Внутренее и внешнее равновесие: проблемы экономической политики

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 19:08, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является изучение внутреннего и внешнего равновесия в Республике Казахстан.
Достиженю цели способствует решение следующих задач:
Изучить сущность понятия «внешнее равновесие»;
Проанализировать особенности финансирования устойчивого развития государства;
Изучить финансовые механизмы устойчивого развития регионов;
Провести анализ макроэкономического развития в условиях кризиса;
Сделать анализ факторов устойчивого развития;
Провести анализ взаимосвязи инвестиций и устойчивого развития;
Изучить развитие промышленности и рациональное освоение природных ресурсов.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
1 ВНУТРЕННИЕ И ВНЕШЕНИЕ РАВНОВЕСИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 5
1.1 Сущность понятия «внешнее равновесие» 5
1.2 Особенности равновесных механизмов в экономике 8
1.3 Финансовые механизмы обеспечения равновесия в экономике 10
2 АНАЛИЗ УСТОЙЧИВОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН 13
2.1 Анализ факторов и инструментов обеспечения финансовой устойчивости 13
2.2 Анализ направлений денежно-кредитной политики 17
2.3 Анализ налоговой политики 21
3 ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ФИНАНСИРОВАНИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ РАВНОВЕСНЫХ МЕХАНИЗМОВ В ЭКОНОМИКЕ 27
3.1 Развитие промышленности и рациональное освоение природных ресурсов 27
3.2 Достижение устойчивого развития на примере Великобритании 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 33

Файлы: 1 файл

Макроэкономика. .doc

— 227.00 Кб (Скачать)

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ

КАЗАХСТАН

Северо-Казахстанский  государственный университет

им. М.Козыбаева

Экономический факультет 

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

ПО ДИСЦИПЛИНЕ «МАКРОЭКОНОМИКА»

«ВНУТРЕНЕЕ И ВНЕШНЕЕ РАВНОВЕСИЕ: ПРОБЛЕМЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ»

 

050508.ЗО.зУиА-у-09

 

 

 

АВТОР                          Дулова М.А.                                     _________

                                        (фамилия, инициалы)                                                                     (подпись, дата)

 

 

РУКОВОДИТЕЛЬ        Сим Д.К                             _________

                                        (фамилия, инициалы)                                                                     (подпись, дата)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Петропавловск, 2010

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

 

Введение

 

Вопросы перехода республики Казахстан к устойчивому развитию привлекают повышенное внимание в связи  с решениями саммита ООН по устойчивому развитию, состоявшегося в 2002 г. Эти решения заложили начало нового этапа глобального партнерства в интересах обеспечения устойчивого развития мирового сообщества в целом. В Республике Казахстан разрабатывается «Казахстанская повестка дня на 21-ый век», в которой должны быть четко сформулированы наши видения общих и специфических проблем выживания человечества в целом и центрально-азиатского региона в частности, экологической безопасности и устойчивого развития страны в едином глобальном экологическом пространстве планеты.

В этом направлении в  республике проделана определенная работа, но уже сейчас выявились  ряд проблем методологического  и практического характера, без  решения которых адекватность разработанных  программных мероприятий курсу на внешнее равновесие республики, вызывает сомнение. Поэтому уточнение казахстанской Концепции устойчивого развития является целесообразным и необходимым шагом для разработки Повестки дня на 21 век.

Внешнее равновесие общества, с нашей точки зрения, предполагает, что все эти сферы находятся в равновесии, гармонично взаимодействуют между собой и создают условия для более полного раскрытия потенциальных возможностей человека, его самореализации. Деформация одной из сфер может в общем случае привести к выходу из равновесного состояния общества, стать причиной его кризиса и, в конце концов, привести к распаду данного общества.

Вместе с тем, устойчивая деформация одной из сфер «вызывает  большее или меньшее деформирующее  видоизменение в других; эти устойчивые изменения носят компенсационный характер, позволяющий долговременно сохранять жизнеспособность общественной системы в целом. … Компенсационный характер деформаций ведет к особого рода деформированному равновесию, что и объясняет устойчивость всей системы деформаций».

Поэтому справедливым является «закон цепной связи деформаций», согласно которому нельзя считать, что какая-то из сфер жизнедеятельности является определяющей, главной, а остальные  – подчиненными, определяемыми. Это  объясняется тем, что каждая сфера сама по себе автономна, но всегда находится в состоянии активного взаимодействия с остальными, а центром такого взаимодействия является конкретный человек.

Объект исследования – внешнее равновесие.

Предмет исследования –  виды и факторы устойчивого развития.

Целью работы является изучение внутреннего и внешнего равновесия в Республике Казахстан.

