Взаимодействие интересов пайщиков и потребительского общества

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 21:14, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы курсовой работы заключается в том, что одна из главных характеристик потребительской кооперации, это ее трактовка как системы экономических отношений между пайщиками и потребительскими обществами.
Цель исследования данной курсовой работы является взаимодействие экономических интересов пайщиков и потребительского общества.

Оглавление

Введение……………………………………………………………......……………4
1. Членство в потребительских обществах по Закону «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации.……………………………………………………………………….…..6
2. Механизм взаимодействия экономических интересов пайщиков и потребительского общества……………………………………………………......10
3. Особенности отраслей деятельности потребительской кооперации…...17
3.1. Отрасли хозяйственной деятельности потребительской кооперации….17
3.2. Особенности развития рыночной торговли потребительской кооперации………………………………………………………………………….22
3.3. Значение общественного питания потребительской кооперации………26
3.4. Особенности заготовительной деятельности потребительской кооперации………………………………………………………………………….29
3.5. Значение и особенности развития промышленности потребительской кооперации………………………………………………………………………….32
3.6. Виды услуг в потребительской кооперации……………………………..36
Заключение…………………………………………………………...……………41
Список использованных источников…………………………………………..42

Файлы: 1 файл

Рома.doc

— 265.00 Кб (Скачать)

     «Концепция развития потребительской кооперации Российской Федерации до 2010 года» также подразумевает и совершенствование деятельности пайщиков в потребительских обществах. Это сказано в пункте 3 документа[2]:

     «3. Оптимизация работы с пайщиками:

     3.1. Налаживание сплошного учёта  пайщиков и системы поддержания  достоверности и полноты данных  и сведений, своевременности их  обновления.

     3.2. Включение в программы развития  кооперативной торговли, заготовительной  деятельности и других видов деятельности мер по повышению заинтересованности пайщиков через приобретение товаров в торговых точках потребительской кооперации, участие в заготовительной деятельности организаций потребительской кооперации. Такая заинтересованность должна основываться на преимущественных правах пайщиков по сравнению с любыми третьими лицами при соблюдении ими общих условий взаимодействия. При этом должен соблюдаться принцип взаимной заинтересованности пайщиков и потребительских обществ в экономическом взаимодействии.

     3.3. Обновление форм осуществления  кооперативных выплат, направленное  на укрепление связей между  пайщиками и потребительскими  обществами, в частности:

     - увеличение размеров кооперативных  выплат при наличии экономически  обоснованных возможностей и  в пределах, установленных законодательством Российской Федерации;

     - выплата пайщикам начисленных  кооперативных выплат в денежном  выражении;

     - предоставление пайщикам возможности  оставления сумм кооперативных  выплат в распоряжении потребительского  общества в обмен на получение дополнительных льгот при оплате товаров и услуг потребительского общества в счёт этих сумм.

     3.4. Повышение информированности пайщиков  о деятельности потребительских  обществ и их союзов, в первую  очередь, с целью вовлечения  в деятельность кооперативных организаций.»[2]

     Механизм  взаимодействия экономических  интересов пайщиков и потребительского общества.

     Участие пайщиков в деятельности потребительского общества в основном связано с  экономической деятельностью общества.

     Основными формами экономического участия пайщиков являются:

     —покупка  товаров и услуг в предприятиях потребительского общества;

     —внесение паевых взносов и вкладов в  потребительское общество;

     —поставка сельскохозяйственной и другой продукции  в потребительское общество;

     —труд в потребительском обществе[8, 131-134].

     Пайщики могут принимать и другое участие  в хозяйственных операциях потребительского общества.

     Механизм  взаимодействия экономических интересов  пайщиков и потребительского общества осуществляется на основе баланса интересов (рис. 1) [8, c. 138]. 

