Курс лкций по "Этика"

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 12:08, курс лекций

Краткое описание

Этика относится к древнейшим наукам, и возникла на рубеже 5-4 вв. до н.э. Официально её родоначальником считается Аристотель. Он образовал понятие «Этический» (добродетельный), отсюда произошло название науки – этика. Слово этика происходит от древнегреческого слова этос – дом, очаг, (во времена Гомера, 7 в. до н.э.), а позднее: нрав, обычай, характер. Этика – это наука о поведении людей, нравах и обычаях в поведении. Явление, которое изучает этика (нравы, обычаи и т.д.), позднее – с 1 в. до н.э. – получило название Мораль.

Оглавление

Этика и мораль. 3
1. Этика. Её предмет и основные категории. 3
2. Основные проблемы теории морали. 6
История этических учений. 10
3. Античная этика. 10
4. Религиозная этика. 13
5. Развитие цивилизации Новейшего времени и специфика нравственных процессов. 20
6. Этика ненасилия. 22
7. Этика самоограничения. 25
Особенности этики частных специальных систем. 30
8. Этапы становления и развития профессиональной морали. 30
9. Этика управления. 38
10. Этика замкнутых идеологизированных систем. 41
Этика государственной службы. 47
11. Специфика формирования этики госслужбы. 47
12. Особенности организации и функционирования госслужбы и влияние их на мораль госслужащих. 50
13. Основные нравственные требования к личности госслужащего и основные факторы, влияющие на ранжирование данных требований. 55
14. Основные тенденции изменения госслужбы и влияние этих процессов на мораль госслужащих. 62
15. Этикет в деятельности государственных служащих. 72
Список литературы. 78

Файлы: 1 файл

Мораль и этика- курс лекций.doc

— 415.50 Кб (Скачать)

      При подготовке экспертиз и обзоров  каждого из вариантов решения, необходимо, чтобы были представлены аргументированные позиции «за» и «против» каждого варианта решения во всём, что касается материальных затрат, необходимых ресурсов, вовлечённости различных структур и специфики возможных позитивных и негативных следствий.

      Если  в процессе обсуждения становится очевидно, что предпочитаемый руководителем вариант решения менее удовлетворяет интересам различных групп, чем какой – либо другой, руководитель, ведущий обсуждение, должен иметь мужество отказаться от своего мнения в пользу большинства, а не настаивать на неправильном варианте решения, который выбрал именно он.

  1. Исполнение и контроль за исполнением решения.

      Существует  точка зрения, что исполнение решения  – чисто административный процесс, в который входят оформление решения, определение исполнителей, доведение до их сведения поставленных задач, составление плана выполнения решения и т.д. На самом деле главное в исполнении решения то, что в момент своего исполнения решение, принятое в отношении какой либо организации (системы) может ввести эту систему в состояние нестабильности. Главная обязанность управленца в процессе контроля за исполнением решения –  контролировать состояние системы для обнаружения признаков нестабильности. В случае появления таких признаков необходимо либо прекращать процесс исполнения решения, либо проводить какие-либо корректирующие действия.

    1. Этика замкнутых идеологизированных систем.
      1. Суть  и особенности  замкнутых идеологизированных систем.

      Первая  замкнутая идеологизированная система  была создана Пифагором. Это была школа его учеников, целью которых  было внести новые подходы к нравственности в греческое общество и служить личным примером. Пифагор около 20 лет жил на Востоке и предположительно дошёл до Тибета, где уже сформировались основы раннего буддизма. После возвращения в Грецию, Пифагора не устроила нравственность греков, и он основал свою школу. Пифагор создал Устав школы с большим количеством правил на все случаи жизни. Многие из этих правил были труднообъяснимы с позиции здравого смысла. Так, первые пять лет обучения ученик не имел права говорить, нельзя было есть бобовые и т.д. По поводу этих правил велись в античной Греции споры, и большинство пришло к выводу, что эти правила прививали ученикам привычку абсолютного послушания (приказы не обсуждаются).

