Чайная церемония

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2011 в 18:40, реферат

Краткое описание

В Японию чай попал в VIII в. Его могли привезти буддийские монахи из Китая, Кореи или Индии, а также японские путешественники, посещавшие Китай. Считается, что первые плантации чая были разбиты монахом Сайсё в Киото, у подножия горы Хэйдзан, в 802 г. Однако только с XII в. употребление чая получает в Японии широкое распространение. Это было связано с деятельностью священника Эйсая (1141–1215).

Файлы: 1 файл

ЧАЙНАЯ ЦЕРЕМОНИЯ.docx

— 122.57 Кб (Скачать)

ЧАЙНАЯ  ЦЕРЕМОНИЯ

  • Ритуалы чаепития разработаны для воплощения не только в тесном пространстве чайного домика

    Ритуалы чаепития разработаны для воплощения …

ЧАЙНАЯ  ЦЕРЕМОНИЯ — искусство приготовления и питья чая.

В Японию чай  попал в VIII в. Его могли привезти буддийские монахи из Китая, Кореи или  Индии, а также японские путешественники, посещавшие Китай. Считается, что первые плантации чая были разбиты монахом  Сайсё в Киото, у подножия горы Хэйдзан, в 802 г. Однако только с XII в. употребление чая получает в Японии широкое распространение. Это было связано с деятельностью священника Эйсая (1141–1215). Он привез из Китая чайные кусты и стал выращивать чай при дзэн-буддийском монастыре. Чай подносили Будде. Его пили во время религиозных ритуалов и медитаций. Эйсай в своих сочинениях особо подчеркивал пользу чая для сохранения и укрепления здоровья.

Распространению культуры чая и чаепития способствовал  и основатель другого направления  дзэн-буддизма в Японии — священник  Догэн (1200–1253). В XII–XV вв. с усилением влияния дзэн-буддийских монастырей питье чая становится популярным не только среди монахов, но и среди самураев, горожан, аристократов.

Начиная с XII в. из Китая в Японию проникает способ приготовления размельченного чая. Оттуда же пришел и обычай устраивать своеобразные развлечения в форме чайных турниров. Первоначально такие турниры проводили монахи в монастырях, причем в них участвовали и самураи — приверженцы дзэн-буддизма. Особенно широкое распространение чайные турниры получили в XIV–XV вв.

В ходе чайного  турнира гости должны были отобрать "хорошие" и "плохие" сорта. Тот, кто правильно угадывал большее  число сортов, отмечался призом.

Среди горожан  и крестьян были широко распространены чаепития, называемые "чайными собраниями". В отличие от роскошных чайных турниров аристократов, это были скромные, порой молчаливые встречи. Внутреннюю сосредоточенность и душевное согласие участников таких собраний стремился  воплотить в эстетике искусства  чая великий мастер, создатель  чайной церемонии — Мурата Дзюко (1422–1502).

Мурата обогатил искусство чаепития философией и  эстетикой дзэн-буддизма. Он проповедовал, что Истина Будды может открыться, может быть познана даже в жестах, сопровождающих наполнение чайной чаши горячей водой (язык жеста имеет  в буддизме, как, впрочем, и во многих других религиях, огромное значение). Он утверждал, что чайная церемония  — это не просто употребление определенного  напитка, а способ приобщиться к  философии искусства питья чая.

При дворе сёгуна Асикаги Мурата стал использовать для чайной церемонии крохотную комнатку Додзинсай. Роскошным пирам чайных турниров он противопоставил естественность и простоту.

Чайная церемония, которую Мурата проводил сам, была попыткой отрешиться от забот и тягот бренного мира, уйти от суровой действительности в обстановку тишины и умиротворенности.

Мурата впервые  сформулировал четыре принципа чайной церемонии: гармония ("ва"), почтительность ("кэй"), чистота ("сэй") и тишина, покой ("сэки"). Причем тишина, покой понимались им как просветленное одиночество. Символом принципа "ваби" как стремления к простоте и естественности Мурата Дзюко считал образ одинокой веточки цветущей сливы в заснеженном лесу.

Продолжателем дела Мураты стал мастер Дзёо Такэно (1502–1555). Ему принадлежит заслуга создания чайного домика (тясицу), в котором проводилась сама церемония. Исходя из принципа "ваби", Такэно придал тясицу вид небольшого крестьянского дома с соломенной крышей.

При проведении чайной церемонии Такэно стал широко использовать керамические сосуды, которые изготовляли японские мастера в местностях Бидзэн, Сэто, Сига.

Учеником Дзёо Такэно был выдающийся мастер чайной церемонии Сэн-но Рикю (1522–1591).

Сэн-но Рикю продолжил традиции своих учителей. Он усовершенствовал чайный домик и разработал принципы создания сада (тянива, родзи) около него. Из многочисленных чайных домов, которые он создал на протяжении своей жизни, до наших дней сохранился только павильон Тайан в храме Мёкиан (в окрестностях Киото). Он разработал этикет для участников церемонии, определил характер бесед, которые должны были создавать настроение отрешенности от повседневности и устремления к познанию Красоты.

