Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 21:14, курсовая работа
Актуальность темы курсовой работы заключается в том, что одна из главных характеристик потребительской кооперации, это ее трактовка как системы экономических отношений между пайщиками и потребительскими обществами.
Цель исследования данной курсовой работы является взаимодействие экономических интересов пайщиков и потребительского общества.
Введение……………………………………………………………......……………4
1. Членство в потребительских обществах по Закону «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации.……………………………………………………………………….…..6
2. Механизм взаимодействия экономических интересов пайщиков и потребительского общества……………………………………………………......10
3. Особенности отраслей деятельности потребительской кооперации…...17
3.1. Отрасли хозяйственной деятельности потребительской кооперации….17
3.2. Особенности развития рыночной торговли потребительской кооперации………………………………………………………………………….22
3.3. Значение общественного питания потребительской кооперации………26
3.4. Особенности заготовительной деятельности потребительской кооперации………………………………………………………………………….29
3.5. Значение и особенности развития промышленности потребительской кооперации………………………………………………………………………….32
3.6. Виды услуг в потребительской кооперации……………………………..36
Заключение…………………………………………………………...……………41
Список использованных источников…………………………………………..42
Потребительская кооперация занимается сельским хозяйством, заготовками сельскохозяйственной продукции и сырья, производством продовольственных товаров на промышленных предприятиях. Эти отрасли являются поставщиками товаров для розничной торговли потребительской кооперации. За годы реформ удельный вес товаров собственного производства в общем объеме то-варооборота розничной торговли потребительской кооперации возрос с 9 до 35,5% (рис. 4).
Рисунок 4 – Удельный вес товаров собственного производства в общем объеме товарооборота розничной торговли потребительской кооперации в 1990 и 2003 гг.
В настоящее время в общем объеме оборота розничной торговли страны на долю потребительской кооперации приходится около 5%. В то же время удельный вес оборота розничной торговли отдельных потребсоюзов в обороте розничной торговли своих территорий (районов, областей, краев, республик) значительно выше.
Потребительская
кооперация была и остается основной
торгующей системой на селе. Ее удельный
вес в продаже социально
В розничной торговле системы преобладают следующие основные потребительские товары: хлеб и хлебобулочные изделия, мука, крупа, сахар, кондитерские изделия, маргарин, растительное масло, чай, мясопродукты, одежда, обувь, галантерея, парфюмерия, электротовары, строительные материалы.
В
перспективе организации
Таким образом, основными особенностями розничной торговли потребительской кооперации являются следующие:
Основными направлениями перспективного развития розничной торговли потребительской кооперации являются:
— совершенствование ассортиментной политики;
— рациональное размещение и развитие розничной торговой сети;
— повышение культуры обслуживания и имиджа предприятий розничной торговли;
— совершенствование взаимодействия розничной и оптовой торговли;
— развитие маркетинговой деятельности;
— подготовка специалистов для организации торговой деятельности.
Общественное питание является одной из основных отраслей социально-экономической деятельности потребительской кооперации.
Эта отрасль имеет важное значение в выполнении социальной миссии потребительской кооперации — удовлетворении материальных и иных потребностей пайщиков и обслуживаемого населения.
Общественное питание является специфической отраслью, которая выполняет три функции — производство, реализацию и организацию потребления.
По своему экономическому содержанию платное питание является сферой товарного обращения, так как продукция реализуется потребителям в порядке обмена на их денежные доходы. Поэтому общественное питание входит в систему торговли, а его оборот по реализации пищи и других товаров является частью розничного товарооборота.
Оборот общественного питания включает продажу покупных товаров и продукции собственного производства.
Предприятия общественного питания имеют большое значение в жизни общества.
Основное значение предприятий общественного питания состоит в том, что они удовлетворяют первичную потребность человека — потребность в пище — и имеют возможность влиять на рациональное потребление пищи, на структуру полноценного питания.
Значение общественного питания состоит также в том, что на предприятиях питания рационально расходуются продукты питания.
Предприятия
общественного питания
Предприятия
общественного питания
Для потребительской кооперации общественное питание является перспективной отраслью, так как располагает рядом конкурентных преимуществ. Общественное питание потребительской кооперации представляет разветвленную сеть столовых, кафе, ресторанов, баров и других предприятий, общее число которых насчитывает около 9 тыс. единиц. Предприятия питания имеют необходимое оборудование, постоянных профессиональных работников и постоянных потребителей — пайщиков. Предприятия питания размещаются в общедоступных местах, а также при предприятиях, учебных заведениях, санаториях, домах отдыха. Поэтому общественное питание потребительской кооперации имеет значительные возможности на сельском потребительском рынке: оно в состоянии успешнее справиться с производством собственной продукции, ее реализацией и организацией потребления, чем его конкуренты — предприятия других форм собственности.
