Внутренее и внешнее равновесие: проблемы экономической политики

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 19:08, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является изучение внутреннего и внешнего равновесия в Республике Казахстан.
Достиженю цели способствует решение следующих задач:
Изучить сущность понятия «внешнее равновесие»;
Проанализировать особенности финансирования устойчивого развития государства;
Изучить финансовые механизмы устойчивого развития регионов;
Провести анализ макроэкономического развития в условиях кризиса;
Сделать анализ факторов устойчивого развития;
Провести анализ взаимосвязи инвестиций и устойчивого развития;
Изучить развитие промышленности и рациональное освоение природных ресурсов.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
1 ВНУТРЕННИЕ И ВНЕШЕНИЕ РАВНОВЕСИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 5
1.1 Сущность понятия «внешнее равновесие» 5
1.2 Особенности равновесных механизмов в экономике 8
1.3 Финансовые механизмы обеспечения равновесия в экономике 10
2 АНАЛИЗ УСТОЙЧИВОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН 13
2.1 Анализ факторов и инструментов обеспечения финансовой устойчивости 13
2.2 Анализ направлений денежно-кредитной политики 17
2.3 Анализ налоговой политики 21
3 ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ФИНАНСИРОВАНИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ РАВНОВЕСНЫХ МЕХАНИЗМОВ В ЭКОНОМИКЕ 27
3.1 Развитие промышленности и рациональное освоение природных ресурсов 27
3.2 Достижение устойчивого развития на примере Великобритании 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 33

Файлы: 1 файл

Макроэкономика. .doc

— 227.00 Кб (Скачать)

Приоритетными задачами достижения поставленной цели являются:

  1. Восстановление функций государства по владению, распоряжению и управлению природными ресурсами;
  2. Уменьшение ресурсоемкости экономики, сокращение удельных затрат первичных ресурсов на производство конечной продукции;
  3. Оптимизация воспроизводства природных ресурсов как решающего фактора стабильного функционирования казахстанской экономики.
  4. Реализация этих задач возможна путем разработки целевых программ, часть из которых уже лежит в основе казахстанской Повестки дня на 21 век.

Определяющее значение для решения экономических, экологических  и социальных проблем играют отношения  собственности на природные ресурсы  и государственная система управления природопользованием. К настоящему времени природные ресурсы, в том числе и невозобновляемые, практически не оценивались с точки зрения наличия природной ренты. В соответствии с этим государство не осуществляет в полном объеме и в должной мере свои права как собственника, который имеет право получать ренту за использование третьими лицами принадлежащего ему имущества.

В значительной степени  это вызвано тем, что природные  ресурсы, за исключением земельных, не идентифицированы в качестве объектов собственности. В Казахстане слабое законодательство, регулирующее отношения собственности на природные ресурсы, отсутствует правовое обеспечение для реализации государством правомочий собственника на природные ресурсы. Поэтому экономическое содержание собственности на природные ресурсы присваиваются пользователями путем негласной экспроприации природной ренты. Вместе с тем, в развитых странах природная рента составляет почти треть национального дохода и служит существенным источником финансовых средств, которые перераспределяются через бюджет страны.

1.3 Финансовые механизмы обеспечения равновесия в экономике

 

Реализации модели соединения принципов рыночной экономики и  унитарного построения государства  связана с трудностями переходного  этапа, с тем, что общественная среда  сегодня предельно поляризована, стратифицирована и дезинтегрирована. К этому следует добавить, что проведение экономической реформы также проходит иногда на бессистемной основе, отсутствует системная организация экономических отношений.

При разработке новой  модели экономико-территориальных взаимоотношений необходимо иметь в виду следующие основополагающие положения [14, с. 52].

В первую очередь необходимо иметь в виду интересы граждан, государства, его административно-территориальных  образований и хозяйствующих  субъектов по поводу становления и развития экономических отношений на запретной территории в составе республики, области, города, тона, поселка.

Интересы всех перечисленных  сторон генетически взаимосвязаны  и в значительной степени реализуются  в структуре отношений социальных (занятость и безработица, возможность пользования социальным услугами, социальное обеспечение и т.д.), экологических (реализация конституционных прав на нормальную среду обитания), природоресурсных (предотвращения хищнического отношения к недрам, земле, лесам и т.д.), общественно -политических (конституционно определенная самостоятельность регионов, предотвращение реструктивной территориальной дезинтеграции экономического и иного сепаратизма ) и др.

Множественность субъектов, интересов и реализующих их отношений  в конечном счете интегрируются  в более менее устойчивые блоки  интересов и отношений. Так, все  граждане РК заинтересованы в обеспечении их конституционных прав и свобод на всей территории государства вне зависимости от места проживания или работы и одновременно сфере экономики, социальных отношений, экологии и т.д. Государство тоже реализует через собственные институты общенациональную заинтересованность в сохранении территориальной целостности. Все территориально-административные образования заинтересованы в самостоятельном решении проблем территориального развития соответствующих ресурсов. Все хозяйствующие субъекты заинтересованы в свободе предпринимательства), в должных региональных условиях для ею осуществления, в беспрепятственном движении капитала, труда и товаров между регионами.

