Взаимодействие интересов пайщиков и потребительского общества

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 21:14, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы курсовой работы заключается в том, что одна из главных характеристик потребительской кооперации, это ее трактовка как системы экономических отношений между пайщиками и потребительскими обществами.
Цель исследования данной курсовой работы является взаимодействие экономических интересов пайщиков и потребительского общества.

Оглавление

Введение……………………………………………………………......……………4
1. Членство в потребительских обществах по Закону «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации.……………………………………………………………………….…..6
2. Механизм взаимодействия экономических интересов пайщиков и потребительского общества……………………………………………………......10
3. Особенности отраслей деятельности потребительской кооперации…...17
3.1. Отрасли хозяйственной деятельности потребительской кооперации….17
3.2. Особенности развития рыночной торговли потребительской кооперации………………………………………………………………………….22
3.3. Значение общественного питания потребительской кооперации………26
3.4. Особенности заготовительной деятельности потребительской кооперации………………………………………………………………………….29
3.5. Значение и особенности развития промышленности потребительской кооперации………………………………………………………………………….32
3.6. Виды услуг в потребительской кооперации……………………………..36
Заключение…………………………………………………………...……………41
Список использованных источников…………………………………………..42

Файлы: 1 файл

Рома.doc

— 265.00 Кб (Скачать)

      — оказание членам потребительских обществ производственных и бытовых услуг.

      Для выполнения социальной миссии и задач, предусмотренных Законом «О потребительской  кооперации...», потребительским обществам  и их союзам (некоммерческим организациям) разрешено заниматься коммерческой деятельностью. Коммерческая деятельность потребительской кооперации тесно связана со становлением и развитием рыночной экономики.

      Организации потребительской кооперации осуществляют многоотраслевую хозяйственную  деятельность. Основными отраслями хозяйственной деятельности потребительской кооперации являются торговля, общественное питание, заготовки, промышленность и предоставление услуг (рисунок 2).

      Наряду  с основными отраслями деятельности организации потребительской кооперации занимаются строительством, содержат транспортное хозяйство, осуществляют сельскохозяйственную деятельность (растениеводство, животноводство), звероводство и рыболовство и другую деятельность.

      Потребительская кооперация осуществляет деятельность в сферах производства и товарного обращения.

       Она занимается производством продовольственных  и других товаров народного потребления, обеспечивая собственные товарные ресурсы для торговой деятельности. Торговля, общественное питание, заготовки, непосредственно относящиеся к  сфере товарного обращения, играют важную роль в развитии местных рынков регионов.

      Рисунок 2 – Основные отрасли  хозяйственной деятельности потребительской  кооперации

      Потребительская кооперация традиционно участвует  в решении этой проблемы через  торговлю продовольственными товарами, общественное питание, заготовки сельскохозяйственной продукции и сырья для промышленности, производство продовольственных товаров, сельское хозяйство и другую деятельность.

      Для реализации разнообразной социально-экономической  деятельности потребительская кооперация располагает многочисленными предприятиями, формирующими социальную и производственную инфраструктуру села.

      Таким образом, осуществляя многоотраслевую  хозяйственную деятельность, потребительская  кооперация способствует   развитию   сельского потребительского рынка, решению продовольственной и других проблем, а также вносит значительный вклад в развитие инфраструктуры сельских территорий.

      Социальная  направленность хозяйственной  деятельности потребительской  кооперации

      Потребительская кооперация осуществляет многоотраслевую хозяйственную деятельность в интересах пайщиков.

      Прибыль от коммерческой деятельности организаций  потребительской кооперации направляется как на развитие хозяйственной деятельности, так и на реализацию социальных целей в интересах своих членов. В этом заключается существенное отличие коммерческой деятельности потребительских обществ и их союзов от других субъектов рынка.

      Следует отметить, что потребительская кооперация удовлетворяет экономические и  социальные потребности как своих пайщиков, так и некооперированного населения, проживающего на территории деятельности организаций потребительской кооперации.

      Все отрасли потребительской кооперации тесно взаимосвязаны.

