Внутренее и внешнее равновесие: проблемы экономической политики

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 19:08, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является изучение внутреннего и внешнего равновесия в Республике Казахстан.
Достиженю цели способствует решение следующих задач:
Изучить сущность понятия «внешнее равновесие»;
Проанализировать особенности финансирования устойчивого развития государства;
Изучить финансовые механизмы устойчивого развития регионов;
Провести анализ макроэкономического развития в условиях кризиса;
Сделать анализ факторов устойчивого развития;
Провести анализ взаимосвязи инвестиций и устойчивого развития;
Изучить развитие промышленности и рациональное освоение природных ресурсов.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
1 ВНУТРЕННИЕ И ВНЕШЕНИЕ РАВНОВЕСИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 5
1.1 Сущность понятия «внешнее равновесие» 5
1.2 Особенности равновесных механизмов в экономике 8
1.3 Финансовые механизмы обеспечения равновесия в экономике 10
2 АНАЛИЗ УСТОЙЧИВОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН 13
2.1 Анализ факторов и инструментов обеспечения финансовой устойчивости 13
2.2 Анализ направлений денежно-кредитной политики 17
2.3 Анализ налоговой политики 21
3 ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ФИНАНСИРОВАНИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ РАВНОВЕСНЫХ МЕХАНИЗМОВ В ЭКОНОМИКЕ 27
3.1 Развитие промышленности и рациональное освоение природных ресурсов 27
3.2 Достижение устойчивого развития на примере Великобритании 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 33

Файлы: 1 файл

Макроэкономика. .doc

— 227.00 Кб (Скачать)

Одним из факторов, который  может способствовать оживлению  рынка недвижимости, является выделение  финансовых ресурсов для оживления  строительного сектора, ипотечного кредитования и рынка недвижимости в рамках реализации Плана совместных действий Правительства, Национального Банка и Агентства по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций по стабилизации экономики и финансового сектора на 2009 – 2010 годы.

В целом, для стабилизации экономической ситуации предполагается использовать средства Национального  фонда в объеме 10 млрд. долл.

2.2 Анализ направлений денежно-кредитной  политики

 

Неблагоприятная конъюнктура на мировых финансовых и товарных рынках и изменение режима обменного курса тенге в 2006 году продолжали оказывать в 2008 году отрицательное влияние на макроэкономическую ситуацию в стране.

На внутреннем валютном рынке в 2008 году Национальный Банк выступал преимущественно в качестве покупателя иностранной валюты. За 2008 год нетто-покупка  Национального Банка на внутреннем валютном рынке составила 3,4 млрд. долл.

Итогом операций Национального Банка на внутреннем рынке стало пополнение ликвидности банков на 830,6 млрд. тенге за 2008 год (таблица 1).

 

Таблица 1 - Сальдо операций Национального Банка на внутреннем рынке в 2004-2008 годах млрд. тенге

 

Сальдо операций

Национального Банка

на денежном рынке

("-" - изъятие, "+" -

увеличение тенговой

ликвидности)

Участие Национального

Банка на валютном рынке

("-" – нетто-продажа

валюты, "+" – нетто-

покупка валюты)

Чистое изъятие

ликвидности

("-" - изъятие

ликвидности, "+" -

увеличение тенговой

ликвидности)

2004 г.

-303,5

478,0

174,5

2005 г.

211,2

-48,6

162,6

2006 г.

-997,8

1271,0

273,2

2007 г.

644,5

-771,8

-127,3

2008 г.

425,8

404,8

830,6


 

С 1 июля 2008 года была снижена  официальная ставка рефинансирования с 11,0% годовых до 10,5% годовых, соответственно, ставка по привлекаемым от банков депозитам в Национальном Банке снизилась с 5,5% до 5,25% (рисунок 2.1.6).

Обменный курс тенге  сохранялся относительно стабильным. За 2007 год снижение курса тенге к доллару США составило 5,2%. Относительная стабильность обменного курса тенге, а также значительный рост реального производства обусловили снижение инфляции за год почти вдвое: с 17,8% до 9,8%.

Впервые за последние  четыре года достигнут значительный профицит платежного баланса, ощутимо  увеличились золотовалютные резервы.

Рост международных  резервов обеспечил досрочное и  полное погашение Национальным Банком своих обязательств перед Международным  Валютным Фондом.

