- Урбанизация
и её влияние на
общество.
Урбанизация
– это процесс ХХ века. Рост крупных
городов был обусловлен развитием крупной
машинной индустрии и необходимостью
создать инфраструктуру, обеспечивающую
всёвозрастающие количества рабочей силы
(образование, медицина, система релаксации,
обеспечения быта и т.д.). В результате
крупные предприятия требовали в города
всё больше людей для своего обслуживания.
В начале ХХ века было всего несколько
крупных городов (с населением свыше 1
млн. человек). К 60 гг. ХХ века крупных городов
было свыше полутора сотен, росли они очень
бурно, счёт населения шёл на миллионы.
Темпы прироста городского населения
оставались очень высокими всю вторую
половину ХХ века. Города с населением
в несколько миллионов человек получили
название мегаполисов.
- В сельской местности
господствует многопоколенная семья,
она, как правило, ведёт совместное хозяйство.
Передача традиционных ценностей осуществляется
естественным образом в повторении образа
жизни предшествующего поколения. В городе
господствует нуклеарная семья (родители
+ дети), которая демонстрирует гораздо
большее разнообразие моделей поведения.
Это будет зависеть от уровня образования
родителей, материального достатка, социальных
предпочтений.
- В сельской местности
очень сильны механизмы наблюдения за
поведением людей в общине. Каждый считает
себя ответственным за поведение другого.
В городе – относительная анонимность
поведения, ощущение относительной бесконтрольности.
Человек начинает ориентироваться только
на мнение его микросреды, а это намного
более узкий круг, чем тот, что имеет место
в сельской местности.
- В любом обществе
есть люди с отклоняющимся поведением,
с разнообразными склонностями. В сельской
местности возможность найти похожих
людей значительно меньше, чем в городе.
В результате город даёт более дифференцированное
поведение. В городе больше возможностей
познакомится и с этническими особенностями
поведения людей, с религиозными особенностями
поведения, более доступна культура и
средства массовой информации. Существенное
влияние на мораль в городах оказывает
возрастающий темп жизни. Это приводит
к тому, что в сфере массового общения
всё больше распространяются унифицированные
модели поведения, единые для всех социальных
групп и слоёв в сфере массового поведения.
Особенности морального поведения, в том
числе религиозной нравственности уходят
в сферу семьи, микросреды, клубов по интересам,
- то есть в замкнутые общности.
- Этика
ненасилия.
- Сущность
и особенности
этики ненасилия.
Идея
ненасилия заложена уже в библии.
Но та же идея ещё раньше появилась
в буддизме: «Не убей ничего живого» –
принцип абсолюта. Все религии содержали
элементы, которые послужили основой этики
ненасилия. В XIX в. возникают разнообразные
течения ненасилия, например толстовство,
но подлинный толчок к развитию этики
ненасилия дал ХХ век, для этого было две
основные причины:
- Общество к ХХ веку
накопило огромные ресурсы для возможного
самоуничтожения. Гибель гигантских масс
людей в 1 и 2-й мировых войнах была ужасающей,
она потрясала сознание. Однако именно
войны показали, что общество накопило
и продолжает накапливать пласты социальных
противоречий самого разного уровня (Запад
– Восток, Север – Юг, Метрополии – Колонии,
Работодатели – Наёмные работники и т.д.).
- Особенно бурными
темпами разные типы социальных противоречий
накапливались во 2 половине ХХ века. Это
было связано с ускорением темпов цивилизационных
преобразований, а также с развитием систем
коммуникаций, которые сделали мир единым
и опыт, образ жизни, способы достижения
целей других людей стали достижимыми.
У
истоков современной этики ненасилия
стояли две уникальные фигуры:
- Махатма
Ганди, религиозный буддистский деятель,
возглавивший борьбу за освобождение
народов Индии от колониального рабства,и
- Мартин
Лютер Кинг, Баптистский священник
из США, возглавивший в начале 60-х годов
борьбу против расовой сегрегации в Америке.
Именно благодаря ему в США появились
первые смешанные школы, где обучались
и «белые» и «чёрные».
Понятие
«ненасилия» характеризует позицию
только одной стороны в конфликте,
того, кто исповедует этот принцип, и касается
поведения этой стороны социального конфликта
по отношению к представителям противоположной
стороны. Махатма Ганди говорил: «Этика
ненасилия не для трусов, она для мужественных
людей». Он первым сформулировал основные
принципы этики ненасилия.
