Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 19:08, курсовая работа
Целью работы является изучение внутреннего и внешнего равновесия в Республике Казахстан.
Достиженю цели способствует решение следующих задач:
Изучить сущность понятия «внешнее равновесие»;
Проанализировать особенности финансирования устойчивого развития государства;
Изучить финансовые механизмы устойчивого развития регионов;
Провести анализ макроэкономического развития в условиях кризиса;
Сделать анализ факторов устойчивого развития;
Провести анализ взаимосвязи инвестиций и устойчивого развития;
Изучить развитие промышленности и рациональное освоение природных ресурсов.
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ВНУТРЕННИЕ И ВНЕШЕНИЕ РАВНОВЕСИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 5
1.1 Сущность понятия «внешнее равновесие» 5
1.2 Особенности равновесных механизмов в экономике 8
1.3 Финансовые механизмы обеспечения равновесия в экономике 10
2 АНАЛИЗ УСТОЙЧИВОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН 13
2.1 Анализ факторов и инструментов обеспечения финансовой устойчивости 13
2.2 Анализ направлений денежно-кредитной политики 17
2.3 Анализ налоговой политики 21
3 ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ФИНАНСИРОВАНИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ РАВНОВЕСНЫХ МЕХАНИЗМОВ В ЭКОНОМИКЕ 27
3.1 Развитие промышленности и рациональное освоение природных ресурсов 27
3.2 Достижение устойчивого развития на примере Великобритании 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 33
Приоритетными задачами достижения поставленной цели являются:
Определяющее значение
для решения экономических, экологических
и социальных проблем играют отношения
собственности на природные ресурсы
и государственная система
В значительной степени это вызвано тем, что природные ресурсы, за исключением земельных, не идентифицированы в качестве объектов собственности. В Казахстане слабое законодательство, регулирующее отношения собственности на природные ресурсы, отсутствует правовое обеспечение для реализации государством правомочий собственника на природные ресурсы. Поэтому экономическое содержание собственности на природные ресурсы присваиваются пользователями путем негласной экспроприации природной ренты. Вместе с тем, в развитых странах природная рента составляет почти треть национального дохода и служит существенным источником финансовых средств, которые перераспределяются через бюджет страны.
Реализации модели соединения
принципов рыночной экономики и
унитарного построения государства
связана с трудностями
При разработке новой модели экономико-территориальных взаимоотношений необходимо иметь в виду следующие основополагающие положения [14, с. 52].
В первую очередь необходимо
иметь в виду интересы граждан, государства,
его административно-
Интересы всех перечисленных сторон генетически взаимосвязаны и в значительной степени реализуются в структуре отношений социальных (занятость и безработица, возможность пользования социальным услугами, социальное обеспечение и т.д.), экологических (реализация конституционных прав на нормальную среду обитания), природоресурсных (предотвращения хищнического отношения к недрам, земле, лесам и т.д.), общественно -политических (конституционно определенная самостоятельность регионов, предотвращение реструктивной территориальной дезинтеграции экономического и иного сепаратизма ) и др.
Множественность субъектов,
интересов и реализующих их отношений
в конечном счете интегрируются
в более менее устойчивые блоки
интересов и отношений. Так, все
граждане РК заинтересованы в обеспечении их конституционных прав и свобод на всей
территории государства вне зависимости
от места проживания или работы и одновременно
сфере экономики, социальных отношений,
экологии и т.д. Государство тоже реализует
через собственные институты общенациональную
заинтересованность в сохранении территориальной
целостности. Все территориально-
Взаимоудовлетворительное
соединение таких устойчивых блоков
интересов возможно только на основе
системной организации
При соблюдении определенных принципиальных установок эта цель может быть реализована в настоящее время с помощью достаточно традиционных средств: закрепление в основах права и общественном сознании общепризнанных исходных посылок системной организации экономических отношений в условиях унитарного государства и местного самоуправления; разработка основанных на указанных посылках форм организации экономических отношений, в первую очередь, отношений собственности, земельных, бюджетно-налоговых (связанных с государственной поддержкой регионов), природоресурсных, а также отношений в сфере территориального регулирования хозяйственной деятельности; конституирование вышесказанных посылок и адекватных им форм организации экономических отношений в условиях унитарного государства и местного самоуправления в системе права на республиканском, региональном и местном уровнях.
Результативность этих средств будет полностью зависеть от того, насколько осознание важности и ясное представление о целях и содержании соединения экономики, регионализации и унитарности будут воплощаться в государственной региональной национальной и социальной политике, равно как и в государственной политике проведения экономических реформ.
2 Анализ устойчивости в Республике Казахстан
Ограниченная ликвидность на международных финансовых рынках, а также повышение стоимости заимствования предопределили снижение возможностей казахстанских банков по рефинансированию существующих внешних обязательств. На фоне существенной коррекции мировых цен на сырьевые товары переоценка рисков инвесторами в отношении развивающихся стран привела к массовому изъятию капитала, инвестированного в ценные бумаги данных эмитентов, что отразилось на оценках риска дефолта и ценовых параметрах ценных бумаг казахстанских эмитентов.
