Взаимодействие интересов пайщиков и потребительского общества

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 21:14, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы курсовой работы заключается в том, что одна из главных характеристик потребительской кооперации, это ее трактовка как системы экономических отношений между пайщиками и потребительскими обществами.
Цель исследования данной курсовой работы является взаимодействие экономических интересов пайщиков и потребительского общества.

Оглавление

Введение……………………………………………………………......……………4
1. Членство в потребительских обществах по Закону «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации.……………………………………………………………………….…..6
2. Механизм взаимодействия экономических интересов пайщиков и потребительского общества……………………………………………………......10
3. Особенности отраслей деятельности потребительской кооперации…...17
3.1. Отрасли хозяйственной деятельности потребительской кооперации….17
3.2. Особенности развития рыночной торговли потребительской кооперации………………………………………………………………………….22
3.3. Значение общественного питания потребительской кооперации………26
3.4. Особенности заготовительной деятельности потребительской кооперации………………………………………………………………………….29
3.5. Значение и особенности развития промышленности потребительской кооперации………………………………………………………………………….32
3.6. Виды услуг в потребительской кооперации……………………………..36
Заключение…………………………………………………………...……………41
Список использованных источников…………………………………………..42

Файлы: 1 файл

Рома.doc

— 265.00 Кб (Скачать)
 

      3.5 Значение и особенности развития промышленности потребительской кооперации

      Одной из основных отраслей деятельности потребительской кооперации является промышленность, основная функция которой — производство товаров народного потребления.

      Важнейшее значение отрасли заключается в  том, что она выступает как  источник товарных ресурсов для розничной торговли и предприятий общественного питания потребительской кооперации, осуществляет переработку закупленного сельскохозяйственного сырья, способствует более полному удовлетворению потребностей пайщиков и обслуживаемого населения в товарах более широкого ассортимента.

      Промышленность  потребительской кооперации представлена в основном предприятиями по производству продовольственных товаров. На начало 2003 г. организации потребительской  кооперации имели более 15 тыс. производственных предприятий, из них около 11 тыс.производственных цехов (табл. 1).

      Таблица 1 - Материально-техническая база промышленности потребительской кооперации (производственные цеха, единиц) 

Виды  производственных цехов на 01.01 2000 г. на 01.01 2003 г.
Количество производственных цехов, всего 8568 10970
в том числе

1) цехов по производству

продовольственных товаров

8101 10171
из  них по производству    
— хлеба и хлебобулочных изделий 3674 3131
— колбасных изделий 1051 632
— кондитерских изделии 960 1843
— консервов 205 139
— безалкогольных напитков 748 167
2) цехов по производству непродовольственных товаров 467 799

      Как видно из таблицы 1, потребительская кооперация располагает разными видами небольших производственных предприятий. Это позволяет ей приблизить производство товаров к местным сырьевым источникам и к потребителям (населению). Потребительская кооперация занимается в основном производством продовольственных товаров разных видов.

      Закупленная сельскохозяйственная продукция перерабатывается на собственных производственных предприятиях потребительской кооперации и реализуется в ее торговых предприятиях. Следует отметить, что промышленность потребительской кооперации является надежным источником поступления продовольственных товаров в торговую сеть и формирования устойчивого ассортимента товаров повседневного спроса в сельской местности. В настоящее время удельный вес товаров собственного производства в товарообороте потребительской кооперации составляет более 35%.

      В потребительской кооперации наиболее развито производство хлеба и хлебобулочных изделий. Потребительская кооперация располагает хлебозаводами, мини-заводами и хлебопекарнями. В 2002 г. выработка хлеба и хлебобулочных изделий на одного человека, обслуживаемого потребительской кооперацией, составляла 32,3 кг в год; цена 1 кг изделий была ниже среднерыночной цены. Следует отметить, что потребительская кооперация имеет значительные возможности по увеличению производства хлеба и хлебобулочных изделий, повышая использование производственных мощностей (в настоящее время производственные мощности используются менее чем на 30%).

      Располагая  местными источниками сырья, потребительская  кооперация развивает производство консервной продукции.

      Консервная  промышленность потребительской кооперации занимается переработкой сельскохозяйственной продукции на базе местного сырья, что способствует сокращению объема перевозок, уменьшению потерь при перевозке сырья и товаров, повышению качества продукции, снижению транспортных расходов. Консервная промышленность, как и хлебопечение, располагает как крупными, так и небольшими предприятиями. Развитие сельского хозяйства и заготовительной деятельности потребительской кооперации будет способствовать увеличению объемов производства консервной продукции.

      Кроме того, в потребительской кооперации производятся колбасные и кондитерские изделия, безалкогольные напитки и другие продовольственные товары.

      Потребительская кооперация производит непродовольственные  товары: валяную обувь, швейные и  трикотажные изделия, мебель, изделия  народного промысла и другие товары.

      Развитие  промышленности потребительской кооперации способствует удовлетворению спроса населения  в продуктах и непродовольственных  товарах.

      Промышленность  потребительской кооперации имеет  необходимые предпосылки для  дальнейшего развития: наличие производственных предприятий; приближенность предприятий к производителям сельскохозяйственной продукции и сырья; отработанные технологии по производству многих видов товаров; обеспеченность кадрами; государственную поддержку. Поэтому в настоящее время промышленность является самой конкурентоспособной отраслью потребительской кооперации.

