Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 19:08, курсовая работа
Целью работы является изучение внутреннего и внешнего равновесия в Республике Казахстан.
Достиженю цели способствует решение следующих задач:
Изучить сущность понятия «внешнее равновесие»;
Проанализировать особенности финансирования устойчивого развития государства;
Изучить финансовые механизмы устойчивого развития регионов;
Провести анализ макроэкономического развития в условиях кризиса;
Сделать анализ факторов устойчивого развития;
Провести анализ взаимосвязи инвестиций и устойчивого развития;
Изучить развитие промышленности и рациональное освоение природных ресурсов.
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ВНУТРЕННИЕ И ВНЕШЕНИЕ РАВНОВЕСИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 5
1.1 Сущность понятия «внешнее равновесие» 5
1.2 Особенности равновесных механизмов в экономике 8
1.3 Финансовые механизмы обеспечения равновесия в экономике 10
2 АНАЛИЗ УСТОЙЧИВОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН 13
2.1 Анализ факторов и инструментов обеспечения финансовой устойчивости 13
2.2 Анализ направлений денежно-кредитной политики 17
2.3 Анализ налоговой политики 21
3 ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ФИНАНСИРОВАНИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ РАВНОВЕСНЫХ МЕХАНИЗМОВ В ЭКОНОМИКЕ 27
3.1 Развитие промышленности и рациональное освоение природных ресурсов 27
3.2 Достижение устойчивого развития на примере Великобритании 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 33
Налоговые поступления в местный бюджет по состоянию на 01.01.2007 год увеличились по сравнению с планом на 3,6%. Обязательства перед местным бюджетом налогоплательщиками были выполнены по всем источникам взимания. Процент исполнения налоговых обязательств вырос по сравнению с планом: по индивидуальному подоходному налогу на 6,2 %, по социальному налогу на 1,5%, по налогам на собственность на 4,7%, по акцизам на 11,7%, поступления за использование природных и других ресурсов на 2,8%, сборы за ведение предпринимательской и профессиональной деятельности на 15%, обязательные платежи, взимаемые за совершение юридически значимых действий и (или) выдачу документов уполномоченными на то государственными органами или должностными лицами на 6,3%.
Негативное влияние на пополнение доходной части бюджета оказывает образовавшаяся в Северо-Казахстанской области недоимка по налогам.
Основными причинами образования и наличия недоимки являются: нестабильное финансово-экономическое состояние многих предприятий области и наличие дебиторской задолженности, преобладание бартерных операций во взаиморасчетах, что приводит к дефициту денежных средств предприятий, их неплатежеспособности и соответственно росту недоимки; недоимка бездействующих предприятий и предприятий, находящихся в розыске.
Проведем анализ недоимки по налогам и другим обязательным платежам в государственный бюджет по СКО за 2005-2007 годы.
Из данных видно, что наибольшая задолженность в МБ наблюдается по г. Петропавловск - 375661 тыс. тенге, или 71,5%, Тайыншинский району - 33947 тыс. тенге, или 6,5%, Г. Мусрепова - 21956 тыс. тенге, или 4,2%, Жамбылскому району - 19514 тыс. тенге, или 3,7%, Шал акына - 12834 тыс. тенге, или 2,4%. Менее 1%> задолженность имеют Мамлютский район - 0,3%), Казылжарский район - 0,5%, Акжарский район -0,6%.
Недоимка по видам налоговых поступлений в РБ по СКО по состоянию на 01.01.2006 год представлена также в Приложении В. Недоимка налогов в МБ по СКО по состоянию на 01.01.2006 год представлена.
Недоимки по платам и прочим поступлениям в местный бюджет СКО по состоянию на 01.01.2006 год.
Из данных видно, что наибольшая задолженность в РБ наблюдается по г. Петропавловск - 339793 тыс. тенге, или 79,7%, г. Мусрепова - 33904 тыс. тенге, или 7,9%, Тайыншинскому району - 17684 тыс. тенге, или 4,1%, Айыртауский - 8319 тыс. тенге, или 2,0%, М.Жумабаева - 4772 тыс. тенге, или 1,1%. Менее 1% задолженность имеют Жамбылский район - 0,9%, Казылжарский район - 0,7%, Тимирязевский район - 0,6%, Акжарский район - 0,3 %.
