Морские путешествия эпохи Средневековья

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 14:01, контрольная работа

Краткое описание

Цель выбранной мною работы заключается в изучении завоевания и открытия новых земель, нанесения географически важных населенных пунктов, освоение мореходства.
Для изучения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
Изучить первые плавания людей,
Рассмотреть достижения викингов,
Исследовать морские пути.

Оглавление

Введение 3
1. Зарождение морских путешествий. Первые плавания св. Брендана. 4
2. Путешествия жителей Скандинавского и Ютландского полуостровов. 7
3. Географические достижения викингов. 11
4. Развитие экономического и культурного хозяйства. 14
Заключение 18
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Морские путешествия эпохи Средневековья.doc

— 704.00 Кб (Скачать)

Министерство  образования и  науки РФ

Государственного  образовательного учреждения высшего

профессионального образования

Рязанский государственный  университет им. С.А. Есенина 
 

Естественно – географический факультет

“Кафедра  экономической социальной географии и туризма” 
 
 
 
 
 
 

Контрольная работа по теме : “ Морские путешествия эпохи Средневековья“. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                                                           Выполнила студентка

                                                                                             1 курса

                                                                                Пирогова М.С.

                                                                                    Проверил доцент

                                                                                 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Рязань 2011

   Содержание 

   Введение                                                                                                                   3

   1. Зарождение морских путешествий. Первые плавания св. Брендана.             4

   2. Путешествия жителей Скандинавского и Ютландского полуостровов.       7

   3. Географические достижения викингов.                                                         11

   4. Развитие экономического и культурного хозяйства.                                     14

   Заключение                                                                                                             18

   Список  использованной литературы                                                                   19

   Приложение                                                                                                            20 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   Введение 

   Тема  контрольной работы - морские путешествия эпохи Средневековья.

   На  мой взгляд эта тема актуальна  и по сей день, потому что интересно  узнать о том, как же зарождались  путешествия по морским путям. Одними из основоположников морских экспедиций в эпоху Средневековья были ирландские монахи. Руководствуясь тем, что христианская вера является путем к спасению, они встали на путь миссионерства.

   Актуальность  данного исследования связана с  необходимостью изучения зарождения морских  путешествий в эпоху Средневековья.

   Цель  выбранной мною работы заключается  в изучении завоевания и открытия новых земель, нанесения географически важных населенных пунктов, освоение мореходства.

   Для изучения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:

  1. Изучить первые плавания людей,
  2. Рассмотреть достижения викингов,
  3. Исследовать  морские пути.

   Для реализации поставленной цели мною будут  использованы следующие методы: историко – географический, литературный, анализирующий.

   В качестве научной базы в данной работе использованы научные труды, учебная  литература, справочная литература, а  также интернет ресурсы. 
 
 
 
 
 
 
 
 

   1. Зарождение морских путешествий. Первые плавания св. Брендана. 

   Признанным  мореходом VI в. считается по традиции св. Брендан — покровитель Ирландии. О его странствиях сложены  саги, которые были необыкновенно  популярны в средние века. Согласно легендам св. Брендану было видение в виде голубя, указавшего путь к неизвестному острову, после чего святой дал обет обратить в христианство язычников неизвестных земель. 

   Св. Брендан совершил два плавания: “Первый раз он отправился в открытое море на плоту... из надутых шкур, но Бог покровительствовал ему, и плавание закончилось благополучно. Во второе путешествие св. Брендан отправляется уже на лодке. Во время странствий по океану Брендан сталкивается со множеством чудес. Так, в канун праздника Пасхи Брендан со своими спутниками высаживается на остров. После прочтения благодарственных молитв путники разводят костер, чтобы согреться и приготовить еду. Но вдруг остров приходит в движение: он оказывается огромным китом Яскониусом. Путешественников охватывает паника, они понимают, что если кит нырнет, то все погибнут. Но Брендан остается абсолютно спокойным, он вверяет всех в руки Бога и начинает служить мессу. И гигантское чудовище было укрощено «посредством молитвы», прочитанной Бренданом. Чудесным образом исчезли громадные волны, поднятые движением кита, и бурные водовороты, море успокоилось.