      В Концепции развития потребительской  кооперации Российской Федерации на период до 2010 года намечены перспективные  направления развития промышленности:

      — реконструкция и строительство

      предприятий;

      — расширение ассортимента производимых продовольственных и непродовольственных  товаров;

      — увеличение производства детской и лечебной продукции;

      увеличение  количества выпускаемой продукции  в мелкой упаковке;

      — внедрение более совершенного оборудования и технологий;

      — расширение производства товаров с использованием надомного труда;

      — создание в каждом районе производственного комплекса, включающего выпечку хлеба и хлебобулочных изделий, производство макаронной продукции, колбас и колбасных изделий, безалкогольных напитков;

      — развитие межотраслевой интеграции на основе объединения в каждом районном потребительском обществе предприятий  торговли, заготовок и общественного питания.

      Реализация  направлений Концепции будет  способствовать повышению конкурентоспособности предприятий промышленности и выполнению потребительской кооперацией своей социальной миссии.

      Из  всего выше сказанного сделаем следующие  выводы:

  1. Промышленность имеет важное значение для развития других отраслей потребительской кооперации: торговли, общественного питания, заготовок.
  2. Промышленность потребительской кооперации занимается производством преимущественно продовольственных товаров, располагая для этого необходимой материально-технической и сырьевой базой.
  3. Концепцией развития потребительской кооперации Российской Федерации на период до 2010 года предусмотрена модернизация производственных предприятий и расширение ассортимента выпускаемой продукции.
  4. Промышленность — самая конкурентоспособная отрасль потребительской кооперации, потому что она имеет благоприятные предпосылки для своего развития.
 

      3.6 Виды услуг в потребительской кооперации 

      Потребительская кооперация развивает сферу услуг, предоставляемых пайщикам и обслуживаемому населению.

      Потребность в услугах городского и сельского населения быстро растет.

      Повышение роли услуг в жизни людей объясняется  разными причинами: стремлением  к лучшему качеству жизни; развитием  разных видов деятельности; повышением культуры обслуживания; предложением товаров, требующих оказания услуг по их доставке, установке и использованию; предоставлением новых услуг и улучшением их качества; демографическими и экологическими изменениями, влияющими на состояние здоровья и особенности жизнедеятельности.

      В интересах пайщиков и обслуживаемого населения организации потребительской кооперации оказывают как бесплатные, так и платные услуги.

      Оказание  платных услуг населению является перспективной и экономически выгодной отраслью деятельности потребительской кооперации.

      Все виды платных услуг, предоставляемых населению организациями потребительской кооперации, классифицируются на следующие основные группы:

  1. Бытовые услуги.
  2. Услуги торговли.
  3. Услуги общественного питания.
  4. Услуги производственной деятельности.
  5. Сельскохозяйственные услуги.
  6. Услуги рынков.
  7. Медицинские и санаторно-оздоровительные услуги.
  8. Услуги образования.
  9. Другие виды платных услуг.

      К бытовым услугам относятся: ремонт и пошив одежды и обуви; ремонт и техническое обслуживание бытовой  радиоэлектронной аппаратуры, бытовых  машин и приборов; ремонт и изготовление металлоизделий; техническое обслуживание и ремонт автотранспортных средств; ремонт жилья и других сооружений; ритуальные услуги; услуги фотоателье; услуги парикмахерских; транспортные услуги.

      Услуги  торговли и общественного питания, оказываемые населению, весьма разнообразны; их перечень включает свыше 100 видов услуг. К основным видам услуг торговли потребительской кооперации относятся: прием предварительных заказов на товары, доставка покупателям крупногабаритных товаров, раскрой тканей. Основными видами услуг общественного питания потребительской кооперации являются: изготовление кулинарных и кондитерских изделий по заказам потребителей; обслуживание свадеб и банкетов, совещаний, семинаров, вечеров отдыха.

      Услуги  производственной деятельности потребительской кооперации приобретают значительный спрос в связи с развитием крестьянских (фермерских) и личных подсобных хозяйств населения. К услугам производственной деятельности относятся: забой скота и птицы; переработка зерна; производство колбасных изделий; сушка овощей и плодов; переработка семян подсолнечника. Такие производственные услуги осуществляются из сырья заказчика (например, пайщика-товаропроизводителя) на основе договора с потребительским обществом.

      Сельскохозяйственные  услуги получают все большее значение в связи с развитием крестьянских (фермерских) и личных подсобных хозяйств. К сельскохозяйственным услугам относятся: вспашка земли, обработка садов, ветеринарные услуги, ремонт сельскохозяйственной техники.

      Услуги  рынков. В настоящее время в общем объеме платных услуг потребительской кооперации около 30% занимают услуги рынков. Основными видами услуг рынков являются: транспортные услуги, услуги по хранению сельскохозяйственных продуктов, предоставление мест для торговли, выдача напрокат инвентаря, разруб мяса, хранение продукции.

      Медицинские и санаторно-оздоровительные услуги занимают более 6% в общем объеме платных услуг потребительской  кооперации. Потребность в медицинских  и санаторно-оздоровительных услугах  возрастает в связи с ухудшением экологической обстановки и повышением медицинской культуры населения.

      Услуги  образования. Потребительская кооперация стала заниматься платным образованием в последнее десятилетие XX в., т. е. в условиях экономической реформы. Наличие свыше 100 образовательных учреждений (вузов, техникумов, колледжей), в которых работают высококвалифицированные специалисты, позволяет оказывать значительный объем образовательных услуг, составляющих свыше 40% в общем объеме платных услуг, предоставляемых организациями потребительской кооперации.

      К другим видам услуг можно отнести  следующие: юридические услуги (юридические  консультации, оформление судебных исков  и других документов); социальные услуги (уход за инвалидами, организация кооперативных  детских садов и др.).

      Структура платных услуг, предоставляемых организациями потребительской кооперации, показана на рис. 6.

      

      Рисунок 6 – Структура  услуг в потребительской  кооперации в 2002 году (в % к общей сумме  платных услуг)

Информация о работе Взаимодействие интересов пайщиков и потребительского общества