Мораль и нравственность в эпоху Средневековья

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 18:10, реферат

Краткое описание

Мораль Средних веков, по мнению большинства исследователей, - традиционна, корпоративна, сакрализована и весьма противоречива.
В этот период в Европе впервые утверждается идея духовного равенства всех людей, равенства перед Богом. Бог оказывается высшей ценностью жизни во всех отношениях, и в нравственности тоже. Средневековый человек обретает смысл жизни, который состоит в служении Богу.

Оглавление

Введение…………………………………………………..………...….…..3
1.Мораль и нравственность в Средневековье………….……………...….5
1.1. Рыцарские турниры……………………………………………….…...7
1.2. Понятие о красоте……………………………………...............….....10
1.3.Искусство…………………………………………………..…………12
2. Литература………………………………….………………….…….....15
2.1. Образование………………………..……………………………...….17
Заключение …………………………………………………………...….19
Список литературы

Файлы: 1 файл

Готовая этика.docx

— 44.44 Кб (Скачать)

Когда красота все же начинает осмысляться, она сводится средневековыми мыслителями к понятиям "совершенства", "соразмерности", блеска и сияния (ясности). Подлинная красота для  средневекового ума открывается  в гармонии божьего мира. Все иное оценивается как низкосортное, подозрительное, обольстительно-дьявольское. Эстетическое и художественное чувство (и сознание) Средневековья колеблется между  этими двумя ипостасями красоты. [3,45]

Эстетический и художественный вкус того времени в чем-то груб, в чем-то тонок. Обыденные "критерии" красоты наивно-зрелищны: блеск, яркий цвет, сочный звук (особенно колокольный звон). В высших слоях общества большое внимание уделялось блеску одежд и оружия, аксессуарам, головным уборам, украшениям с драгоценностями, дорогим тканям, мехам.

Красота телесная, при этом, скорее скрывалось. Именно средние  века породили так называемый "каркасный" тип одежды, которая не подчеркивала формы тела, не открывала его и  не освобождала для движений, а  создавала искусственные формы. Художественно-ремесленное мастерство, особенно позднего Средневековья, было чрезвычайно тонким и разнообразным. Это касается изготовления предметов быта, оружия, шитья. Искусство Средневековья почти во всем было ремесленно-прикладным, тесно связанным с жизнью. Его задачей стало наполнять красотой формы, в которых протекала жизнь, а также - содействовать укреплению христианской веры. Как искусство, в нашем его понимании, оно еще не было осознано и оценено. [7,20]

Первые ростки любви собственно к искусству появились в то время у знати, в связи с  нарастанием художественной продукции, уже "бесполезных", но ценных предметов, предметов роскоши, и в связи  с усложнением форм бытового общения, развлечений знати. У простого народа, впрочем, наблюдалось нечто подобное в русле так называемого "народного  творчества", с песнями, танцами, балаганными представлениями.

Из видов искусства  в Средние века, помимо чисто прикладных, особенно активно развиваются архитектура, вместе со скульптурой и иконописью, и литература.[10,345]

    1. Искусство

Архитектура Средневековья  начала мощное развитие где-то после 1000 года. Во всяком случае, к XI-XII вв. относится  расцвет ее "романского" стиля. Сам этот эпитет "романская" появился в XIX веке, когда были обнаружены связи средневековой архитектуры с древнеримской. Архитектура романского стиля развилась тогда, когда Европа вступила в полосу относительно устойчивой жизни, когда уже укрепились феодальные отношения, христианская церковь, и наступило некоторое экономическое оживление. Влияние церкви в этот период было огромным. У нее скопились большие материальные средства. Она и выступила основным заказчиком архитектурных сооружений. [6,78]

Главной задачей строителей-архитекторов при этом было создание каменных, по большей части монастырских, храмов, отвечавших требованиям церковной  службы. Храм оказывался выражением могущества церкви и развивающихся городских  коммун, морских республик. Храм становился и центром города.

Романские храмовые постройки  отличали толстые стены, выложенные из камня или кирпича, усиленные  снаружи специальными устройствами (контрфорсами). Форма храма была простой, прямоугольных очертаний, крыша - двускатной. В мощных стенах делались узкие проемы окон. Храм был  массивен, слабо освещен извне, со скромным интерьером. Все создавало  впечатление величавости, строгости, зачастую до суровости. [2,67]

Светская архитектура  этого периода была еще скромнее. Замки и городские здания переняли кое-что от церковных строений.

На стенах романских храмов, при обилии свободных плоскостей, развились монументальная фресковая  живопись и скульптура в виде рельефов. Сюжеты изображений были религиозно-поучительными, в назидание входящим в храм. Художники  не стремились создавать иллюзию  реального мира, не искали правдоподобия  в изображении фигур, помещали разновременные события бок о бок, очень слабо использовали объемность. Но попадались верно, схваченные, художественно-выразительные детали. Хотя в целом изображения отличались наивной непосредственностью.

