Внутренее и внешнее равновесие: проблемы экономической политики

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 19:08, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является изучение внутреннего и внешнего равновесия в Республике Казахстан.
Достиженю цели способствует решение следующих задач:
Изучить сущность понятия «внешнее равновесие»;
Проанализировать особенности финансирования устойчивого развития государства;
Изучить финансовые механизмы устойчивого развития регионов;
Провести анализ макроэкономического развития в условиях кризиса;
Сделать анализ факторов устойчивого развития;
Провести анализ взаимосвязи инвестиций и устойчивого развития;
Изучить развитие промышленности и рациональное освоение природных ресурсов.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
1 ВНУТРЕННИЕ И ВНЕШЕНИЕ РАВНОВЕСИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 5
1.1 Сущность понятия «внешнее равновесие» 5
1.2 Особенности равновесных механизмов в экономике 8
1.3 Финансовые механизмы обеспечения равновесия в экономике 10
2 АНАЛИЗ УСТОЙЧИВОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН 13
2.1 Анализ факторов и инструментов обеспечения финансовой устойчивости 13
2.2 Анализ направлений денежно-кредитной политики 17
2.3 Анализ налоговой политики 21
3 ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ФИНАНСИРОВАНИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ РАВНОВЕСНЫХ МЕХАНИЗМОВ В ЭКОНОМИКЕ 27
3.1 Развитие промышленности и рациональное освоение природных ресурсов 27
3.2 Достижение устойчивого развития на примере Великобритании 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 33

Файлы: 1 файл

Макроэкономика. .doc

— 227.00 Кб (Скачать)

Налоговые поступления  в местный бюджет по состоянию  на 01.01.2007 год увеличились по сравнению  с планом на 3,6%. Обязательства перед  местным бюджетом налогоплательщиками  были выполнены по всем источникам взимания. Процент исполнения налоговых обязательств вырос по сравнению с планом: по индивидуальному подоходному налогу на 6,2 %, по социальному налогу на 1,5%, по налогам на собственность на 4,7%, по акцизам на 11,7%, поступления за использование природных и других ресурсов на 2,8%, сборы за ведение предпринимательской и профессиональной деятельности на 15%, обязательные платежи, взимаемые за совершение юридически значимых действий и (или) выдачу документов уполномоченными на то государственными органами или должностными лицами на 6,3%.

Негативное влияние  на пополнение доходной части бюджета  оказывает образовавшаяся в Северо-Казахстанской  области недоимка по налогам.

Основными причинами  образования и наличия недоимки являются: нестабильное финансово-экономическое состояние многих предприятий области и наличие дебиторской задолженности, преобладание бартерных операций во взаиморасчетах, что приводит к дефициту денежных средств предприятий, их неплатежеспособности и соответственно росту недоимки; недоимка бездействующих предприятий и предприятий, находящихся в розыске.

Проведем анализ недоимки по налогам и другим обязательным платежам в государственный бюджет по СКО за 2005-2007 годы.

Из данных видно, что  наибольшая задолженность в МБ наблюдается  по г. Петропавловск - 375661 тыс. тенге, или 71,5%, Тайыншинский району - 33947 тыс. тенге, или 6,5%, Г. Мусрепова - 21956 тыс. тенге, или 4,2%, Жамбылскому району - 19514 тыс. тенге, или 3,7%, Шал акына - 12834 тыс. тенге, или 2,4%. Менее 1%> задолженность имеют Мамлютский район - 0,3%), Казылжарский район - 0,5%, Акжарский район -0,6%.

Недоимка по видам  налоговых поступлений в РБ по СКО по состоянию на 01.01.2006 год  представлена также в Приложении В. Недоимка налогов в МБ по СКО  по состоянию на 01.01.2006 год представлена.

Недоимки по платам и  прочим поступлениям в местный бюджет СКО по состоянию на 01.01.2006 год.

Из данных видно, что  наибольшая задолженность в РБ наблюдается  по г. Петропавловск - 339793 тыс. тенге, или 79,7%, г. Мусрепова - 33904 тыс. тенге, или 7,9%, Тайыншинскому району - 17684 тыс. тенге, или 4,1%, Айыртауский - 8319 тыс. тенге, или 2,0%, М.Жумабаева - 4772 тыс. тенге, или 1,1%. Менее 1% задолженность имеют Жамбылский район - 0,9%, Казылжарский район - 0,7%, Тимирязевский район - 0,6%, Акжарский район - 0,3 %.

