Внешний и внутренний государственный долг

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 09:03, курсовая работа

Краткое описание

В последнее время интерес финансистов к проблемам дефицита федерального бюджета государственного долга заметно усилился. Причины этого очевидны. Стремительный рост объемов государственного долга, критическая величина расходов на его обслуживание при, казалось бы, приемлемом с макроэкономической точки зрения размере бюджетного дефицита в последние три года заставляют искать первопричины подобной неблагоприятной динамики.

Оглавление

Введение 2
Глава I Понятие «Государственный внешний долг» 4
1.1 Анализ динамики и структуры внешнего долга РФ 6
Глава II Понятие «Государственный внутренний долг» 13
1.2 Анализ динамики и структуры внутреннего долга РФ 16
Глава III Проблемы управления государственным внутренним и внешним долгом 21
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

Содержание.docx

— 74.18 Кб (Скачать)

систему бухгалтерского и статистического учета долговых обязательств государства, включая  их регулярную переоценку по рыночной стоимости;

систему текущего и последующего контроля за расчетами по погашению и обслуживанию долга, рыночными операциями с задолженностью и активами, связанными с долговыми операциями.

Создание системы  анализа и управления рисками, связанными со структурой государственного долга  и активов. Система должна включать анализ и управление рисками:

ликвидности;

риск ограничения  доступа к внутреннему и внешнему рынкам капитала;

риск концентрации платежей в определенном временном  отрезке, связанный со структурой долга  по срокам погашения;

изменения стоимости  обслуживания долга (процентный риск);

учет, ведение  и управление единой процентной позицией федерального бюджета;

риск несоответствия фиксированной ставки текущим рыночным ставкам;

риск изменения  плавающих процентных ставок (ставки купона) и премии по государственным  долговым обязательствам при их рефинансировании;

валютным риском - учет и управление единой валютной позицией федерального бюджета.

Система анализа  рисков, связанных со структурой государственного долга и активов, связанных с  долговыми операциями, должна, в  том числе, предусматривать мониторинг и анализ влияния макроэкономических факторов, эволюции платежного баланса, фискальных рисков на способность погашать и обслуживать государственную  задолженность (оптимальный размер долга и объем заимствований, оптимальные стоимостные параметры  долга и заимствований).

Внедрение стратегического  и текущего планирования в области  управления государственным долгом. Разработка стратегии должна основываться на следующих элементах:

анализ и прогноз  развития экономики, как основы для  определения приемлемого уровня государственного долга, платежей по его  обслуживанию и погашению;

анализ и прогноз  фискальной и бюджетной политики государства, включая доходы и расходы  бюджета;

анализ и прогноз  платежного баланса, движения золотовалютных резервов, движения курсов основных мировых  валют;

прогноз динамики внутреннего и международного финансовых рынков, способности государства  осуществлять внешние и внутренние заимствования на приемлемых условиях;

анализ и прогноз  платежей по погашению и обслуживанию государственного долга;

анализ и прогноз  состояния активов государства, связанных с долговыми операциями, эволюции их рыночной стоимости, а также  поступлений по указанным активам.

Стратегия должна разрабатываться на срок не менее 5 лет и включать следующие основные моменты:

политику в  области обслуживания и погашения  внешнего и внутреннего долга, включая  стратегию в отношении реструктуризации отдельных категорий государственного долга;

политику в  области внутренних и внешних  заимствований;

политику в  отношении внутренних и внешних  финансовых активов;

план действий при возникновении кризисных  ситуаций.

Стратегия должна утверждаться Правительством и служить  основой для последующей разработки текущей годовой политики в области  управления государственным долгом и активами, связанными с долговыми  операциями, а также используется при разработке проектов законов  о бюджете в части планирования расходов на обслуживание и погашение  государственного долга и новых  заимствований.

Текущая политика в области управления государственным  долгом должна разрабатываться ежегодно в рамках долговой стратегии в  тесной связи с бюджетным планированием  и содержать детальные мероприятия  в сфере государственного долга, включая программу действий.

Стратегия управления государственным долгом и разрабатываемые  на ее основе ежегодные программы  управления долгом должны включать помимо качественных и количественные показатели, позволяющие осуществлять мониторинг их реализации. Анализ результатов реализации годовых программ будет осуществляться ежеквартально, долговой стратегии - ежегодно. Стратегия будет корректироваться с учетом результата мониторинга соответствующих отчетов о реализации годовых программ.

На втором этапе  реализации Концепции необходимо провести мероприятия по переходу к централизованному  управлению государственными обязательствами.

Для этого надлежит обеспечить:

централизованный  порядок принятия решений в сфере  управления государственным долгом;

сосредоточение  функций по привлечению кредитов и займов, предоставлению государственных  платежных гарантий, функций по погашению  и обслуживанию долга в едином уполномоченном ведомстве,

единство политики управления внутренним и внешним  государственным долгом;

единый порядок  и унифицированные процедуры  учета государственного долга.

Достижение указанных  целей планируется путем проведения следующих мероприятий:

организационное объединение в Минфине России управления внутренним и внешним  долгом;

трансформация Внешэкономбанка  СССР в Агентство по управлению государственным  долгом Российской Федерации, передача ему агентских функции.