В этих условиях следующие факторы являлись определяющими для финансовой стабильности Казахстана в 2008 году:
В условиях снижения вклада традиционных факторов экономического роста, компенсация сокращения частных инвестиций и потребления становится основной задачей стимулирующей политики государственных расходов в 2008 году.
На фоне благоприятной ценовой конъюнктуры мировых товарных рынков в течение 9 месяцев 2008 года высокая ликвидность корпоративных клиентов в иностранной валюте и сохранение возможностей по рефинансированию внешних обязательств отдельными банками (в среднем банки смогли рефинансировать порядка 20% обязательств по погашению внешнего долга в 2008 году на внешних финансовых рынках) позволяли банкам поддерживать свою валютную ликвидность и реализовать излишки иностранной валюты на бирже. В этих условиях ликвидность валютного рынка оставалась достаточно высокой, а отдельные крупные сделки спекулятивного характера не могли оказывать существенное влияние на поведение рынка. Это в свою очередь, позволяло Национальному Банку минимизировать затраты на ограничение волатильности курса тенге, постепенно компенсируя потери предыдущего года за счет увеличения золотовалютных резервов. Высокая валютная ликвидность клиентов и предложение ими иностранной валюты, также позволили снять нагрузку выплат по внешним обязательствам банков на ставки денежного рынка в иностранной валюте. Данная ситуация, а также операции Национального Банка, в целом стабилизировали общий уровень ликвидности на финансовом рынке.
Вместе с тем, степень
достаточности международных
Ухудшение экономической конъюнктуры привело к тому, что кредитный рынок стал характеризоваться отсутствием платежеспособного спроса со стороны населения и превалирующей потребностью со стороны заемщиков в пополнении оборотного капитала нефинансовых организаций. В этих условиях наблюдалось снижение желания большинства банков осуществлять активную кредитную деятельность вследствие дефицита фондирования и ухудшения качества ссудного портфеля. Уровень неработающих займов на конец 2008 года (сомнительные займы 5 категории и безнадежные за минусом однородных кредитов с учетом сформированных провизий по ним) вырос до 8% от кредитного портфеля банков. При этом кредитная политика банков в 2008 году продолжала ужесточаться, что свидетельствует о желании банков ограничить приток ненадежных клиентов с целью предотвращения нарастания кредитного риска. Вследствие ужесточения стандартов кредитования заметно снизились объемы кредитования в секторах недвижимости и строительства, а также кредитования субъектов малого предпринимательства, оказывавших значительное влияние на экономический рост страны в последние годы.
В ответ на ухудшение качества портфеля банки поставили перед собой задачу, которая заключается в более тесной работе с проблемными заемщиками по предотвращению их дефолта. Помимо стандартных банковских процедур возрастающее число банков стало использовать ежемесячный мониторинг финансового состояния своих клиентов (проверка наличия товарно-материальных запасов, уровня продаж, применение финансовых коэффициентов), улучшение систем рейтинга заемщиков, использование финансовых и нефинансовых ковенант в отношении клиентов в зависимости от отраслевой принадлежности предприятия, стресс-тестирование дефолта заемщиков. Кроме этого, механизм отмены штрафов по просроченным займам, пересмотр отраслевых лимитов и финансовый консалтинг проблемных заемщиков с целью поддержания приемлемого уровня обслуживания займов находили более широкое применение.
В числе основных мер по улучшению качества ссудного портфеля банки выделили следующие:
Коэффициенты ликвидности банковской системы складывались на адекватном ситуации уровне при наличии тренда к снижению. В целом, доля ликвидных активов в совокупных активах банковской системы отмечается постоянством в условиях незначительного роста банковских активов. Коэффициенты валютной ликвидности выполнялись банками с избытком, что говорит об адекватном восприятии ими потенциальных рисков.
Вместе с тем, несмотря на контролируемый прямой валютный риск банковской системы, короткая позиция в иностранной валюте заемщиков банков несет существенный косвенный валютный риск (кредитный риск) в зависимости от колебаний обменного курса тенге.
В частности в силу превышения финансовых обязательств в иностранной валюте над финансовыми активами отрицательная валютная позиция крупных и средних предприятий составляла порядка 30% собственного капитала и 40% поступлений от операционной деятельности в иностранной валюте, что определяет потенциал роста кредитных рисков банковской системы в случае повышения волатильности обменного курса национальной валюты.
Наиболее уязвимы к
изменениям обменного курса тенге
предприятия сферы
Снижение доходов населения в реальном выражении и объемов кредитования со стороны банков формирует давление факторов спроса на дальнейшее снижение цен на недвижимость. Так, в период с декабря 2007 по декабрь 2008 года падение цен на жильё по данным Агентства по статистике в среднем по Казахстану составило 11%, в Астане – 18%, в Алматы – 23%. При этом оценка равновесного уровня с учетом доступности жилья, исходя из доходов населения, показывает, что в целом по Казахстану, включая город Астана, уровень цен близок к равновесному.
Информация о работе Внутренее и внешнее равновесие: проблемы экономической политики