       

     Рисунок 1. Механизм взаимодействия между пайщиками и потребительским обществом на основе баланса интересов

     Интересы  пайщиков как членов потребительского общества заключаются в следующем:

     — покупке в предприятиях потребительского общества качественных товаров и услуг на более выгодных условиях;

     — получении дополнительных доходов от экономического участия в деятельности потребительского общества;

     — сбыте потребительскому обществу сельскохозяйственной и другой продукции, произведенной в хозяйствах пайщиков-товаропроизводителей;

     — предоставлении потребительским обществам рабочих мест и заработной платы в размере, обеспечивающем пайщикам достойную жизнь;

     — социальной защите (в ней заинтересованы как пайщики-работники, так и пайщики, не работающие в потребительском обществе).

     Потребительское общество, стремясь выполнить социальную миссию, заинтересовано в том, чтобы  пайщики активно участвовали  в экономической деятельности потребительского общества:

     — покупали товары и услуги в предприятиях потребительского общества;

     — вносили паевые взносы и вклады для пополнения денежных средств общества;

     — поставляли (сдавали) потребительскому обществу сельскохозяйственную и другую продукцию[8, c. 137].

     Потребительское общество также заинтересовано в  том, чтобы работающие пайщики были квалифицированными работниками и добросовестно трудились в хозяйственных предприятиях—торговых, заготовительных, производственных, по оказанию услуг населению и др.

     Таким образом, экономическое участие  пайщиков и экономическая деятельность потребительского общества осуществляются с учетом взаимных интересов.

     Взаимоотношения, обеспечивающие баланс экономических  интересов между пайщиками и  их потребительскими обществами, регулируются законодательством и органами самоуправления потребительских обществ.

     Повышение экономического участия пайщиков в  значительной степени зависит от условий, созданных государственными органами и организациями потребительской кооперации для установления взаимовыгодных экономических отношений между пайщиками и потребительскими обществами.

     Потребительское общество заинтересовано в активном экономическом участии пайщиков, так как это участие способствует более эффективной работе потребительского общества и получение дохода от хозяйственной  деятельности.

     Обоснование преимуществ экономического участия пайщиков в деятельности потребительского общества

     По  экономическому участию всех пайщиков можно разделить на пайщиков-вкладчиков, пайщиков-покупателей, пайщиков-поставщиков, пайщиков-работников.

     Все пайщики принимают участие в формировании собственного имущества потребительского общества путем внесения имущественных паевых взносов (паев), поэтому каждый пайщик вправе ожидать получения дохода на внесенный пай (дивиденд).

     Пайщики-вкладчики. Пайщики вносят денежные вклады в потребительское общество, т. е. предоставляют ему кредиты. Такие пайщики являются пайщиками-вкладчиками. Они получают доход, установленный в процентах к сумме вклада. Значит, внесение вклада приносит пайщику дополнительный доход.

     Потребительское общество имеет от пайщика-вкладчика выгоду в том, что в виде пая и вклада получает денежные средства, которые использует в хозяйственном обороте. В связи с этим потребительское общество привлекает меньше заемных средств от банков и коммерческих структур[3, c. 76-79].

     Пайщики-покупатели. Пайщики проживают на той же территории, на которой расположены хозяйственные  предприятия потребительского общества (магазины, столовые и др.). Поэтому  пайщики являются покупателями товаров  и услуг у потребительского общества. Это выгодно пайщикам. Им не нужно выезжать за покупкой товаров в другие населенные пункты. Кроме того, торговые предприятия и предприятия услуг потребительского общества стараются обеспечить пайщиков нужными товарами и услугами по доступной цене и хорошего качества.

     Значит, покупка товаров в потребительском  обществе обеспечивает удовлетворение материальных потребностей пайщиков в  товарах и услугах на более  выгодных для них условиях.

     Для потребительского общества покупка  пайщиками товаров и услуг  означает реализацию товаров, т. е. пайщики обеспечивают своему кооперативу гарантированный сбыт товаров и услуг. Пайщики-покупатели создают надежный рынок сбыта товаров и услуг для потребительского общества.

