Курс лкций по "Этика"

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 12:08, курс лекций

Краткое описание

Этика относится к древнейшим наукам, и возникла на рубеже 5-4 вв. до н.э. Официально её родоначальником считается Аристотель. Он образовал понятие «Этический» (добродетельный), отсюда произошло название науки – этика. Слово этика происходит от древнегреческого слова этос – дом, очаг, (во времена Гомера, 7 в. до н.э.), а позднее: нрав, обычай, характер. Этика – это наука о поведении людей, нравах и обычаях в поведении. Явление, которое изучает этика (нравы, обычаи и т.д.), позднее – с 1 в. до н.э. – получило название Мораль.

Оглавление

Этика и мораль. 3
1. Этика. Её предмет и основные категории. 3
2. Основные проблемы теории морали. 6
История этических учений. 10
3. Античная этика. 10
4. Религиозная этика. 13
5. Развитие цивилизации Новейшего времени и специфика нравственных процессов. 20
6. Этика ненасилия. 22
7. Этика самоограничения. 25
Особенности этики частных специальных систем. 30
8. Этапы становления и развития профессиональной морали. 30
9. Этика управления. 38
10. Этика замкнутых идеологизированных систем. 41
Этика государственной службы. 47
11. Специфика формирования этики госслужбы. 47
12. Особенности организации и функционирования госслужбы и влияние их на мораль госслужащих. 50
13. Основные нравственные требования к личности госслужащего и основные факторы, влияющие на ранжирование данных требований. 55
14. Основные тенденции изменения госслужбы и влияние этих процессов на мораль госслужащих. 62
15. Этикет в деятельности государственных служащих. 72
Список литературы. 78

Файлы: 1 файл

Мораль и этика- курс лекций.doc

— 415.50 Кб (Скачать)
      1. Христианство.

      Христианство  складывается на рубеже старой и новой  эры. Истоками христианства служат:

  1. Уже развившийся к тому времени буддизм, с его идеями богочеловека и спасения. Христианство пошло дальше в идее богочеловека, это уже простой человек, сын плотника.
  2. Иудаизм, из священной книги иудеев, Торы, взяты произведения, вошедшие в Ветхий Завет, который состоит из множества книг, написанных в разное время (13 – 1 вв. до н.э.).Документы Ветхого завета различаются по территории их создания. Часть из них создана на территории Аравийского полуострова, другая часть – скотоводческими племенами, жившими по побережью Средиземного моря. Первоначально документы Ветхого Завета имели как минимум двух богов, а праздники – разную окраску (земледельческие и скотоводческие). В 5 в. до н.э. документы Ветхого завета были переписаны, из них исчезло упоминание о втором боге. Это период перехода от политеизма к монотеизму (единобожию). В 5 в. до н.э. территория Иудеев была завоёвана, как государство, Израиль прекратил своё существование. В этих условиях религия и большой Иерусалимский храм стали единственным фактором, который позволял еврейскому населению держаться вместе. Поэтому тексты Ветхого Завета вместе с иудеями попали в колонии других народов, жизнь евреев, которые следовали заветам, вызывала всеобщий интерес, и в 1 в. до н.э. появляется перевод Ветхого Завета на древнегреческий язык. Эти документы стали доступны большому количеству людей.
  3. Древневосточные культы. Христианство позаимствовало идею умирающего и возрождающегося бога, которая характерна для древнеегипетского, зороастрийского и ряда других культов. Также в вынесенных с Востока солдатами Римской империи отдельных культах существовал культ богини Света Митры, который праздновался в день зимнего солнцестояния – 25 декабря. В христианстве из этого культа родилась культовая дата – Рождество Христово. Из восточных культов, а также из язычества Древнего Рима в христианство перешли религиозные мистерии (красочные религиозные представления).
  4. Следующий источник христианства – философия и этика стоиков. Христианство зарождается в колониях Римской империи в период распада Рима, когда колонии по отношению к метрополии стали беднеть, так как их обложили высокими налогами. Первые христианские идеи возникают в группах обедневших людей, ушедших в целях выживания от притеснений в недоступные районы. Главным для них было – правильно распределить то малое, что у них было. На первом этапе все они очень отрицательно относились к состоятельным людям. Если такого человека всё же принимали в общину, он должен был отказаться от богатства в пользу общины. Труд стал обязательным условием выживания. Первые апостолы, которые перемещались между общинами, принимаоись ими только на 2 – 3 дня (дальше они должны были начинать работать). Большинство в этих общинах составляли иудеи. Но с конца 1 – нач. 2 вв. в общины начинают приходить люди неиудейского вероисповедания, в том числе состоятельные, так как идея краха империи преследовала всех. Эти века были отмечены противостоянием иудейских и неиудейских влияний. Самой привлекательной оказалась идея Спасителя, но она тоже претерпевает определённую метаморфозу. Самое древнее Евангелие (от Иоанна) – говорит о Спасителе – воине. За 3 век надежда на Спасителя умирает. Уже послание Павла говорит о том, что Спасение ожидается в следующей жизни.