      Каждая  отрасль хозяйственной деятельности удовлетворяет вполне конкретные материальные и иные потребности пайщиков.

      Розничная торговля и общественное питание  непосредственно обеспечивают удовлетворение потребностей пайщиков и обслуживаемого населения в необходимых товарах  и услугах.

      Розничная торговля предоставляет пайщикам и обслуживаемому населению возможность купить продукты питания, одежду и другие 'необходимые товары в магазинах и мелкорозничной сети.

      Общественное  питание организует производство и  потребление продуктов на своих  предприятиях (в столовых, кафе, ресторанах), обеспечивая горячим питанием людей на работе, в учебных заведениях, в пути, во время отдыха.

      Заготовки сельскохозяйственной продукции и  сырья способствуют обеспечению  производственных предприятий потребительской  кооперации сырьем, а населения — продуктами питания, поставляя их в магазины, столовые, рестораны и другие предприятия торговли и общественного питания.

      Промышленность  производит как продовольственные, так и другие необходимые населению  товары, которые доставляются в магазины для продажи населению.

      Сельское  хозяйство является источником продовольственных  товарных ресурсов как для торговли, общественного питания, так и  для промышленности.

      Транспорт осуществляет доставку товаров на предприятия  торговли, общественного питания  и непосредственно населению.

      Строительство, как отрасль хозяйства, создает  сооружения и здания для осуществления  разных видов деятельности, возводит жилье, детские сады, пансионаты, библиотеки, площадки и павильоны для проведения культурно-массовых мероприятий.

      Услуги, предоставляемые населению, приобретают  все большее значение в хозяйственной  деятельности потребительской кооперации. Они способствуют улучшению бытовых  условий, организации отдыха, получению  образования и удовлетворению других потребностей пайщиков и обслуживаемого населения.

      Социальная  защита пайщиков и обслуживаемого населения. Организации потребительской кооперации — местные организации, которые  более чем полтора века заботятся  об удовлетворении потребностей своих  пайщиков и населения во всех регионах страны. Каждое потребительское общество оказывает нуждающимся пайщикам и другим жителям материальную помощь, заботится о пенсионерах, а также о нетрудоспособных гражданах.

      В организациях потребительской кооперации трудятся более 400 тыс. человек. Рост объемов действующих отраслей хозяйства, появление новых видов деятельности будут способствовать привлечению большего количества граждан к общественно полезному труду, сокращению безработицы, особенно в сельской местности.

      Потребительская кооперация прошла длинный исторический путь, находилась в разных трудных ситуациях. Из сложного положения она выходила только потому, что осуществляла деятельность для пайщиков и вместе с пайщиками.

      В 90-е гг. XX столетия — период формирования в стране рыночной экономики — потребительская кооперация оказалась в кризисном состоянии: резко сократились объемы деятельности, стали убыточными целые организации и отрасли, закрылись многие предприятия (магазины, рестораны, оптовые базы).

      В этих сложных условиях потребительская  кооперация вновь нашла свой самобытный путь выживания и развития. Это путь усиления социальной направленности отраслей деятельности потребительской кооперации по удовлетворению материальных и иных потребностей пайщиков.

      Решая социальные задачи, потребительская кооперация укрепляет кооперативное хозяйство, возвращая к жизни новые отрасли и неработающие предприятия.

      Кооператоры рассудили так: если покупательная  способность пайщиков снизилась  и у них нет денег покупать столько товаров, чтобы обеспечить прибыльную деятельность магазинов, столовых и других кооперативных предприятий, то нужно вместе, «сообща» начать зарабатывать деньги, чтобы пайщики могли покупать товары и услуги.

      Многие  райпо в пустующих зданиях (бывших оптовых базах, столовых) организовали производственные цеха («малое производство»).

      В Богучарском райпо Воронежского облпотребсоюза открыли мини-молокозавод, на котором в две смены трудятся 13 человек. Райпо закупает в домашних хозяйствах населения молоко и перерабатывает, получая сливочное масло, творог, кисломолочную и другую продукцию. Только за 10 месяцев 2000 г. сдатчикам молока выплачено 1,2 млн р. Эти деньги пополнили доходы населения, на которые покупаются товары в кооперативных магазинах. К тому же 13 человек получили работу.

