Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 21:14, курсовая работа
Актуальность темы курсовой работы заключается в том, что одна из главных характеристик потребительской кооперации, это ее трактовка как системы экономических отношений между пайщиками и потребительскими обществами.
Цель исследования данной курсовой работы является взаимодействие экономических интересов пайщиков и потребительского общества.
Введение……………………………………………………………......……………4
1. Членство в потребительских обществах по Закону «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации.……………………………………………………………………….…..6
2. Механизм взаимодействия экономических интересов пайщиков и потребительского общества……………………………………………………......10
3. Особенности отраслей деятельности потребительской кооперации…...17
3.1. Отрасли хозяйственной деятельности потребительской кооперации….17
3.2. Особенности развития рыночной торговли потребительской кооперации………………………………………………………………………….22
3.3. Значение общественного питания потребительской кооперации………26
3.4. Особенности заготовительной деятельности потребительской кооперации………………………………………………………………………….29
3.5. Значение и особенности развития промышленности потребительской кооперации………………………………………………………………………….32
3.6. Виды услуг в потребительской кооперации……………………………..36
Заключение…………………………………………………………...……………41
Список использованных источников…………………………………………..42
3.5 Значение и особенности развития промышленности потребительской кооперации
Одной из основных отраслей деятельности потребительской кооперации является промышленность, основная функция которой — производство товаров народного потребления.
Важнейшее значение отрасли заключается в том, что она выступает как источник товарных ресурсов для розничной торговли и предприятий общественного питания потребительской кооперации, осуществляет переработку закупленного сельскохозяйственного сырья, способствует более полному удовлетворению потребностей пайщиков и обслуживаемого населения в товарах более широкого ассортимента.
Промышленность потребительской кооперации представлена в основном предприятиями по производству продовольственных товаров. На начало 2003 г. организации потребительской кооперации имели более 15 тыс. производственных предприятий, из них около 11 тыс.производственных цехов (табл. 1).
Таблица
1 - Материально-техническая
база промышленности
потребительской кооперации (производственные
цеха, единиц)
Виды производственных цехов | на 01.01 2000 г. | на 01.01 2003 г. |
Количество производственных цехов, всего | 8568 | 10970 |
в
том числе
1) цехов по производству продовольственных товаров |
8101 | 10171 |
из них по производству | ||
— хлеба и хлебобулочных изделий | 3674 | 3131 |
— колбасных изделий | 1051 | 632 |
— кондитерских изделии | 960 | 1843 |
— консервов | 205 | 139 |
— безалкогольных напитков | 748 | 167 |
2) цехов по производству непродовольственных товаров | 467 | 799 |
Как видно из таблицы 1, потребительская кооперация располагает разными видами небольших производственных предприятий. Это позволяет ей приблизить производство товаров к местным сырьевым источникам и к потребителям (населению). Потребительская кооперация занимается в основном производством продовольственных товаров разных видов.
Закупленная сельскохозяйственная продукция перерабатывается на собственных производственных предприятиях потребительской кооперации и реализуется в ее торговых предприятиях. Следует отметить, что промышленность потребительской кооперации является надежным источником поступления продовольственных товаров в торговую сеть и формирования устойчивого ассортимента товаров повседневного спроса в сельской местности. В настоящее время удельный вес товаров собственного производства в товарообороте потребительской кооперации составляет более 35%.
В потребительской кооперации наиболее развито производство хлеба и хлебобулочных изделий. Потребительская кооперация располагает хлебозаводами, мини-заводами и хлебопекарнями. В 2002 г. выработка хлеба и хлебобулочных изделий на одного человека, обслуживаемого потребительской кооперацией, составляла 32,3 кг в год; цена 1 кг изделий была ниже среднерыночной цены. Следует отметить, что потребительская кооперация имеет значительные возможности по увеличению производства хлеба и хлебобулочных изделий, повышая использование производственных мощностей (в настоящее время производственные мощности используются менее чем на 30%).
Располагая местными источниками сырья, потребительская кооперация развивает производство консервной продукции.
Консервная промышленность потребительской кооперации занимается переработкой сельскохозяйственной продукции на базе местного сырья, что способствует сокращению объема перевозок, уменьшению потерь при перевозке сырья и товаров, повышению качества продукции, снижению транспортных расходов. Консервная промышленность, как и хлебопечение, располагает как крупными, так и небольшими предприятиями. Развитие сельского хозяйства и заготовительной деятельности потребительской кооперации будет способствовать увеличению объемов производства консервной продукции.
Кроме того, в потребительской кооперации производятся колбасные и кондитерские изделия, безалкогольные напитки и другие продовольственные товары.
Потребительская кооперация производит непродовольственные товары: валяную обувь, швейные и трикотажные изделия, мебель, изделия народного промысла и другие товары.
