Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 00:19, дипломная работа
Всё вышесказанное обусловило актуальность работы и предопределило выбор темы. Основной целью исследования стало выявление ключевых направлений внешнеторговой политики в странах с переходной экономикой. Достижение указанной цели предполагает решение следующих взаимосвязанных задач:
- раскрыть сущность и основные направления внешнеторговой политики;
- обобщить организацию внешнеторговой политики в странах с переходной экономикой;
- показать инструменты государственной внешнеторговой политики;
- провести анализ состояния внешнеторговой деятельности и определить пути совершенствования и приоритетные направления внешней торговли Республики Беларусь на современном этапе.
Аннотация 3
Введение 4
1. Общетеоретические основы государственной политики в области внешней торговли. 7
1.1. Понятие, сущность и основные направления внешней торговли и внешнеторговой политики. 7
1.2. Основные инструменты внешнеторговой политики 18
Виды таможенных пошлин 21
2. Организация внешнеторговой политики в странах с переходной экономикой 40
2.1. Внешнеторговая политика в странах Восточной Европы на примере Польши и Эстонии 40
2.2. Внешнеторговая политика в странах СНГ (на примере Российской Федерации и Казахстана) 50
3. Внешнеторговая политика Республики Беларусь на современном этапе 67
3.1. Анализ состояния и перспектив развития внешнеторговой деятельности Республики Беларусь 67
3.2. Пути совершенствования внешней торговли Республики Беларусь на современном этапе. 86
Заключение 95
Список использованных источников 97
Приложение I 101
Распад СССР поставил все постсоветские государства перед фактом необходимости разрешения сложных задач, которые были связаны с возведением пограничных и таможенных барьеров, отсутствием ценового механизма и необходимостью определения взаимовыгодных партнеров. С этого периода началась ускоренная переориентация эстонской экономики на новые страны - скандинавские, западноевропейские и восточноевропейские, которые все более снижали долю стран бывшего СССР. Одновременно были приняты меры по либерализации внешней торговой политики: отмена и снижение наиболее высоких таможенных тарифов на импортные и экспортные товары. К концу 1992 года все экспортные пошлины были упразднены, а импортные на ряд товарных ценностей были повышены. Снижению подверглись неакцизные товары.
Приобретение национальной
независимости стран СНГ
В обоих случаях привлекательными делали новые рынки, находящиеся за пределами СЭВ, следующие причины: гарантированная оплата в СКВ; инфляционные обстоятельства, трудности платежной системы, что давало возможность наращивать экспорт при условиях сокращения экспортных возможностей стран. Эйфория независимости делала предпочтительным для отечественных товаропроизводителей внутренний, а не внешний рынок; вступление стран СНГ в кризис производства, особенно в отраслях обрабатывающей промышленности.
Для сбалансированности доходов необходимо использование в экспортных целях больших ресурсов добывающей промышленности. Состояние денежно-кредитной системы того периода приоритетным предопределило звенья производственной системы, работающие на экспорт.
Следует отметить, что мировой рынок не оказывал существенного влияния на развитие экономики республик бывшего СССР. На наш взгляд, факторообразующими данное явление служат:
Охватившая суверенные
государства эйфория
РОССИЯ. Важнейшим событием в области регулирования экспорта в 1999 году – начале 2001 года стал возврат к применению экспортных пошлин. Они были отменены весной 1996 года, под давлением МВФ и Всемирного банка. Но в связи с новыми экономическими условиями международные финансовые организации не стали препятствовать восстановлению экспортных пошлин, с помощью которых Правительство РФ рассчитывало в 2000 году получить 30.2 млрд. рублей дополнительного дохода.
Одновременно был усилен государственный контроль над экспортом и в некоторых других направлениях. В отдельных случаях необходимость введения пошлин и усиление контроля было вызвано не только фискальными соображениями. Это было вызвано и тем, что в результате увеличения оттока отдельных товаров за границу, в результате девальвации рубля, возник их дефицит на внутреннем рынке.
В октябре 1999 года постановлением Правительства РФ было введено лицензирование экспорта из России необработанных шкур крупного рогатого скота, овец и некоторых других животных, а также семян подсолнечника, репса и соевых бобов. А в начале 2000 года на данные товары, на необработанные лесоматериалы из дуба, ясеня и бука, на отходы и лом цветных металлов были установлены комбинированные экспортные пошлины в размере 10%, но не менее определённой суммы (в ЭКЮ, а позже в евро) с единицы веса.