В структуре недоимки в РБ на 01.01.2007 год наибольший удельный вес приходится на НДС- 75,6%, корпоративный  подоходный налог с юридических  лиц 24,0 %, менее 1 %: роялти - 0,2%, прочие поступления - 0,2%.

Динамика недоимки в  течение рассматриваемого периода по Северо-Казахстанской области в местный бюджет имеет тенденцию к снижению.

Крупной проблемой остается неплатежеспособность и несостоятельность  предприятий. Доля практически не взыскиваемой недоимки 1040 бездействующих предприятий составляет 118,4 млн. тенге или 22,1% от общей суммы недоимки по области.

Кроме того, существует категория  налогоплательщиков, у которых сумма  недоимки сомнительная к взысканию, это недоимка предприятий, в которых  правопреемником определено государство (с долей участия более 50%>) и предприятия, которые в 2005 году допустили долги, не произведя уплату, вошедшие в категорию проблемных.

Улучшение указанных  показателей достигнуто главным  образом за счет стабилизации общеэкономических  показателей, снижения остроты проблемы неплатежей среди предприятий и усиления администрирования со стороны налоговых органов. В целях сохранения наметившихся тенденций проводится дальнейшая работа по максимальному сокращению сумм недоимки.

Вместе с тем, отмечено, что демократичность и гибкость налогового кодекса в отношении налогоплательщиков одновременно несколько усложняет работу налоговых органов по снижению недоимки, устанавливая отсрочку в применении принудительных мер свыше 40 дней с момента образования задолженности.

Несмотря на некоторую затянутость процедуры, анализ работы в данном направлении наглядно подтверждает прямую зависимость сокращения сумм недоимки от полноты и эффективности применяемых мер взимания.

За 2005 год в суды области  и специализированный экономический  суд было подано 383 исковых заявлений на признание предприятий банкротами с суммой задолженности 2496 млн. тенге, из них сельхозпредприятий - 162 на сумму 1360,9 млн. тенге. Принято решений о признании банкротами по 376 предприятиям с суммой задолженности 2051,3 млн. тенге, из них сельхозсубъектов 142 с суммой задолженности 841,9 млн. тенге. В итоге сумма недоимки сокращена на 1359,3 млн. тенге.

Из перечня неплатежеспособных организаций был составлен график инициирования процедур банкротства  включающий в себя 120 налогоплательщиков с отнесением затрат по их ликвидации за счет средств Республиканской бюджетной программы №702 «Проведение процедур реорганизации и банкротства». Денежные средства выделенные по данной программе, а это млн. тенге освоены полностью.

Но проводимая работа по сокращению недоимки не решает всей проблемы по ее ликвидации. В основном суммы вышеуказанных поступлений результат работы в отношении действующих предприятий, имеющих более или менее стабильное финансовое положение.

Также возникает неблагоприятная ситуация в аграрном секторе экономики области по неуплате платежей в бюджет по предприятиям, сотрудничающим с так называемыми фирмами-инвесторами. Со стороны фирм-инвесторов не производится уплата платежей в бюджет и НПФ за предприятия, работающие с ними. Сумма долгов по не взыскиваемым и проблемным к взысканию в местный бюджет составила около 650,0 млн. тенге, в том числе по аграрному сектору - около 200,0 млн. тенге.

3 зарубежный опыт финансирования обеспечения равновесных механизмов в экономике

3.1 Развитие промышленности и рациональное освоение природных ресурсов

 

Важной задачей региональной экономики является рациональное освоение природных ресурсов в различных  зонах республики, ибо: во-первых, размещение промышленных сырьевых и топливных баз непосредственно влияет на экономику страны; во-вторых, увеличивающееся потребление сырьевых и топливных ресурсов в народном хозяйстве требует создания разветвленной сети мощных сырьевых и топливных баз; в-третьих, в ближайшей перспективе минерально-сырьевые ресурсы дадут возможность накопить средства для осуществления структурной перестройки экономики.

Однако, как известно, природные ресурсы в нашей  республике распределены неравномерно по ее территории.

Решение проблем требует  разработки генеральной схемы размещения производительных сил республики, которая включает:

  1. определение оптимальных территориальных пропорций развития народного хозяйства;
  2. обеспечение повышения эффективности производства на основе совершенствования общереспубликанского территориального разделения труда;
  3. достижение экономически эффективного развития и размещения отраслей производства и формирования хозяйств отдельных регионов.