- Принципы
этики ненасилия.
- Это осознанная
позиция, когда мы не уходим от борьбы,
а противостоим другой конфликтующей
стороне, используя волю и логику убеждения.
- Представители
этики ненасилия выступают против самого
зла, а не против вольных или невольных
носителей этого зла.
- Этика ненасилия
предполагает большое личное мужество.
К этому надо себя готовить, и лучше не
начинать выступления, чем не доводить
его до конца. Каждый участник должен оценить
ситуацию и свои силы.
- Участие в акциях
ненасилия предполагает уважение к противной
стороне. Не должно быть унижений, оскорблений.
Выступления касаются только сущности
дела, мы должны уважать принципы другой
стороны.
- Главная цель –
заставить противоположную сторону переосмыслить
свою позицию, поведение, и начать действовать
в другом направлении.
Мартин
Лютер Кинг, характеризуя основную идею
ненасилия, говорил: «Мир изначально создан
Богом справедливо. Это человек в процессе
деятельности внёс в него несправедливость.
Решая постепенно, последовательно одну
социальную проблему за другой, мы приращиваем
справедливость, делая мир более похожим
на тот, что создал Бог».
За
2 половину ХХ века, к числу наиболее
действенных акций ненасилия
относят: «Соляной марш» под руководством
Махатмы Ганди в Индии, в котором приняли
участие миллионы человек. Результатом
стало бескровное освобождение Индии
от колониальной зависимости. Другой пример
– начало решения проблем расовой сегрегации
в США в результате «Марша мира», в котором
участвовали и «белые», и «чёрные».
Акции
ненасилия могут быть организованы
по горизонтали и по вертикали. По
вертикали они проходят под патронажем
государственных политических структур,
пользуются поддержкой и бывают действенными
с точки зрения принятых решений. Эти акции
предпринимаются, чтобы инициировать
решение, опираясь на волю народа. По горизонтали
– акции обычно бывают более массовыми,
организуются активными общественными
органами. Их деятельность, как правило,
бывает не столь велика, но чем более массовые
акции удаётся организовать, тем больше
воздействие на народ, а следовательно,
и на власть.
- Основные
этапы ненасильственных
действий.
- Сбор информации
о причине конфликта. Должна собираться
всесторонняя, глубокая информация из
различных источников, которые должны
представлять широкую палитру точек
зрения на эту проблему и на пути
её решения.
- Формулируются
способы и методы ненасильственных действий,
выбираются их виды. Всё это делается исходя
из соображения разумности и рациональности
этих действий. Публичность этих акций
– вещь обязательная. После определения
темы выступления привлекаются средства
массовой информации, информируется другая
сторона конфликта. Действия согласуются
с государственными и муниципальными
органами: даты, места проведения акций
и т.д., так как по закону они должны обеспечивать
охрану.
- Внутренняя подготовка
каждого участника к действиям в рамках
запланированной акции. Этот период не
локализован во времени, здесь человек
должен решить: готов ли он идти до конца
против официальной точки зрения, выдержать
последствия акции и т.д. Для того, чтобы
людям было проще проверить себя, в университетах
США существуют практики по ненасилию,
где любой может проверить себя.
- Планирование основных
действий, согласование с государственными
и муниципальными органами, отбор и организация
участников.
- Сами акции ненасилия.
Они могут быть относительно кратковременными,
могут быть более длительными. Главное
– показать, что акция выражает точку
зрения большинства.
- Подведение итогов
акции, оценка результатов, оценка хода
акции. Намечаются дальнейшие действия.
Известно
более 200 видов акций ненасилия, они
разнообразны, группируются по определённым
принципам (экономические, идеологические
и т.д.). Точное число видов акций ненасилия
установить нельзя, так как всё время появляются
новые находки и идеи и устаревают другие.
Особый
вид акций ненасилия – театрализованные
акции (сжигание чучел и т.д., соединение
театра с активной формой протеста). Крайняя
форма ненасилия – всякого рода акции
публичного самоуничтожения. Бывает, что
эти акции носят массовый характер.
Обязательное
условие любой
акции ненасилия
– это её публичность.
- Этика
самоограничения.
- Особенности
современной цивилизации
и экологический
кризис.
Процесс
развития науки, технологий и удовлетворения
потребностей практически неостановим.
Определённого уровня развития, связанного
с развитием постиндустриального общества,
достигает всё большее количество стран.