   Дьявол, искушая Брендана, отправляется вместе с ним в преисподнюю, чтобы  продемонстрировать ему муки ада. Один из монахов также выказывает большое  желание побывать в «стране теней». Но для того, чтобы вернуть этого монаха обратно к жизни, пришлось святому совершить чудо его воскрешения.” Саги повествуют о том, что Брендан сумел обратить в христианство встреченного на одном из отдаленных островов великана-язычника. Кроме того, ему в пути встречались такие необычные явления, как ужасающая мышь, огромный кот и полупрозрачные острова. Но, преодолев все преграды, судно Брендана пристает к явленному ему в видении острову. По всей вероятности, под этим островом духов-птиц ирландцы подразумевали Землю обетованную. 

   В настоящее время ирландскими  учеными и любителями путешествий  была сделана попытка реконструировать плавание св. Брендана. По старинным  рисункам была построена лодка, подобная той, на которой плавал святой. (рис.1)

     На ней и состоялось путешествие  от берегов Ирландии до побережья  Америки. И некоторые из «чудес»  нашли свое естественное объяснение. Айсберги и их полупрозрачные  осколки вполне могли восприниматься  членами экспедиции Брендана  как «полупрозрачные острова». Разумеется, во времена Брендана было больше китов, так как эра китобойного промысла, которая поставила некоторые из видов этих животных на грань вымирания, еще не началась. Можно смело предположить, что никто из спутников св. Брендана раньше не видел вблизи этих гигантов, поэтому и возникло сравнение кита с островом. Шумные «птичьи базары», где гнездятся сотни тысяч птиц, стали, по всей вероятности, прообразом острова духов-птиц. (1, с. 34) 

   Можно сделать вывод, что Плавание св. Брендана было одним из первых, которое указало путь европейцам на запад через океан. Спустя несколько веков по этим морским дорогам отправятся ладьи викингов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   2. Путешествия жителей Скандинавского и  Ютландского полуостровов. 

   Огромную  роль в развитии западноевропейской средневековой цивилизации сыграли путешествия жителей Скандинавского и Ютландского полуостровов. Во Франции их называли норманнами (северные люди), в Англии — датчанами (независимо от того, были ли они из Дании или Норвегии), в Ирландии — финн-галлами (светлые чужеземцы — норвежцы) и дубгаллами (темные чужеземцы — датчане), в Византии — варангами, на Руси — варягами, а арабы — мадхусами (языческие чудовища).

   Субцивилизация  викингов существовала с середины VIII до начала XII в.

   Норманны были искусными мореходами. Само слово «викинг» переводится с древненорвежского как «залив» или «бухта», таким образом, викинги — это те люди, которые держали свои корабли в бухтах. Скандинавское выражение «податься в викинги» означало путешествие в поисках богатства и славы. (1, с. 46)

   У норманнов были прекрасные суда типа река-море. Конечно, ладьи были различного размера. Но они не превышали в  длину 30 м, а в ширину 4,5 м. На кораблях было от 30 до 70 гребцов. Ладьи имели  палубу и руль. На подобных кораблях викинги совершали многодневные плавания в океане, и в то же время могли заходить в мелководные реки, так как осадка ладей была небольшая. Навигационных приборов викинги не знали. В открытом море они ориентировались по звездам и Солнцу. Определить свое местоположение им помогала также глубина и температура воды в океане. Кроме того, они изучили поведение рыб, морских животных и птиц, что также не давало им заблудиться. Известно, что когда викинги плыли к Гренландии, они ориентировались в пути по движению косяков рыбы — трески и сельди. Много практических знаний содержится в скандинавских сказаниях — сагах.