      Замкнутые идеологизированные системы чрезвычайно  многообразны. Это рыцарские, масонские, монашеские ордена, тоталитарные секты, церковь как социальный институт, партии и общественные движения и т.п.

      Под замкнутой идеологизированной системой мы будем понимать сообщество людей, объединённых идеей несогласия с какой либо стороной социальной практики или со всей социальной практикой в целом или её значительной частью. Так орден иезуитов был создан в 1594 году Игнацио Лойолой для борьбы с римско-католической церковью как системой, секта мормонов объединилась вокруг специфического толкования истории христианства и библейских текстов, изложенных Джозефом Смитом. Партия большевиков создавалась для борьбы со всеми основополагающими основами социальной жизни России конца XIX – начала XX века и ставила цель их коренного изменения. Первые прообразы замкнутых идеологизированных систем возникают в древних обществах, а по мере расширения социальной практики их многообразие увеличивается, причём разнообразие социальной практики, её историческая обусловленность определяют те или иные виды замкнутых идеологизированных систем.

      Спецификой  создания этих систем является то, что  доминирующая идея, а также цели изменения социальной практики, как  правило, возникают в умах одного или нескольких близких по духу людей. Постепенно вокруг них формируется ядро будущей идеологизированной системы. Это ядро не только уточняет цели организации, но и формирует систему способов достижения поставленных целей. Именно идея, цели и способы их достижения впоследствии определяют основу морали создающейся замкнутой идеологизированной системы.

      Если создаётся тоталитарная секта, то её основу должны составлять люди нерешительные, легко поддающиеся влиянию, убеждаемые, не обладающие качествами лидеров. Создавая террористическую организацию, очевидно, надо ориентироваться на людей жестоких, безжалостных, не сострадательных, готовых достигать поставленную цель любой ценой.

      1. Особенности формирования морали в замкнутых идеологизированных системах.

      Подбор  членов замкнутой системы ведётся  с учётом наличия необходимых  для деятельности личных нравственных качеств. Однако есть несколько качеств, которые должны присутствовать у членов такого рода систем всегда, независимо от конкретных целей и средств их достижения. Это является следствием их определённой закрытости от общества, проистекающей от сути системы, ибо в основе лежит идея несогласия со сложившейся социальной практикой. Степень этой закрытости может быть различной: от почти полной (масонские ордена) до весьма относительной (ряд партий и общественных движений), но в той или иной степени эта закрытость есть всегда. Причиной является нежелание опорочить идею негативными впечатлениями, производимыми конкретными людьми, причастными к её реализации, стремлением скрыть некоторые цели, которые могут быть не восприняты обществом и т.д.

      Основные  качества, определяемые сказанным, следующие: преданность идее, преданность организации и товарищам, определённая степень аскетизма в личной жизни (чтобы не привлекать внимания к организации) и т.п.

      Однако, как бы постепенно, последовательно, не вёлся отбор – приглашение к сотрудничеству новых членов, всегда есть возможность, во-первых, ошибиться в наличии у человека тех или иных качеств, они могут быть недостаточно выражены с точки зрения системы, могут быть негативные личностные качества, которые полностью девальвируют то хорошее или нужное для организации, что есть у человека. В связи с этим, все замкнутые идеологизированные системы имеют, как правило, многоступенчатую систему приёма новых членов. Например, вступлению в монастыри чаще всего предшествуют ступени воспитанников, затем послушников. В масонских структурах имеется не менее шести ступеней посвящения, в КПСС – кандидаты в члены партии, члены партии и т.д.

      На  первой ступени закрытой идеологизированной системы, как правило, весьма ограничено знакомство вступивших с большинством окончательных целей, с деталями структуры, иногда и с большим числом членов организации. Делается это в целях сохранения замкнутой идеологизированной системы, если вновь принятые окажутся по своим нравственным личностным качествам неподходящими и с ними придётся расстаться.

