Этика, эстетика и политика Аристотеля

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2011 в 20:16, контрольная работа

Краткое описание

Аристотель относится к тому типу мыслителей, творческое наследие которых становится определяющим для дальнейшего развития философии. Без Аристотеля невозможно представить античную философию, а соответственно и всю европейскую философскую традицию.
Как и в случае со многими античными авторами, сочинения Аристотеля дошли до нас не полностью, частично утеряны важнейшие труды философа.

Оглавление

Введение 3
1. Этика Аристотеля 4
2. Политика Аристотеля 6
3. Эстетика Аристотеля 12
4. Грани взаимодействия этики и политики 19
Заключение 22
Список литературы 23

Файлы: 1 файл

Философия.doc

— 112.00 Кб (Скачать)

     Аристотель  не хочет быть платоником в абсолютном смысле слова, хотя он весьма часто  заимствовал у Платана те или  иные его концепции, с большим  вниманием их развивал и часто  шел даже гораздо дальше самого Платона. Но с одним весьма существенным моментом своей дискуссии с Платоном Аристотель все-таки не мог расстаться, хотя и здесь часто тоже впадал в противоречие с самим собой

     Это можно понять только так, что он хотел  отождествить идею, или эйдос вещи, с самой же этой вещью. Ведь мы же не отделяем идею дома от самого дома. Если дом построен, то его идея, которая мыслилась у его строителей, уже материализовалась, уже стала неотделимой от камня, металла, дерева, стекла и прочих совершенно физических материалов. Раз Аристотель так близко отождествляет идею вещи с самой вещью, забудем на время то противоречие, которое необходимым образом возникает из самых глубоких основ его же собственной философии. И пусть тот эстетический предмет, который он формулирует, будет у него не только смысловым и структурно-числовым эйдосом, но еще и таким, который вполне тождествен с материей, то есть с той материей, которая является его носителем. Сам эйдос до сих пор был у нас пока еще слишком абстрактной категорией. А вот сейчас оказалось, что этот эйдос никак нельзя отличать от его материального носителя. Он во многих весьма существенных суждениях Аристотеля прямо-таки тождествен со своим материальным носителем. Да в этом и нет ничего удивительного. Ведь картину художника мы все-таки как-то осмысливаем, то есть находим в ней какое-то идейное содержание; а тем не менее она вполне материальна и воспринимается нами тоже при помощи самого обыкновенного физического зрения6.

  1. Грани взаимодействия этики  и политики
 

     Безусловно, философскую систему Аристотеля необходимо рассматривать в ее целостности.

     Политические  взгляды Аристотеля изложены в “Политике”, примыкающей к его “Этике”. Обе  работы составляют единое целое. О политике и политических устройствах Аристотель говорит уже в “Этике”. В “Политике” же он опять возвращается к вопросу о добродетелях и рассматривает нравственные задачи политики и государства. Политику Аристотеля нельзя понять без учета того, что она подчинена этике.

     Правда, круг этических проблем в “Политике” узок. Там упоминаются лишь этические добродетели, а сама добродетель определяется как “умеренность двух крайностей”. Из этических же добродетелей Аристотель называет только мужество, благоразумие, справедливость и рассудительность (впрочем, последняя трактовалась в “Этике” как дианоэтическая добродетель). Мужество — это мужество духа, проявляющееся в упорном достижении трудных целей; благоразумие — умеренность желаний и умение согласовывать средства с целями; справедливость — правильное решение дел, согласное с понятием правды;

рассудительность—сметливость, состоящая в понимании сходства и различия данных явлений и действий. Эти добродетели—условие счастья: “Никто не назовет счастливым того, в ком нет ни мужества, ни благоразумия, ни справедливости, ни рассудительности, кто, напротив, страшится всякой мимолетной мухи, кто, томимый голодом или жаждою, не останавливается ни перед каким из самых крайних средств, кто из-за четверти обола губит самых близких друзей, кто, наконец, так не рассудителен и так способен на ошибки, как будто ребенок или безумный”. Аристотель отмечает, что “добродетель не вредит тому, в ком она пребывает”, что, напротив, “без добродетели человек становится самым нечестивым и самым диким существом, а в отношении к половому наслаждению и пище он хуже тогда всякого животного”, ведь “от прочих животных человек отличается тем, что имеет сознание о добре и зле, о справедливом и несправедливом и о другом подобном”7.

     Политик всегда должен иметь в виду, что  человек подвержен страстям и  что человеческая природа вообще испорчена, а также то, что этические доброди ел и хотя и принадлежат всем, но не в равной степени. Одна добродетель у мужчин, другая у женщин, одна у свободного, а другая у подчиненного. Аристотель различает добродетель человека и добродетель гражданина: добродетель хорошего гражданина и добродетель хорошего человека не одна и та же, ибо гражданская добродетель ниже этической (а тем более дианоэтической) и невозможно, чтобы все граждане были добродетельными людьми: “Качество хорошего гражданина должно принадлежать всем (потому, что только при этом условии государство может быть наилучшим); но нельзя требовать, чтобы качества хороших людей были принадлежностью всех граждан; так как для хорошего государства нет необходимости в том, чтобы его составляли люди непременно нравственно совершенные”. Добродетель гражданина состоит в способности повиноваться властям и законам, тогда как для умения властвовать необходима не только добродетель гражданина, но и добродетель человека, так что властвующий над людьми должен быть нравственно совершенным8.

     Таким образом, этика и политика Аристотеля изучают один и тот же вопрос - вопрос о воспитании добродетелей и  формировании привычек жить добродетельно  для достижения счастья, доступного человеку в разных аспектах: первая - в аспектах природы отдельного человека. вторая - в плане социально-политической жизни граждан. Для воспитания добродетельного образа жизни и поведения одной нравственности недостаточно. необходимы еще законы, имеющие принудительную силу. Поэтому Аристотель заявляет, то “общественное внимание (к воспитанию) возникает благодаря законам, причем доброе внимание - благодаря добропорядочным законам”.

 

Заключение

 

     Практическая  философия Аристотеля, хотя она окончательно сложилась уже на рубеже классического и эллинистического периодов, скорее отражала черты конца классического периода древней Греции, чем черты эллинистической эпохи. Характерные для эллинизма типы мировоззрения с его идеями космополитизма, индивидуализма, с пониманием философии как житейской мудрости, дающей средства обеспечить безмятежность души, сложились уже после Аристотеля. Также и теоретическая философия Аристотеля, которому удалось охватить своими исследованиями все доступные в его время области знания, является завершением классического периода греческой философии и ее высшим подъемом. Вместе с тем в философии Аристотеля оказались объединенными и характерное для классической греческой философии умозрение - источник философских гипотез - и эмпиризм частных отраслей знания, опиравшихся на наблюдения, и метафизика вечных и неизменных начал, и известный историзм социально-политических исследований. Отсюда у Аристотеля колебания между метафизическим и материализмом, между метафизическим пониманием действительности и запросами диалектики.

     Итак, Аристотелем завершается классический период развития древнегреческой философии и науки. Обобщив приемы античного научного исследования, в частности античной диалектики, Аристотель создал науку о доказательстве и о науке, о научном знании.  

 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список литературы: 

  1. Аристотель. Политика. М. 2004
  2. Аристотель. Этика. М. 2004
  3. Донских О.А.  , Кочергин Н.А  Античная философия. М, 1993
  4. Шаповалов В.Ф. Основы философии от классики к современности. Учебное пособие для вузов, М., 1999.

Информация о работе Этика, эстетика и политика Аристотеля