       На самом раннем этапе (1 – 2 вв.) господствовали нравственные ценности бедняков – справедливость как равное для всех распределение, отрицание богатства. Эта норма сохранилась в монастырях. Надежда на справедливость при жизни (была выражена в первом Евангелии от Иоанна 61 – 63 гг.). Здесь выражено ожидание вождя, который возглавит борьбу за справедливость. Постепенно эти идеалы отходят на второй план. В других Евангелиях – принятие позиции статус – кво.

      Главное, что внесло христианство в этику  – смена критериев оценки добра  и зла. Вся предшествующая этика взывала к рациональным оценкам: ум, образование, объективные закономерности. Христианство предложило сменить критерий на чувственный: главный критерий – любовь, но не любовь к богу, а любовь к ближнему в сравнении (ближний это творение Божие, любя ближнего, мы выражаем любовь к Богу). Эта смена критерия расширила социальную базу формирования морали. Если по разуму могли оценивать не все, то любить могут все, таким образом сомнения в возможности оценивать свои поступки отпали. Главным было предоставление морали возможности выполнять оценочную функцию. Ведь мораль формируется на уровне общественной психологии (чувства, эмоции, переживания). Если на ранних этапах христианская нравственность формировалась на основе всеобщего выживания, то в дальнейшем функцию формирования нравственности взяла на себя церковь. Вначале многочисленные теологи высказывали своё понимание различных событий, описанных в библии, но к 3 – 4 вв. в христианстве вырабатывается единый подход к пониманию священного писания и фактически церковь взяла на себя руководство процессом самовоспитания христиан. Кроме того, церковь разъясняла священное писание в проповедях, взяла на себя функцию контроля, например, институт исповеди, и функцию дозирования наказания: священник советует, как искупить грех. Используя эту систему, церковь направила усилия на формирование единства верующих на нравственной основе. Постепенно, к средним векам, западная церковь присвоила себе и функции Бога: право отпущения грехов – индульгенция; и право наказания за грех – инквизиция. Это не могло не вызвать большого противодействия.

      Присвоение  функций Бога определило окончательный  раздел церкви на Западную и Восточную. Церковь Римской империи была огосударствлена, на Востоке это  было невозможно. К 4 в. появляются различия между Западной и Восточной церквями в трактовке Святой Троицы. В складывающемся на востоке Православии прослеживался более чёткий монотеизм (единобожие), считается, что святой дух исходит только от Бога – отца, а Христос – только сын Божий В католичестве Христос тоже является носителем святого духа, отсюда  католичестве возникает культ святой Марии.

      Так как православие формировалось  на землях, остающихся в бедствующем положении, подвергающимся нашествиям с востока, то начальные ценности христианства сохранились в православии глубже, чем в католичестве. Не случайно в 1994 году Папа Иоанн Павел II выпускает энциклику «Свет с Востока», где констатирует, что, к сожалению, пришли в новый век сильно изменившимися и потерявшими свою первоначальную ценность. Наиболее полно они сохранились в православии (особенно русском). Самое полное выражение раннехристианские ценности, по мнению Иоанна Павла II нашли в русских православных монастырях. Он считает, что на пути опасностей, подстерегающих мир, наиболее целесообразен возврат к раннехристианским ценностям. Иоанн Павел II предлагает объединить усилия православных и католических церковных лидеров, и на базе 2 – 3-х русских православных монастырей организовать пункты обмена опытом.