      Многие  кооперативные организации стали заниматься сельским хозяйством, арендуя землю или выкупая обанкротившиеся сельскохозяйственные предприятия. Так, Башкирский потребсоюз выкупил два колхоза. Кооперативные организации выращивают зерновые культуры, картофель, овощи, занимаются животноводством. В результате получен и экономический, и социальный эффект. Во-первых, граждане, занимающиеся сельским хозяйством, сохранили работу. Во-вторых, потребительская кооперация стала производить сельскохозяйственную продукцию, перерабатывать ее и получать товары для продажи в магазинах и на других предприятиях торговли по более низким ценам, чем частник. Развитие сельского хозяйства в организациях потребительской кооперации помогло решить ряд социальных задач и укрепить экономическую деятельность потребительской кооперации Можно привести много подобных примеров усиления социальной направленности деятельности потребительской кооперации, которые постоянно и подробно освещаются в газете «Российская кооперация».

      Потребительская кооперация развивает многоотраслевую деятельность в интересах пайщиков и вместе с пайщиками, адаптируясь к условиям рыночных отношений.

      Таким образом, многоотраслевая хозяйственная  деятельность потребительской кооперации имеет четко выраженную социальную направленность на удовлетворение материальных и других потребностей пайщиков и обслуживаемого населения.

      Из  всего выше сказанного можно сделать  вывод, что хозяйственная деятельность потребительской кооперации оказывает существенное влияние на развитие сельского потребительского рынка, на обеспечение населения продовольствием, на развитие инфраструктуры села.

      3.2 Особенности развития розничной торговли потребительской кооперации

 

      Розничная торговля потребкооперации в первые годы реформ (90-е гг. XX в.) развивалась  под воздействием многих негативных внешних и внутренних факторов. Основными из них являлись: высокий уровень налогов; высокий уровень процентных ставок за банковский кредит; высокий уровень инфляции; низкие доходы обслуживаемого населения, снижающие платежеспособный спрос населения; усиление конкуренции на потребительском рынке; увеличение тарифов на транспорт и энергоносители; недостаток собственных оборотных средств; слабое экономическое участие пайщиков в деятельности организаций потребительской кооперации; неэффективное управление социально-экономической деятельностью потребительской кооперации.

      Эти факторы оказали существенное влияние  на снижение объемов хозяйственной  деятельности всех отраслей кооперативного хозяйства, в том числе и торговли. Оборот розничной торговли в 1999 г. по сравнению с 1990 г. сократился в 14 раз.

      Существенной  особенностью розничной торговли потребительской кооперации является обслуживание особого контингента потребителей — сельских жителей. За годы реформ значительно снизились доходы сельских жителей, соответственно снизилась покупательная способность населения. В структуре расходов сельских жителей стали преобладать расходы на продукты питания, которые превысили 40% от общей суммы расходов на конечное потребление. В условиях развития конкуренции потребительская кооперация потеряла значительную долю рынка за счет сокращения торговли в районных центрах, уступки самого выгодного сегмента сельского рынка предприятиям других организационно-правовых форм. Повсеместно уменьшилось количество магазинов, торгующих непродовольственными товарами. Рассмотренные факторы способствовали изменению структуры оборота розничной торговли потребительской кооперации, в которой стали преобладать продовольственные товары.

      В настоящее время доля продовольственных  товаров колеблется в пределах 80% в общем объеме оборота розничной  торговли (рис. 3).

      

      Рисунок 3 – Изменений структуры оборота розничной торговли потребительской кооперации за 1992-2003 гг.

      Потребительская кооперация в дальнейшем будет сохранять  приоритет продажи продовольственных  товаров на потребительском рынке. Для этого у потребительской  кооперации имеются реальные возможности.

Информация о работе Взаимодействие интересов пайщиков и потребительского общества