Наука в эпоху средневековья

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2013 в 20:40, контрольная работа

Краткое описание

Вместе с тем преобразующее воздействие человека на природу оставалось незначительным. Вещный (несубъектный) элемент производительных сил был развит слабо: орудия труда были простейшими и как бы продолжали и дополняли естественные органы труда человека, но не заменяли их; энергетическим источником процесса труда был человек, его мускульные усилия или действия домашних животных. Товарное производство, а вместе с ним абстрактный труд и абстрактное мышление были развиты крайне недостаточно: господствовало патриархальное натуральное хозяйство.

Оглавление

Введение
Особенности средневековой духовной культуры.
1.1 Доминирование ценностного над познавательным.
1.2 Отношение к познанию природы.
1.3 Особенности познавательной деятельности.
Естественнонаучные достижения средневековой арабской культуры.
2.1 Математические достижения.
2.2 Физика и астрономия.
3. Становление науки в средневековой Европе.
4. Физические идеи средневековья.
5. Алхимия как феномен средневековой культуры.
6. Религиозная трактовка происхождения человека.
7. Историческое значение средневекового познания.
Список литературы.

Файлы: 1 файл

по КСЕ.docx

— 34.61 Кб (Скачать)

Пермский гуманитарно-технологический  институт

Гуманитарный  факультет

 

 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 по дисциплине: «Концепции современного естествознания»

на тему: «Наука в эпоху средневековья».

 

 

 

 

 

Содержание:

Введение

  1. Особенности средневековой духовной культуры.

1.1 Доминирование ценностного над познавательным.

1.2 Отношение к познанию природы.

1.3 Особенности познавательной деятельности.

  1. Естественнонаучные достижения средневековой арабской культуры.

2.1 Математические достижения.

2.2 Физика и астрономия.

3. Становление науки в средневековой Европе.

4. Физические идеи средневековья.

5. Алхимия как феномен средневековой культуры.

6. Религиозная трактовка происхождения человека.

7. Историческое значение средневекового познания.

Список литературы.

 

 

ВВЕДЕНИЕ:

 

Эпоха феодального  средневековья качественно отличается от античной. Значительные изменения произошли в сферах деятельности, общения людей, в системе духовной культуры.

Деятельность  стала более сложной, опосредованной, многозвенной, многоступенчатой; усложнилась  система ее целей, средств и результатов. Технически средневековье более  оснащено, чем античность. Для средневекового хозяйства характерно наличие орудий труда, состоящих из многих элементов (плут, охотничьи западни, мельницы, метательные устройства и др.); широко распространен хозяйственно-культурный тип пашенных земледельцев, синтезирующих  ручное земледелие и животноводство; разнообразны отрасли домашнего  производства, ремесел, лесных промыслов  и др.

Качественные  сдвиги претерпела и сфера общения  людей. Природно-определенные связи  между людьми (кровно-родственные, территориальные и др.) преобразовываются и приобретают характер межличностных отношений. Межличностный тип социальных отношений в течение всего докапиталистического периода продолжает господствовать, сосуществуя с социально-классовыми отношениями. Именно господство межличностных отношений порождало сословный характер феодального общества. Сословный статус личности определял не только ее место и роль в обществе, ее правовое и имущественное положение, но и ее сознание, мировосприятие.

Вместе  с тем преобразующее воздействие  человека на природу оставалось незначительным. Вещный (несубъектный) элемент производительных сил был развит слабо: орудия труда  были простейшими и как бы продолжали и дополняли естественные органы труда человека, но не заменяли их; энергетическим источником процесса труда был человек, его мускульные усилия или действия домашних животных. Товарное производство, а вместе с ним абстрактный  труд и абстрактное мышление были развиты крайне недостаточно: господствовало патриархальное натуральное хозяйство.

 

 

1. ОСОБЕННОСТИ СРЕДНЕВЕКОВОЙ  ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ

 

1.1 Доминирование ценностного над познавательным

 

Привязанность к земле, малая подвижность населения, подчиненность образа жизни ритмике  природных процессов, слабость связей общения – все это определяло значительную слитность человека и  природы. Духовная культура несет в  себе еще весомые моменты первобытного мифологизма. По-прежнему человек в своем сознании наделял себя природными качествами, а природу – человеческими. Так, человек и место его жительства мыслились как нечто нераздельное, а восприятие человека другими людьми существенно зависело от места его обитания, видение мира опосредовалось чувственно-эмоциональным отношением к своему дому, к своей усадьбе, к семье, к общине.