Кардинальное изменение  стиля, не только архитектуры, произошло  в XIII - XIV веках, когда расцвела "готика". Термин, опять-таки, условный, возникший  тогда, когда это искусство казалось варварским (искусство готов). Но к  реальному племени готов этот, северный по происхождению, стиль не имел никакого отношения. Также как  и вообще к варварству. [8,324]

Главными отличительными чертами готики в архитектуре  стало наличие в здании стрельчатых  арок и неудержимая устремленность ввысь всех форм и структурных  элементов. Готическая архитектура (и  не только она, но и мода в одежде периода) выражала чувство религиозного порыва эпохи, которая пережили массовый фанатизм крестовых походов за овладение  священной землей. В XIII-XIV вв. шел  быстрый рост процветания средневековых  городов. Творческая деятельность в  них стала определяться не только и не столько церковью, сколько  обогатившимся третьим сословием. Соборы становились гордостью именно городов, как необычные строительные сооружения с пышно расцвеченными  декоративными формами. Громадные  окна этих соборов заполнялись легким каменным переплетом, в интервалы  которого вставлялись цветные стекла. Образовалось как бы каменное кружево. Внутрь здания через витражи лились потоки разноокрашенного света. [7,287]

Фрески и рельефы, для  которых не оказалось места на стенах, заместились скульптурой, украшавшей и внутренность храма, и его фасады. В каждом из храмов было огромное количество скульптур; в некоторых - более 2-х  тысяч. Тематика скульптурных изображений  осталась религиозной с элементами мистики и фантастики. Но повышалась и роль светских сюжетов, усилилось  правдоподобие деталей, активно  использовалась объемность скульптуры. И все скульптурные изображения  в каждом храме подчинялись общему замыслу в связности символики. Каждый храм по-своему отражал в этом плане как бы общую структуру христианского мира, замысел его творца.

Замковая архитектура  стала перенимать многое от готической соборной с ее основным мотивом - устремленности в Богу, к небу, ввысь. Вертикальность средневековой культуры нашла, наконец-то, адекватное архитектурное, и вообще стилевое, воплощение.[3,71]

Не менее, если не более  чем в архитектуре, своеобразие  культуры Средневековья выразилось в литературе этого периода: в  ее разнообразных формах, в оформлении текстов и книг, в так называемой книжной миниатюре. Причем, если брать  раннее Средневековье, то литература, как и у всех "варваров" была слабо выделена из полусинкретичности народного искусства, в котором выделяют трудовые, обрядовые и календарные песни. Песни с элементами танца и театрализованного действа, когда в основе - ритм и напев, а в содержании сочетаются лирика, эпос, драма и языческая мифология. [6,255]

  1. Литература

В литературе среднего Средневековья  важнейшее место начал занимать эпос. Складываются эпические сказания, содержание которых историко-героико-мифическое, отражающее события жизни более  ранних этапов. Таковы Кельтский эпос (ирландцев, шотландцев, уэльсцев), исландский эпос. По-видимому, исполнители (и соавторы) эпических произведений, которые называются сагами (прозаические рассказы с поэтическими вставками), пользовались огромной популярностью на севере Европы. В зимнее, непроизводственное и невоенное, время их рассказы и песни были едва ли не единственным развлечением. Саги не сразу после их создания, но были записаны христианскими монахами. И уже представляли собой целые циклы сказаний о героях и сказочных происшествиях. Они содержали в себе зерна народной мудрости. В них действовали Боги и герои, среди которых особенно популярным был Сигурд. Зигфрид у германцев в их знаменитой Песне о Нибелунгах явно родствен этому герою. [5,355]

На юге Европы несколько  позже, но тоже сложились эпические  поэмы, такие как "Песнь о Роланде" (у франков), "Песнь о моем Сиде" (у испанцев). В центре повествования  были герои, боровшиеся с маврами  за христианскую веру. Прославлялись  их битвы и победы. В этих поэмах явствен и чисто средневековый мотив служения государю, беззаветной преданности, вассальной верности. В них перемешаны мифическое, сказочное и историческое; есть мотивы "драконоборчества", что-то от сюжета "спящей красавицы". В них изображаются сильные страсти, коварство, жестокость. Всем им свойственна идеализация героев и романтизация чувств.

В связи с развитием  городской жизни, появилась и  литература горожан (будущих буржуа), которые в своих прозаических рассказах (фаблио, шванки и др.) посмеивались над крестьянами, духовенством и  феодалами-рыцарями.[9.88]

В слое феодалов, с его  окружением, создавалась совершенно другая литература. В этой среде  не только воевали, но и развлекались: и на турнирах, и на пирах, где  зачастую слушали стихи поэтов, танцевали. Постепенно такое общение в присутствии  дам становилось все более  изысканным. Поэты и исполнители  стали изощряться в тонкостях  словесного и музыкально-словесного искусства. [6,44]

Настоящий расцвет рыцарская  поэзия пережила в Провансе (на юге  Франции). Известны тысячи имен провансальских поэтов, которые творили на протяжении каких-то 50 лет. Их называли трубадурами (видимо, от слова "трабор" - творить). Трубадур обязательно обладал рыцарским званием. Он непременно был влюблен и в стихах о любви прославлял даму своего сердца (впрочем, дама могла быть и выдумана). И поскольку тема была примерно одна и та же, то трубадуры изощрялись в ее разработках. Они создали рифму, создавали музыку к стихам, разрабатывали изысканные формы и жанры в поэзии. Ими были созданы жанры "альбы" (утренней песни влюбленных при расставании); серенады (вечерней песни под окном дамы); пасторали (песни пастуха и пастушки); канцоны (любовной песни); баллады (вначале плясовой песни); романса (выражавшего грусть об ушедшей возлюбленной), и т. д.

