Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 21:14, курсовая работа
Актуальность темы курсовой работы заключается в том, что одна из главных характеристик потребительской кооперации, это ее трактовка как системы экономических отношений между пайщиками и потребительскими обществами.
Цель исследования данной курсовой работы является взаимодействие экономических интересов пайщиков и потребительского общества.
Введение……………………………………………………………......……………4
1. Членство в потребительских обществах по Закону «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации.……………………………………………………………………….…..6
2. Механизм взаимодействия экономических интересов пайщиков и потребительского общества……………………………………………………......10
3. Особенности отраслей деятельности потребительской кооперации…...17
3.1. Отрасли хозяйственной деятельности потребительской кооперации….17
3.2. Особенности развития рыночной торговли потребительской кооперации………………………………………………………………………….22
3.3. Значение общественного питания потребительской кооперации………26
3.4. Особенности заготовительной деятельности потребительской кооперации………………………………………………………………………….29
3.5. Значение и особенности развития промышленности потребительской кооперации………………………………………………………………………….32
3.6. Виды услуг в потребительской кооперации……………………………..36
Заключение…………………………………………………………...……………41
Список использованных источников…………………………………………..42
Введение
Потребительская
кооперации - сложная социально-
Собственность потребительской кооперации – это частная коллективная собственность. Первоначально при образовании первых потребительских обществ имущество создавали пайщики (частные лица) путем внесения паевых взносов. В дальнейшем имущество приумножалось на основе экономического участия пайщиков. Потребительские общества за счет своих взносов создали потребительские союзы. Потребительские общества – члены союзов. Поэтому собственность потребительских обществ и их союзов, а значит, собственность всей системы потребительской кооперации, по своей социально-экономической природе является частной коллективной собственностью.
В отношениях собственности различают объект и субъект права собственности. Объект права собственности – это имущество, которым владеет субъект. Объектами собственности являются здания, сооружения, деньги, ценные бумаги, товары, сырье и другое имущество.
Субъект права собственности – это лицо, которое владеет имуществом. Имуществом может владеть индивидуальное лицо или юридическое лицо. В потребительской кооперации субъектами права собственности являются два вида организаций: потребительские общества и потребительские союзы.
В Законе «О потребительской кооперации» записано [1, c. 6]:
-
собственником имущества
-
собственником имущества союза
является данный союз как юриди
Актуальность темы курсовой работы заключается в том, что одна из главных характеристик потребительской кооперации, это ее трактовка как системы экономических отношений между пайщиками и потребительскими обществами.
Цель исследования данной курсовой работы является взаимодействие экономических интересов пайщиков и потребительского общества.
Задачами курсовой работы являются изучение, изложение, обоснование выводов и предложений по следующим вопросам курсовой работы:
При изучении содержания вопросов курсовой работы были использованы следующие источники: Теплова Л. Е. "Основы потребительской кооперации", Концепция развития потребительской кооперации на период до 2010 года, Туган-Барановский М. И. "Социальные основы кооперации", Бланк Г. Я "Основы теории и истории потребительской кооперации, Глушецкий А. А. "Кооперация: роль в современной экономике".
Также использовались Закон РФ «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в РФ, материалы газеты "Российская кооперация", а также Концепция развития потребительской кооперации РФ на период до 2010 года.
Общий
объем курсовой работы составил 43 страницы
печатного текста.
Паевые отношения строятся между пайщиками внутри потребительских обществ. Закон «О потребительской кооперации (потребительских обществах и их союзах) РФ» дает следующее определение Пайщику: «гражданин и (или) юридическое лицо, внесшие вступительный и паевой взносы, принятые в потребительское общество в предусмотренном уставом потребительского общества порядке и являющиеся его членами»[1].
В любом потребительском обществе работает одно правило «Один пай – один голос». Этот принцип лежит в основе паевых отношений между пайщиками в потребительских обществах. На основе этого принципа достигается равенство между всеми пайщиками в независимости от количества внесенных паев. Равенство пайщиков - один из главных принципов потребительских обществ[6, c.37-41].