Большое пространственное и очаговое размещение влияет на специализацию  и характер развития производительных сил отдельных регионов республики. Научно-технический прогресс обуславливает интенсификацию двух взаимообусловленных процессов: с одной стороны, на основе разделения труда происходит углубление специализации отраслей, с другой - идет усиление их технологической и производственной связей. В первом случае создается возможность организации обособленных крупных производств однородной технологии с применением более совершенных и высокопроизводительных технических средств. Во-втором -расширяются границы их кооперирования и комбинирования. В результате формируются токсонометрические единицы разного ранга - промышленные узлы, районы, ТПК и экономические районы, которые в совокупности образуют единый народнохозяйственный комплекс страны.

При определении состава и границ экономических районов (регионов) особое внимание уделяется следующим факторам:

  1. природные условия, минерально-сырьевые, земельно-водные, трудовые и материально-технические ресурсы как факторы специализации и комплексности развития региона;
  2. транспортно-экономические связи (внутри- и межрегиональные), создающие хозяйственное единство района;
  3. межобластные хозяйственные связи некоторых областей на базе использования минерально-сырьевых ресурсов или создания энергосистем, транспортных путей;
  4. структура   народного   хозяйства  региона и входящих в его состав областей, характер комплексности  хозяйств , место и роль регионов в экономике  республики  и.т.д.

Следующий пункт, который  необходимо учитывать в современной  теории устойчивого развития, - это замена ускоренного типа устойчивого развития на устойчивый.

Экономический рост, имеющий  своими последствиями деградацию окружающей среды и технологические катастрофы, социальное неравенство или изоляцию, - это ускоренный тип устойчивого развития 50-80-х годов, основанный на стратегии быстрой индустриализации. Глобальные проблемы 70-х годов - экологические, сырьевые, продовольственные, демографические, энергетические и пр. заставили человечество по-новому взглянуть на мир, на место человека в нем и переосмыслить ценности. Появилась потребность развития равноправного, процветающего и экологически устойчивого мира, требующего долговременного соучастия всех заинтересованных лиц и организаций, государственных и частных, на основе развития инвестиций с соответствующим пересмотром приоритетов и распространения научных знаний. Ускоренный тип устойчивого развития уступил место устойчивому росту. Это новый тип устойчивого развития. В Республике на первый план должна выходить проблема не ускорения устойчивого развития, а его устойчивость.

3.2 Достижение устойчивого развития на примере Великобритании

 

Программа ускорения устойчивого развития в условиях нестабильности всей мировой системы и уязвимости от внешней среды любого государства, входящего в мировое сообщество, может привести к опасным последствиям: к ухудшению окружающей среды, к ухудшению морального состояния людей вследствие давления на их ментальность, мышление и чувствование, на их образ жизни. Об этом свидетельствует и опыт многих развивающихся стран.

Достижение устойчивого  развития в этих государствах достигалось в первую очередь за счет развития промышленного производства, его обрабатывающего сектора в ущерб традиционным отраслям, главным образом в ущерб сельскому хозяйству. От людей требовались новые знания, новое рациональное мышление, новый образ жизни, не всегда благополучный в психологическом смысле. При этом замена традиционного мышления и образа жизни новым «экономическим образом мышления» и новым образом жизни не во всех государствах сопровождался вознаграждением, то есть цель достижения материального благополучия не была достигнута.

Опыт этих стран свидетельствует, что нельзя проводить политику устойчивого развития в ущерб человеку и природе. Природа преподнесла свои сюрпризы: наблюдаются природные катаклизмы, наводнения, землетрясения, стихийные бедствия. Так, казахстанский экономист Т. Садыков пишет: «Национальный интерес и национальная цель Казахстана призваны обеспечивать стратегическую устойчивость и безопасность Казахстана, а именно, условия сохранения науки, общие условия ее выживания, сохранение окружающей среды, сохранение численности и здоровья нации, сохранение интеллектуального потенциала. Это широкая гамма проблем - от умножения интеллектуального потенциала до сбережения собственных природных ресурсов для будущих поколений граждан...».

Устойчивость устойчивого развития обеспечивается социальной устойчивостью системы. И одним из необходимых условий в процессе устойчивого развития является стабильность и преемственность. Стабильность общества в значительной мере обусловлена прочностью сохраняющихся в нем традиций.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                 

Таким образом, современная модель экономического развития должна быть составлена в рамках вышерассмотренных положений и тенденций мирового развития. Ориентируясь на мировые тенденции, надо стремиться найти формы и стимулы реализации стратегии развития, адекватные национальным ценностям и традициям.

Информация о работе Внутренее и внешнее равновесие: проблемы экономической политики