Чайная церемония

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2011 в 18:40, реферат

Краткое описание

В Японию чай попал в VIII в. Его могли привезти буддийские монахи из Китая, Кореи или Индии, а также японские путешественники, посещавшие Китай. Считается, что первые плантации чая были разбиты монахом Сайсё в Киото, у подножия горы Хэйдзан, в 802 г. Однако только с XII в. употребление чая получает в Японии широкое распространение. Это было связано с деятельностью священника Эйсая (1141–1215).

Файлы: 1 файл

ЧАЙНАЯ ЦЕРЕМОНИЯ.docx

— 122.57 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 
  • Чайный  Клуб
  • Чайные Истории
  • Интересная Англия
  • Чайная Церемония
 
  • Новости
  • Меню Клуба
  • Мероприятия
  • Фотогалерея
 
  • Форум
  • Английский Клуб
  • Контакты
  
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Чайная Церемония 

«Английская чайная церемония» – понятие несколько неочевидное. С одной стороны, при этом мероприятии имеют место быть определенные и достаточно регламентированные действия. С другой стороны, действия эти очень простые и понятные. И вовсе не такие серьезные как, например, в японской церемонии. 
 
Итак. Английская чайная церемония развилась из английской же традиции послеобеденного чая, известного под названиями Afternoon Tea или Five-o-clock Tea. Проводится, естественно, вечером. В современной Англии все правила чайной церемонии соблюдаются, пожалуй, только в немногочисленных приличных чайных – выросший темп жизни практически полностью изгнал это мероприятие и из семей, и из массовых заведений общественного питания. 
 
Для проведения английской чайной церемонии необходим определенным образом сервированный чайный стол, чай, закуски к чаю и умение управляться с чаем в процессе пития. Разберемся со всем по порядку. 
 
Сервировка. Однотонная скатерть или с небольшим и не очень ярким рисунком. Небольшая ваза с цветами. Салфетки . Чайные пары, чайник с чаем (может быть один на всех или индивидуальный), молочник с молоком или сливками. Ситечко и подставка под ситечко. Сахарница с рафинадом (с белым и коричневым). Чайные ложки... Закуски к чаю. Вся посуда, конечно, должна быть из одного сервиза.  
 
Обычно гостям просто предлагают выбрать из 5-10 сортов. Куда обязательно входят Earl Grey, Lapsang Souchong, Assam, Darjeeling. И разные смеси, конечно. Очень престижно иметь в наличии и предлагать гостям собственную чайную смесь. 
 
Чаепитие. В нем, конечно, скрывается главный секрет английской чайной церемонии. Хоть он и очень простой, этот секрет. Итак. Чай заваривается исходя из того, что в чашках он уже не будет разбавляться кипятком. То есть на одного пьющего в чайник закладывается одна чайная ложечка заварки. Если используется очень большой чайник – на пять-шесть человек – то можно добавить еще одну ложечку на всех. После того, как чай настоится положенные 3-5 минут (иногда для контроля за временем используются песочные часы – это красиво), его разливают по чашкам. И сразу после этого доливают в чайник кипяток из кувшинчика.  
 
Это доливание, с одной стороны, несколько разбавляет чай, который к моменту выпивания первой чашки уже настоится. А с другой стороны, сохранит его относительно горячим и вполне вкусным для повторного чаепития. Можно и после второй чашки доливать кипяток в заварник – правда следует помнить, что с каждым таким доливанием качество чая будет немного, но ухудшаться. 
 
Собственно в этом доливании кипятка в заварочный чайник и состоит главное таинство английской чайной церемонии. Простое и приятное. Попробуйте ;)
 
 
 
 
 
 
 

Цели:

  1. Образовательная: расширить и углубить ЗУНы по разделу "кулинария", научить сервировать стол к чаепитию, заваривать чай, различать разновидности чая, ознакомить с правилами хранения чая, вкусовыми качествами, с чайными церемониями разных стран.
  2. Воспитательная: создать на уроке благоприятную обстановку для формирования добросовестного отношения к труду, дисциплинированности в работе, чувства коллективизма и товарищеской взаимопомощи; бережного отношения к кухонному инвентарю.
  3. Развивающая: научить анализировать полученный новый материал; научить проводить сравнительный анализ при выполнении лабораторной работы.

Наглядные пособия и кухонный инвентарь:

1 УРОК
  1. Плакат “Сервировка стола”.
  2. Коллекция “Разновидности чая”.
  3. Ассортимент чая. .
  4. Сводная таблица “Характеристики чая”.
  5. Тестовое задание.
  6. Картины.
2 УРОК

1 Чайник.

2 Заварочный чайник.

3 Чайная чашка с блюдцем.

  1. Чайная ложка.
  2. Электрическая плита.
  3. Самовар.
  4. Розетки для варенья.
  5. Молочник.
  6. Инструкционная карта по выполнению лабораторной работы.
  7. Инструкционная карта “Правила заварки чая”, “Хранение чая”.
 

 I УРОК

  1. Организационная часть.

II. Повторение пройденного  материала. 

  • Работа учащихся с тестом: “Кулинария – наука о приготовлении пищи”. (Приложение 1)
  • Взаимопроверка.
  1. Изучение нового материала.
    1. Учитель предлагает ученикам прослушать отрывок из произведения и определить автора и название произведения.

        Муха, Муха-Цокотуха, 
        Позолоченное брюхо! 
        Муха по полю пошла, 
        Муха денежку нашла. 
        Пошла Муха на базар 
        И купила самовар …”

      “Муха-Цокотуха”. Корней Иванович Чуковский.