Потребительские кооперативы во всем мире выживают в конкурентной борьбе прежде всего потому, что они имеют возможность гарантированного сбыта товаров своим постоянным покупателям - пайщикам. Чем больше пайщиков, тем конкурентоспособнее кооператив, шире его сегмент на рынке потребительских товаров. Увеличение численности пайщиков — безальтернативная экономическая необходимость для всех организаций потребительской кооперации.
Во
многих кооперативных организациях
наблюдается тенденция
Другая негативная тенденция характеризует структуру пайщиков: соотношение в их числе работающих и не работающих в системе. Удельный вес неработающих пайщиков сокращается. В отдельных кооперативах, не работающих в системе пайщиков не осталось, что означает перерождение потребительских кооперативов в производственные. И это серьезная угроза для потребительской кооперации в целом.
Только наличие пайщиков, кроме работников системы, сохранит за потребительской кооперацией статус некоммерческой организации, которая может претендовать на федеральные и местные льготы, в том числе и в налогообложении. Как только потребительское общество лишается неработающих пайщиков, так сразу превращается в кооператив работников, то есть производственный кооператив, статус которого - коммерческая организация со всеми вытекающими отсюда последствиями.
Все права и обязанности пайщиков, как основных фигур в паевых отношениях, регламентируются статьями Закона.
Права пайщиков описаны в статье 11. В права пайщиков входит[1]:
« - вступать в потребительское общество и выходить из него на добровольной основе;
-
участвовать в деятельности
-
получать кооперативные
-
приобретать (получать) преимущественно
перед другими гражданами
- пользоваться льготами, предусмотренными для пайщиков общим собранием потребительского общества. Эти льготы предоставляются за счет доходов, получаемых от предпринимательской деятельности потребительского общества;
-
сдавать организациям
-
быть принятыми в
- получать направления на учебу в образовательные учреждения потребительской кооперации;
-
пользоваться объектами
-
получать информацию от
-
обращаться к общему собранию
потребительского общества с
жалобами на неправомерные
- обжаловать в судебном порядке решения органов управления потребительского общества, затрагивающие их интересы».
Обязанности пайщиков регламентируются статьей 12 Закона. В обязанности пайщиков входит:
«-
соблюдать устав
-
выполнять свои обязательства
перед потребительским
При этом следует учитывать, что все эти права и обязанности имеют только пайщики.
Для того, чтобы стать пайщиков потребительского общества необходимо пройти следующую процедуру:
-
подать заявление на
-
при положительном решении,
- последний этап включает в себя получение документов, подтверждающих членство.
Прекращение членства в потребительском обществе означает для пайщика окончание всех паевых отношений. Выход из потребительского общества может быть добровольным, что закреплено в правах пайщика Законом, а также принудительным в случае исключения пайщика из общества. При этом решение об исключении пайщика принимается Советом потребительского общества, которое состоит также из пайщиков этого общества.
В случае прекращения членства в потребительском обществе Закон предусматривает возвращение пайщику его паевого взноса и кооперативных выплат в оговоренные Уставом сроки. При этом также делается оговорка, что паевой взнос может быть возвращен в натуральном виде в случае, если он изначально был внесен именно в этом виде.
Из
вышесказанного следует, что основой
потребительских организаций (обществ
и союзов) являются пайщики, которые
создают эти общества, а впоследствии
и союзы. Современная ситуация в
потребительской кооперации складывается
таким образом, что большинство
участников потребительской кооперации
– жители сельских районной, в которых
остро ощущается нехватка социальных
организаций. Люди объединяются в потребительские
общества с целью решения своих проблем.
Согласно «Концепции развития потребительской кооперации Российской Федерации до 2010 года» система взаимоотношений с пайщиками должна отвечать следующим требованиям[2]:
«1. Пайщики заинтересованы в деятельности организаций потребительской кооперации. Заинтересованность обеспечивается за счёт лояльности пайщика к потребительскому обществу: в части торговой деятельности - на основе постоянного приобретения товаров в магазинах потребительской кооперации; в части заготовительной деятельности - на основе постоянной сдачи продукции в организации потребкооперации.
2.
Налажен учёт пайщиков, в том
числе их возможностей по
Информация о работе Взаимодействие интересов пайщиков и потребительского общества