      К середине средневековья (10 – 11 вв.), церковь в Западной Европе набрала огромную силу, подчинив себе весь строй жизни. Это оказалось возможным, когда варвары, захватив огромную Римскую империю, сохранили христианство в неприкосновенности и использовали его в качестве механизма консолидации завоёванных народов. Христианство играло большую роль и в политической жизни, контролировало всё в рамках духовной и общественной жизни. Но развитие городов расширило кругозор европейцев, и они стали видеть в церкви институт, ограничивающий их свободу. С 11 – 13 вв. в Европе (Франция) появляется большое количество людей, не согласных с господствующей философией церкви и с её диктатом. Начинают образовываться многочисленные секты – ереси. Их представители, желая привлечь сторонников, активно указывают на негативные стороны церкви (в частности, несоблюдение церковниками норм нравственности). Это был первый кризис католической церкви.

      В это же время образуется большое  количество странствующих орденов. В эти ордена устремились люди, скрывающиеся от закона. Это вызвало неодобрение окружающих, и церковь, воспользовавшись сложившимся положением, попыталась вернуть к себе своих сторонников.

      В 11 – 13 вв. церковь решила ввести самокритику, саморазоблачение. Сами церковники находили всевозможные грехи у конкретных представителей церкви и клеймили их в проповедях. Церковь показала, что она видит свои грехи и желает от них избавиться. Появляется новая система подготовки церковных кадров на теологических факультетах. Но это была лишь временная передышка. К 16 в. недовольство церковью на территории Западной Европы (особенно в северной её части) достигает апогея. Был сделан вывод, что церковь только мешает общению человека с Богом, появляется тезис: «Верующему человеку посредник в общении с Богом не нужен», верующие в состоянии понять смысл Священного Писания сами. Начали закладываться основы будущего протестантизма (протест не против самой церкви, но против её диктата, против подавления ею человека).

      В 1525 году Лютер выпускает свой вариант  библии. Её назвали ересью, но он сам  не ожидал такого взрыва критики в свой адрес. Движение против системы католической церкви начинается в двух вариантах:

    • Начинаются крестьянские выступления под руководством Мюнцера. Их требования были довольно резкими.
    • После подавления бунта крестьян недовольство продолжало тлеть в средних слоях, в классе нарождающейся буржуазии.

      Всё это привело к началу тридцатилетней войны с 1525 по 1556 г., когда была подписана  «Аугсбургская хартия», в которой  право выбора религии на своей  территории предоставлялось феодалам и князьям (они могли подчиняться или не подчиняться католической церкви). Протестантизм сразу же начал развиваться в виде сект (церквей) а также в виде самоорганизующихся общин. Так закладывалось наличие различных течений в самом протестантизме. Появляются две формы протестантизма:

    • Секты, во главе с пресвитерами (лютеранские и кальвинистские);
    • Самоорганизующиеся общины. Здесь священники отсутствовали. Каждый член общины мог выступать со своим личным пониманием библии, но были лидеры с разным пониманием священного писания;

      Сегодня первоначальные секты и общины выросли  в церкви (лютеранские, кальвинистские, баптистские и т.д.).

      Ценности  протестантизма. В качестве главной ценности протестантизм выдвинул богатство: «Накопление богатства на земле есть искупление греха перед небом»так как богатство нельзя унести с собой на небо и оно останется на земле, причём вопрос о способе накопления богатства не ставился. Протестантизм стал основой будущего капитализма. Понятие богатства трактуется весьма широко – это создание материальных ценностей (фабрик, заводов и т.д.). Это привело к формированию бизнес – этики, 2 принципа которой гласят: первый – принцип делового макиавеллизма: «Прибыль любой ценой», а второй: «Бизнес должен быть честным». Происходит непрерывная вражда между этими двумя принципами.

      Другая  ценность протестантизма – творчество: «Люди равны не в богатстве, а  в творческой самоотдаче своему делу». В этом отношении руководитель компании равен уборщице, которая старательно  моет полы и т.д.