В конце января 2000 года были введены пошлины на экспорт мазута, кокса, газов и каменноугольных смол, битума и асфальта, сланцев, природного газа, изделий из цветных металлов, нефти и нефтепродуктов в размере 5% от таможенной стоимости (на природный газ – 5%, но не менее 2-х евро за тонну). Правительство связывало особые надежды с обложением вывозимой нефти, но мировые цены на нефть снизились почти до уровня себестоимости её добычи в России. К тому же влияние девальвации рубля на экспорт нефти ослабло из-за того, что значительная часть валютных доходов нефтяных компаний остаётся за границей: тратится на закупку иностранного оборудования и материалов, на погашение иностранных кредитов.
Другим направлением мероприятий
в области регулирования
В последние годы обострилась проблема доступа России на зарубежные рынки. В отношении российских товаров в разных странах действует 67 дискриминационных ограничений. Они, как правило, связаны с обвинениями в демпинге и подрыве рынков. В ЕС под такие ограничение попадают 13 товарных групп, поставки которых оцениваются в 250 млн. ЭКЮ и составляют около 10 % российского промышленного экспорта в страны ЕС.
В начале 2001 года США использовали крупнейшие по своим негативным последствиям антидемпинговые процедуры против российских товаров на американском рынке. США до сих пор отказывают России в предоставлении статуса рыночной экономики, что позволяет применять к российским товарам дискриминационные и произвольные правила.
Администрация США пыталась ограничить развитие торгово-экономических связей и расширение военно-технического сотрудничества России с некоторыми третьими странами, например, Ираном. Под нажимом США 20 января 2000 года было принято правительственное постановление о контроле за внешнеэкономическими контактами ракетно-космической промышленности.
В феврале 2000 года США приняли решение о запрете на торговлю и оказание технического содействия против 10 российских организаций. Они подозревались в сотрудничестве с Ираном в ракетной и ядерной областях. Это решение было принято не смотря на то, что Правительство РФ усилило контроль над коммерческой деятельностью, которая вызывает беспокойство американцев. Однако США продолжают расширять круг, предоставляемых России претензий. В феврале 2000 года госдепартамент США официально предупредил Правительство РФ, что если Россия будет поставлять Сирии противотанковое оружие, то финансовая помощь США будет сокращена на 16 %.
Проводя такую политику, США пытается поставить под свой контроль внешнюю политику России, вытеснить её с рынков высоких технологий. В ответ российским властям вполне можно было бы активизировать использование защитных мер или угроз их применения по отношению к американским товарам. Мировой опыт показывает, что применение встречных санкций в ответ на дискриминационные акции других стран – довольно эффективное оружие защиты интересов своих экспортёров.
23 января 1999 г. правительство приняло
постановление, увязывающее
С начала 2000 года цена тонны нефти на мировом рынке увеличилась примерно на 100 долларов, этим обусловлено решение Правительства об увеличении экспортных пошлин на нефть с 23 сентября 1999 г. до 7,5 евро за тонну, а с 8 декабря - до 15 евро за тонну. Такое повышение экспортных пошлин позволит привлекать в бюджет дополнительно 1,8 млрд. руб. в месяц.
С 21 декабря 1999 г. введена экспортная пошлина на природный газ в размере 5% от таможенной стоимости, но не менее 2,5 евро за тонну газа, вывозимого с территории РФ за пределы государств-участников Таможенного союза. Эта мера даст бюджету дополнительно 10 млрд. руб. доходов в год. Экспортная пошлина была введена в связи с тем, что цена на газ на мировом рынке поднялась с 52-53 долл. за 1000 м3 в начале 1999 года до примерно 90 долларов – в настоящее время. В случае изменения конъюнктуры мирового рынка размер экспортной пошлины может быть пересмотрен.
В течение года правительство
постоянно расширяло
Начиная с мая, вывозные пошлины на многие товары стали применяться при вывозе, как в страны дальнего зарубежья, так и в страны СНГ, за исключением стран-участниц Таможенного союза. С 1 августа взимается экспортная пошлина на сырую нефть при вывозе ее из России во все страны, за исключением членов Таможенного союза.
Первоначально предполагалось введение экспортных пошлин на 6 месяцев, но в дальнейшем их действие было продлено. Так, Постановлением Правительства РФ №798 продлено действие введенных в феврале 1999 года сроком на 6 месяцев 5%-х экспортных пошлин на медь, никель и продукты переработки угля. Данное постановление закрепляет действие пошлины до принятия следующего постановления, снимая, таким образом, 6-месячный срок их действия.
