Этика, эстетика и политика Аристотеля

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2011 в 20:16, контрольная работа

Краткое описание

Аристотель относится к тому типу мыслителей, творческое наследие которых становится определяющим для дальнейшего развития философии. Без Аристотеля невозможно представить античную философию, а соответственно и всю европейскую философскую традицию.
Как и в случае со многими античными авторами, сочинения Аристотеля дошли до нас не полностью, частично утеряны важнейшие труды философа.

Оглавление

Введение 3
1. Этика Аристотеля 4
2. Политика Аристотеля 6
3. Эстетика Аристотеля 12
4. Грани взаимодействия этики и политики 19
Заключение 22
Список литературы 23

Файлы: 1 файл

Философия.doc

— 112.00 Кб (Скачать)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕНННОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО  ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ТЮМЕНСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НЕФТЕГАЗОВЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ»

Институт  Менеджмента и Бизнеса 
 

Кафедра экономики торговли 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине: «Философия»

на тему: «Этика, эстетика и политика Аристотеля» 
 
 
 
 
 

Выполнил  студент гр. ЭПТзс – 07 – 2

Козлова Ю.А 

                                   Проверил: Герасимов В.М. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Тюмень 2008 

Содержание 

 

Введение

 

     Аристотель  относится к тому типу мыслителей, творческое наследие которых становится определяющим для дальнейшего развития философии. Без Аристотеля невозможно представить античную философию, а соответственно и всю европейскую философскую традицию.

     Как и в случае со многими античными  авторами, сочинения Аристотеля дошли  до нас не полностью, частично утеряны  важнейшие труды философа. Более  того, сочинения Аристотеля сохранились, можно сказать, чудом. До I века н.э. они продолжали в подземном книгохранилище, а затем попали в библиотеку Апелликона Теосского в Афинах. Затем они оказались в Риме, где и были изданы главой тогдашних перипатетиков Андрником Родосским. Тем не менее, сохранившиеся сочинения позволяют сделать вывод об огромной силе мысли философа. Развиваясь в русле классической античной философии, Аристотель развил свое учение, зачастую в полемике со своим учителем – Платоном.

     К числу заслуг Аристотеля относится  определение и классификация наук, точнее, видов знания. Он разделил науки на три большие группы, или категории: теоретические, практические и творческие. К первым Стагирит отнес философию, математику, физику; ко вторым – этику и политику, а к третьим – искусства, ремесла и прикладные науки.

     Аристотель  внес свою лепту во все виды знания. В данном реферате будут рассматриваться  взгляды Аристотеля на этику, эстетику и политику, а также грани взаимодействия этих наук в его философии.

 

  1. Этика Аристотеля
 

     Аристотель, рассмотрев этику в плане человеческой (а не божественной) воли, сделал человека ответственным за свою судьбу и благополучие. Этим он отверг религиозно-мифологическую концепцию, согласно которой благодействие или несчастье  человека определяется капризами судьбы. Аристотель исключил также благочестие из числа исследуемых добродетелей. Философ ничего не говорит о роли богов в нравственной жизни людей, в его этике полностью отсутствует религиозность. Аристотель исследует этические проблема, чтобы помощь людям стать лучше и сделать общество более совершенным. В противоположность Сократу, Аристотель (впервые в истории этики) связывает этическую добродетель с желанием. хотением, волей, считая, что, хотя нравственность и зависит от знаний, тем не менее она коренится в доброй воле: ведь одно дело знать, что хорошо и что плохо, а другое - хотеть следовать хорошему. Добродетели не качества разума, они составляют склад души. Поэтому  Аристотель различает диапоэтические (мыслительные) добродетели, связанные деятельностью разума, и этические - добродетели душевного склада, характера. И те и другие добродетели  не даны нам от природы, нам можно приобрести их. Этическая добродетель есть нахождение надлежащей середины в поведении и в чувствах, выбор середины между их избытком и недостатком. как определить надлежащую середину для каждого из нас? По Аристотелю, для этого необходимо либо обладать практической мудростью, рассудительностью, либо следовать примеру или наставлениям добродетельного человека.