В структуре недоимки в РБ на 01.01.2007 год наибольший удельный вес приходится на НДС- 75,6%, корпоративный подоходный налог с юридических лиц 24,0 %, менее 1 %: роялти - 0,2%, прочие поступления - 0,2%.
Динамика недоимки в течение рассматриваемого периода по Северо-Казахстанской области в местный бюджет имеет тенденцию к снижению.
Крупной проблемой остается неплатежеспособность и несостоятельность предприятий. Доля практически не взыскиваемой недоимки 1040 бездействующих предприятий составляет 118,4 млн. тенге или 22,1% от общей суммы недоимки по области.
Кроме того, существует категория налогоплательщиков, у которых сумма недоимки сомнительная к взысканию, это недоимка предприятий, в которых правопреемником определено государство (с долей участия более 50%>) и предприятия, которые в 2005 году допустили долги, не произведя уплату, вошедшие в категорию проблемных.
Улучшение указанных показателей достигнуто главным образом за счет стабилизации общеэкономических показателей, снижения остроты проблемы неплатежей среди предприятий и усиления администрирования со стороны налоговых органов. В целях сохранения наметившихся тенденций проводится дальнейшая работа по максимальному сокращению сумм недоимки.
Вместе с тем, отмечено, что демократичность и гибкость налогового кодекса в отношении налогоплательщиков одновременно несколько усложняет работу налоговых органов по снижению недоимки, устанавливая отсрочку в применении принудительных мер свыше 40 дней с момента образования задолженности.
Несмотря на некоторую затянутость процедуры, анализ работы в данном направлении наглядно подтверждает прямую зависимость сокращения сумм недоимки от полноты и эффективности применяемых мер взимания.
За 2005 год в суды области и специализированный экономический суд было подано 383 исковых заявлений на признание предприятий банкротами с суммой задолженности 2496 млн. тенге, из них сельхозпредприятий - 162 на сумму 1360,9 млн. тенге. Принято решений о признании банкротами по 376 предприятиям с суммой задолженности 2051,3 млн. тенге, из них сельхозсубъектов 142 с суммой задолженности 841,9 млн. тенге. В итоге сумма недоимки сокращена на 1359,3 млн. тенге.
Из перечня неплатежеспособных
организаций был составлен
Но проводимая работа по сокращению недоимки не решает всей проблемы по ее ликвидации. В основном суммы вышеуказанных поступлений результат работы в отношении действующих предприятий, имеющих более или менее стабильное финансовое положение.
Также возникает неблагоприятная ситуация в аграрном секторе экономики области по неуплате платежей в бюджет по предприятиям, сотрудничающим с так называемыми фирмами-инвесторами. Со стороны фирм-инвесторов не производится уплата платежей в бюджет и НПФ за предприятия, работающие с ними. Сумма долгов по не взыскиваемым и проблемным к взысканию в местный бюджет составила около 650,0 млн. тенге, в том числе по аграрному сектору - около 200,0 млн. тенге.
Важной задачей региональной экономики является рациональное освоение природных ресурсов в различных зонах республики, ибо: во-первых, размещение промышленных сырьевых и топливных баз непосредственно влияет на экономику страны; во-вторых, увеличивающееся потребление сырьевых и топливных ресурсов в народном хозяйстве требует создания разветвленной сети мощных сырьевых и топливных баз; в-третьих, в ближайшей перспективе минерально-сырьевые ресурсы дадут возможность накопить средства для осуществления структурной перестройки экономики.
Однако, как известно, природные ресурсы в нашей республике распределены неравномерно по ее территории.