   Норманнов привлекали богатые торговые города Европы. В то время у европейцев не было регулярных армий, поэтому они  оказались практически бессильными  перед опустошительными набегами викингов. От нападений викингов страдали не только прибрежные города, но и такие, которые находились далеко от моря: Париж, Тулуза, Севилья. Откупиться от норманнов было невозможно: они с удовольствием брали выкуп, но вскоре возвращались и требовали увеличить его. Викинги представляли собой истинное бедствие для Европы. В церквах даже появилась специальная молитва: «Боже, спаси нас от норманнов...». Но и она не помогала. В 843 г. в праздник св. Иоанна в Нантском соборе прямо во время службы викингами были убиты епископ, духовенство и даже часть горожан. В 858 г. норманны на Пасху вторглись в собор Сен-Жермен-де-Пре, надругавшись над святынями.

   Но  нельзя преувеличивать норманнскую  опасность. Разорительные грабежи  викингов служили иногда поводом для монастырей, которые чаще всего и подвергались им, в просьбах о дополнительных привилегиях или земельных пожалованиях. В Пикардии, славившейся образцовыми монастырями, в хрониках за 835—935 гг. из 55 известных документов только два констатируют ущерб от норманнов. В целом хроникальные упоминания о норманнах сухи, кратки и немногочисленны.

   Викинги атаковали даже некоторые населенные пункты и на побережье Северной Африки. В 911 г. вождю викингов Роллону были отведены франкским королем Карлом Простоватым земли  поселения в окрестностях города Руана. Эта территория и до сегодняшнего дня носит название Нормандия. Экспансионизм викингов переживал бум в IX —XI вв. К 869 г. датский флот завоевывает значительную часть Англии. И хотя английский король Альфред Великий сумел остановить натиск норманнов и потеснить их, но на территории Британского острова была узаконена довольно обширная «область датского права», где датчане могли жить по своим законам и обычаям. Английский престол неоднократно принадлежал датским королям: Свену Вилобородому, Кну-ду Великому, а впоследствии королем Англии становится герцог Нормандии Вильгельм, вошедший в историю Англии как Вильгельм Завоеватель.

   Викинги создают два государства на юге  Европы: герцогство Апулию на юге Италии, а также королевство Сицилию. А династия Рюриковичей, чьим основателем был варяг Рюрик, просуществовала на Руси с 862 по 1598 г.

   Феномен викингов базировался на пассионарном всплеске этого народа. Тяга к расширению жизненного ареала не могла основываться только на росте населения. Викингам принадлежат две бесспорные заслуги общецивилизационного значения. Первая заслуга в том, что они сумели вывести европейскую торговлю из тупика, что было вызвано арабскими завоеваниями и захватом арабами основных межконтинентальных торговых путей. Норманны не были обычными разбойниками, они представляли собой прообраз буржуазии индустриального общества. Им необходимо было расширять свои рынки. Поэтому они прилагают максимум усилий, чтобы периферийные торговые пути, используемые восточными славянами и соединявшие посредством рек Балтийское море с Черным и Каспийским, стали столбовыми дорогами торговли Европы и Азии. Но тактико-стратегическая линия норманнов на востоке была совершенно иной, чем на западе.

   Завоевать территории, на которых жили восточные славяне, было невозможно, исходя из их размеров и отсутствия дорог. Кроме того, викинги были бы истреблены славянами партизанскими методами, даже если бы и разбили их объединенные силы в генеральном сражении. «Натиск на восток» викинги блестяще осуществили, «экспортировав» на Русь одного из своих конунгов (князей) — Рюрика, который сумел не нарушить классо- и политогенез славян, возглавив зарождавшееся государство.

   Киевская  Русь стала основным транспортным торговым узлом Посредством путей «из варяг в греки» и «из варяг в персы» оживилась торговля с Византией, известно, что викинги торговали даже в Багдаде. Торговля с Константинополем, который викинги называли Миклагардом — «Великим городом», носила с конца IX в. регулярный, а не эпизодический характер. Об этом свидетельствует и подробное описание пути «из варяг в греки», которому посвящена глава «О росах, отправляющихся с моноксилами из России в Константинополь» трактата византийского императора Константина VII «Об управлении империей». Путешествие по Днепру излагается особенно подробно, а вот путь от Дуная до Месемврии, который был прекрасно знаком ромеям (жителям Византии), представляет собой лишь сухой перечень географических названий.

Информация о работе Морские путешествия эпохи Средневековья