Внешний и внутренний государственный долг

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 09:03, курсовая работа

Краткое описание

В последнее время интерес финансистов к проблемам дефицита федерального бюджета государственного долга заметно усилился. Причины этого очевидны. Стремительный рост объемов государственного долга, критическая величина расходов на его обслуживание при, казалось бы, приемлемом с макроэкономической точки зрения размере бюджетного дефицита в последние три года заставляют искать первопричины подобной неблагоприятной динамики.

Оглавление

Введение 2
Глава I Понятие «Государственный внешний долг» 4
1.1 Анализ динамики и структуры внешнего долга РФ 6
Глава II Понятие «Государственный внутренний долг» 13
1.2 Анализ динамики и структуры внутреннего долга РФ 16
Глава III Проблемы управления государственным внутренним и внешним долгом 21
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

Содержание.docx

— 74.18 Кб (Скачать)

Государственный внешний долг РФ (включая  обязательства бывшего СССР, принятые Российской Федерацией) складывается из:

·       задолженности странам - участницам Парижского клуба;

·       задолженности странам, не вошедшим в Парижский клуб;

·       задолженности по кредитам иностранных коммерческих банков и фирм;

·       задолженности перед международными финансовыми Организациями;

·       задолженности бывшим странам СЭВ;

·       еврооблигационных займов;

·       ОВГВЗ (облигации внутреннего государственного валютного займа)

·       кредитов Центрального Банка России.

В общем объеме долговых обязательств по кредитам, полученным от правительств иностранных государств, основной объем  долга составляют обязательства  перед странами-членами Парижского клуба кредиторов. К обязательствам РФ перед Парижским клубом кредиторов относится задолженность по кредитам, предоставленным иностранными банками  в рамках межправительственных соглашений под гарантии своих правительств или застрахованными правительственными организациями. Парижский клуб кредиторов, полноправным членом которого с сентября 1997 года является Россия, объединяет 18 стран - крупнейших мировых кредиторов (число членов варьируется). По состоянию  на 1 января 2006 года задолженность перед  странами кредиторами - членами Парижского клуба  составляет 44,4 млрд. долл., или 42,3% от общей суммы внешнего долга РФ. Двойственное положение России в Парижском клубе заключается в том, что она выступает здесь в качестве должника одних и  кредитора других стран.

По состоянию на 1 января 2006 года задолженность перед странами кредиторами - не членами Парижского клуба составило 2,9 млрд. долларов США, или 3,0% от общей  суммы внешнего долга РФ на указанную  дату. Постановлением Правительства "О  порядке продолжения работы по реструктуризации внешней задолженности бывшего СССР" Минфину РФ совместно с Внешэкономбанком было поручено представить в Правительственную комиссию по внешнему госдолгу и активам бывшего СССР информацию о состоянии внешней задолженности бывшего СССР официальным кредиторам, не представленным в Парижском клубе.

В настоящее время заключены  двусторонние межправительственные соглашения с 7 странами - не членами Парижского клуба: Кореей, Оманом, Тайландом, Турцией, Уругваем, Египтом, Мальтой. Отсутствуют межправительственные соглашения с Грецией, Кувейтом и ОАЭ.

Новый долг РФ перед странами - не членами  Парижского клуба кредиторов представлен  задолженностью по соглашениям Внешэкономбанка  с Экспортным кредитным банком Турции. Правительством РФ были предоставлены  соответствующие платежные гарантии Экспортному кредитному банку Турции по выплате основного долга и  процентов, начисленных на сумму  задолженности по указанным кредитным  соглашениям. На 1 января 2006 года объем  задолженности перед странами - бывшими  членами СЭВ составил 2,8 млрд. долл. и по сравнению с состоянием на 1 января 2000 года сократился более чем  в 5 раз [30].

Кроме осуществления денежных расчетов и погашения внешнего госдолга товарными  поставками, при погашении внешнего долга РФ перед бывшим странам-членам СЭВ активно использовались механизмы уступки прав и расчетов с дисконтированием задолженности. Такие схемы были реализованы с Чехией, Словакией и Венгрией на сумму погашения долга 3,3 млрд. долл. При этом расходы бюджета составили лишь 1,7 млрд. долл.

Задолженность по кредитам иностранных  коммерческих банков и фирм включает в себя обязательства перед Лондонским клубом кредиторов, а также коммерческую задолженность. Обязательства перед  Лондонским клубом погашены досрочно. Коммерческая задолженность - наиболее сложная с точки зрения урегулирования. Она остаётся перед десятками  тысяч иностранных фирм-экспортеров  большинства развитых стран мира. Под коммерческой задолженностью бывшего  СССР понимаются следующие инструменты: коммерческие кредиты (контракты с  рассрочкой платежа, краткосрочные  и среднесрочные коммерческие кредиты, подтвержденные траттами и векселями, тратты и векселя с платежом по предъявлении), аккредитивы (отзывные и безотзывные, включая аккредитивы  с рассрочкой платежа) и инкассо. В 1991 году негарантированная коммерческая задолженность СССР составляла более 6 млрд. долл.