Вывозные пошлины размером 5% от таможенной стоимости товара введены с 13 июля на необработанный никель, никелевый штейн и другие промежуточные продукты металлургии никеля, а также на любые изделия из никеля.
Еще в декабре 1999 г. Государственная Дума приняла закон о первоочередных мерах в области бюджетной и налоговой политики, повышающий долю выручки, которую экспортеры обязаны продавать, до 75%. Соответствующие изменения в свои инструкции тогда же внес Центральный Банк. Однако вскоре широкое распространение получила схема экспорта, обходящая принятый закон при помощи посреднических фирм, зарегистрированных в странах СНГ. Таким образом, помимо сокрытия валютной выручки экспортерам удавалось избежать обложения экспортными пошлинами.
15 марта 2000 года был подписан Указ “Об изменении порядка обязательной продажи части валютной выручки”, обязывающий резидентов РФ в семидневный срок после поступления экспортной валютной выручки продавать 75% суммы на внутреннем валютном рынке РФ через банки и другие кредитные организации, имеющие соответствующие лицензии ЦБ РФ по рыночному курсу на день продажи валюты. Главное отличие указа Президента от закона и инструкции ЦБ – льгота экспортерам, которые погашают долги иностранным кредиторам. Они могут продавать не 75%, а только 50%. Ключевую роль в появлении указа сыграли сами иностранные кредиторы, пытающиеся хотя бы косвенно компенсировать невыгодные для них схемы реструктуризации долгов российского правительства.
20 сентября подписано
Постановление Правительства
До августовского кризиса 1998 года ограждение отечественных производителей от разрушительной, а иногда и недобросовестной иностранной конкуренции, то есть проведение политики протекционизма, осуществлялось Россией довольно робко, с оглядкой на мнения влиятельных международных организаций и иностранных партнёров.
Первые шаги по направлению к протекционизму были сделаны в начале 1998 года. Был упорядочен ввоз в страну крепких спиртных напитков, повышены пошлины на ввоз лекарств, аналоги которых производятся в России. Также были введены временные пошлины на белый сахар (20%) и сахар-сырец (74%), повышены пошлины на импорт посуды, некоторых изделий домашнего обихода и изделий из дерева. Было введено лицензирование импорта цветных телевизоров.
Ряд решений государственных органов был направлен на усиление таможенного контроля, который остаётся слабым местом системы внешнеторгового регулирования. В мае 1998 года приказом ГТК были введены новые правила транзита табачных изделий по территории РФ, т. к. раньше под видом транзита они в значительных количествах ввозились беспошлинно. Транзит был разрешён при условии уплаты таможенных платежей путём внесения на депозит таможенного органа причитающихся сумм. Транзит же с перегрузкой на другое транспортное средство стал возможен только с разрешения ГТК. В июне 1998 года был ужесточён порядок перевозки транзитом с использованием автомобильного транспорта таких товаров, как шоколад, продукты питания, содержащие какао, приёмная аппаратура для телевизионной связи, мебель. В январе 1999 года был усилен контроль за перемещением по территории РФ этилового спирта.
Но Правительство так и не решилось пойти на более радикальные меры по ограничению импорта, когда стал резко ухудшаться торговый и платёжный баланс. Правда в середине июня 1998 года оно ввело временный 3%-ый налог на весь импорт, который стал слишком мал, чтобы выполнять какие-то иные функции кроме фискальных. Через месяц льготная ставка НДС, применяемая к ввозимым продуктам питания и товарам для детей, была повышена на 10%. Но всё равно это были недостаточные меры. Правила ВТО допускают применение и более жёстких мер с целью воздействия на платёжный баланс и поддержания национальной валюты, если того требуют обстоятельства.
В ноябре на основании принятого ещё до финансового кризиса закона освобождается от уплаты НДС ввозимое по контрактам технологическое оборудование и специальные транспортные средства. Отменяется введённая ранее специальная пошлина на сахар-сырец и белый сахар.
Другие решения, несколько ужесточившие таможенный режим, скорее, направлены на укрепление таможенной дисциплины, упорядочение ввоза и закрытие лазеек, которые позволяют избегать уплаты таможенных платежей, чем на ограничение импорта. К таким мерам можно отнести постановление Правительства о лицензировании импорта табака и лекарственных средств, а так же отмену льготного беспошлинного режима ввоза товаров для собственных нужд представительствами иностранных фирм в России.
Информация о работе Внешнеторговая политика Республики Беларусь