Решение проблем требует разработки генеральной схемы размещения производительных сил республики, которая включает:
Большое пространственное и очаговое размещение влияет на специализацию и характер развития производительных сил отдельных регионов республики. Научно-технический прогресс обуславливает интенсификацию двух взаимообусловленных процессов: с одной стороны, на основе разделения труда происходит углубление специализации отраслей, с другой - идет усиление их технологической и производственной связей. В первом случае создается возможность организации обособленных крупных производств однородной технологии с применением более совершенных и высокопроизводительных технических средств. Во-втором -расширяются границы их кооперирования и комбинирования. В результате формируются токсонометрические единицы разного ранга - промышленные узлы, районы, ТПК и экономические районы, которые в совокупности образуют единый народнохозяйственный комплекс страны.
При определении состава и границ экономических районов (регионов) особое внимание уделяется следующим факторам:
Следующий пункт, который необходимо учитывать в современной теории устойчивого развития, - это замена ускоренного типа устойчивого развития на устойчивый.
Экономический рост, имеющий своими последствиями деградацию окружающей среды и технологические катастрофы, социальное неравенство или изоляцию, - это ускоренный тип устойчивого развития 50-80-х годов, основанный на стратегии быстрой индустриализации. Глобальные проблемы 70-х годов - экологические, сырьевые, продовольственные, демографические, энергетические и пр. заставили человечество по-новому взглянуть на мир, на место человека в нем и переосмыслить ценности. Появилась потребность развития равноправного, процветающего и экологически устойчивого мира, требующего долговременного соучастия всех заинтересованных лиц и организаций, государственных и частных, на основе развития инвестиций с соответствующим пересмотром приоритетов и распространения научных знаний. Ускоренный тип устойчивого развития уступил место устойчивому росту. Это новый тип устойчивого развития. В Республике на первый план должна выходить проблема не ускорения устойчивого развития, а его устойчивость.
Программа ускорения устойчивого развития в условиях нестабильности всей мировой системы и уязвимости от внешней среды любого государства, входящего в мировое сообщество, может привести к опасным последствиям: к ухудшению окружающей среды, к ухудшению морального состояния людей вследствие давления на их ментальность, мышление и чувствование, на их образ жизни. Об этом свидетельствует и опыт многих развивающихся стран.
Достижение устойчивого развития в этих государствах достигалось в первую очередь за счет развития промышленного производства, его обрабатывающего сектора в ущерб традиционным отраслям, главным образом в ущерб сельскому хозяйству. От людей требовались новые знания, новое рациональное мышление, новый образ жизни, не всегда благополучный в психологическом смысле. При этом замена традиционного мышления и образа жизни новым «экономическим образом мышления» и новым образом жизни не во всех государствах сопровождался вознаграждением, то есть цель достижения материального благополучия не была достигнута.
Опыт этих стран свидетельствует, что нельзя проводить политику устойчивого развития в ущерб человеку и природе. Природа преподнесла свои сюрпризы: наблюдаются природные катаклизмы, наводнения, землетрясения, стихийные бедствия. Так, казахстанский экономист Т. Садыков пишет: «Национальный интерес и национальная цель Казахстана призваны обеспечивать стратегическую устойчивость и безопасность Казахстана, а именно, условия сохранения науки, общие условия ее выживания, сохранение окружающей среды, сохранение численности и здоровья нации, сохранение интеллектуального потенциала. Это широкая гамма проблем - от умножения интеллектуального потенциала до сбережения собственных природных ресурсов для будущих поколений граждан...».
Устойчивость устойчивого развития обеспечивается
социальной устойчивостью системы. И одним
из необходимых условий в процессе устойчивого
развития является стабильность и преемственность.
Стабильность общества в значительной
мере обусловлена прочностью сохраняющихся
в нем традиций.
Таким образом, современная модель экономического развития должна быть составлена в рамках вышерассмотренных положений и тенденций мирового развития. Ориентируясь на мировые тенденции, надо стремиться найти формы и стимулы реализации стратегии развития, адекватные национальным ценностям и традициям.
Информация о работе Внутренее и внешнее равновесие: проблемы экономической политики