Взаимоудовлетворительное  соединение таких устойчивых блоков интересов возможно только на основе системной организации экономических  отношений, выстраиваемых в структуре территориальной организации Казахстана. Системная организация может трактоваться как совокупность норм механизмов и организационных институтов такого согласования принципов рыночной экономики с принципами унитарности и местного самоуправления, которое позволяет осуществить компромисс экономических, социальных, экологических и иных интересов самых различных субъектов рассматриваемых отношений.

При соблюдении определенных принципиальных установок эта цель может быть реализована в настоящее  время с помощью достаточно традиционных средств: закрепление в основах права и общественном сознании общепризнанных исходных посылок системной организации экономических отношений в условиях унитарного государства и местного самоуправления; разработка основанных на указанных посылках форм организации экономических отношений, в первую очередь, отношений собственности, земельных, бюджетно-налоговых (связанных с государственной поддержкой регионов), природоресурсных, а также отношений в сфере территориального регулирования хозяйственной деятельности; конституирование вышесказанных посылок и адекватных им форм организации экономических отношений в условиях унитарного государства и местного самоуправления в системе права на республиканском, региональном и местном уровнях.

Результативность этих средств будет полностью зависеть от того, насколько осознание важности и ясное представление о целях и содержании соединения экономики, регионализации и унитарности будут воплощаться в государственной региональной национальной и социальной политике, равно как и в государственной политике проведения экономических реформ.

 

2 Анализ устойчивости в Республике Казахстан

2.1 Анализ факторов и инструментов обеспечения финансовой устойчивости

 

Ограниченная ликвидность на международных финансовых рынках, а также повышение стоимости заимствования предопределили снижение возможностей казахстанских банков по рефинансированию существующих внешних обязательств. На фоне существенной коррекции мировых цен на сырьевые товары переоценка рисков инвесторами в отношении развивающихся стран привела к массовому изъятию капитала, инвестированного в ценные бумаги данных эмитентов, что отразилось на оценках риска дефолта и ценовых параметрах ценных бумаг казахстанских эмитентов.

В этих условиях следующие  факторы являлись определяющими для финансовой стабильности Казахстана в 2008 году:

  1. ухудшение качества кредитного портфеля на фоне проблем более широкого круга корпоративных заемщиков, представляющих различные отрасли экономики;
  2. дальнейшая коррекция на рынке недвижимости и нагрузка на финансовую позицию населения со стороны обслуживания накопленного долга, а также более высоких инфляционных расходов;
  3. более жесткие требования к уровню доходности и капитализации банков в условиях сокращения ликвидности, ужесточения кредитной политики и необходимости формирования адекватных резервов для покрытия кредитных рисков;
  4. сдерживающий эффект сокращения кредитной активности банков на динамику экономического роста.

В условиях снижения вклада традиционных факторов экономического роста, компенсация сокращения частных инвестиций и потребления становится основной задачей стимулирующей политики государственных расходов в 2008 году.

На фоне благоприятной  ценовой конъюнктуры мировых  товарных рынков в течение 9 месяцев 2008 года высокая ликвидность корпоративных клиентов в иностранной валюте и сохранение возможностей по рефинансированию внешних обязательств отдельными банками (в среднем банки смогли рефинансировать порядка 20% обязательств по погашению внешнего долга в 2008 году на внешних финансовых рынках) позволяли банкам поддерживать свою валютную ликвидность и реализовать излишки иностранной валюты на бирже. В этих условиях ликвидность валютного рынка оставалась достаточно высокой, а отдельные крупные сделки спекулятивного характера не могли оказывать существенное влияние на поведение рынка. Это в свою очередь, позволяло Национальному Банку минимизировать затраты на ограничение волатильности курса тенге, постепенно компенсируя потери предыдущего года за счет увеличения золотовалютных резервов. Высокая валютная ликвидность клиентов и предложение ими иностранной валюты, также позволили снять нагрузку выплат по внешним обязательствам банков на ставки денежного рынка в иностранной валюте. Данная ситуация, а также операции Национального Банка, в целом стабилизировали общий уровень ликвидности на финансовом рынке.

Вместе с тем, степень  достаточности международных резервов страны в условиях существенного  улучшения платежного баланса страны не была оценена в полной мере под  воздействием неблагоприятных внешних факторов. В условиях дальнейшего замедления мировой экономики, рецессии крупных экономических держав и неустойчивости мировых финансовых институтов неблагоприятная конъюнктура не только финансовых, но и товарных рынков может привести к обострению рисков дальнейшего замедления экономического роста в Казахстане и дефициту финансирования платежного баланса, что увеличит потенциальную нагрузку на международные резервы страны.

