Мораль и нравственность в эпоху Средневековья

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 18:10, реферат

Краткое описание

Мораль Средних веков, по мнению большинства исследователей, - традиционна, корпоративна, сакрализована и весьма противоречива.
В этот период в Европе впервые утверждается идея духовного равенства всех людей, равенства перед Богом. Бог оказывается высшей ценностью жизни во всех отношениях, и в нравственности тоже. Средневековый человек обретает смысл жизни, который состоит в служении Богу.

Оглавление

Введение…………………………………………………..………...….…..3
1.Мораль и нравственность в Средневековье………….……………...….5
1.1. Рыцарские турниры……………………………………………….…...7
1.2. Понятие о красоте……………………………………...............….....10
1.3.Искусство…………………………………………………..…………12
2. Литература………………………………….………………….…….....15
2.1. Образование………………………..……………………………...….17
Заключение …………………………………………………………...….19
Список литературы

Файлы: 1 файл

Готовая этика.docx

— 44.44 Кб (Скачать)

Обработка человека касалась и его внешности, и поведения, и духовного мира. Разнообразие одеяний, причесок, украшений, развитие к концу  Средневековья личной гигиены, - все  это и многое другое, было моментами  и цивилизующими и окультуривающими жизнь. И, тем не менее, не это дает представление о своеобразии  именно культуры.

Для собственно культуры (высшего  уровня) характерным стало то, что  высшей ценностью жизни стал христианский Бог (вера в него), и, в то же время  высокой ценностью мог оказываться  сам верующий человек.

Действительно культурный человек  эпохи средневековья должен был  быть, во-первых, христианином, и быть неформально. То есть, он должен был  по-христиански относиться к окружающему  божьему миру и, особенно, к людям (даже если они не были христианами), и жить по-христиански добродетельно.

Во-вторых, независимо от того, к какому социальному слою он принадлежал, ему должно было быть свойственно  рыцарское отношение к миру (реализующее  рыцарский идеал), отношение Христова воина, мужественного защитника  сирых и слабых, галантного кавалера, умеющего проявить чувства любви и сострадания. При этом речь не идет о святости, об аскезе (хотя и это могло быть), как о скучной добродетели или о рациональной мужественности.

Напротив, проявления и страстного аскетизма и буйства чувств могли  быть яркими, переходящими грань допустимого, грань разумного (это не "мера" древних греков). Но нарушения христианских заповедей, рыцарских норм отношений вызывали столь же яркое искреннее раскаяние, сильные мучения совести.

В-третьих, в культурном средневековом  человеке должен был жить и художник, поэт; пусть только в восприятии эстетических и художественных явлений. Ему должно было быть свойственно  умение оценить красоту природы, поступка человека, художественную привлекательность  ремесленных творений, архитектурное  изящество, поэтичность литературных произведений. А чтобы, последнее  стало возможным, он должен был знать  языки. И не только латынь (что для  культурного человека Средних веков  стало, в конце концов, обязательным), но и языки искусств.

Разумеется, такой идеал  не мог воплощаться в конкретных людях целиком и полностью. Как  и обычно, культура в Средние века в большей мере могла реализоваться  на ее специализированном уровне - в  самопроявлении человека, реализации его способностей в "ролях" рыцаря, священника, монаха, ремесленника и т. д.

Подавляющее же большинство  населения средневековой Европы достигало лишь низшего уровня культуры в стремлении выжить, обрести устойчивость, относительный покой в жизни, гарантию хотя бы минимального вещного  и душевного благополучия. Для  массы средневековых людей было характерным то, что житейские  чувственные радости были чрезвычайно  остры и ярки на фоне общего безрадостного  существования. Поэтому особенно ценились и разные околокультурные развлекательные формы бытия: празднества, пиры, процессии, зрелища, иногда весьма сомнительные в нравственном отношении развлечения

В сравнении с более  ранними историческими этапами, Средневековье создало и новые  ценности культуры и возможности  для дальнейшего роста духовного  богатства. Хотя в эту же эпоху  уничтожались ценности античной культуры и были порождены чудовищные антикультурные явления, подготовлено многое из того, что позже стало "работать" против культуры в Европе и за ее пределами.

Список литературы

  1. Ле-Гофф Ж. Цивилизация средневекового запада. М.: Прогресс, 2009.500-с.
  2. Кузин Ф. А. Делайте бизнес красиво Этические и социально-психологические основы бизнеса М 2010.
  3. Любимова Н.Г. Менеджмент - путь к успеху М 2006
  4. Марков Б. В. Философская антропология. СПб., 2007. С.454.
  5. Мескон Майкл Основы менеджмента М 2008.
  6. Оссовская М. Рыцарь и буржуа. Исследования по истории морали. М.: Прогресс, 2008. С.588.
  7. Паркинсон С. Н Рустомджи М. К. Бизнес - это люди М 2005.400-c
  8. Семнов А. К Е. Л. Маслова Психология и этика менеджмента и бизнеса М 2009.344-с.
  9. Цит. по: Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада. М.: Прогресс, 2009. С.316.
  10. Честара Дж. Деловой этикет М 2007 .500-с.

Информация о работе Мораль и нравственность в эпоху Средневековья