Создание системы  по аналитическому учету обязательств субъектов РФ, муниципальных образований, государственного и негосударственного сектора экономики:

анализ объемов  и условий долговых обязательств субъектов РФ, муниципальных образований  и государственного сектора,

аналитический учет объемов и условий внешних  заимствований, осуществляемых негосударственным  сектором экономики. Указанный анализ может проводиться только при  условии взаимодействия Министерства финансов Российской Федерации, Министерства экономического развития и торговли, ФКЦБ и Банка России на уровне разработки и осуществления мер валютного  регулирования с политикой в  области негосударственных заимствований, информационного взаимодействия и  создания соответствующей базы данных.

Таким образом, система  управления государственным долгом и активами в перспективе должна представлять собой единую систему  в методологическом, учетном и  организационном плане. [5]

Заключение

Финансовые отношения  по поводу формирования, обслуживания и погашения государственного внешнего долга оказывают значительное влияние  на состояние государственных финансов, денежного обращения, инвестиционного  климата, структуру потребления, развитие международного сотрудничества и на многие другие элементы социально-экономической  жизни общества. Этим объясняется существенная и многогранная роль государственного внешнего долга в развитии страны.

В последнем десятилетии  Россия попала в замкнутый круг экономических  противоречий: превышение расходов над  доходами федерального бюджета формировало  дефицит бюджета, который покрывается  за счет государственных заимствований, в том числе внешних, что привело  к увеличению расходов на их обслуживание.

Таким образом, в  настоящее время Российская Федерация  не может в полной мере выполнять  свои обязательства по обслуживанию государственного долга без его  реструктуризации. В последние годы наблюдается увеличение российского  внешнего долга. Достигнутые соглашения о реструктуризации долга не уменьшают  его величину и в ближайшее  время, с 2002 г., после окончания льготного  периода, долговая нагрузка будет возрастать. Вновь привлекаемые иностранные  заимствования фактически направляются на обслуживание существующей задолженности. При этом общая сумма задолженности  увеличивается.

Существует необходимость  реального определения предельного  уровня внутренних и внешних заимствований. При отсутствии экономического роста, на обслуживание государственного долга  должна направляться минимальная сумма  бюджетных средств, не больше, чем  расходуется на национальную оборону  и народное хозяйство. В России же, при снижении объемов производства, на обслуживание государственного долга  направляется примерно 4%, на национальную оборону примерно 3%, на народное хозяйство 2% к ВВП.

Так как в России очень сложное экономическое  положение, при спаде производства нельзя расходовать займы на потребление  и обслуживание государственного долга, необходимо вкладывать их в экономику. Однако отказ от выплат кредиторам грозит изоляцией и стагнацией, так  как собственных средств недостаточно для финансовых вливаний в производство. Поэтому следует осуществлять комплексную  стратегию как в направлении  переговоров по реструктуризации и  конверсии государственного долга, что на сегодняшний день предпринимается  Правительством, так и создания благоприятных  условий для инвестиций в реальный сектор экономики, а не строительства "финансовых пирамид".

Политика, направленная на инвестиции, позволит увеличить  национальный доход. Только при ежегодном  приросте ВВП обслуживать и погашать государственный долг можно будет  без особого ущерба для экономики.

В заключение следует  отметить, что дело не столько в  относительной тяжести государственного долга, хотя и это, несомненно, важно, сколько в степени экономического развития, абсолютных размерах ВВП, уровне благосостояния граждан.

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

1. Гаврилова Н. К вопросу о государственном долге/ Н.Гаврилова// Экономист.-2003.-№4.-с.45-48.

2. Государственный долг РФ// Колпакова Г.М. Финансы. Денежное обращение. Кредит/ Г.М. Колпакова.- М.: Финансы и статистика.2005.-с.275-292.

3. Балацкий Е.В. Прогнозирование внешнего долга: модели и оценки/ Е.В. Балацкий// Мировая экономика и международные отношения.-2001.№2.-с.3.

4. Бескова И.А.  Анализ управления государственным внутренним долгом РФ/ Финансы.-2001.№2.-с.72-73.

5. Вавилов А.П.. Внутренние проблемы внешнего долга/ А.П. Вавилов// КоммерсантЪ.- 2004.-№59.-с.3.

6. Воронин Ю.С. Управление государственным долгом/ Ю.С. Воронин// Экономист.-2006-№1.-с.58-67.

7. Бюджетный кодекс РФ.: Федеральный закон от 31.07.1998№ 145-ФЗ (ред. от 02.02.2006)/ Российская газета. – 1998.- 12 августа

8. Государственный долг РФ// Колпакова Г.М. Финансы. Денежное обращение. Кредит/ Г.М. Колпакова.- М.: Финансы и статистика.2005.-с.275-292.

9 Карелин О. В. Регулирование международных кредитных отношений России/ О. В. Карелин. - М.: Финансы и статистика, 2003.-172с.

Борисов С. М. “Внешние долги  России”, “Деньги и кредит” №2, 1997 Буткевич В. “Долги растут , а погасить их нечем”, “Экономика и Жизнь” №44, 1997 Дадашев В. Финансовая система России. М. : Инфра-М, 1997 
 
Петров П. А. “Неплатежи как зеркало больной экономики”, “Финансы” №4, 1998 Попов В. “Как разорвать долговую петлю”, “Экономика и Жизнь” №7, 1997 Романенко Л. М. “Еще раз о неплатежах”, “Финансы” №4, 1998

 

 


Информация о работе Внешний и внутренний государственный долг