Коммерческая задолженность образовалась в 1989-1991 годах в результате деятельности организаций госсектора, выступавших  на международных рынках товаров  и услуг по поручениям Правительства  РФ, союзных министерств, в результате операций организаций, получивших к  тому времени право осуществления  внешнеторговой деятельности.

Общие принципы урегулирования коммерческой задолженности были определены постановлением Правительства РФ от 27 сентября 1994 года №1107, на основании которого 1 октября 1994 года было распространено Заявление  Правительства РФ "О переоформлении коммерческой задолженности бывшего  СССР перед иностранными кредиторами".

В коммерческую задолженность бывшего  СССР включаются:

· контракты с рассрочкой платежа;

· краткосрочные или среднесрочные коммерческие кредиты, подтвержденные траттами и векселями;

· тратты и векселя с платежом по предъявлении;

· отзывные и безотзывные аккредитивы, включая аккредитивы с рассрочкой платежа;

· инкассо;

·другие коммерческие обязательства, которые могут быть отнесены к урегулированию по решению Правительства Российской Федерации.

Доля государственных ценных бумаг  в составе государственного внешнего долга РФ увеличилась за период с 1 января 1995 года по 1 января 2006 года с 18,1% до 38%. Задолженность по основной сумме  внешнего госдолга Российской Федерации, оформленного в государственные  ценные бумаги, составляет 41,6 млрд. долл. В соответствии с Указом Президента РФ от 7 декабря 1992 года №1565 и на основании  постановления Правительства Российской Федерации от 15 марта 1993 года №222 в целях урегулирования внутреннего валютного долга был осуществлен выпуск облигаций внутреннего государственного валютного займа (ОВГВЗ) .

Облигации внутреннего государственного валютного займа - государственные  ценные бумаги. Выпущены с целью  переоформления задолженности бывшего  СССР по средствам на счетах российских юридических лиц во Внешэкономбанке, заблокированных по состоянию на 1 января 1992 года. Эмитентом является Министерство финансов РФ. Облигации  номинированы в долларах США. Номинал  облигаций - одна, десять и сто тысяч  долл. Купонная ставка - 3% годовых, начисляется  ежегодно 14 мая. Сроки погашения - 1 год, 3 года, 6, 10 и 15 лет. Дата выпуска займа - 14 мая 1993 года. Дата дополнительного выпуска - 14 мая 1996 года. Общий объем эмиссии ОВГВЗ составляет 12935 млн. долл.[31]

Еврооблигации - это среднесрочные  или долгосрочные ценные бумаги, эмитированные  в валюте, отличной от национальной денежной единицы эмитента, имеющие  средне- или долгосрочное обращение  на территории иностранных государств, кроме страны эмитента. Данный вид  долговых обязательств в структуре внешнего госдолга РФ составлял по состоянию на 1 января 2006 года 32,8% (34,4 млрд. долл.). Рынок еврооблигаций в основном внебиржевой. Сделки заключаются с помощью телефона и телефакса. Одной из внебиржевых торгово-информационных систем является ТRАХ, основанная в 1989 году ISMA (Ассоциация участников международных рынков ценных бумаг). Торговая система ТRАХ подключена в режиме реального времени к депозитарно-клиринговым системам, и подтверждения сделок, заключенных посредством ТRАХ, автоматически становятся основанием для депозитарных переводов.

Депозитарно-клиринговые операции производятся специальными европейскими организациями, взявшими на себя расчетно-клиринговые, коммуникационные функции. Иногда требуется регистрация ценных бумаг на Люксембургской, Лондонской или Франкфуртской биржах.[31]

Внешняя задолженность РФ в части  международных финансовых организаций  включает в себя государственные долговые обязательства перед следующими организациями:

·    Международный валютный фонд (МВФ);

·    Международный банк реконструкции и развития (МБРР);

·    Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР).

Данные организации относятся  к специализированным учреждениям  ООН. Они были созданы в 1944 году. Россия вступила в Международный валютный фонд и Всемирный банк в 1992 году. Задолженность по кредитам МФО по состоянию на 1 января 2006 года составила  8,9 млрд. долл., или 8,4% от общего объема внешнего госдолга РФ. Начиная с 1998 года, в структуру государственного внешнего долга включаются кредиты, полученные от Центрального банка РФ. [31]

Федеральным законом от 29 декабря 1998 года №192-ФЗ "О первоочередных мерах в области бюджетной  и налоговой политики", Минфину  России разрешено привлекать кредиты  Внешэкономбанка и Внешторгбанка  для расчетов по внешнему долгу РФ в сумме до 3,0 млрд. долл. за счет перечисления Банком России средств в валюте указанным  банкам на срок до 5 лет по минимальным  рыночным ставкам, что увеличило  на 1 января 1999 года внешний долг РФ на 2,3 млрд. долл. На 1 января 2006 года объем указанной задолженности составил 4,3 млрд. долл. или 4,1% от общего долга [6;64].

