Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 21:14, курсовая работа
Актуальность темы курсовой работы заключается в том, что одна из главных характеристик потребительской кооперации, это ее трактовка как системы экономических отношений между пайщиками и потребительскими обществами.
Цель исследования данной курсовой работы является взаимодействие экономических интересов пайщиков и потребительского общества.
Введение……………………………………………………………......……………4
1. Членство в потребительских обществах по Закону «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации.……………………………………………………………………….…..6
2. Механизм взаимодействия экономических интересов пайщиков и потребительского общества……………………………………………………......10
3. Особенности отраслей деятельности потребительской кооперации…...17
3.1. Отрасли хозяйственной деятельности потребительской кооперации….17
3.2. Особенности развития рыночной торговли потребительской кооперации………………………………………………………………………….22
3.3. Значение общественного питания потребительской кооперации………26
3.4. Особенности заготовительной деятельности потребительской кооперации………………………………………………………………………….29
3.5. Значение и особенности развития промышленности потребительской кооперации………………………………………………………………………….32
3.6. Виды услуг в потребительской кооперации……………………………..36
Заключение…………………………………………………………...……………41
Список использованных источников…………………………………………..42
«Концепция развития потребительской кооперации Российской Федерации до 2010 года» также подразумевает и совершенствование деятельности пайщиков в потребительских обществах. Это сказано в пункте 3 документа[2]:
«3. Оптимизация работы с пайщиками:
3.1.
Налаживание сплошного учёта
пайщиков и системы
3.2.
Включение в программы
3.3. Обновление форм осуществления кооперативных выплат, направленное на укрепление связей между пайщиками и потребительскими обществами, в частности:
-
увеличение размеров
-
выплата пайщикам начисленных
кооперативных выплат в
-
предоставление пайщикам
3.4.
Повышение информированности
Участие
пайщиков в деятельности потребительского
общества в основном связано с
экономической деятельностью
Основными формами экономического участия пайщиков являются:
—покупка товаров и услуг в предприятиях потребительского общества;
—внесение паевых взносов и вкладов в потребительское общество;
—поставка сельскохозяйственной и другой продукции в потребительское общество;
—труд в потребительском обществе[8, 131-134].
Пайщики
могут принимать и другое участие
в хозяйственных операциях
Механизм
взаимодействия экономических интересов
пайщиков и потребительского общества
осуществляется на основе баланса интересов
(рис. 1) [8, c. 138].
Рисунок 1. Механизм взаимодействия между пайщиками и потребительским обществом на основе баланса интересов
Интересы пайщиков как членов потребительского общества заключаются в следующем:
— покупке в предприятиях потребительского общества качественных товаров и услуг на более выгодных условиях;
— получении дополнительных доходов от экономического участия в деятельности потребительского общества;
— сбыте потребительскому обществу сельскохозяйственной и другой продукции, произведенной в хозяйствах пайщиков-товаропроизводителей;
— предоставлении потребительским обществам рабочих мест и заработной платы в размере, обеспечивающем пайщикам достойную жизнь;
— социальной защите (в ней заинтересованы как пайщики-работники, так и пайщики, не работающие в потребительском обществе).
Потребительское общество, стремясь выполнить социальную миссию, заинтересовано в том, чтобы пайщики активно участвовали в экономической деятельности потребительского общества:
— покупали товары и услуги в предприятиях потребительского общества;
— вносили паевые взносы и вклады для пополнения денежных средств общества;
— поставляли (сдавали) потребительскому обществу сельскохозяйственную и другую продукцию[8, c. 137].
Потребительское общество также заинтересовано в том, чтобы работающие пайщики были квалифицированными работниками и добросовестно трудились в хозяйственных предприятиях—торговых, заготовительных, производственных, по оказанию услуг населению и др.
Таким образом, экономическое участие пайщиков и экономическая деятельность потребительского общества осуществляются с учетом взаимных интересов.
Взаимоотношения, обеспечивающие баланс экономических интересов между пайщиками и их потребительскими обществами, регулируются законодательством и органами самоуправления потребительских обществ.
Повышение
экономического участия пайщиков в
значительной степени зависит от
условий, созданных государственными
органами и организациями
Потребительское
общество заинтересовано в активном
экономическом участии
Обоснование преимуществ экономического участия пайщиков в деятельности потребительского общества
По экономическому участию всех пайщиков можно разделить на пайщиков-вкладчиков, пайщиков-покупателей, пайщиков-поставщиков, пайщиков-работников.
Все пайщики принимают участие в формировании собственного имущества потребительского общества путем внесения имущественных паевых взносов (паев), поэтому каждый пайщик вправе ожидать получения дохода на внесенный пай (дивиденд).
Пайщики-вкладчики. Пайщики вносят денежные вклады в потребительское общество, т. е. предоставляют ему кредиты. Такие пайщики являются пайщиками-вкладчиками. Они получают доход, установленный в процентах к сумме вклада. Значит, внесение вклада приносит пайщику дополнительный доход.
Потребительское общество имеет от пайщика-вкладчика выгоду в том, что в виде пая и вклада получает денежные средства, которые использует в хозяйственном обороте. В связи с этим потребительское общество привлекает меньше заемных средств от банков и коммерческих структур[3, c. 76-79].
Пайщики-покупатели.
Пайщики проживают на той же территории,
на которой расположены
Значит,
покупка товаров в
Для потребительского общества покупка пайщиками товаров и услуг означает реализацию товаров, т. е. пайщики обеспечивают своему кооперативу гарантированный сбыт товаров и услуг. Пайщики-покупатели создают надежный рынок сбыта товаров и услуг для потребительского общества.
Увеличение объемов продажи товаров и услуг обеспечивает потребительскому обществу получение дохода.
Пайщики-поставщики.
Многие пайщики ведут личное подсобное
или крестьянское (фермерское) хозяйство.
Для таких пайщиков-
Потребительское
общество закупает сельскохозяйственную
продукцию у пайщиков. В этом случае
пайщики-товаропроизводители
Развитие
народных промыслов значительно
расширяет ассортимент
Пайщики-работники реализуют в потребительском обществе право на труд. Добросовестный, эффективный труд пайщиков приносит доход потребительскому обществу.
Потребительское
общество предоставляет пайщикам рабочие
места и использует их труд для
осуществления социально-
Следует
отметить, что, увеличивая рабочие места,
организации потребительской
Обоснование
преимуществ экономического участия
пайщиков в деятельности потребительского
общества показывает, что экономические
отношения между пайщиками-
Таким образом, можно сделать следующие выводы:
-
Взаимоотношения между
-
Пайщики как члены
-
Потребительские общества
-
Для развития взаимовыгодных
отношений между пайщиками и
потребительскими обществами
3
Особенности отраслей
деятельности потребительской
кооперации
3.1 Отрасли хозяйственной деятельности потребительской кооперации
Основными задачами потребительской кооперации, которые определены ее законом, являются:
— создание и развитие организаций торговли для обеспечения членов потребительских обществ товарами;
— закупка у граждан и юридических лиц сельскохозяйственной продукции и сырья, изделий и продукции личных подсобных хозяйств и промыслов, дикорастущих плодов, ягод и грибов, лекарственно-технического сырья с последующей их переработкой и реализацией;
— производство продовольственных и непродовольственных товаров с последующей их реализацией через организации розничной торговли;
Информация о работе Взаимодействие интересов пайщиков и потребительского общества