    1. - Что нужно знать Мухе-Цокотухе, чтобы пригласить гостей на чай?

      (правила организации чаепития)

      История чая

    1. В результате работы получилась “звёздочка обдумывания”, которую учащиеся оформляют в  тетради по ходу обсуждения (элемент  метода проекта)
    2. Знакомство с историей чая.

Сообщения учащихся по темам:

  • Родина  чайного дерева.
  • Легенды о чае.
  • Появление чая на Руси.
  • Правила хранения чая.
 

 Сообщения учащихся

(индивидуальная  работа учащихся с научной  и справочной литературой)

1. Чай пришел к нам из Китая, где впервые оценили его удивительные качества.

По утверждению  одних исследователей, культуре чая  более пяти тысяч лет, по убеждению  других – несколько меньше.

Широко в ходу китайская легенда, согласно которой  чудесный напиток был открыт китайским  императором Шен Нангом (2737-2697 до н.э.).

Он был знатоком природы, прародителем сельского хозяйства, любил изучать свойства различных  растений и путешествовать. При этом, в целях гигиены, употреблял только кипяченую воду.

Однажды в походе он отдыхал под тенистым деревом  и дожидался, когда вскипит вода в котле над костром. Подувший ветер занес в котел несколько  листьев с дерева, которое оказалось  чайным, и они придали воде необычный  вкус, понравившийся императору.

Более того, утолив жажду этим напитком, он почувствовал такой прилив бодрости, что отправился в дальнейший путь ранее намеченного  времени.

Вслед за этим, император  занялся изучением необычных  свойств чайного листа, стал пользоваться его настоем и тем положил  начало культу чайного напитка.

2. Родина чая – Китай, где много тысячелетий растет чайное растение, настой листьев которого благотворно влияет на человека. Но что это за растение и существует ли оно где-либо ещё?

Еще в Древнем  Китае люди обратили внимание на выносливость и относительную неприхотливость  чайного растения, которое может  расти и на скудных, даже каменистых почвах, чуть прикрытых слоем земли.

Различные сочетания  высоты, температуры, влажности, почвы  и таких факторов как близость высоких гор или моря, сильно влияют на вкусовые и иные качества чайного  листа и в конечном счете - чая. На эти качества влияет и то, когда и как был собран чай, как переработан и упакован, как перевезен и где хранился.

3. В Китае оно растет в своем природном состоянии в виде большого куста с листьями около 5 см в длину, а куст достигает высоты 3-5 м.

В Ассали (Северо-восточная часть Индии) оно произрастает в виде дерева, может достигать в высоту 15-20 м и имеет менее жесткие, но особенно крупные листья – от 15 до 35 см в длину.

Кроме того, оно  произрастает в Индокитае, в Камбодже, где тоже больше похоже на дерево высотой  до 5м.

Все эти растения периодически цветут, их нежные белые  и совсем небольшие цветки с пятью-семью  лепестками, несколько похожие на цветки жасмина издают легкий приятный аромат и дают плод в виде орешка с одним-тремя семенами.

4. Чай продукт очень деликатного свойства, он требует особых условий хранения.

Чай способен легко  поглощать, удерживать и отдавать влагу, а также различные запахи из окружающей среды.

Дома нельзя хранить чай как попало, тем  более в соседстве с пахучими предметами, особенно на кухне, где  обилие пахнущих продуктов и где  часто бывает "и жарко, и парко".

Емкость, предназначенная  для хранения чая, должна закрываться  как можно плотнее, чтобы не проникал воздух извне, и сама не должна иметь  запахов, впитывать посторонние  запахи и влагу или взаимодействовать  с химическими веществами чая.

5. Знакомство учащихся  с коллекциями  чая (с использованием мультимедийного экрана)

Листья чайного  дерева используются для производства чая. (Презентация.)

Это вечнозеленое растение с блестящими зубчатыми  темно-зелеными и упругими, будто  кожаными листьями.

Для получения  высококачественного сорта чая  используют первые два верхних листа  и почки (нераспустившиеся листы).

Чай подразделяется на:

  • крупнолистовой;
  • среднелистовой;
  • мелколистовой;
  • гранулированный.

Также чай различают  по цвету:

  • черный;
  • зеленый;
  • красный (каркаде).

Самыми дорогостоящими являются желтые и белые чаи.

Учащимся демонстрируются  все разновидности чая.

6) Знакомство с ассортиментом  чая.

Учащимся демонстрируется  различные упаковки чая разных фирм.

II УРОК

Класс делится на 2-3 бригады.

  1. Рассказ учителя об особенностях сервировки чайного стола в разных странах мира (Китай, Англия, Россия).
  2. Практическая работа “Сервировка стола к чаю”.
  • Знакомство с инструкционной картой (Приложение 2).
  • Выполнение работы:

- сервировщики расставляют посуду;

- повара оформляют  блюдо;

- остальные члены  бригады оформляют стол (складывают  салфетки)

  • Проверка учителем качества выполненной работы. Защита бригадами выполненной работы.
  1. Выполнение лабораторной работы “Определение вида чая по основным его характеристикам”

Цель: - определить по характеристикам сухого и заваренного чая его вид;

- научиться правильно заваривать чай.

Ход работы:

  1. рассмотреть сухой чай, записать полученные данные в таблицу;
  2. заварить чай (Приложение 3); рассмотреть цвет чая, результат записать в таблицу;
  3. провести дегустацию:

      а) налить немного  чая из чайника № 1 в чашку,

      б) попробовать  и определить вкус чая,

Информация о работе Чайная церемония