Морские путешествия эпохи Средневековья

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 14:01, контрольная работа

Краткое описание

Цель выбранной мною работы заключается в изучении завоевания и открытия новых земель, нанесения географически важных населенных пунктов, освоение мореходства.
Для изучения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
Изучить первые плавания людей,
Рассмотреть достижения викингов,
Исследовать морские пути.

Оглавление

Введение 3
1. Зарождение морских путешествий. Первые плавания св. Брендана. 4
2. Путешествия жителей Скандинавского и Ютландского полуостровов. 7
3. Географические достижения викингов. 11
4. Развитие экономического и культурного хозяйства. 14
Заключение 18
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Морские путешествия эпохи Средневековья.doc

— 704.00 Кб (Скачать)

   Таким образом, в значительной степени  благодаря походам викингов в конце I тыс. было создано единое европейское экономическое пространство. (2, с. 34) 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   3. Географические достижения викингов. 

   Вторым  достижением викингов были их географические открытия.

   С конца VIII в. норвежские флотилии, которые насчитывали до нескольких десятков кораблей, устремились через Северное море на запад. Через хорошо известные им еще с глубокой древности Шетлендские острова, которых можно достичь при попутном ветре и хорошей погоде всего за сутки, они двинулись к Оркнейским, Фарерским и Гебридским островам. Эти острова были превращены викингами в плацдармы для их дальнейшей колонизации. Открыв Ирландию, они начинают создавать там свои укрепления, названные лонгфортами, некоторые из них дали начало таким городам, как Дублин, Уэксфорд, Корк и др. Лонгфорты, превра­щая в крупные торговые центры, приносили Ирландии богатство и процветание. Ирландцы, испытывая гнет викингов, неоднократно нападали на них (наиболее крупные битвы были в 960 и 1011 гг.), но никогда не уничтожали лонгфорты и не выгоняли викингов со своей территории, понимая, что их торговля является основой экономики Ирландии.

   Шетлендские и Фарерские острова становятся вскоре перевалочными пунктами в  поисках новых земель, пригодных  для жизни на западе.

   Согласно  легенде, Исландия была открыта в 860 г. Норвежцем Наддодом, чей корабль  сбился с курса и пристал к  незнакомым берегам. Вскоре здесь появляются переселенцы из Скандинавии, которые посчитали, что климат южных районов Исландии очень схож с климатом их родины, что позволило им заниматься хорошо известными видами хозяйственной деятельности. Колонисты не теряли связи со Скандинавией и торговали также и с другими народами континентальной Европы и населением Британских островов. (3, с. 34)

   В 900 г. шторм стал причиной открытия Гренландии. Корабль, возглавляемый Гуннбьёрном  и направляющийся из Норвегии в Исландию, был отброшен к незнакомым берегам. Но исследовал Гренландию и основал там колонии на южном и юго-западном побережье знаменитый авантюрист Эрик Рыжий. Согласно саге, он был вынужден эмигрировать в Исландию из родных мест «из-за убийств, совершенных им в распре». Но и в Ирландии, на местном тинге (народном собрании) он был объявлен вне закона. Он был вынужден снарядить корабль для дальнего морского плавания, и, подаваясь в очередной раз «в бега», объявил провожавшим его, что «хочет искать ту страну, которую видел Гуннбьёрн». Эрик Рыжий нашел эту страну. В течение трех лет он исследовал ее побережья.

   Для того чтобы привлечь переселенцев, он даже назвал эти не очень приветливые  земли Зеленой Землей (Гренландией). В 985 г. первая партия переселенцев на 25 кораблях отправилась из Исландии на новые земли. Но лишь 14 кораблей сумели добраться до Гренландии, остальные или затонули во время шторма, или по­вернули обратно в Исландию.

   Переселенцы занимались в Гренландии земледелием  и скотоводством. Известно, что там  даже разводили крупный рогатый скот. Надо отметить, что климат в то время был в том регионе несколько мягче, чем в наши дни. Но основными занятиями колонистов был морской промысел на китообразных, а также на пушных зверей. Экспортировали они в Европу и охотничьих птиц -соколов, а оттуда получали продовольствие, которого все же не хватало, металл и древесину.

   Потомки викингов были вытеснены из Гренландии спустя почти 400 лет коренными жителями этого острова — эскимосами. Это  произошло вследствие того, что климат стал более холодным, и эскимосы стали мигрировать в южные районы, занятые переселенцами. Начались вооруженные столкновения. Эскимосы были многочисленнее и постепенно отвоевывали все новые и новые земли. Колонисты из-за нехватки продовольствия стали болеть цингой и рахитом. Почти все, кто мог, стали возвращаться в Исландию. В 1000 г. сын Эрика Рыжего Лейф Эйриксон открыл Америку. На этот раз открытие новых земель не было случайным. Еще в 985 г. один из кораблей, руководимый Бьярни, плывший из Исландии в Гренландию был отнесен далеко на запад, но моряки сумели все же приплыть обратно в Гренландию, где рассказали о новой чудесной земле, покрытой густыми лесами.

