Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2011 в 14:22, реферат
Со временем на Востоке было разработано специальное чайное дело. Люди интересовались тайнами воздействия цвета, вкуса и аромата чая. Чайное искусство было воспето многими поэтами, которые очень любили употреблять этот прекрасный тонизирующий напиток.
Из статьи «СЕКРЕТ ЧАЙНОЙ ЦЕРЕНОНИИ» из журнала для творческих людей «Деко» 5-6 / 9 2004 (нашла в центральной библиотеке).
И
добавила немного информации
из интернета.
К числу уникальных японских искусств, которые в нашем сознании неразрывно связаны с японской национальной традицией относится искусство чайной церемонии – тя но ю (дословно чай с горячей водой, тя – чай, ю – горячая вода). Ее формирование происходило в эпоху кровопролитных междоусобных войн – период Муромати (1333-1373), а своего расцвета она достигла к началу XVII в.
Тя но ю представляет собой строго расписанный эстетический ритуал, в котором участвуют мастер чая, заваривающий и разливающий напиток, и гости. Цель чаепития заключается в достижении светлого, доброго душевного настроя. Согласно восточной философии не следует искать подтексты и ждать действия напитка. Нужно просто наслаждаться самим действом и учиться видеть красоту в каждом движении, в каждой детали.
Древняя легенда гласит, что однажды один из патриархов буддизма Бодхидхарма, медитируя, почувствовал, что его глаза стали закрываться и его начало клонить ко сну. Рассердившись на самого себя, он вырвал веки и бросил их на землю. На этом месте вырос необычный куст с сочными листьями. Впоследствии ученики Бодхидхармы стали заваривать листья с этого куста горячей водой и пить полученный напиток, который помогал им сохранять бодрость.
Со временем на Востоке было разработано специальное чайное дело. Люди интересовались тайнами воздействия цвета, вкуса и аромата чая. Чайное искусство было воспето многими поэтами, которые очень любили употреблять этот прекрасный тонизирующий напиток.
В чайной церемонии немаловажную роль играли чаши и вазы. Первоначально утварь изготавливалась из глины, потом предпочтение стали отдавать фарфору, отказавшись от металлической посуды, еще позднее в моду вошло стекло. Узнав систему обжига и открыв лиловые и красные глины, хитроумные китайцы стали делать посуду из керамики с разными вариантами декора.
Искусство изготовления такой посуды достигло необычайных вершин в Японии. Чайные приборы характеризуют удивительная простота, лаконичность форм, изящество орнамента, многообразие цветовых решений. Тонкие керамические чашки ручной работы неправильных форм, примитивный медный чайник, ящичек для хранения чая, бамбуковые мешалка-венчик и ложечка для чая… Чем старше все эти «инструменты» чайной церемонии, тем милее они сердцу японца. Каждый предмет чайной утвари должен быть безукоризненно чист.
Японцы испытывают невероятную гордость, обладая древними чайными приборами. Они предпочитают матовую посуду, вещи, покрытие которых уже очень давно не блестит, но, наоборот, темнеет от долгого использования.
Для традиционного классического японского чаепития, превратившегося в способ отдохновения от будничных забот, во второй половине XV в. стали обустраивать специальные чайные домики тя си цу. Эти скромные по внешнему виду и внутреннему убранству постройки походили на крошечные бедные хижины восточных мудрецов. Аскетизм обстановки побуждал к философскому осмыслению бытия, отрешенности от суеты повседневности. В качестве украшений интерьера помимо букета цветов допускались лишь свиток с философскими изречениями и картина старинного художника.
Своего расцвета искусство тя но ю достигло при Сэн-но Рикю (1520-1591). Он решительно сторонился любых проявлений роскоши, считая чайное искусство лишь одним из многочисленных способов служения Пути Будды. Сама атмосфера простаты и изящества способствовала созданию определенного душевного настроя, помогала хозяину и гостю установить «бессловесный контакт», понять друг друга сердцем.
Рикю изложил основные правила чайной философии. Их четыре: Ва (Гармония), Кэй (Почтительность), Сэй (Чистота), Дзяку (Спокойствие).
Ва – это сама атмосфера чайной церемонии, которая призвана отвлечь вас от повседневности, привести дух в состояние умиротворенности, равновесия.
Кэй (Почтительность) предполагает чистосердечие, добрые отношения между людьми. Она предписывает, чтобы все чувствовали себя равными и знатный не кичился своей знатностью, а бедный не стыдился своей бедности.
Третий принцип – Сэй (Чистота), которая должна быть во всем: в чувствах, в мыслях (чистота души).
Дзяку (Спокойствие, Покой). Полный покой (внешний и внутренний), уравновешенность, безмятежность (недаром иероглиф дзяку переводится как нирвана).
В комплекс японской чайной церемонии как действа, посвященного употреблению чая, входит три стадии медитации. Первая – подготовительный этап церемонии: человек вступает на выложенную крупным камнем дорожку, ведущую к тя си цу. Сосредоточенность усиливается на второй стадии медитации, когда, пройдя в сумрачные часы по освещенной приглушенным светом фонаря дорожке, гость совершает омовение у входа в домик и проникает туда сквозь низкий проем на коленях, по-японски усаживаясь на пятки на особых циновках – татами. Навстречу гостям выходит хозяин, приветствуя их поклоном.
Третий этап медитации заключается в непосредственном употреблении древнего «золотого эликсира».
В традиционной японской церемонии чаепития воду в чайном домике кипятили на углях из сакуры. Три ложки предварительно растертого в порошок в специальной фарфоровой ступке зеленого чая из молодых листьев заливали ковшом горячей воды. Заварка, настаивавшаяся не более трех-пяти минут, взбалтывалась в чаше бамбуковым венчиком, после чего получалась довольно густая пенистая жидкость. По традиции сначала все гости по очереди пили из одной чаши, установив ее на левой ладони, предварительно подложив шелковый платок. Во время передачи чаши друг другу зарождалось чувство родства, единения, близости, гости восхищались прекрасным чаем и благодарили хозяина. Затем подавался жидкий чай, и каждый участник процедуры получал свою чашу.
Когда ученики спросили у Рикю: «В чем секрет Пути чая?», он ответил: «Их семь. Приготовьте такой чай, чтобы гости получили удовольствие. Положите уголь таким образом, чтобы вода закипела быстро. Поставьте цветок так, чтобы он ожил. Летом должно быть прохладно, зимой – тепло. Приходите немного раньше условленного времени. Приготовьте зонт, даже если нет дождя. Расположитесь сердцем к каждому из гостей».
Эти семь принципов Рикю наряду с четырьмя правилами – Гармония, Почтительность, Чистота, Спокойствие, - должны постоянно присутствовать в сердце каждого, кто следует Пути чая.
Если четыре правила касаются души человека, исповедуют Путь чая, то семь принципов имеют в виду, как нужно вести себя с другими. Нельзя забывать, что вложить всю душу в приготовление чая, проявить истинность сердца важнее, чем соблюсти правила ритуала или искусно подобрать чайную утварь.
Основной эффект, на достижение которого было направлено чайное действо, заключался в обретении итидза («единого сидения», «сидения в единении»), т.е. сочувствия и сомыслия людей, что заставило бы каждого забыть о своем «Я».