В XV–XVI вв. чайная церемония превратилась в своеобразный ритуально-философский мини-спектакль, в котором каждая деталь, предмет, порядок вещей имели свое особое, неповторимое значение.

Конструкция чайного  домика и устройство прилегающего к  нему сада были связаны с эстетическими  категориями "саби" и "ваби", обозначающими гармоническое слияние изысканного и простого, спокойного и печального, скрытой красоты, лаконизма, приглушенности красок.

Через маленький  сад, прилегающий к павильону, где  проводилась чайная церемония, шла  дорожка из камней, в саду возвышались  каменные фонари и просто камни, поросшие мхом.

В саду обычно высаживали сосны, кипарисы, бамбук, вечнозеленый кустарник. Все элементы сада чайной церемонии должны были создавать  особое настроение сосредоточенности  и отрешенности.

Благодаря Рикю принцип "саби" был осмыслен как новый тип Красоты, воплощенный не только в архитектуре чайного домика и устройстве чайного сада, но и в подборе всех предметов: чайницы, котелка для кипячения воды, чашек для чая. В чайной церемонии, по мнению Рикю, все должно было составлять единый художественный ансамбль.

Особое значение придавалось конструкции чайного  домика. Это небольшая комната, в  которую ведет узкий и низкий вход — около 60 см в длину и  ширину. Такое уменьшение входа в чайный домик имеет глубокий философский смысл: каждый, кто хочет приобщиться к высокому искусству чайной церемонии, независимо от ранга и чина, должен, входя, непременно согнуться, потому что здесь все равны. Низкий вход не давал также возможности аристократам из военного сословия войти внутрь вооруженными — длинные мечи приходилось оставлять за порогом. И это было символично: пусть оставят вас все жизненные невзгоды и мирская суета, пусть ничто не волнует ваше сознание здесь, где надо сосредоточиться на прекрасном.

В интерьере  чайного домика самым важным элементом  считалась ниша (токонома). В ней обычно помещали свиток с живописью или с каллиграфической надписью, ставили букет цветов и курильницу с благовониями. Токонома располагалась напротив входа и сразу же привлекала внимание гостей. Свиток для токонома подбирался с особой тщательностью и был непременным атрибутом обсуждения во время церемонии. Важное значение придавалось освещению тясицу. Как правило, в домике было по шесть-восемь оконцев, разных по размеру и форме, дававших оптимальное — не слишком яркое и не слишком тусклое — освещение. В некоторых случаях можно было раздвинуть рамы, и тогда гости получали возможность любоваться частью сада, горой на фоне вечернего неба или Луной в ночь полнолуния. Но чаще всего окна в чайном домике были закрыты.

Со временем ритуал проведения чайной церемонии  канонизировался, заданными стали  последовательность действий и поведения. Уже войдя в простые деревянные ворота, гости погружались в особый мир, оставляя за спиной все мирское  и подчиняясь лишь законам действа. В молчаливой сосредоточенности  они проходили по чайному саду. Как это принято во всех японских домах, входя в чайный павильон, гости  снимали обувь и оставляли  ее у порога. Низко склонившись, они  входили внутрь и так же в молчании рассаживались, сосредоточенно любуясь  свитком в токонома и утонченной естественностью композиции цветов.

По прошествии некоторого времени, в течение которого гости могли рассмотреть и оценить предметы в токонома, появлялся "хозяин" чайной церемонии (тядзин). Он низко кланялся гостям и садился напротив них около очага, над которым уже висел котелок с водой. Перед "хозяином" лежали все необходимые предметы чайной утвари: шкатулка с зеленым чаем, чашка и деревянная ложка. Каждый из этих предметов, неся важную эстетическую и философскую нагрузку, зачастую являлся настоящим произведением искусства.

"Хозяин" не  торопясь насыпал в чашку зеленого  чая, затем заливал его кипятком. Потом четкими, сосредоточенными  движениями он взбивал эту  массу бамбуковым веничком, пока  порошок полностью не растворялся и не появлялась светло-зеленая матовая пена. Гости молчаливо наблюдали за происходящим таинством, вслушиваясь в ритмичное постукивание веничка о края чашки. Затем "хозяин" с поклоном передавал чашку главному, самому почетному гостю. Тот медленно, маленькими глотками отпивал чай — зеленую горьковато-терпкую, тающую во рту массу — и, неторопливо обтерев края, возвращал чашку "хозяину". Чашка передавалась из рук в руки, чтобы каждый смог внимательно рассмотреть ее, ощутить руками ее шершавую поверхность, теплоту глины. Гости вступали в беседу. Здесь нельзя было говорить о повседневных делах и проблемах, здесь говорили лишь о красоте свитка в токонома, об изяществе сосновой ветви в букете, о естественной величавости чайной чашки. Чайная церемония и сад учили видеть красоту в обыденном и простом, видеть прекрасное в малом, осознавать высокую ценность всего, что дано в этой жизни.