Кроме того, в 2006 году на финансовом рынке произошли и другие благоприятные изменения:

  1. ставка рефинансирования доведена до самого низкого уровня со дня приобретения Казахстаном независимости (до 14%) и стала одной из самых низких среди стран СНГ;
  2. значительно увеличились сроки размещения государственных обязательств, снизилась доходность по ним. Все заимствования на внутреннем рынке в настоящее время проводятся исключительно через тенговые ценные бумаги;
  3. благодаря функционированию системы гарантирования (страхования) срочных депозитов населения значительно укрепилось доверие населения к банковской системе. За год депозиты резидентов в банковской системе выросли на 72%, а депозиты населения (с учетом депозитов нерезидентов) увеличились на 66,7%. В настоящее время в Казахстане средний размер вкладов на душу населения составляет 6,2 тыс. тенге или 42,6 доллара США, что является относительно высоким показателем среди стран СНГ после России;
  4. улучшилась структура депозитного портфеля банков за счет увеличения доли срочных депозитов с 39,3% до 55,5%;
  5. из-за более интенсивного роста ресурсной базы банков возросла их кредитная активность. За год объем кредитов банков экономике вырос на 85,6%, в том числе средне- и долгосрочных кредитов - на 81,2%;
  6. ставка вознаграждения по выданным кредитам юридическим лицам в национальной валюте с начала года снизилась с 20,8% до 18,8%, по валютным – с 20,4% до 14,7%, что является наиболее низкими показателями среди стран СНГ;
  7. значительно улучшилось качество ссудного портфеля банков, о чем свидетельствует снижение доли просроченных кредитов в общем объеме кредитов экономике с 6,6% до 1,7%.

Консолидация и повышение  капитализации банков способствовали укреплению банковской системы, занимающей на финансовом рынке страны лидирующее место. Совокупный собственный капитал  банковского сектора в течение 2000 года вырос на 43,0% - до 98,7 млрд. тенге.

Банки через свои дочерние организации активно проникают  на рынок ценных бумаг, страховой  рынок, в деятельность пенсионных фондов.

Правительством Республики Казахстан одобрена Концепция долгосрочного  финансирования жилищного строительства  и развития системы ипотечного кредитования в Республике Казахстан. В декабре 2000 года создана АО “Казахстанская ипотечная компания”, основной функцией которой станет рефинансирование банков второго уровня путем выпуска и размещения ипотечных облигаций на вторичном рынке.

Создана законодательная  база в области финансового лизинга  и развития системы жилищных строительных сбережений, что позволит привлечь в финансовую систему временно свободные  деньги населения.

В стране функционирует  развитая платежная система, максимально приближенная к международным стандартам. Внедрена межбанковская система переводов денег, представляющая собой систему валовых платежей в режиме реального времени, и создан единый процессинговый центр, обеспечивающий совместимость различных систем платежных карточек.

В области страхования  созданы правовые условия для  развития инфраструктуры национального  страхового рынка и институционального укрепления страховых организаций. Принят концептуально новый закон, полностью соответствующий международным стандартам.

Национальный Банк Казахстана проводит независимую денежно-кредитную  политику, направленную на поддержание  низких темпов инфляции путем регулирования  уровня денежной базы с использованием косвенных инструментов денежно-кредитной политики.

По итогам последних 5 лет по таким показателям, как девальвация и инфляция, Казахстан находится в одном ряду с такими странами Восточной Европы, как Польша и Венгрия. Низкие темпы инфляции и отсутствие реальной переоценки национальной валюты оказывают позитивное влияние на рост производства и экспорт.

2.3 Анализ налоговой политики

 

Исполнение поступления  в доходную часть бюджета на 01.01.2006 год налоговых поступлений превысило  плановый уровень по 9 из 11 источников. По 2 источникам обязательства перед  бюджетом не были исполнены: по акцизам недоимка составила 2,4%, по налогам на международную торговлю и внешние операции - 6,1%. Налоговые обязательства перед республиканским бюджетом были исполнены по всем источникам поступлений. Налоговые поступления в местный бюджет по состоянию на 01.01.2006 год увеличились по сравнению с планом на 3,6%. Обязательства перед местным бюджетом налогоплательщиками были выполнены по всем источникам взимания. Процент исполнения налоговых обязательств вырос по сравнению с планом: по индивидуальному подоходному налогу на 10,5%, по социальному налогу на 3,7%, по налогам на собственность на 6,9%, по акцизам - на 14,6%, поступления за использование природных и других ресурсов выросли на 5,2%, по сборам за ведение предпринимательской и профессиональной деятельности -16,1%о, по обязательным платежам, взимаемым за совершение юридически значимых действий и (или) выдачу документов уполномоченными на то государственными органами или должностными лицами - на 32,6%).