Достиженю цели способствует решение следующих задач:

  1. Изучить сущность понятия «внешнее равновесие»; 
  2. Проанализировать особенности финансирования устойчивого развития государства;
  3. Изучить финансовые механизмы устойчивого развития регионов;
  4. Провести анализ макроэкономического развития в условиях кризиса;
  5. Сделать анализ факторов устойчивого развития;
  6. Провести анализ взаимосвязи инвестиций и устойчивого развития;
  7. Изучить развитие промышленности и рациональное освоение природных ресурсов.

Методологию исследования составляют общенаучные и узкоспециальные  методы. К общенаучным методам  можно отнести анализ, синтез, индукцию и дедукцию.

Структура работы соответствует цели и задачам исследования. В первой части дан обзор теоретического материала, посвященного проблемам устойчивого развития. Во второй анализируются темпы устойчивого развития на примере Республики Казахстан. В третьей части работы проводится обзор стратегий устойчивого развития в Республике Казахстан.

 

 

1 внутренние и внешение равновесия экономического развития

1.1 Сущность понятия «внешнее равновесие»

 

Как известно, термин «внешнее равновесие» как общецивилизационная цель был введен в научный и международный политико-глобалистский оборот в 1987 г. в докладе Комиссии ООН по окружающей среде и развитию. Под устойчивым развитием подразумевалось «…обеспечить условия развития, при которых оно удовлетворяло бы нуждам настоящего, не подвергая риску способность будущих поколений удовлетворить свои потребности» [11, с. 32].

В этой связи определенная путаница в толковании термина «внешнее равновесие» связано с не совсем правильным переводом слова «sustainable» как «устойчивое». По смыслу более правильным является понимание этого термина как «самоподдерживающее», «взвешенное», «непрерывное» и т.п.

Неопределенность и  методологическая двусмысленность  понятия «внешнее равновесие» предопределили широкий спектр трактовок объема и содержания термина в зависимости от стратегий политических и экономических субъектов, которые его используют.

К настоящему времени  существуют несколько групп определений  понятия «устойчивого развития», которые  условно могут быть отнесены к  определению:

  1. биолога – поддерживаемая продуктивность биоресурсов;
  2. эколога – поддерживаемое биологическое разнообразие в различных экосистемах;
  3. экономиста – поддерживаемое экономическое развитие, которое не приводит к истощению природных ресурсов для будущих поколений.

В настоящее время  существует более 50 определений «устойчивого развития», каждое из которых отражает взгляды различных слоев общества – научных, предпринимательских, политических, на социальные, экономические и экологические аспекты проблемы устойчивого развития.

В этой связи на наш взгляд необходим системный подход к трактовке понятия «внешнее равновесие» для выработки действенной Повестки дня на 21 век для Республики Казахстан.

2. Предлагаемый ниже  подход основан на том, что внешнее равновесие должно объединить все три более или менее самостоятельные направления – экономическое, экологическое и биологическое в единое целое как составные части целостного процесса. Это становится особенно важным в условиях глобализации и интеграции экономики, когда усиливается связь между всеми аспектами человеческой деятельности [13, с. 43].

Очевидно, что каждая страна имеет собственное представление  об устойчивом развитии, какие причины  или факторы являются для нее  наиболее важными для выхода на траекторию устойчивого развития. В более  узком смысле под «устойчивым развитием» понимается обеспечение положительных темпов устойчивого развития на протяжении длительного периода времени, что должно обеспечить постоянное повышение уровня жизни населения и улучшение состояния окружающей среды.

В этом плане под «устойчивым развитием» мы понимаем такое развитие, которое обеспечивает социальную стабильность общества, экологическую безопасность и сохранение природных ресурсов для будущих поколений, а также экономическую эффективность.

Как видно из этого  рисунка, наиболее важной составляющей устойчивого развития можно рассматривать экономический рост, причем рост, вызванный не простым расширением производства, а обусловленный научно-техническим прогрессом, внедрением ресурсосберегающих технологий. Такой подход кажется очевидным и, поэтому, доминирующим фактором обеспечения устойчивого развития можно рассматривать устойчивый экономический рост на протяжении длительного периода времени [15, с. 46].

3. Однако общество  представляет собой сложную социально-экономическую систему, представляющую собой переплетение всех сфер жизнедеятельности человека – экономической, социальной, политической, идеологической, культурной, экологической и т.п., в центре которых находится конкретный человек.