Прованс был мал, но очень  богат и имел влиятельнейших врагов. В результате противостояния Прованса и его окружения, Папа Римский  нашел в нем еретиков и объявил  крестовый поход на Прованс. Через 20 лет войн - поэзии трубадуров не стало. Но след в культуре Европы она оставила весьма заметный. [7,300]

Впрочем, не только поэзия трубадуров, но и так называемые "труверы", авторы рыцарских романов, таких  как "Окассен и Николетт", "Тристан и Изольда", и даже целых циклов романов, например, о короле Артуре и его рыцарях. В этих, очень поэтичных произведениях, развивались темы подвигов во имя возлюбленной, страстной, нежной и верной любви.

В литературе аристократов-рыцарей  и горожан, особенно в позднем  Средневековье, начало отражаться некоторое  ослабление Веры, ее расшатывание и обмирщение. Святость, патетика стали соседствовать с буффонадой. Религиозные предметы и сюжеты - становились основой для юмора и сатиры. Особенно характерной в этом плане была поэзия так называемых "вагантов" (бродяг).

2.1.Образование

В эпоху Средневековья  каждый человек должен был быть при  своем месте. Но по дорогам Европы бродило множество людей, выпавших из социальной колеи: бродяг, паломников и др. Вагант - это название, применявшееся  к монахам, покинувшим монастыри, священникам  без приходов, а, в позднем Средневековье, и к студентам, переходившим с  места на место. Вагант были именно человеком без определенного  места. Дисциплина и нравственность этих людей оставляли желать много  лучшего. Их недаром осуждали церковные  соборы. Но если ваганство среднего

Средневековья было просто сбродом людей полуграмотных из низов духовного сословия, то в позднем Средневековье этот слой существенно изменился. [1,44]

К этому времени начало цениться знание. Рыцарство и бюргерство стали активно использовать образованных людей для ведения своих дел. В ответ на потребность в образовании  развились соборные школы, а в XII-XIII веках - первые университеты Европы. Но уже в XI веке любознательные ученики  переходили из школы в школу, собирали знания, искали лучших учителей, следовали  за ними. Целью обучения было занять в обществе приличное место. Появилось  довольно много энергичных, деятельных школяров, из которых, однако, далеко не все хорошо устраивались. Часть из них скиталась в поисках мест. Причем это были часто неплохо  образованные молодые люди, знавшие  латынь, имевшие духовное звание, и, значит, - неподсудные светским судам. [6,48]

Ваганты, по-видимому, частенько  буйствовали в городах, на церковных  и иных праздниках, в трактирах, изощряясь  в самых разных вольностях. Они  были кабацкими завсегдатаями, но умевшими сочинять песни и стихи на латыни. Стихи вагантов отличались вольным языком, разнообразием размеров, свободой выражения мыслей и чувств. Они распевали свои издевательские кабацкие, попрошайные, любовные песни, многие из которых до сих пор поражают читателей поэтическим совершенством. [4,298]

Позднее Средневековье породило в литературе вершины, которые или  не вполне или совсем уже не укладываются в рамки средневековой культуры. Ярким выражением этого является поэзия Франсуа Вийона, лиценциата и магистра искусств (окончившего  Сорбонну), связавшегося с преступниками, скитавшегося по тюрьмам и дорогам  Франции. Поэзия Вийона - земная, "телесная", со смешением патетики и буффонады, трагизма и юмора, - удивительна. Она  свидетельствует о том, что средневековая  культура вышла на высокий уровень  саморефлексии:

Я знаю, как на мед садятся  мухи.

Я знаю смерть, что рыщет  все губя.

Я знаю книги, истины и слухи.

Я знаю все, но только не себя.

Ф. Вийон 

В целом эпоху Средневековья  можно рассматривать как подготовительный этап развития европейской буржуазной цивилизации и культуры, непосредственно  возникающих в позднем Средневековье с его "пламенеющей готикой" и в эпоху Возрождения.[3,436]

Заключение

Средневековая культура проявилась в обработке, оформлении, облагораживании и природы (окружающей человека среды) и самого человека. Что касается природы, то она оформлялась и в крестьянском труде (природопользовании) и в труде ремесленном, создававшем своеобразную эстетику быта, в строительстве храмов, замков (и иных сооружений), насыщении их произведениями искусства.

Информация о работе Мораль и нравственность в эпоху Средневековья