      Следующая позиция протестантизма: «Самоотдача в творчестве искупает возможные самоограничения, самоуход из других сфер жизни». Подобная трактовка возможности самоограничения в других сферах ради одного дела привела к появлению концепции пуританизма (течение в протестантизме, которое проповедует жёсткие ограничения в личной жизни).

      Практически тридцатилетняя война в Германии была войной за понимание абстрактных  ценностей и идеалов, а не за материальные блага. Эта война вызвала большие  потери, была выведена из сельскохозяйственного оборота большая часть земель, погибла третья часть населения. Для мира победа протестантизма оказалась важным событием, так как именно он послужил основой капитализма. Бурное развитие цивилизации привело к тому, что людей перестал устраивать архаичный культ совершения таинств.

        Протестанты упростили культ,  исключили иконопись, только некоторые  направления оставили в ритуалах причастие и крещение, так как протестантизм предполагает индивидуальное понимание Бога и веры.

    1. Развитие  цивилизации Новейшего  времени и специфика нравственных процессов.
      1. Основные  тенденции в изменении  морали к началу III тысячелетия.
  1. Всё более значимую роль приобретает развитие фундаментальной  науки как единственно возможного решения проблем экологического кризиса и выживания человечества, например – разработка альтернативных источников энергии, от термоядерного синтеза до солнечных батарей. Как следствие возрастания роли фундаментальной науки возрастает значимость специального высшего образования и роль в обществе всех слоёв населения, которые обеспечивают возрастание темпов фундаментальных исследований.
  2. Создание единых коммуникативных систем (транспорт, связь, средства массовой информации, компьютерные сети и т.д.). Это делает более высокими темпы обмена информацией между народами, знакомство со спецификой образа жизни и достижений, возможность усваивать лучшие образцы и находки не только в сфере технологий производства, но и в сфере поведения. Поведение человека, его мораль, приобретает всё более унифицированный характер.
  3. Традиционная культура, которая издавна базировалась на господствующих религиозных ценностях, особенностях образа жизни и психологии конкретных народов, территорий, исторических периодов развития – уходит в сферу элитарного потребления, становится в силу ряда обстоятельств малодоступной значительным массам населения (сложность восприятия, требование специальной подготовки, необходимость знакомства с господствующими фундаментальными религиозными основами, время). Таким образом, в определённом смысле прерывается связь поколений, особенно в связи с тем, что из жизни большинства людей уходит традиционный национальный фольклор, который был другим носителем нравственности народа. Место традиционной культуры занимает массовая культура, которая по сути вненациональна и тиражирует унифицированные, усреднённые образцы внешнего поведения, покоящегося на подражании, заражении, а не на внутреннем принятии тех или иных стандартов в результате размышлений.
  4. Возрастающий объём информации толкает общество к необходимости сокращать в образовании гуманитарную составляющую в целях увеличения практического прикладного знания и освоения новых научных дисциплин и открытий, в то время как забота о нравственности направляет нас на противоположный путь – увеличение гуманитарной составляющей. Один из путей – увеличение продолжительности образования, но в увеличении сроков образования есть существенная опасность: молодые люди всё позже вступают в социальную зрелость, то есть приобретают необходимые навыки для полноценной адаптации в обществе. В результате процесса акселерации, прокатившегося по развитым странам мира в 60 – 80-е гг. ХХ в. физическое созревание человека ускорилось. Образовался существенный разрыв (8 – 10 лет) между физическим развитием и социальной зрелостью.
  5. Общество по своим социальным параметрам делится на всё большее количество групп: по профессии, по демографии, по этической составляющей. Большие потоки миграций породили проблему полукровок.
  6. Рост крупных городов и городских агломератов (сращивание единого мегаполиса с рядом мелких городов в единую систему) привёл к существенному изменению в процессах формирования морали. Возникла мораль городских и сельских жителей. Это произошло в результате изменения традиционных механизмов формирования и передачи нравственности, контроля за её исполнением и функционированием. Эти традиционные механизмы по прежнему действуют в сельских и отдалённых от мегаполисов территориях. В городах же мораль начинает формироваться под влиянием других механизмов.

Информация о работе Курс лкций по "Этика"