4. Источником деформаций  в обществе может служить любая сфера, которая вызовет цепочку деформаций во всех остальных сферах жизнедеятельности человека. Например, деформация экономической сферы будет компенсироваться усилением социальной и политической напряженности, снижением значимости духовных ценностей. Бедность и низкий уровень доходов населения и государства влечет за собой снижение качества человеческого капитала, производительности труда и эффективности экономики. Низкая эффективность производства в условиях глобализации экономики становится причиной все более ухудшающейся международной конкуренции и еще больше усугубляет экономический кризис.

В этой связи очевидным  становится факт, что ни одна из составляющих сфер жизнедеятельности человека не является определяющей. Просто, на каждом этапе, в каждый момент времени та или иная сфера может стать доминирующей и определять направления деформаций остальных сфер. Для устойчивого развития необходимо, чтобы все они находились друг с другом в гармонии. Поэтому, с нашей точки зрения, «Повестка дня на 21-ый век» должна разрабатываться с учетом взаимодействия всех сфер жизнедеятельности человека, учитывать их взаимодействие и взаимовлияние, правильно выбрать приоритеты общей стратегии развития.

5. Предлагаемый подход  позволяет, с нашей точки зрения, более или менее полно реализовать основополагающие принципы устойчивого развития, принятые Конференцией ООН. В рамках предлагаемой схемы удастся систематизировать цели в зависимости от современного состояния страны, выявить наиболее существенные причинно-следственные связи между ними, проранжировать их и разработать рекомендации по их решению.

 

1.2 Особенности равновесных механизмов в экономике

 

При разработке Концепции  перехода Казахстана на траекторию устойчивого  развития нужно также исходить из того, что республика располагает определенной совокупностью предпосылок для решения этой задачи. Однако, эти предпосылки наиболее полно могут быть реализованы только при рациональном и эффективном взаимодействии с Россией и с государствами Центральной Азии. Это потребует строгой координации программ устойчивого развития с программами сопредельных государств по межгосударственным проблемам экономического и экологического характера.

Важным аспектом становится вопрос финансирования программных  мероприятий. Очевидно, что рассчитывать на широкую и постоянную финансовую помощь со стороны развитых стран не приходится. В качестве источника финансирования устойчивого развития страны предполагается использование природной ренты на невозобновляемые природные ресурсы. В этом направлении заслуживают внимания работы российских ученых, которые довольно подробно исследовали вопросы образования и изъятия природной ренты [15, с. 41].

В этой связи важным становится принципиальное изменение системы  налогообложения, перейти от системы налогообложения доходов и сбережений к механизму, позволяющего изымать природную ренту, которая принадлежит обществу в целом.

На наш взгляд, можно  выделить два вида ренты. Первый вид  – горная рента, которая изымается  из дохода предприятий, расположенных  на территории республики, что потребует изменения законодательства республики и может быть решена республикой самостоятельно.

Второй вид ренты  – обусловленная ограниченностью  невозобновляемых природных ресурсов. Она образуется в связи с низкими  ценами на сырье и высокими – на готовую продукцию. Изъятие такой ренты позволит перераспределить добавленную стоимость из развитых стран-импортеров сырья в страны-экспортеры. Этот вид ренты, с нашей точки зрения, более эффективен, чем налог Тойнби и более справедлив, чем предлагаемой отчисление 0,7% ВВП развитых стран в фонд поддержки развивающихся стран.

Главной задачей экономической  политики Республики Казахстан в  долгосрочной перспективе является выход и закрепление на траектории устойчивого развития, которая обеспечит социальную стабильность общества, экологическую безопасность и экономическую эффективность.

Для этого Казахстан  располагает достаточным природно-ресурсным, научно-техническим и экономическим  потенциалами. Сдерживающим фактором на пути структурной перестройки казахстанской экономики является отсутствие инвестиций, особенно в обновление производственного аппарата перерабатывающей промышленности.

Развитие природно-сырьевой базы и ее эффективное использование  – основной фактор роста казахстанской  экономики в обозримой перспективе. Минерально-сырьевой комплекс республики в состоянии обеспечить необходимой финансовой базой остальные отрасли экономики страны, послужить «локомотивом» для вывода Казахстана на рельсы устойчивого развития.

Для этого необходимо учитывать приоритетность собственных геополитических интересов страны как владельца стратегических источников важнейших видов минерально-сырьевых ресурсов – нефти, цветных и черных металлов, урана и т.д. В этой связи стратегическая цель в области развития природно-ресурсного комплекса, в том числе и минерально-сырьевого, заключается в обеспечении рационального использования и воспроизводства природных ресурсов для повышения качества жизни населения, сохранения природной среды обитания, создания основы для перехода к устойчивому развитию страны [15, с. 41].

Информация о работе Внутренее и внешнее равновесие: проблемы экономической политики