В наши дни искусством чайной церемонии в основном занимаются женщины. Сейчас чайная церемония нередко  проводится не только в чайных павильонах, но и в одной из жилых комнат дома; часто чайной церемонии предшествует угощение. Однако неизменным остается дух чайной церемонии: стремление создать  обстановку душевности, отойти от суетных, повседневных забот и дел. По-прежнему чайная церемония — это время  для бесед о прекрасном, об искусстве, литературе, живописи, о чайной чашке  и свитке в токонома.

В Японии существует множество школ чайной церемонии. Одной  из самых известных является школа  Урасэнкэ в Киото.   
 

    КТО «ПРИДУМАЛ» ЧАЙНУЮ ЦЕРЕМОНИЮ?

    Листья  чая (или камелии китайской) заваривали в Китае с незапамятных времен. В знаменитом мавандуйском захоронении, которое датируется 168 г. до Р. Х., была найдена картина, на которой знатные дамы времен династии Хань (206 г. до Р. Х. — 221 г. Р. Х.) пьют чай. Однако честь систематизации знания о чае, местах его произрастания, приготовления воды для него и о том, что сейчас, собственно, называется чайной церемонией, принадлежит мастеру Лу Юю, автору знаменитого трактата «Ча цзин» («Трактата о чае»). Лу Юй (733 — 804 гг. Р.Х.) родился в Фучжоу при династии Тан (618 — 907 гг. Р. Х.) в годы расцвета классической китайской культуры. Детство свое он провел в буддийском монастыре, но в двадцать лет сбежал оттуда с труппой бродячих артистов. В молодости Лу Юй объездил всю Поднебесную, по дороге собирал различные виды чая, пробовал воду, изучал местные обычаи употребления этого напитка. В странствиях протекли семь лет, после чего Лу Юй поселился в горах отшельником, где писал свой «Ча цзин» и другие произведения, в том числе и весьма изысканные стихи.

    Танский государь Дай-цзун неоднократно пытался призвать его на службу, однако Лу Юй каждый раз не являлся ко двору, предпочитая бестревожную жизнь меж гор и вод.

    После кончины Лу Юй был возведен в сан чайного божества, покровителя искусства приготовления чая. Его  изображения ставятся рядом с чайными принадлежностями при проведении церемонии, ему же ставится первая чашка чая.

    Лу  Юй заложил основы и принципы культуры чая в Поднебесной, однако не следует думать, что за последующие 1200 лет культура эта не претерпела существенных изменений. Менялись династии, развивались технологии обработки чайного листа и изготовления чайной посуды, изменялось само чайное действо — неизменными оставались лишь постулаты, заложенные первым Мастером чая. Современный вид чайная церемония приобрела в конце династии Мин (1368 — 1644 гг. Р. Х.) — начале династии Цин (1644 — 1912 гг. Р. Х.). С тех пор различают несколько общераспространенных техник чайной церемонии: от древнего метода варки до различных способов заваривания чая на чайной доске чабань. Кроме того, в различных китайских провинциях существует множество местных обычаев приготовления этого напитка. 
 
 
 



Чайные  церемонии Азиады
Во вторник в казахстанском  пресс-клубе состоялась презентация официального партнера 7-х зимних Азиатских игр 2011 года, коим выступило ТОО «Asia Tea» с чайным напитком марки «Рахмет». 
 
В рамках сотрудничества предполагается, что компания «Asia Tea» предоставит участникам Азиатских игр 1,5 тонны своей продукции. По словам Айданы Рыскуловой, директора по маркетингу «Asia Tea», данное сотрудничество является высокой оценкой компании на казахстанском рынке. Вместе с тем это партнерство будет служить мощной рекламной площадкой для компании в целях продвижения бренда на другие рынки. «При этом компания собирается представить вековые традиции чаепития гостям и официальным делегатам Азиады», – заключила г-жа Рыскулова.

Между тем директор ГККП г. Алматы Султанбек Сыздыков также отметил, что «Маркетинговая и рекламная площадка Игр дает возможность национальным производителям значительно повысить узнаваемость своего бренда. Примером этому является поддержка предстоящих Игр компанией «Азия Теа» с брендом «Рахмет». 
 
По его мнению, высокое качество продукции компании «Asia Tea» дает возможность быть уверенным в том, что чай «Рахмет» может занять достойное место как на отечественном, так и на международном рынке. 
 
В свою очередь заместитель главы дирекции VII зимних Азиатских игр 2011 года Ержас Болтаев, заявил, что торговая марка «Рахмет» отвечает всем требованиям, которые были предъявлены оргкомитетом в ходе объявления конкурса на получение звания официального партнера. Однако при этом других заявок от чайных компаний не поступало. 
 
На данный момент, согласно соглашению, каждая чайная пачка будет брендирована под тематику Азиатских игр. На ней уже сейчас располагаются логотип и символ грядущих Игр.

Информация о работе Чайная церемония