      Кроме того, все замкнутые идеологизированные системы имеют внутренние структуры, подсистемы, задача которых отслеживать  нравственное состояние членов организации, формировать и углублять уже  имеющиеся нравственные качества, необходимые для успешного достижения стоящих перед такой структурой целей. Часто имеется и хорошо проработанная практика наказаний, действующая внутри замкнутой идеологизированной системы, в том числе нечто вроде тюрем, ссылок, и даже иногда смертная казнь.

      Например, в КПСС структурой, ответственной  за соблюдение норм морали членами  партии были партийные комиссии, в  качестве одной из норм наказания  одно время существовал перевод  из членов партии ВКП (б) назад, в кандидаты  в члены партии. В церковной  практике существует как мера наказания перевод в более отдалённый приход, приход с меньшим числом прихожан, перевод в отдалённые монастыри с более строгими уставами, в Русской православной церкви существовала также практика заключения в монастырях. Такого рода функции религиозной тюрьмы около двух столетий исполнял Соловецкий монастырь. Смертная казнь обычно используется только в сверх замкнутых системах: например, террористические организации, партизанские отряды, вольные суды в Германии, которые существовали с XIII до XVIII века.

      Существует  и практика назначения специальных  официальных лиц, ответственных за нравственность членов организации. Так, в секте мормонов священнослужители делятся на две группы: первые отвечают за культовую, обрядовую деятельность и за финансовую деятельность общины, вторые – за нравственность членов общины, причём вторые по своему статусу выше первых.

      1. Воздействие этики замкнутых  идеологизированных систем на мораль государственных  служащих.

      Существуют  три направления влияния этики  замкнутых идеологизированных систем на мораль государственных служащих:

  1. Точечное внедрение членов замкнутой идеологизированной системы в систему государственной службы. Происходить это внедрение может разными путями: введение людей в систему государственной службы по итогам выборных кампаний, по конкурсу, в результате предоставления мест в госслужбе союзникам по выборам. В этих случаях не известны истинные убеждения принимаемого человека. Союзники могут отличаться от ведущей политической силы по своим целям, т.е. они временные попутчики. Опасность этого направления в том, что идут в госслужбу лидеры, представители ядра замкнутой идеологизированной системы. Это очень убеждённые люди, обладающие лидерскими и организационными качествами. Они преданы идеям, которые разделяют. В государственном аппарате они часто начинают играть роль неформального лидера, консолидируя вокруг себя часть аппарата. У этой части аппарата возникает своя политическая линия. Если политическая сила ведёт в данном направлении активную деятельность, то лидер может проводить через подразделения аппарата на местах свои решения, либо тайно, либо открыто, ссылаясь потом на то политическое образование, в которое они входят.
  2. Технология выборных кампаний. Сегодня в обществе сформировалось огромное количество групп людей, объединённых самыми различными интересами. Поэтому возникает огромное количество политических партий, выражающих эти интересы, но численность таких партий крайне невелика. По подсчётам же аналитиков завоевать власть может политическая сила, которую поддерживает 20 – 35% населения. Но даже партия, имеющая 35% сторонников, не может выиграть выборы в одиночку. Поэтому на период предвыборной кампании она вынуждена искать соратников, и чем больше, тем лучше. Но конечные цели сотрудничающих партий могут не совпадать. Поэтому, в период предвыборной агитации для предводителей партий самым правильным будет не обнародовать своих конечных целей, которые могут оттолкнуть от них союзников. Также нужно стараться не обнародовать средств и методов достижения политических целей, так как по средствам и методам легко просчитать и конечные цели. Предпочтительнее говорить о том, что не будут делать соперники, а не о том, что будем делать мы. Начинается война компромата. Длительное время руководящий состав политической силы, который идёт во власть, вынужден скрывать свои цели, средства и методы их достижения. Он живёт в рамках двух моралей: одна для себя и сторонников по партии, а другая для народа. Но, даже выиграв выборы, представители политической силы не могут сразу или в короткое время отказаться от позиции, занятой ими на выборах, и продолжают жить в системе двух моралей. Это оказывает влияние и на всю мораль государственной службы.
  3. Связанное с периодом, который называется «период социальной катастрофы», когда все основные ценности общества меняются на противоположные. Предыдущий уклад жизни разрушается и вводится новый, чаще насильственными методами. В этот период, чтобы новые ценности усваивались быстрее, намеренно уничтожается вся знаково-символическая система предыдущего периода. Период социальной катастрофы часто вызван тем, что к власти приходит политическая партия, до этого находившаяся в непримиримой оппозиции к официальной власти. Она была замкнутой идеологизированной системой со всеми её отличительными качествами, в том числе – малым числом членов и очень строгими правилами приёма новых. Но, придя к власти, любая партия должна на кого-то опираться. Отсюда необходимость быстрого набора новых членов и вынужденное снижение моральных требований к ним. Например, партия большевиков в 1917 году за три месяца выросла в 2,5 раза. Но принятые на льготных условиях новые члены правящей партии могут не разделять её конечных целей, так как они не прошли прежней многоступенчатой системы отбора. Из-за нехватки проверенных членов для занятия всех государственных должностей, партия вынуждена использовать людей из этого «балласта». Таким образом, в этот период в государственной службе параллельно действуют несколько систем ценностей: старого строя, новой пришедшей во власть партии и случайных членов этой партии, которые вовсе могут быть представителями каких – то третьей и т.д. идеологизированных систем. Точнее – полностью не действует ни одна. Но старое право, второй регулятор деятельности государственной службы, разрушено вместе со старой системой ценностей. Выход из этой ситуации таков: нужно срочно создавать новые правовые основы деятельности государственного аппарата, так как это можно осуществить в сравнительно короткие сроки (в России этот процесс идёт с 1991 года и пока не завершён), а мораль государственных служащих в новых условиях будет выстраиваться долго. Новое право будет ориентиром в ускоренном приобретении, формировании новой этики государственной службы.

