Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2013 в 13:50, реферат
Культура древнего Востока насыщена непривычными для нас символами и традициями, загадочными, как
иероглиф. Одна из таких традиций — знаменитая на весь мир чайная церемония. Определить точную видовую принадлежность чайной церемонии в системе искусств, пользуясь категориями европейского искусствознания, нелегко. Ей нет аналогии не в одной художественной культуре Запада или Востока. Обыденная бытовая процедура чайного напитка была превращена здесь в особое канонизированное действо, разворачивавшееся во времени. Происходившее в специально организованной среде, “режиссура” ритуала строилась по законам художественной условности близкой к театральной.
Введение...........................3 стр.
Глава 1. История распространения чая.................4 стр.
Глава 2. Легенда появления чая....................6 стр.
Глава 3. Культ чая как элемент дзен- буддизма............6 стр.
Глава 4. Действо и принципы чайной церемонии............8 стр.
Глава 5. Чайная комната и пространство вокруг нее..........15 стр.
Глава 6. Чайные процессы....................20 стр.
Заключение...........................26 стр.
Список используемой литературы.................27 стр.
1. великая способность и великое действие;
2. быстрота интеллекта (сообразительность);
3. духовность в речах;
4. решимость убивать
или даровать жизнь в
5. ученость и опыт;
6. ясность в осознании собственных восприятий;
7. способность свободно появляться и исчезать.
Таким образом, делая семь упражнений, ученик постигал и истины дзэнского
учения, лежащего в основе чаепития- ваби.
Чай-ваби, по сути, изначально осмыслялся в качестве своеобразного заменителя
полноценной даосской медитации для мирян, стремившихся обрести просветление,
но не имеющих возможности стать монахами дзэнского монастыря. Чайное действо
благодаря умелой организации по определенным правилам должно было явиться
эквивалентом медитирования. Именно в этом смысле нужно понимать «чайное
самадхи», которое встречается в «Записках о дзэнском чае». Самадхи- состояние
«погруженности», глубокой сосредоточенности на одном объекте, медитирование
как состояние.
Таким образом, участник чайной церемонии вступал на путь постижения шуньи,
открытия своей истинной природы, этой задаче была подчинена вся организация
чайного действа. По словам Нанрэя Сохаку, монаха из храма Дайокудзи,
«искусство чая – эстетическое выражение дзена», поэтому экстерьер, интерьер,
утварь и сам ритуал чаепития должны оказывать эстетическое воздействие на
участника церемонии, направленное на создание у него психического состояния,
которое возникает у него в процессе медитирования. Организация чайного
действа подчинялась дзэнскому правилу использования минимума средств, имеющих
знаковую природу и повышения их ассоциативности.
Глава 4. Действо и принципы чайной церемонии.
Классическое чайное действо как
процесс регулируется четырьмя принципами: гармония (ва), почитание (кэй),
чистота (сэй), покой (дзяку), которые называют «четырьмя благородными истинами»
пути чая, по аналогии с «четырьмя благородными истинами» буддизма, подчеркивая
их важнейшее значение для чайной церемонии.
Их воплощением должна была стать и вся церемония в целом - ее смысл, дух и
пафос, - а также каждый ее компонент, вплоть до мелочей. Эти четыре
элемента необходимы для доведения этого искусства до совершенства.
"Гармония" предполагает внутреннее единство между участниками чаепития,
когда перестают ощущаться различия между «гостями» («главным гостем» и
остальными «гостями») и между «гостями» и «хозяином»- все присутствующие
становятся неким внутренним однородным целым. Душевное состояние участников
церемонии должно быть созвучным атмосфере царящей в чайной комнате.
Этот принцип подразумевает также гармонию Неба и Земли, упорядоченность
мироздания, а также естественную гармонию человека с природой.
Обретение человеком естественности, освобождение от условности сознания и
бытия, наслаждение красотой природы вплоть до слияния с ней - всё это
внутренние, скрытые цели “пути чая”, получавшие внешнее выражение в гармонии
и простоте чайной комнаты, непринуждённой, естественной красоте всех
материалов - деревянных деталей конструкции, глинобитных стен, железного
котелка, бамбукового венчика.
Гармония подразумевает также отсутствие искусственности и скованности в
движениях мастера чая, общую атмосферу непринуждённости. Она включает в себя
сложную сбалансированность в композиции живописного свитка, росписи чашки,
когда внешняя асимметрия и видимая
случайность оборачиваются
уравновешенностью и ритмичной упорядоченностью.