     Увеличение  объемов продажи товаров и  услуг обеспечивает потребительскому обществу получение дохода.

     Пайщики-поставщики. Многие пайщики ведут личное подсобное  или крестьянское (фермерское) хозяйство. Для таких пайщиков-товаропроизводителей в рыночных условиях важно сбыть  выращенную сельскохозяйственную продукцию  и получить доход.

     Потребительское общество закупает сельскохозяйственную продукцию у пайщиков. В этом случае пайщики-товаропроизводители являются поставщиками сельскохозяйственной продукции, которую потребительское общество направляет в магазины, увеличивая ассортимент товаров; в производственные предприятия для изготовления пищевой продукции — консервов, колбасных изделий, соков и др. Закупка сельскохозяйственной продукции у пайщиков-поставщиков выгодна потребительскому обществу. Пайщики — это местные поставщики, и при доставке сельскохозяйственной продукции обеспечивается значительная экономия транспортных расходов. Кроме того, потребительское общество может договориться с пайщиком о более приемлемых условиях расчета за купленную продукцию, приобрести более качественную сельскохозяйственную продукцию разнообразного ассортимента[8, c. 139-141].

     Развитие  народных промыслов значительно  расширяет ассортимент продукции, закупаемой у членов потребительских  обществ.

     Пайщики-работники  реализуют в потребительском  обществе право на труд. Добросовестный, эффективный труд пайщиков приносит доход потребительскому обществу.

     Потребительское общество предоставляет пайщикам рабочие  места и использует их труд для  осуществления социально-экономической  деятельности. За труд пайщикам-работникам потребительское общество выплачивает заработную плату, которая является основным материальным доходом пайщика-работника.

     Следует отметить, что, увеличивая рабочие места, организации потребительской кооперации способствуют сокращению безработицы, что имеет особое социальное значение для сельских территорий.

     Обоснование преимуществ экономического участия  пайщиков в деятельности потребительского общества показывает, что экономические  отношения между пайщиками-вкладчиками, пайщиками-покупателями, пайщиками-поставщиками, пайщиками-работниками, с одной стороны, и потребительскими обществами, с другой стороны, осуществляются на основе взаимных интересов.

     Таким образом, можно сделать следующие  выводы:

     - Взаимоотношения между пайщиками  и потребительскими обществами осуществляются на основе баланса экономических и социальных интересов.

     - Пайщики как члены потребительского  общества заинтересованы: в получении  дополнительных доходов от экономического  участия в деятельности потребительского  общества; в покупке товаров и услуг, а также в сбыте продукции на выгодных условиях; в рабочих местах и в социальной защите.

     - Потребительские общества заинтересованы  в экономическом участии в  деятельности потребительского  общества пайщиков-вкладчиков, пайщиков-поставщиков, пайщиков-сдатчиков, пайщиков-работников, так как участие пайщиков способствует увеличению объемов деятельности и получению дохода потребительским обществом.

     - Для развития взаимовыгодных  отношений между пайщиками и  потребительскими обществами должны  быть созданы необходимые правовые и экономические условия. 
 
 
 
 
 

      

3 Особенности отраслей  деятельности потребительской  кооперации 

      3.1 Отрасли хозяйственной деятельности потребительской кооперации

      Основными задачами потребительской кооперации, которые определены ее законом, являются:

      — создание и развитие организаций торговли для обеспечения членов потребительских обществ товарами;

      — закупка у граждан и юридических лиц сельскохозяйственной продукции и сырья, изделий и продукции личных подсобных хозяйств и промыслов, дикорастущих плодов, ягод и грибов, лекарственно-технического сырья с последующей их переработкой и реализацией;

      — производство продовольственных и непродовольственных товаров с последующей их реализацией через организации розничной торговли;

Информация о работе Взаимодействие интересов пайщиков и потребительского общества