Ухудшение экономической  конъюнктуры привело к тому, что  кредитный рынок стал характеризоваться отсутствием платежеспособного спроса со стороны населения и превалирующей потребностью со стороны заемщиков в пополнении оборотного капитала нефинансовых организаций. В этих условиях наблюдалось снижение желания большинства банков осуществлять активную кредитную деятельность вследствие дефицита фондирования и ухудшения качества ссудного портфеля. Уровень неработающих займов на конец 2008 года (сомнительные займы 5 категории и безнадежные за минусом однородных кредитов с учетом сформированных провизий по ним) вырос до 8% от кредитного портфеля банков. При этом кредитная политика банков в 2008 году продолжала ужесточаться, что свидетельствует о желании банков ограничить приток ненадежных клиентов с целью предотвращения нарастания кредитного риска. Вследствие ужесточения стандартов кредитования заметно снизились объемы кредитования в секторах недвижимости и строительства, а также кредитования субъектов малого предпринимательства, оказывавших значительное влияние на экономический рост страны в последние годы.

В ответ на ухудшение  качества портфеля банки поставили  перед собой задачу, которая заключается  в более тесной работе с проблемными  заемщиками по предотвращению их дефолта. Помимо стандартных банковских процедур возрастающее число банков стало использовать ежемесячный мониторинг финансового состояния своих клиентов (проверка наличия товарно-материальных запасов, уровня продаж, применение финансовых коэффициентов), улучшение систем рейтинга заемщиков, использование финансовых и нефинансовых ковенант в отношении клиентов в зависимости от отраслевой принадлежности предприятия, стресс-тестирование дефолта заемщиков. Кроме этого, механизм отмены штрафов по просроченным займам, пересмотр отраслевых лимитов и финансовый консалтинг проблемных заемщиков с целью поддержания приемлемого уровня обслуживания займов находили более широкое применение.

В числе основных мер  по улучшению качества ссудного портфеля банки выделили следующие:

  1. вынужденная реструктуризация текущей задолженности заемщиков;
  2. полный отказ от кредитования непрозрачных субъектов бизнеса;
  3. тщательный анализ и мониторинг финансового состояния клиентов;
  4. регламентация жестких правил и процедур по работе с проблемными 
    заемщиками;
  5. приостановление кредитования рискованных отраслей экономики. 
              Ухудшение качества кредитного портфеля также повлекло за собой увеличение резервирования, что способствовало снижению показателей доходности. При этом, несмотря на рост объема сформированных провизий, реальная их адекватность в 2008 году не была протестирована, поскольку банки, как было уже отмечено, активно проводили политику по реструктуризации кредитов. В этих условиях, сокращение доли процентных доходов и увеличение непроцентных расходов не позволило банкам реализовать потенциал поддержания доходности за счет увеличения процентного спрэда.

Коэффициенты ликвидности  банковской системы складывались на адекватном ситуации уровне при наличии  тренда к снижению. В целом, доля ликвидных активов в совокупных активах банковской системы отмечается постоянством в условиях незначительного роста банковских активов. Коэффициенты валютной ликвидности выполнялись банками с избытком, что говорит об адекватном восприятии ими потенциальных рисков.

Вместе с тем, несмотря на контролируемый прямой валютный риск банковской системы, короткая позиция в иностранной валюте заемщиков банков несет существенный косвенный валютный риск (кредитный риск) в зависимости от колебаний обменного курса тенге.

В частности в силу превышения финансовых обязательств в  иностранной валюте над финансовыми активами отрицательная валютная позиция крупных и средних предприятий составляла порядка 30% собственного капитала и 40% поступлений от операционной деятельности в иностранной валюте, что определяет потенциал роста кредитных рисков банковской системы в случае повышения волатильности обменного курса национальной валюты.

Наиболее уязвимы к  изменениям обменного курса тенге  предприятия сферы строительства, торговли, услуг, оказываемых на внутреннем рынке. Также отрицательная валютная позиция населения составляет прядка 4,5% к располагаемому доходу населения.

Снижение доходов населения  в реальном выражении и объемов  кредитования со стороны банков формирует  давление факторов спроса на дальнейшее снижение цен на недвижимость. Так, в период с декабря 2007 по декабрь 2008 года падение цен на жильё по данным Агентства по статистике в среднем по Казахстану составило 11%, в Астане – 18%, в Алматы – 23%. При этом оценка равновесного уровня с учетом доступности жилья, исходя из доходов населения, показывает, что в целом по Казахстану, включая город Астана, уровень цен близок к равновесному.

Информация о работе Внутренее и внешнее равновесие: проблемы экономической политики