорошую репутацию администратора как прикрытие для незаконной деятельности, а также для деятельности, не соответствующей нравственным принципам.
Семьи и друзья. Даже если персональные вложения администратора вне подозрений, его или ее супруга или супруг могут иметь сомнительные капиталовложения. Очевидный первый шаг — это заявить обо всех вложениях, которые могли бы создать впечатление присутствия конфликта интересов.
Законное против нравственного. Некоторые администраторы убеждают себя, что они поступили правильно, если адвокат санкционировал это действие, не понимая, что государственным служащим надо различать законные и нравственные действия.
Совет на прощание. Большинство администраторов местных органов управления, которые оказались в неприятной ситуации, связанной с их капиталовложениями, не имели намерений совершать неэтичные поступки. Очень часто их ошибки были результатом неверных суждений или незнания. Следующие советы, возможно консервативные, могут помочь администраторам избежать проблем, связанных с нравственными проблемами их финансовых вложений: