Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2013 в 13:50, реферат
Культура древнего Востока насыщена непривычными для нас символами и традициями, загадочными, как
иероглиф. Одна из таких традиций — знаменитая на весь мир чайная церемония. Определить точную видовую принадлежность чайной церемонии в системе искусств, пользуясь категориями европейского искусствознания, нелегко. Ей нет аналогии не в одной художественной культуре Запада или Востока. Обыденная бытовая процедура чайного напитка была превращена здесь в особое канонизированное действо, разворачивавшееся во времени. Происходившее в специально организованной среде, “режиссура” ритуала строилась по законам художественной условности близкой к театральной.
Введение...........................3 стр.
Глава 1. История распространения чая.................4 стр.
Глава 2. Легенда появления чая....................6 стр.
Глава 3. Культ чая как элемент дзен- буддизма............6 стр.
Глава 4. Действо и принципы чайной церемонии............8 стр.
Глава 5. Чайная комната и пространство вокруг нее..........15 стр.
Глава 6. Чайные процессы....................20 стр.
Заключение...........................26 стр.
Список используемой литературы.................27 стр.
были выработаны с тщательностью, может быть большей, чем приходится
затрачивать при постройке богатейших дворцов и храмов. Хорошая чайная комната
стоит дороже, чем обыкновенный особняк, потому что выбор материалов, а также
выполнение требуют большой предусмотрительности и точности. Действительно,
строительные рабочие, занятые в этой отрасли, образуют особый и пользующийся
почетом класс среди ремесленников, так как их работа более тонка, чем работа
изготовителей лакированных шкафов.
Чайная комната не только отличается от произведений западной архитектуры, но
и представляет резкий контраст с классической архитектурой самой Японии.
Восточные древние благородные постройки, как светские, так и духовные были
внушительны, даже по своим размерам. Те немногие, которые уцелели от
гибельного пожара веков, все еще способны внушать жуткое чувство своим
величием и богатством украшения.
Внутреннее убранство старых храмов и дворцов было очень пышно. В храме Худо/,
в Удже, построенном в десятом столетии, мы все еще можем видеть вычурные
навесы и золоченные балдахины, разноцветные и выложенные зеркальным стеклом и
перламутром, а также остатки живописи и скульптуры, которые когда-то
покрывали стены. В позднейшее время в Никко и в замке Ниджо в Киото можно
увидеть, как структурная красота приносится в жертву богатству орнаментации,
которая по цвету и выполнению деталей может сравняться с чрезмерной пышностью
арабских и мавританских построек.
Простота и пуризм чайной комнаты возникли в результате рвения дзенистского
монастыря. Этот монастырь отличается от других поскольку он - лишь жилое
помещение для монахов. Его часовня - не место для религиозного культа или
паломничества, но университетская аудитория, где студенты собираются для
дискуссий или практики размышления. Комната пуста, за исключением центральной
нищи, в которой позади алтаря стоит статуя Бодхи-Дхарма, основателя сект или
Сакьямуни вместе с Кафиапа и Ананда, двумя старейшими патриархами Дзен. На
алтаре стоят цветы и курится ладан в память великих заслуг этих мудрецов. Уже
упоминалось о том, что именно монахи Дзен установили обряд чаепития из
круговой чаши перед изображением Бодхи-Дхарма, что и послужило основой для
возникновения чайной церемонии. Можно здесь добавить, что алтарь дзенистской
часовни был прообразом таконома- почетное место в японской комнате, где
помещаются обыкновенно
Все великие тимейстеры были студентами дзен и пытались провести дух дзена в
практическую жизнь. Таким образом, чайная комната, как и другие детали чайной
церемонии, отражает многие доктрины дзен. Размер ортодоксальной чайной
комнаты, равняющийся четырем с половиной матам иди десяти квадратным футам,
определяется одним отрывком из Сутра Викрамадиться. В этом интересном
произведении говорится, как Викрамадитья приветствует святого Манджушири и
восемьдесят четырех учеников Будды в комнате такого размера - аллегория,
основанная на теории несуществования пространства для истинно- просвещенного.