      По  вопросу о прирожденном или приобретенном характере высших психических способностях человека Стагирит пишет, что, хотя добродетель - приобретенное качество души, однако “ведь и правосудными и благоразумными. и мужественными. и так далее (в каком-то смысле) мы бывали прямо с рождения ...”1. Вместе с тем Аристотель говорит, что приобретенные воспитанием  добродетели выше дара природы, прирожденных способностей. Добродетель требует навыков, привыкли, практики. “Добродетель есть сознательно избираемый склад (души), состоящий в обладании серединой по отношению к нам, причем определенной таким суждением, каким определит ее рассудительный человек. Серединой обладают между двумя (видами) порочности, один из которых - от избытка, другой - от недостатка”2. Нелегко найти надлежащую середину в чувствах и поступках, гораздо легче стать порочным. Трудно быть добродетельным: “Недаром совершенство и редко, и похвально, и прекрасно”. Мало совершенных людей и много посредственных.

      Добродетели Аристотель разделил, как уже было сказано, на два вида. Диалоэтические (мыслительные или интеллектуальные) и этические (нравственные). К первым относятся две - разумность, или мудрость, и рассудительность, практическая мудрость,  приобретенная путем обучения. Вторые - добродетели воли, характера; к ним относятся мужество, щедрость, нравственность и т.п. Последние вырабатываются путем воспитания привычек.

      Чтобы стать добродетельным человеком, помимо знания. что есть добро и зло, требуется  также время для воспитания характера. Один хороший поступок еще не ведет  к добродетели. Естественно, воспитание лучше всего начинать с детского возраста. Поэтому в сфере воспитания граждан Аристотель отводит большую роль законодательству и государству.

        Говоря о “середине” как отличительном  признании добродетели, Аристотель  имеет ввиду “среднее” в области чувств. “Середина” - это “ничего слишком”. Стагирит подробно исследует с этой точки зрения добродетели, противопоставляя их порокам.  Так, великодушию он противопоставляет тщеславие (“избыток”), с одной стороны, малодушие (“недостаток”) - с другой. Великодушие, следовательно, есть “середина”. Мужество - среднее между безрассудной отвагой и трусостью, щедростью, щедрость - между расточительством и скупостью, скромность - между бесстыдством, наглостью и застенчивостью, робостью. Поскольку нравственное действие опирается на разум, оно подразумевает свободный выбор между добром и злом. “В нашей власти добродетель, точно так же как и порок, ибо мы властны действовать во всех тех случаях, когда мы властны воздержаться от действия” 16. Введя понятие свободного выбора, Аристотель открывает первую страницу длительного спора о свободной воле.

  1. Политика  Аристотеля
 

     Вопросы политического переустройства общества, схемы построения идеального государства  были актуальными для большинства  позднеантичных философов. В этом смысле показательны идеи Платона о государстве. Не являлся исключением и Аристотель.

     Теоретическое построение идеального полиса – конечная задача, которую ставит перед собой  Аристотель в таком своем сочинении  как «Политика». Здесь можно найти  обоснование того, что греческий полис является высшей формой человеческого объединения, способствующий достижению счастливой жизни.

     Сущность  политики Аристотель раскрывает через  ее цель, а она, по мнению философа, самая  высокая — воспитательная и состоит  в том, чтобы придать гражданам хорошие качества и сделать их людьми, поступающими прекрасно. Иначе говоря, “цель политики — благо, притом справедливое, то есть общее благо”. Поэтому политик должен искать наилучшего, т.е. наиболее отвечающего указанной цели, политического устройства.

     Аристотель  подчеркивает, что понятие государства  определяется разнообразно и что  существует много форм государства  с различными политическими устройствами. “Политика” Аристотеля начинается словами: “Всякое государство представляет собою некоторую форму общежития”. Но общежитие — это род, государство лишь один, хотя и главный, вид общежития; “государство есть форма общежития граждан, пользующихся известным политическим устройством”.

     “Политическое устройство есть тот порядок, который лежит в основании распределения государственных властей и определяет собою как верховную власть в государстве, так и норму всякого в нем общежития”. Политическое устройство предполагает власть закона; ибо где не властвуют законы, там нет политического устройства. Аристотель определяет закон как порядок и “бесстрастный разум”: “Закону страсть не причастна”. Более развернутое определение закона таково: “Законы... суть те основания, по которым властвующие должны властвовать и защищать данную форму государственного быта против тех, которые ее нарушают”. При этом законы управляют всем вообще, каждое же дело в отдельности обслуживается в соответствии с законом государственной властью. Аристотель подчеркивает, что следует стремиться к тому, чтобы законы не менялись, ибо “закон не имеет никакой другой силы, принуждающей к подчинению ему, кроме обычая, а обычай образуется не иначе как в продолжении известного времени”. Аристотель различает в политическом устройстве три части: законодательную власть, административную и, наконец, судебную.