Развитие
промышленности потребительской кооперации
способствует удовлетворению спроса населения
в продуктах и
Промышленность потребительской кооперации имеет необходимые предпосылки для дальнейшего развития: наличие производственных предприятий; приближенность предприятий к производителям сельскохозяйственной продукции и сырья; отработанные технологии по производству многих видов товаров; обеспеченность кадрами; государственную поддержку. Поэтому в настоящее время промышленность является самой конкурентоспособной отраслью потребительской кооперации.
В Концепции развития потребительской кооперации Российской Федерации на период до 2010 года намечены перспективные направления развития промышленности:
— реконструкция и строительство
предприятий;
—
расширение ассортимента производимых
продовольственных и
— увеличение производства детской и лечебной продукции;
увеличение количества выпускаемой продукции в мелкой упаковке;
— внедрение более совершенного оборудования и технологий;
— расширение производства товаров с использованием надомного труда;
— создание в каждом районе производственного комплекса, включающего выпечку хлеба и хлебобулочных изделий, производство макаронной продукции, колбас и колбасных изделий, безалкогольных напитков;
— развитие межотраслевой интеграции на основе объединения в каждом районном потребительском обществе предприятий торговли, заготовок и общественного питания.
Реализация направлений Концепции будет способствовать повышению конкурентоспособности предприятий промышленности и выполнению потребительской кооперацией своей социальной миссии.
Из всего выше сказанного сделаем следующие выводы:
3.6
Виды услуг в потребительской
кооперации
Потребительская кооперация развивает сферу услуг, предоставляемых пайщикам и обслуживаемому населению.
Потребность в услугах городского и сельского населения быстро растет.
Повышение
роли услуг в жизни людей
В интересах пайщиков и обслуживаемого населения организации потребительской кооперации оказывают как бесплатные, так и платные услуги.
Оказание платных услуг населению является перспективной и экономически выгодной отраслью деятельности потребительской кооперации.
Все виды платных услуг, предоставляемых населению организациями потребительской кооперации, классифицируются на следующие основные группы:
К бытовым услугам относятся: ремонт и пошив одежды и обуви; ремонт и техническое обслуживание бытовой радиоэлектронной аппаратуры, бытовых машин и приборов; ремонт и изготовление металлоизделий; техническое обслуживание и ремонт автотранспортных средств; ремонт жилья и других сооружений; ритуальные услуги; услуги фотоателье; услуги парикмахерских; транспортные услуги.
Услуги торговли и общественного питания, оказываемые населению, весьма разнообразны; их перечень включает свыше 100 видов услуг. К основным видам услуг торговли потребительской кооперации относятся: прием предварительных заказов на товары, доставка покупателям крупногабаритных товаров, раскрой тканей. Основными видами услуг общественного питания потребительской кооперации являются: изготовление кулинарных и кондитерских изделий по заказам потребителей; обслуживание свадеб и банкетов, совещаний, семинаров, вечеров отдыха.
Услуги производственной деятельности потребительской кооперации приобретают значительный спрос в связи с развитием крестьянских (фермерских) и личных подсобных хозяйств населения. К услугам производственной деятельности относятся: забой скота и птицы; переработка зерна; производство колбасных изделий; сушка овощей и плодов; переработка семян подсолнечника. Такие производственные услуги осуществляются из сырья заказчика (например, пайщика-товаропроизводителя) на основе договора с потребительским обществом.
Сельскохозяйственные услуги получают все большее значение в связи с развитием крестьянских (фермерских) и личных подсобных хозяйств. К сельскохозяйственным услугам относятся: вспашка земли, обработка садов, ветеринарные услуги, ремонт сельскохозяйственной техники.
Услуги рынков. В настоящее время в общем объеме платных услуг потребительской кооперации около 30% занимают услуги рынков. Основными видами услуг рынков являются: транспортные услуги, услуги по хранению сельскохозяйственных продуктов, предоставление мест для торговли, выдача напрокат инвентаря, разруб мяса, хранение продукции.
Медицинские
и санаторно-оздоровительные
Услуги образования. Потребительская кооперация стала заниматься платным образованием в последнее десятилетие XX в., т. е. в условиях экономической реформы. Наличие свыше 100 образовательных учреждений (вузов, техникумов, колледжей), в которых работают высококвалифицированные специалисты, позволяет оказывать значительный объем образовательных услуг, составляющих свыше 40% в общем объеме платных услуг, предоставляемых организациями потребительской кооперации.
К другим видам услуг можно отнести следующие: юридические услуги (юридические консультации, оформление судебных исков и других документов); социальные услуги (уход за инвалидами, организация кооперативных детских садов и др.).
Структура платных услуг, предоставляемых организациями потребительской кооперации, показана на рис. 6.
Рисунок 6 – Структура услуг в потребительской кооперации в 2002 году (в % к общей сумме платных услуг)
Информация о работе Взаимодействие интересов пайщиков и потребительского общества