В последние годы наметилась тенденция к сокращению внешнего долга Российской Федерации. В 2000г. он составил 148,4 млрд. долл., а по состоянию на 1 января 2006г. снизился до 104,9 млрд. долл.[8,с.64]

В 2000г. РФ удалось договориться с Лондонским клубом о списании 1 /3 задолженности бывшего СССР. Это была успешная операция, которую не удалось осуществить с Парижским клубом.  2/3 задолженности Лондонскому клубу были переведены в еврооблигации, и таким образом задолженность Лондонскому клубу больше не выделяется в статистике, а задолженность странам Парижского клуба стала почти единственным субъектом долгов СССР.

Для погашения внешнего государственного долга, и, прежде всего Парижскому клубу, был создан в 2004г. Стабилизационный фонд.

Цели создания Стабилизационного  фонда определяются:

· такой спецификой постсоветской экономикой, как сильная ее зависимость от экспорта углеводородов и от соответствующих мировых цен;

· особенностями проводимой в последние годы экономической политики.

Стабилизационный фонд трактуется и как инструмент стерилизации денежной массы, сдерживания инфляции, регулирования  обменного курса. Речь идет о финансовой стабилизации. Отсутствие серьезной  программы долгосрочного развития экономики стало одной из главных  причин разногласий по поводу использования  средств Стабфонда и широкого разброса соответствующих предложений. Источником Стабфонда являются поступления от реализации на мировых рынках нефти по цене свыше 20 долл. за баррель, а остальная часть экспортной выручки поступает (50—25—10%) в федеральный бюджет. На 1 мая 2005г. Стабилизационный фонд составлял 857 млрд. руб., или 29,8 млрд. долл. Распоряжение этими средствами Стабфонда имеет Минфин, а средства поступают на счет в ЦБ России. Минфину разрешено изменять "точку отсечения", т.е. поднимать ее до 27 долл. за баррель.[28; c.2]

К новым явлениям в области погашения задолженности относится договоренность правительства РФ с Парижским клубом о досрочном погашении внешнего государственного долга на сумму 15,5 млрд. долл. в течение четырех месяцев 2005г., или на 40% всего долга Парижскому клубу.  Это дало нам экономию около миллиарда долларов на процентах по номинальному долгу. Сумма в 15,5 млрд. долл. уже отправлена Парижскому клубу из средств Стабилизационного фонда. Примерно 6 млрд. долл. из этой суммы получит Германия, т.е. приблизительно 1/3. Парижский клуб, согласившись на досрочное погашение внешнего долга России, хотел получить будущие проценты в виде премий, но РФ на это не пошла. Сейчас рассматривается возможность погашения еще 12 млрд. дол. в августе 2006 года.

У России в отличие от западных стран внешняя задолженность в форме банковского кредита играет значительно большую роль, чем в виде облигаций и акций. Это отличает Россию от других стран, т.к. в мире сейчас преобладают облигационные займы, а не банковские кредиты. Однако после соглашения с Лондонским клубом ситуация изменилась в пользу еврооблигаций. Следует отметить также низкую эффективность внешних заимствований России. Их нельзя рассматривать как помощь народному хозяйству. Это связано с неэффективностью социально-экономического развития страны и кредитной системы, с отсутствием концепции управления внешним долгом. [28;c.3]

Можно выделить положительные моменты  в вопросе внешнего   долга:

· снижается общий объем;

· повышается доля рыночных инструментов (ОВГВЗ);

· снижается долговая нагрузка на экономику;

· из-за благоприятной внешней конъюнктуры тенденция уменьшения внешнего долга будет  сохраняться и в дальнейшем.

 
 
Глава II  Государственный внутренний долг

Суммарный объем государственного внутреннего долга на 1 января 1997 г. составлял 434 трлн. руб. , или около 19 % ВВП. Согласно классификации, виды государственного долга с кодами 001-010 включаются в состав госдолга СССР. Строка классификации с кодом 027 относится к государственному долгу индексационного типа . Остальные виды долга составляют государственный долг кредитного типа (см. табл. 2).

Внутренние долговые обязательства  можно условно разбить на рыночные, существующие в форме эмиссионных  ценных бумаг, и нерыночные, возникшие  по итогам исполнения федерального бюджета  и выпущенные в счет финансирования образовавшейся задолженности. Если выпуск и обращение первых достаточно регламентированы и включаются в программу внутренних заимствований на очередной финансовый год, то вторые выпускаются нерегулярно несмотря на принятие соответствующих законодательных актов.

К рыночным инструментам можно  отнести государственные краткосрочные  облигации (ГКО), облигации федеральных  займов с переменным и постоянным купонами (ОФЗ), облигации государственного сберегательного займа (ОГСЗ), облигации  внутреннего валютного займа ("вэбовки"), к нерыночным - векселя Министерства финансов, задолженность Центральному банку и пр. Предполагается, что число видов государственного внутреннего долга только в 1997 г. увеличится в полтора раза, в основном за счет нерыночных инструментов.

В 1996 г. внутреннее финансирование дефицита федерального бюджета осуществлялось в основном путем выпуска ГКО.

Информация о работе Внешний и внутренний государственный долг