     Аристотель  подчеркивает, что “государство по природе своей множество”, “нечто сложное”, “состоит из многих частей”, причем друг другу неподобных. Прежде всего это люди, ибо из людей  одинаковых государство образоваться не может. Каждый должен быть знатоком своего дела, ибо “один человек наилучшим образом может исполнить только одно дело”, не следует требовать от одного и того же человека игры на флейте и шитья сапог. Государство, далее, состоит из семей, которые также отличаются друг от друга. Аристотель выделяет также в государстве благородных и неблагородных, богатых и бедных, воспитанных и невоспитанных, свободных и рабов (но рабы не часть государства, о чем ниже). Он подробно описывает элементы, необходимые для существования государства, различая элементы качества и элементы количества: под элементами качества он разумеет свободу, воспитание и благородство рождения, а под элементами количества—численное превосходство массы.

     Государство состоит из граждан, оно есть не что  иное, как масса граждан. На гражданина, как и на государство, “есть разные воззрения, так как одного и того же человека не все признают гражданином” (там же, 94). Понятие гражданина в каждом политическом устройстве свое. Аристотель определяет гражданина как того, кто участвует в суде и в управлении. Это абсолютное понятие гражданина. Называя это понятие гражданина абсолютным, Аристотель, по-видимому, хочет сказать, что это истинно для всех форм политического устройства, разница между ними не столько в понятии гражданина, сколько в том, на какие слои населения распространяется там право участвовать в управлении государством и в суде, так что когда он говорит, что есть столько же видов граждан, сколько форм политического устройства, то это не следует понимать буквально, ибо все дело в том, кого сочтут за гражданина: “Кто гражданин в демократическом государстве, тот часто не считается за гражданина в олигархическом”, ибо “в демократиях... все граждане безразлично участвуют во всех делах государства, а в олигархиях напротив”. Кроме того, граждане несут военную службу и служат богам. Итак, граждане — это те, кому доступны четыре функции: воинская, административная, судейская и жреческая. Под “управлением” Аристотель имеет в виду, по-видимому, и законодательную и исполнительную власть. Гражданин пользуется гражданскими почестями. Заметим, что, по мнению Аристотеля, “не всех тех должно считать гражданами, без которых не может существовать государство”.

     Многообразие  форм политического устройства объясняется тем, что государство есть сложное целое, множество, состоящее из многих и разных, неподобных частей. У каждой части свои представления о счастье и средствах его достижения; каждая часть стремится взять власть в свои руки, установить свою форму правления. Кроме того, одни народы поддаются только деспотической власти, другие могут жить и при царской, “а для иных нужна свободная политическая жизнь”. Но главная причина в том, что во всяком государстве происходит “столкновение прав”, ибо на власть претендуют и благородные, и свободные, и богатые, и “достойные”, а также вообще большинство, которое всегда имеет преимущество перед меньшинством. Поэтому и возникают, сменяют друг друга разные политические устройства. При изменении государства люди остаются теми же самыми, меняется лишь форма управления.

     Классификация видов политического устройства. Аристотель делит политические устройства по количественному, качественному  и имущественному признакам. Государства  различаются прежде всего тем, в  чьих руках власть — у одного лица, меньшинства или большинства. Для Аристотеля это формальная (как мы бы сейчас сказали) сторона: и одно лицо, и меньшинство, и большинство могут править правильно и неправильно. Кроме того, меньшинство или большинство может быть богатым или бедным. Но так как обычно бедные в государстве составляют большинство населения, а богатые — меньшинство, то деление по имущественному признаку совпадает с делением по признаку количественному. В результате получается шесть форм политического устройства: три правильные (монархия, аристократия и полития) и три неправильные (тиранния, олигархия и демократия).

Информация о работе Этика, эстетика и политика Аристотеля