Затем роджи, садовая дорожка, которая ведет из макиаи в чайную комнату,
означала первую стадию размышления, - переход к самоозарению. Роджи
предназначалась, чтобы прервать сообщение с внешним миром и вызвать
обновленное настроение, подготовительное к полному наслаждению чувством
прекрасного, в самой чайной комнате. Тот, кто проходил когда-либо по этой
дорожке, вспомнит многое . . . Он вспомнит и прозрачный полумрак вечнозеленых
деревьев, под которыми он проходил, и правильную неправильность каменных плит
под ногами, и сухие иглы сосен на землю, и поросшие мхом гранитные башенки, и
то, как душа его постепенно возвышалась над будничными маслами. Можно быть в
центре города - все же чувствовать себя как будто в лесу, далеко от пили и
сутолоки цивилизации. Тимейстеры обнаружили большое искусство в
воспроизведении этих эффектов ясности и чистоты. Характер переживаний,
которые должны были возбуждаться у проходящего через роджи, изменялся в
зависимости от тимейстера. Некоторые, как Рикьу, стремились вызвать чувство
крайнего одиночества, они говорили, что секрет устройства роджи содержится в
старинной песенке:
Смотрю вперед, - и нет цветов
И ярких листьев нет.
А там, на берегу морском,
Стоит один пустынный дом
на желтизне песков,
И призрачно горит на нем
вечерний свет,
осенний свет...
Другие, подобно Кобори Эншьу, искали много эффекта. Эншьу сказал, что идею
садовой дорожки можно найти в следующих стихах:
Листва деревьев над волной,
И море в искрах золотых
под бледною луной.
Он стремился создать образ вновь пробудившейся души, которая никак не может
стряхнуть с себя туманные сны прошлого, но уже радостно тянется к льющемуся
ей навстречу мягкому
которая лежит где-то там, за пределами достижимого.
Подготовленный таким образом гость, молчаливо подходит к святилищу и, если он
- самурай, оставляет свой меч на решетке под стропилами, так как чайная
комната - это, главным образом припев мира. Затем он низко наклонится и
вползет в комнату через маленькую дверь, не больше, чем три фута в высоту.
Все гости, знатные и простые одинаково, должны пройти через это, - так
пробуждается в них чувство смирения. Еще отдыхая в мадиаи, гости уже
сговариваются относительно порядка при входе в комнату, и так они бесшумно
входят один за другим и, прежде чем занять свое место, склоняются перед
картиной, или цветами на токонома.
Хозяин войдет в комнату лишь тогда, когда все гости уже уселись и между ними
царит молчание, прерываемое лишь пением воды в железном котелке. Хорошо поет
вода, потому что пластинки железа на дне устроены так, что они производят
свою особую мелодию. В ней можно уловить и эхо водопадов, окутанных облаками,
и далекий шум моря разбивающегося на скалах, и раскаты грома в Бамбуковой
роще, и вздохи сосен где-нибудь на далеком холме.
Даже в дневное время в комнате царит полумрак, так как низкие стропила
покатой крыши мешают солнечным лучам проходить в комнату. Потолок, пол и все
предметы в комнате отличаются спокойными, мягкими тонами. Так же одеты и
гости, со вкусом и незаметно. Все в комнате уютно -старомодно, чувствуется,
что все современное изгнано из обстановки, и только в одном звучит нота
контраста: бамбуковый ковш для разливания и полотняная скатерть Оба
безукоризненно белы и новы. Какими бы тусклыми не казались чайная комната и
сервиз, все абсолютно чисто. Ни одной пылинки нельзя найти даже в самом
темном углу, а если найдешь, это значит, что хозяин - не тимейстер. Самое
главное, что требуется от тимейстера - это, чтобы он умел подметать, чистить
и мыть, ибо уборка и наведение чистоты - это тоже искусство. При чистке
старинных металлических вещей надо воздерживаться от неразборчивого усердия
голландской домашней хозяйки. Если с цветов в вазе капает вода, не надо ее
вытирать, - это напоминает о росе и прохладе.
Название "Приют фантазии" вызывает представление о постройке, предназначенной
удовлетворять некоторые индивидуальные художественные запросы. Чайная комната
создается для тимейстера а не тимейстер для чайной комнаты. Она не
предназначается для потомства, а потому она эфемерна. Мысль, что каждый
должен иметь свой собственный дом, основана на старом японском обычае, что
каждый дом должен быть покинут после смерти его главного обитателя.
Буддизм с его теорией тщетности и преобладания духа над телом считал дом
только временным убежищем для тела, и самое тело было лишь хижиной в пустыне,
хрупкой постройкой из связанных вместо трав, что растут вокруг. Как только
разрывалась их связь, они воз вращались в свое первоначальное состояние. В
структуре чайной комнаты эта мысль о бренности всего отразилась в соломенной
крыше, хрупкость - в тонких колоннах, легкость - в бамбуковых подпорках,
наружная небрежность - в употреблении простых материалов. Вечное должно
чувствоваться только в духе, который воплотившись в этой простой обстановке,
делает ее прекрасной, озаряя ее возвышенным светом своей утонченности.