Стержнем  средневекового сознания явилось религиозное  мировоззрение, в котором истолкование всех явлений природы и общества, их оценка, а также регламентация  поведения человека обосновываются ссылкой на сверхъестественные силы, которые полностью господствуют над материальным миром, способны по своему произволу как угодно изменять ход естественных событий и даже творить бытие из небытия. Высшей сверхъестественной силой выступал Бог.

Средневековое сознание было ориентировано преимущественно  на межличностные отношения. Но в  их отношении и воспроизведении  преобладают эмоциональные стороны, факторы сознания. Этим объясняется доминирование в средневековом сознании ценностно-эмоционального отношения к миру над познавательно-рациональным.

Знание  рассматривалось не как главная  цель духовной деятельности, а как  некоторый ее побочный продукт. Религиозное  удвоение мира в сознании на земной и небесный предполагало возможность приобщения к миру «по ту его сторону». Способом такого приобщения считались не знания, а вера.

 

1.2 Отношение к познанию  природы

 

Выделяя себя из природы, но не противопоставляя себя ей, средневековый человек не сформулировал еще своего отношения к природе как самостоятельной сущности. В качестве определяющего выступает у него отношение к Богу, а отношение к природе вторично и производно от отношения к Богу. Здесь знание природы подчинено «чувству божества». Природа рассматривалась как сфера, созданная, творимая и поддерживаемая всемогущим и всевидящим божеством, абсолютно зависящая от него; своими предметами, их поведением реализующая его волю во всем (в том числе и в отношении воздействия на людей, их судьбу, социальный статус, жизнь и смерть). Природа – проводник воздействия на людей божьей воли, вплоть до того, что она есть и средство их наказания.

Для средневекового человека природа – это мир  вещей, за которыми надо стремиться видеть символы Бога. Поэтому и восприятие природы раздваивалось на предметную и символическую составляющие.

Средневековое сознание не ориентировано на выявление  объективных закономерностей природы. Его главная функция – сохранение ценностного равновесия человека и  мира, субъекта и объекта. В нем  слабо развиты познавательные средства вообще и познавательные средства выражения  нового в частности.

 

1.3 Особенности познавательной  деятельности

 

Познание  мира, производство нового знания –  историческая необходимость. Поэтому  и в консервативном средневековом  феодальном обществе складываются традиции познавательной деятельности. Они соответствовали  трем основным моментам реального процесса познания: коллективный характер субъекта; предметно-преобразовательное отношение  субъекта к объекту; чувственный  контакт субъекта с объектом. Эти  три закономерности познавательной деятельности определили формирование средневековых традиций познания, опирающихся  на принципы:

    • авторитета – авторитет, предание (схоластико-умозрительная традиция);
    • ритуала – предметно-преобразовательное, рецептурно-манипуляционное начало (герметическая традиция);
    • личного опыта – личный опыт выступал базисомэмпирической традиции.

Схоластическая традиция. Авторитарность выступала опорой в таких формах познания, которые требовали для себя теоретико-рефлексивной деятельности, - в богословии, философии, математике и др. Авторитарность проявлялась в комментаторском характере познания и обучения, выработке процедур простейшей систематизации и логической упорядоченности знаний, накопленных предшествующими поколениями. На такой основе складывается схоластика, главным вопросом которой был вопрос о том, что в реальном бытии соответствует общим понятиям человеческого разума – добру, злу, истине, Богу, времени и др.

Герметическая традиция. В эпоху средневековья все формы человеческой деятельности и общения были пронизаны ритуалами. Все формы действий людей, включая коллективные, строго регламентировались. Магические, обрядовые и ритуальные действия рассматривались как способ влияния на природные и божественные стихии. С ними связывались надежды на дополнительную сверхъестественную помощь со стороны «добрых» сил и ограждение от «злых». Точное соблюдение ритуально-магических действий, обычаев, праздников, исполнение разного рода заклинаний, просьб – считалось необходимым условием благоприятного исхода деятельности.

На ритуальной основе возникает средневековая  герметическая традиция, воплощавшаяся  в алхимии, астрологии, каббале и  др. Ориентированная на предметное созидание качественно нового, эта  традиция опиралась на своеобразные мировоззренческие представления: взаимосвязь всего со всем; неразличимость взаимосвязи, взаимодействия и взаимопревращения; тождество, взаимопревращение макрокосма и микрокосма; биологизация мира (т.е. мир рассматривался как живой организм, в котором части представляли и заменяли собой целое); безграничные возможности влияния на события потустороннего мира со стороны не только Бога, но и некоторых избранных людей (с помощью Бога либо другой сверхъестественной силы); убеждение в том, что влиянием на часть можно изменить целое; сущность вещи усматривалась в ее производстве, как сущность земного мира в его творении Богом; познать вещь означало прежде всего ее создать.