Важнейшими
направлениями развития общественного
питания потребительской
В направлениях развития отрасли предусматриваются строительство, реконструкция и перепрофилирование действующих предприятий, открытие предприятий быстрого обслуживания — пончиковых, пирожковых, блинных, пельменных.
Реализация направлений, предусмотренных Концепцией по развитию общественного питания, будет способствовать совершенствованию деятельности отрасли питания и улучшению обслуживания потребителей.
Сделаем выводы:
3.4
Особенности заготовительной
деятельности потребительской
кооперации
Потребительская кооперация является крупной универсальной заготовительной системой. Она занимается закупкой более 60 различных видов сельскохозяйственных продуктов и сырья. К ним относятся:
— продукты растениеводства: картофель, овощи, плоды, сахар, масло растительное, зерно;
— продукты животноводства: молоко мясо, яйца;
— животноводческое сырье: шерсть, кожа, пушнина;
— дикорастущая продукция: ягоды грибы, орехи;
— лекарственно-
Организации потребительской кооперации (потребительские общества к потребительские союзы) закупают сельскохозяйственную продукцию у сельскохозяйственных предприятий (колхозов, совхозов, кооперативов, акционерных обществ и товариществ), крестьянских (фермерских хозяйств и у хозяйств населения (личные подсобные хозяйства граждан). Хозяйства населения производят более 50% всех сельскохозяйственной продукции, производимой в стране (рис. 5).
Рисунок 5- Структура производства продукции сельского хозяйства по категориям хозяйств
Особенно велика доля личных подсобных хозяйств населения в общем производстве следующей сельскохозяйственной продукции: картофеля (93,0%) меда (90,8%), овощей (81,5%); несколько ниже в производстве мяса (55,2%) молока (50,3%), яиц (26,7%).
Все категории хозяйств нуждаются в сбыте сельскохозяйственной продукции Если нет сбыта продукции, то нет смысла ее производить. В 2002 г. во всех категориях хозяйств реализовано от общего объема производства 56,5% зерна. 12,2% картофеля; 21,1% овощей; 65,8°/ скота; 50,3% молока и молочных продуктов. В личных подсобных хозяйствах реализовано отдельных видов продукции от 10 до 20%; это означает, что 80-90% произведенной продукции осталось в личном потреблении или вообще не использовалось. Эти данные свидетельствуют о том, что заготовительная деятельность потребительской кооперации имеет возможность увеличить объемы закупок сельскохозяйственной продукции во всех категориях хозяйств, обеспечивая им сбыт продукции. Особенно велика роль потребительской кооперации в организации закупки и сбыта продукции личных подсобных хозяйств пайщиков и обслуживаемого населения.
Участие потребительской кооперации в закупках сельскохозяйственной продукции и сырья исторически обусловлено максимальным приближением ее предприятий к производителям сельскохозяйственной продукции.
Потребительская
кооперация располагает разветвленной
сетью заготовительных
— приемозаготовительные пункты —2761 единица;
—
— заготовительные базы — 72 единицы;
—
— фруктохранилища — 168 единиц;
— склады-холодильники с машинным охлаждением — 1177 единиц.
Приемозаготовительные пункты являются наиболее распространенными заготовительными предприятиями потребительской кооперации.
Сельскоопзаготпромторги
— это комплексные предприятия.
Они объединяют заготовительные пункты;
небольшие цеха по переработке продукции;
магазины по торговле сельскохозяйственными
продуктами, имеющие отделы непродовольственных
товаров для встречной продажи их сдатчикам
сельхозпродукции; пункты проката. Все
производственные единицы могут быть
расположены в одном здании или компактно
на небольшой территории. Цель их создания
— приблизить заготовительно-
Организации
потребительской кооперации располагают
специализированными
Таким образом, заготовительная деятельность потребительской кооперации имеет важное значение как для самой потребительской кооперации (снабжает торговлю товарами, а производство — сырьем), так и для общества.
Сделаем следующие выводы:
Информация о работе Взаимодействие интересов пайщиков и потребительского общества