«Почитание» – В нем просматриваются два уровня.
Первый уровень –
относиться к собравшимся в чайной комнате, к своему настроению, к действу, к
окружающим вещам.
Второй уровень- буддистский. Пример такого почитания можно увидеть в
отношении к окружающим Бодхисаттвы Садапарибхуты (Никогда Не Презирающий),
персонажа Сутры о Цветке Лотоса Чудесной Дхармы. Садапарибхута относился с
почтением даже к последнему негодяю, поскольку знал, что истинная природа
любого живого существа – «природа будды». С таким же почтением должен
относиться участник церемонии к чайному действу. Абсолютное в буддистском
смысле почитание, не направленное на какой-либо объект и даже неосознаваемое
в качестве почитания.
«Чистота» – участвовать в чайной церемонии можно только с чистым сердцем
и помыслами, без каких-либо корыстных намерений. Чистота отождествляется с
добром, и освобождение от нечистот ассоциировалось с обретением покровительства
богов, и, следовательно, со здоровьем и получением всевозможных благ.
Прохождение участников чайного действа по «росистой земле», ополаскивание рта
и омовение рук перед входом в чайную комнату повторяет церемонию очищения
водой рук и рту перед входом в синтоистское святилище.
В саду около чайного домика сооружался туалет, который не использовался по
назначению, а символизировал очищенность как примыкающей к домику территории,
так и внутренних его помещений.
«Покой» – Непременным условием участия в чайной церемонии является
спокойное состояния духа как «хозяина» так и «гостей». С полным спокойствием,
т.е. без волнения или раздражения, участники чаепития должны относиться к
ритуалу, используемой утвари. Эти требования представляют собой всего лишь
внешние выражения следования этому принципу. Он имеет глубинный буддистский
пласт, который открывается в процессе чайного действа.
Итак, состояние полного покоя обретается участниками чаепития тогда, когда он
постигает истинную сущность бытия, его пустоту, и чайное действо как раз и
является средством достижения этого покоя. Участие в чайной церемонии
представляет собой
(спокойствие мыслей, движений, взгляда на окружающее) до абсолютного.
«Гармония», «почитание», «чистота» и «покой» являются разными сторонами
единого целого, поэтому все четыре категории взаимозависимы, поэтому
несоблюдение какого-либо принципа делает чаепитие неполноценным. Ощущение
участника чайной церемонии ваби, проведенной в соответствии с
основополагающими установками такого рода действа передается знаменитой
фразой «единственное собрание в жизни (итиго-итиэ).»
Классическими считаются рассуждения о «единственном чаепитии в жизни» ИИ
Наосуке в трактате «Собрание о единственном чаепитии». В этом произведении
подробно рассматривается настроение хозяина и гостя с начала и до конца
чайного собрания. Даже если собрание с тем же хозяином и с теми же гостями
повторять неоднократно, собрание в котором участвуют сегодня эти лица не
будет таким же второй раз. Это действительно единственное собрание. Хозяин
направляет свое сердце на десять тысяч дел, полностью исчерпывает свою
сердечность и искренность, чтобы не было ни малейшей грубости по отношению к
гостям. Гости же знают, что встретиться с хозяином на таком собрании еще раз-
трудно и поэтому должны обменяться с ним искренностью.
Высший смысл «единственного собрания в жизни» заключается именно в том, чтобы
ни хозяин, ни гости ни в коем случае не пили даже ни одного глотка чая с
пренебрежительностью к этому действу. Все участники данного чаепития
общаются непосредственно
собрания» участники освобождаются от привязанностей ко всему внешнему, «к
временным именам», и открывают в себе «природу будды», то, что в свое время
дает импульс к проявлению в обычной жизни всех скрытых физических и духовных
сил, а также ощущение безграничного счастья.
Чайная церемония- сложное и
достаточно многоплановое
В свою очередь следование ритуалу требует соответствующего душевного настроя
и, так сказать, материального, обеспечения.
Только в таких условиях возможно достижение цели чайной церемонии –
постижение ее участниками «вкуса дзена « и вкуса чая».
Организация чайного действа начинается с приглашения гостей. Основополагающим
принципом этого первого акта, а за ним и всех остальных, является
удовлетворение желаний других, подлаживание под настроение других и даже за
счет собственных чувств и симпатий. Это правило базируется в первую очередь
на почитании. Устроитель чайной церемонии , хозяин, должен тщательно обдумать
список приглашаемых гостей, количество
которых в стандартной
составляет пять человек. Особое внимание уделяется выбору главного гостя .