В основе этики ненасилия стоит воспроизводство.
Происходит
перенос промышленного производства
развитыми странами в страны 3-го
мира, где в результате этого происходит
своеобразное повышение уровня жизни
и изменяются стандарты жизни. Следствием
этого является исчерпание природных
ресурсов.
Ограничение
рождаемости проблемы не решает: население
растёт. В середине 80-х годов в 17 странах
мира использовались мягкие формы ограничения
рождаемости, а в 16 странах – принудительные
способы. Следствием движения мировой
цивилизации по данному пути стал мировой
экологический кризис (кризис среды обитания),
в который входят:
- Исчерпание пищевых
и энергетических ресурсов;
- Исчезновение чистой
воды;
- Сокращение пахотных
земель;
- Загрязнение воздушного
бассейна;
- Парниковый эффект;
- Изменение атмосферных
явлений и т.д.
Данные
процессы вызвали необходимость
осмысления пути, по которому идёт человечество
и приступить к выработке исправляющих
программ, с тем, чтобы хотя –
бы снизить темпы экологических повреждений.
Важной составляющей этих программ является
этический компонент и выдвижение проблем
сохранения цивилизации в качестве важнейшей
доминанты нравственного поведения. Совокупность
взглядов на эту проблему в этике получила
название: «Этика самоограничения». Это
скорее мировоззрение, нежели стройные
концепции и теории. Основной элемент
составляют эмоциональное потрясение
от осознания факта, что человечество
может уничтожить себя практически добровольно,
продолжая следовать по пути современной
цивилизации и ничем не ограниченного
воспроизводства.
- Этапы
развития и сущность
этики самоограничения.
Этика
самоограничения прошла в своём
развитии три этапа:
- Середина XIX – начало
ХХ века. Возникновение в различных странах
Европы, в США и России групп и сообществ,
ставивших себе целью сохранение окружающей
природы. Основной состав участников –
интеллигенция, студенты, состоятельные
люди. Недостатком этого периода было
то, что все эти объединения имели ярко
выраженную террористическую принадлежность.
На каждой территории такие общества ставили
ограниченные, локальные цели. В России
направленность этих обществ была на сохранение
лесов и запрет охоты. Существенного влияния
такие сообщества оказать не могли, но
им удавалось проводить некоторые природоохранные
мероприятия и формировать общественное
мнение.
- 60 – 70-е годы ХХ
века, «Этика потрясённых». В это время
по западной Европе прокатилась волна
мощных демонстраций, требующих остановить
технический прогресс. Главной составляющей
этих выступлений были представители
высших слоёв рабочего класса (техническая
интеллигенция, студенты). К этому моменту
людям, занятым на передовых на передовых
рубежах цивилизации, стало очевидно,
что целый ряд процессов технического
прогресса чреват для человечества как
минимум большими потрясениями, а может
быть даже и гибелью. Факт накопления опасного
оружия подогревал недовольство. Хотя
выступления были массовыми, но разные
слои и группы участников имели своё видение
проблемы и своё видение путей выхода
из сложившейся ситуации. Они не были едины
в своих требованиях и целях, и не достигнув
взаимопонимания между собой, не могли
оказать на общество сильного воздействия.
Взгляды участников расходились очень
значительно. Одно из направлений этого
движения: философия хиппи: «Возврат человека
к природе и полный отказ от благ цивилизации».
Не найдя понимания и поддержки в обществе,
ряд групп хиппи организовали общины,
которые поселились в труднодоступных
местах и на практике пытались реализовать
свои взгляды. Большая часть технической
интеллигенции не ратовала за отказ от
цивилизации. Они говорили о необходимости
отказаться от некоторых направлений
исследований, о введении мораториев на
исследования, опасные для мира. Они говорили
об изменении темпов цивилизационного
развития. Больше всего они взывали к нравственности,
призывали выработать личные принципы
и не участвовать в производстве, которое
может быть опасным.
Вступление
большой группы стран в цивилизацию
постиндустриализма. Последние 30 лет ХХ
века, когда произошёл резкий скачок в
технических науках, системе коммуникаций,
темпы преобразований, включённость в
них населения планеты резко возросли
и последствия пути неограниченного воспроизводства
стали более очевидны. О нехватке питьевой
воды заговорили даже в Западной Европе.
Появились проблемы, связанные с изменением
человеком планеты и способностью адаптироваться
к окружающей среде (появилось много младенцев
с патологиями развития).