   Экспедиция  Лейфа Эйриксона достигла берегов  Америки. Лейф отправился всего на одном  корабле с командой из 35 человек, «среди них был один южанин, звали его Тюркир». Они делали остановки на Баффиновой земле, которую назвали Хеллуланд — «Земля Каменных плит», на полуострове Лабрадор, которому дали имя Маркланд — «Лесная страна», и, наконец, в районе острова Ньюфаундленд или Новой Англии, что получило название Винланд — «Земля винограда». Здесь Тюркир нашел виноградную лозу, так как он ведь «родился там, где вдоволь и виноградной лозы, и винограда». (5, с. 4)

   В Винланде норвежцы зазимовали. Вскоре после возвращения в Гренландию было решено колонизировать и эти земли. Группа переселенцев, возглавляемая братом Лейфа Эйриксона, прибыла в Винланд и даже поселилась в тех домах, которые викинги себе построили для зимовки.

   Но  дружественные отношения с аборигенами  у переселенцев не сложились. Это даже следует из того, что викинги назвали их «скраелингами» — негодяями. Викинги бежали. И хотя были предприняты еще пять экспедиций в Винланд, большинство из которых было под руководством членов семьи Лейфа Эйриксона, но они также окончились неудачей из-за столкновений с индейцами. Память о великих морских походах норманнов сохранилась в «Саге о гренландцах», «Саге об Эрике Рыжем», «Саге о Гисли» и др. (7, с. 48)

   Можно сделать вывод, что открытие Винланда викингами со временем было забыто, но открытие и колонизация Гренландии, Исландии, освоение Северной Атлантики благодаря неуемной жажде путешествий норманнов вовлекли эти территории в общеевропейское экономическое и культурное пространство. 
 
 
 
 

   4. Развитие экономического и культурного хозяйства. 

   Торгово-транзитное господство викингов постепенно сменяется  доминированием в европейских северных морях объединением купцов, которое  получило имя Ганза.

   Ганза (союз) возникает в Германии в XII в. В этот период связь городов с  центральной властью ослабела. Императорская власть оказалась не в состоянии оградить города от произвола князей, обеспечить безопасность сухопутных и морских торговых путей, а также защитить немецких купцов за границей. Поэтому городам ничего не оставалось, как самостоятельно отстаивать свои интересы, сплотившись. Постепенно Ганза превратилась в огромного международного торгового «монстра», охватывавшего к началу XV в. около 160 городов Северной и отчасти Центральной Германии, а также ряд западнославянских городов. Ганзейские купцы, подобно итальянским купцам Генуи, Венеции, монополизировавшим морскую торговлю в Южной Европе, стали доминировать на морских путях европейского Севера.

   Немецкое  купечество, проникнув в сферу  балтийской торговли (Dominium maris Baltici), превратилось в посредника между Западом и Русью. Причем проникновение в русские земли носило не только торговый, но и военно-колонизационный характер. Если Первоначально колонизация представляла собой феодально-дворянские вторжения, то со второй половины XII в. она все больше стала приобретать черты переселенческого движения, в котором принимали участие крестьянские массы, ремесленники и купцы из различных областей Германии. Переселенцами возводились новые города, как правило, на месте бывших славянских поселений которые и получили названия «вендские» города, т.е. города, расположенные на земле венедов, как немцы называли славян. Это такие города, как Росток, Любек, Висмар и др. Морские торговые пути любекского купечества первоначально были устремлены к шведскому острову Готланду, на котором, из-за его географического расположения «в центре моря» была сосредоточена балтийская торговля. Связи с этим торговым центром стали регулярными после подписания в 1163 г. двустороннего соглашения о беспошлинной торговле. Столица острова — Висбю — вскоре была превращена немецкими купцами в торговый и колонизационный плацдарм для освоения как акватории Балтики и Северного моря, так и близлежащих территорий. Именно в это время и создается Товарищество посещающих Готланд купцов Римской империи — Ганза. (4, с. 434)

   После того как Готланд был заполонен  немцами (и не только купцами), их интересы стали обращаться в сторону Новгорода. Ив 1184 г. в Новгороде возникает  их фактория, которая стала называться Немецкий двор или Двор св. Петра.