Это должен быть уважаемый человек, хорошо знающий ритуал, поскольку именно
главный гость начинает все ритуальные действия, которые надлежит выполнить
гостям. Лицо, которое хозяин решил пригласить в качестве главного гостя,
извещается за неделю и даже еще раньше.
После переговоров с главным гостем и согласованием списка остальных
участников церемонии хозяин направляет письменные приглашения другим
потенциальным участникам действа. В письмах указывается время и место
проведения чаепития, его вид, перечисляются все приглашенные лица. Получив
письмо, данное лицо должно как можно скорее дать ответ хозяину.
Для церемонии гости подготавливают соответствующую одежду. Гости приносят с
собой сложенные листы бумаги, своего рода салфетки, которые кладут за отворот
кимоно; два шелковых платка- большой
и маленький а также
( куромодзи). Куромодзи берут некоторые виды сластей, которые подают после
закусок.
За многовековую историю чайной церемонии устоялось и обрело канонические
формы семь типов чаепитий:
1. «Чайное действо
на рассвете» (анацуки-но
2. «Чайное действо утром» (аса-но тядзи).
3. «Чайное действо в полдень» (сего-но тядзи).
4. «Чайное действо ночью» (ебанаси-но тядзи).
5. «Чайное действо со сластями» ( каси-но тядзи).
6. «Чайное действо вне (определенного) времени» (фудзи-но тядзи).
7. «Чайное действо ( устраиваемое для тех, кто) пришел после (основного
чаепития)» (атоми-но тядзи).
Эталонной считается чайная церемония, устраиваемая в середине дня, что
совпадает со временем обеда.
Чайное действо представляет собой долгое по продолжительности (около четырех
часов) и сложное по ритуалу мероприятие, состоящее из трех видов: приема
пищи, питие «густого чая» и питие «жидкого чая».
Каждый жест, движение мысли, последовательность выполняемых действий, всеми
участниками церемонии, наполнены глубоким смыслом. Ни одного лишнего жеста,
ни одной лишней фразы. Каждое движение строго расписано и имеет свой
глубинный смысл, понятный только тем, кто знаком с чайной церемоний. Для
западного человека, чайная церемония не больше, чем затянутое чаепитие с
непонятным ритуалом. Но чайный обряд – это тоже путь к познанию национальной
психологии, не менее важный чем бусидо – моральный кодекс самурая.
Чайное действо начинается со сбора гостей в специальном помещении, которое
называется матиаи – ожидание. Тогда же вступает в силу комплекс правил,
четко регламентирующий поведение гостей. В чайной церемонии роли
распределяются между двумя сторонами – хозяином и гостями. Формально хозяин –
устроитель, организатор, дирижер чаепития. Гости – ведомые, подчиняющиеся
указаниям хозяина. Однако на всем протяжении чайного действа хозяин выполняет
по существу роль слуги: он приветствует гостей в начале церемонии, выносит в
чайную комнату утварь, готовит напиток, подносит его гостям, по окончании
церемонии уносит утварь, провожает гостей. Наконец сам хозяин не пьет чай, а
только готовит и предлагает его гостям.
Чайное действо в полдень.
Приглашенные лица приходят на церемонию по отдельности или группой не менее
чем за 15-20 минут до начала церемонии. Дорожка от входных дверей на внешнюю
росистую землю до домика, в котором собираются гости, незадолго до прибытия
поливается водой, что вызывает у проходящих по ней ощущение свежести. Кроме
того, окропление водой несет и сакральную функцию – очищение пути,
следовательно самих участников чаепития.
Входные ворота и дверь домика для сбора гостей должны быть приоткрыты
примерно на 3 см., что символизирует приглашение войти. Из прихожей гость
проходит в комнату, где отряхивает пыль с одежды, снимает обувь, в которой
пришел и надевает специальные сандалии.
Из комнаты гость переходит в помещение доя ожидания, где осматривает висящий
в нише токонома свиток, цветы в вазе, а также предметы, выполняющие чисто
декоративную функцию. Участники чаепития выбирают из числа присутствующих
«последнего гостя». Это лицо, хорошо разбирающееся в чайном ритуале, так как
последнему гостю приходится выполнять в ходе церемонии ряд важных действий.
Наконец в помещение для ожидания приходит главный слуга хозяина во время
чаепития. Он приносит поднос с чашками, наполненными горячей водой и передает