 
Этика государственной  службы.

    1. Специфика формирования этики госслужбы.
      1. Этика госслужбы как  единство профессиональной, управленческой и  этики идеологизированных систем.

      Государственная служба – специфический вид деятельности, связанный с осуществлением политики государства и реализацией от имени государства основных экономических, социальных и политических программ среди населения. Истоки госслужбы ищут в истоках формирования государства, так в ХХ в. до Н. Э. В Древнем Шумере произошло первое восстание за социальную справедливость против государственного аппарата, там же появились зачатки двухпалатного парламента и этических правил госслужбы.

      Древняя Греция и Императорский Рим сыграли  большую роль в образовании этики государственной службы как прообразы современных буржуазных государств. В них были подвергнуты анализу природа власти, в философии начали формироваться понятия «власть», «взаимодействие с обществом», «роль права».

      Существенную  роль в формировании этики госслужбы  оказали исторические реалии формирования государственной службы в той или иной стране. Они делали этические требования более конкретными, обусловленными историческими реалиями данной страны.

      Государственная служба предполагает наличие у каждого  работающего того или иного объёма властных распорядительных полномочий, поэтому этика госслужбы включает в себя все основные элементы этики и культуры управления (принятие решения, его подготовка, реализация, предвидение последствий принятых решений и т.д.). На разных уровнях государственной службы объем властно -–распорядительных полномочий различен. На низовых уровнях объем этих полномочий невелик в силу жёсткой централизации деятельности государственной службы, рядовые работники выполняют исполнительские функции, но, тем не менее, определённый набор властных полномочий у них есть.

      Этика государственной службы включает в себя целый ряд элементов этики идеологизированных систем: требование подчинения основных личных качеств специфике достигаемой (реализуемой) идеи, исключение всех тех, кто неспособен применять те методы и способы, которые необходимы для достижения поставленных целей. В системе госслужбы всегда существовали официальные или неформальные способы отслеживания поведения государственных чиновников на соответствие их стандартам, предъявляемым в данный период к госслужащим. Существует система внутренних наказаний госслужащих.

Информация о работе Курс лкций по "Этика"