   Торговля  в то время носила сезонный характер. Немецкие купцы приплывали в Новгород дважды в году. С осени до весны торговали «зимние гости», а во время навигации — «летние гости». Надо отметить, что это были исключительно морские купцы. Сухопутная торговля стала развиваться только с XIII в., и приезжавшие через Псков немецкие торговцы назывались сухопутными гостями.

   К началу XIII в. ганзейские купцы стали  проникать в земли ливов и  пруссов, торгуя с ними с середины XII в. Без флота Ганзы и их финансовой поддержки крестоносцы не смогли бы завоевать эти территории. После захвата сюда хлынули толпы крестьян из Вестфалии. Рига, основанная крестоносцами в 1201 г., превра­щается ганзейцами в форпост на Балтике. Вскоре были заложены и другие города: Кенигсберг, Мемель, также ставшие крупными торговыми центрами Ганзы.

   В Норвегии вендские купцы обосновались с конца XIII в. Очень скоро ганзейцы полностью вытесняют с норвежского  рынка англичан, голландцев и фламандцев. Норвегия стала использоваться как  плацдарм для плаваний в Англию.

   А датчане сумели оказать действенное  сопротивление ганзейцам. Они отстояли и свое полное право на владение «балтийскими воротами» — проливом Зунд, а также богатейшими сельдяными ловами у полуострова Сконе. Вендские купцы смогли лишь поддерживать партнерские отношения с датчанами.

   Проникнув на английский рынок в самом начале XIII в. и столкнувшись с конкурентами из Кельна, Саксонии и других немецких земель, ганзейцы принимают вызов  и вскоре добиваются у английского  правительства привилегий для себя. Во многих английских городах появились их фактории: в Бостоне, Ньюкасле, Инне и др.

   К концу XIII в. Ганза охватила своей  посреднической торговлей весь Балтийско-Североморский  регион: от Новгорода до Лондона  и от Бергена до Брюгге. Ганзейское купечество следовало по морским путям, которые были освоены еще в VIII — IX вв. викингами, а также славянскими и фризскими купцами. Не последнюю роль в столь успешном овладении морской торговлей играло то обстоятельство, что вендские купцы ввели в обиход коггу — наиболее вместительное и устойчивое по тем временам морское судно. Она могла вместить, «кроме экипажа, 100 вооруженных воинов, 20 лошадей и одно стенобитное орудие, т.е. по грузоподъемности в два-три раза превосходила показатели всех современных ей судов и как нельзя лучше соответствовала нуждам оптовой торговли на дальние расстояния».

   Магистральным направлением ганзейской торговли был  путь, соединявший Новгород с Западной Европой. Главным перевалочным пунктом  был Любек. Сюда прибывали товары, предназначенные для Запада: меха, воск, жир, кожи, лен, которые доставлялись из Новгорода; из Пруссии везли янтарь и зерно; из Швеции — железо и медь, грубое сукно, масло, лес; из Норвегии и Дании поступала рыба; из Поэльбья — лен и зерно. Пережив период расцвета, Ганза с начала XV в. постепенно стала приходить к упадку. Хотя на протяжении XV в. и продолжался рост ее товарооборотов, но уже не столь стремительно как раньше. На морскую арену выходят нидерландские и английские купцы. Усилилось пиратство, делающее часто торговлю не рентабельной. Свой вклад в уничтожение ганзейского союза внесла и Дания. Ганзейский союз сыграл позитивную роль, приняв эстафету от викингов. Вендские купцы сумели создать единое экономическое пространство, объединив все прибрежные государства Северной и Северо-Восточной Европы. Ими были воссозданы и освоены морские пути в Балтийском и Северном морях, основаны десятки прибрежных городов. Торговые морские путешествия стали естественной частью жизни для народов, населявших эти территории в Средневековье. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   Заключение 

   В результате проведенного анализа мною были сделаны следующие выводы:

   1. Плавание св. Брендана было одним из первых, которое указало путь европейцам на запад через океан. Спустя несколько веков по этим морским дорогам отправятся ладьи викингов.

   2. Феномен викингов базировался на пассионарном всплеске этого народа. Тяга к расширению жизненного ареала не могла основываться только на росте населения. Викингам принадлежат две бесспорные заслуги общецивилизационного значения. Первая заслуга в том, что они сумели вывести европейскую торговлю из тупика, и вторая они прилагают максимум усилий, чтобы периферийные торговые пути, используемые восточными славянами и соединявшие посредством рек Балтийское море с Черным и Каспийским, стали столбовыми дорогами торговли Европы и Азии.

   3. Открытие и колонизация Гренландии, Исландии, освоение Северной Атлантики благодаря неуемной жажде путешествий норманнов вовлекли эти территории в общеевропейское экономическое и культурное пространство.

Информация о работе Морские путешествия эпохи Средневековья