Герметическая традиции нашла свое яркое и контрастное  вопложение прежде всего в алхимии, а также в медицине, астрологии к других формах средневековой культуры.

Опытно-эмпирическая традиция. Личный опыт был и точкой отсчета, и критерием истинности, и основой композиционной структуры текста, а также доверия аудитории в прагматически ориентированных сферах деятельности — в политике, производстве, праве, в стихийно-эмпирическом познании природы, некоторых жанрах литературы. Традиция стихийно-эмпирического познания природы, начиная с XIII в., постепенно развивается в систему естественно-научного познания, под влиянием, в частности, естественно-научных произведений Аристотеля.

Одним из самых значительных представителей этой традиции называют Роберта Гроссетеста — автора трактатов, в которых естественно-научное содержание уже преобладало над теологическим и философским. Его интересы концентрировались вокруг вопросов оптики, математики, астрономии. Он рассуждал о свойствах звуковых колебаний, морских приливов, преломления света и др. В его работах содержатся зачаточные формы будущей методологии классического естествознания.

 

 

2. ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНЫЕ ДОСТИЖЕНИЯ СРЕДНЕВЕКОВОЙ АРАБСКОЙ КУЛЬТУРЫ

 

По-разному  сложились исторические судьбы Западной и Восточной Римской империи. Социально-экономический и культурный уровень стран Восточного Средиземноморья, Ближнего Востока (большее их число  входило в состав Византийской империи) в эпоху раннего средневековья (вплоть до второй половины XII в.) был выше, чем стран Европы. В VII в. на обширных территориях Ближнего и Среднего Востока возникает централизованное арабское государство — Арабский Халифат. Формирование из ранее разрозненных областей единой политической системы на новой феодальной основе и быстрый рост экономики создали благоприятные условия для развития на средневековом Востоке науки и культуры.

Объединенные  политически и экономически, связанные  единством религии и языка (арабский язык стал не только государственным, но и языком науки и культуры), народы Ближнего и Среднего Востока  получили возможность более свободного обмена духовными ценностями. Благодаря  интенсивной переводческой деятельности уже в IX в. в арабоязычном мире были изданы все главные произведения научной мысли античности.

Большое распространение на Востоке получили произведения Аристотеля. Вершиной арабоязычного аристотелизма стало творчество Ибн-Рушда, интерпретировавшего труды Аристотеля в духе материализма и пантеизма.

Ибн-Рушд разработал также «теорию двух истин» — научно-философской и теологической. Как наука (философия), так и религия (теология) размышляют прежде всего о Боге — первой и высшей причине всего существующего и познаваемого. Но они совершенно различны по способу своих разъяснений. Более совершенный способ дает наука (и философия), опирающаяся па логику и доказательства. Религия (и теология) дает образное, чувственное познание, представление Бога, содержащее множество логических противоречий. Теория «двух истин» способствовала утверждению философских предпосылок естественнонаучного познания.

 

2.1 Математические достижения

 

Арабы существенно  расширили античную систему математических знаний. Они заимствовали из Индии  и широко использовали десятичную позиционную  систему счисления. Она проникла по караванным путям на Ближний Восток в эпоху Сасанидов (224-641), когда  Персия. Египет и Индия переживали период культурного взаимодействия. И уже из арифметического трактата аль-Хорезми «Об индийских числах», переведенного в XII в. на латынь, десятичная система стала известна в Европе.

Получила  также значительное развитие (свойственная еще Древнему Востоку) традиция создания новых вычислительных приемов и  алгоритмов. Так, например, аль-Каши с помощью вписанных и описанных правильных многоугольников вычислил число π до 17 верных знаков.

Развивались методы приближенного извлечения корней. Например, такой известный в древности  прием:

 

√q = √(T² + r) ≈ T + r/(2T +1),


 

где Т— целое, был распространен на случай любого натурального показателя корня:

 

ⁿ√X ≈  T + r ∕ ((T+1)ⁿ – Tⁿ).

 

Известен  им был и метод вычисления корней, который ныне называется методом  Руффини - Горнера: если

 

 

ⁿ√q = a, b, c... ,

 

то последовательное вычисление знаков корня связано  с отысканием разностей

Информация о работе Наука в эпоху средневековья