Из данных видно, что  в структуре недоимки в РБ на 01.01.06 г. наибольший удельный вес приходится на НДС- 59,5% , корпоративный подоходный налог с юридических лиц 40,3 %, менее 1 % : роялти - 0,05 %, прочие поступления - 0,15%. Из данных таблиц 5 и 6 видно, что на 1 января 2006 года недоимка по СКО по налогам и платежам в местный бюджет составила 263951 тыс. тенге, или 33,4 процента к сумме недоимки поступлений в государственный бюджет.

Наибольшая задолженность  наблюдается по г. Петропавловск - 240857 тыс. тенге, или 71,8%, Тайыншинский району - 18401 тыс. тенге, или 5,5%, Г. Мусрепова - 17685 тыс. тенге, или 5,3%, Айыртауский - 15383 тыс. тенге, или 4,6%, Жамбылскому району - 12813 тыс. тенге, или 3,8%, Уалихановский -4134 тыс. тенге, или 1,2%. Менее 1% задолженность имеют район Шал акына — 0,3%, Акжарский район - 0,8 %. Аккаинский район - 0,5%.

 

Таблица 2 - Налоговые поступления в государственный бюджет по СКО  

                     на 01.01.2009 год

Наименование

Государственный бюджет

платежа

план

факт

% испол

Доходы, всего

31086036

33272807

105,0

В том числе

     

Налоговые поступления

30013475

31111996

103,7

КПП

1631349

1742652

106,8

ИЛИ

3085759

3275560

106,2

СН

5684232

5768199

101,5

Налоги на собственность

1242038

1300631

104,7

НДс

11392977

12565386

110,3

Акцизы

2576426

1705108

66,2

Поступления за использование

     

природных и других ресурсов

624707

656842

105,1

Сборы за ведение

     

предпринимательской и

     

профессиональной

     

деятельности

139903

161937

115,7

Налоги на международную

     

торговлю и внешние  операции

3360973

3608960

107,4

Прочие налоги

664

567

85,4

Обязательные платежи,

     

взимаемые за совершение

     

юридически значимых

     

действий и (или) выдачу

     

документов уполномоченными

     

на то государственными

     

органами или должностными

     

лицами

274447

326156

118,8


 

Из данных таблицы 2 видно, что поступление государственных доходов в государственный бюджет в разрезе налогов и платежей по СКО по состоянию на 01.01.2007 год составило фактически 31111,996 тыс. тенге, по плану 30013, 475 тыс. тенге, что превысило исполнение налоговых обязательств на 3,7%., в т.ч. в республиканский бюджет на 3,7 %, в местный бюджет - на 3,6%.

Исполнение поступления  в доходную часть бюджета на 01.01.2007 год налоговых поступлений превысило  плановый уровень по 9 из 11 источников, по 2 источникам обязательства перед бюджетом не были исполнены: по акцизам недоимка составила 33,8%, по прочим налогам 14,6%, в т.ч. республиканский бюджет недополучил за счет ненадлежащего исполнения налогоплательщиками налоговых обязательств по акцизам 38,3%, по прочим налогам 16%.

 

Таблица 3 - Налоговые поступления в местный бюджет по СКО на

                     01.01.2007 год

Наименование

Местный бюджет

платежа

план

факт

% испол

Доходы, всего

12593496

13305024

105,6

В том числе

     

Налоговые поступления

11042863

11441453

103,6

КПН

     

ИЛИ

3085579

3275560

106,2

сн

5684232

5768199

101,5

Налоги на собственность

1242038

1300631

104,7

НДс

     

Акцизы

232052

259291

111,7

Поступления за использование

     

природных и других ресурсов

606704

623428

102,8

Сборы за ведение

     

предпринимательской и

     

профессиональной

     

деятельности

116347

133823

115,0

Обязательные платежи,

     

взимаемые за совершение

     

юридически значимых действий

     

и (или) выдачу документов

     

уполномоченными на то

     

государственными органами

     

или должностными лицами

75731

80813

106,3

Информация о работе Внутренее и внешнее равновесие: проблемы экономической политики