Термин "Жилище пустыни", помимо того, что напоминают о даосской теории
Всесодержащего, связан еще с идеей
непрерывной потребности в
убранства. Чайная комната абсолютно пуста за исключением того немногого, что
временно помещается в ной для удовлетворения самого аскетического вкуса. На
этот случай в комнате помещается какой-нибудь специальный предмет искусства,
и все остальное подбирается и расставляется так, чтобы усилить красоту
главной темы. Невозможно в одно и тоже время слушать различные музыкальные
вещи, ибо настоящее восприятие прекрасного возможно только при
сосредоточении, внимания на каком-нибудь прекрасное центральном мотивов.
Отсюда ясно, что система убранства чайной комнаты совершенно противоположна
западной, где дом часто превращается в музей. Для японца, привыкшего к
простоте убранства и к частым изменениям в методе украшения, западная
комната, наполненная картинами, статуями и безделушками, создает впечатление
просто вульгарного
представление иной фаза развития нашей декоративной схемы.
Отсутствие симметрии в
западными критиками. Несимметричность также является результатом проработки
идеалов даоизма через дзен.
Однако же, понятия совершенства у даосов и дзен были совершенно различны.
Динамический характер их философии придавай больше значения самому процессу,
путем которого достигалось совершенство, чем самому совершенству. Настоящую
красоту может различить лишь тот, кто мысленно завершил несовершенное.
Каждому гостью чайной комнаты предоставляется в воображении пополнить общий
эффект в отношении к себе. С тех пор, как дзен сделался преобладающей формой
мысли, выражения не только законченного, но и повторения. Однообразие рисунка
считалось гибельным для свежести воображения. Поэтому ландшафт, птицы и цветы
сделались излюбленными предметами изображения, в предпочтение человеческой
фигуре, которая представлялась в лице самого зрителя. Часто мы бываем излишне
заметными и даже самолюбование делается монотонным.
В устройстве чайной комнаты чувствуется постоянный страх перед повторением.
Различные предметы убранства должны бить так выбраны, чтобы ни один цвет, ни
один рисунок не повторялись. Если есть живые цветы картина с цветами
недопустима. Если чайник круглый, кувшин для воды должен быть угловатый.
Чашка с черной глазурью не должна соединяться с черной лакированной чайницей.
Когда ваза помещается на курильнице для ладана на алтаре, надо чтобы она не
попала как раз в центр и не развалила бы пространства на две равные части.
Колонны таконома должны быть сделаны из иного дерева, чем все другие в
комнате, чтобы устранить всякую мысль о монотонности.
Простота в чайной комнате, полное отсутствие вульгарности в ней, делает ее
настоящим святилищем, убежищем от волнений вышнего мира. Там и только там
можно спокойно и всецело отдаться почитанию Прекрасного. В шестнадцатом
столетии чайная комната предоставляла желанное место отдыха для свирепых
воинов и государственных
возрождения Японии. В семнадцатом столетии, после того, как утвердился
суровый формализм господства Токугава, чайная комната единственно создавала
возможность для свободного общения артистически настроенных умов. Перед
великим произведением искусства не было различия между дайме, самураем и
простым человеком. В наши дни во всем мире индустриализм делает настоящую
утонченность все более и более трудной.
Возможно именно сейчас люди более всего нуждаются в чайной комнате.
Глава 6. Чайные процессы.
Чай - это взаимодействие огня,
воды, чайного листа, пространств и состояний. Все эти составляющие должны быть
сбалансированы спокойной
чай. Огонь, на котором кипятится вода, лучше всего добывать из древесного угля,
сделанного из твердых пород дерева.
Вот что говорит Лу Ю в своей «Книге Чая».
Лучший чай растет на камнях, обыкновенный чай растет на каменистой почве.
Дикорастущий чай – лучший из всех, культивированный чай – обыкновенный.
Лучший чай растет на южных склонах скал близ густого леса. Красные сорта
наилучшие, зеленый чай занимает второе место.
Чай с листочками в виде бутона – лучший, а чай в виде нежных побегов следует
за ним.
Чай собирают в весенние месяцы. Чай в виде бутонов растет на скалах и
достигает в длину четырех-пяти дюймов. Его собирают ранним утром, когда
бутоны вот-вот раскроются. Чай в виде побегов растет кустами, имеющими три,