Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 00:19, дипломная работа
Всё вышесказанное обусловило актуальность работы и предопределило выбор темы. Основной целью исследования стало выявление ключевых направлений внешнеторговой политики в странах с переходной экономикой. Достижение указанной цели предполагает решение следующих взаимосвязанных задач:
- раскрыть сущность и основные направления внешнеторговой политики;
- обобщить организацию внешнеторговой политики в странах с переходной экономикой;
- показать инструменты государственной внешнеторговой политики;
- провести анализ состояния внешнеторговой деятельности и определить пути совершенствования и приоритетные направления внешней торговли Республики Беларусь на современном этапе.
Аннотация 3
Введение 4
1. Общетеоретические основы государственной политики в области внешней торговли. 7
1.1. Понятие, сущность и основные направления внешней торговли и внешнеторговой политики. 7
1.2. Основные инструменты внешнеторговой политики 18
Виды таможенных пошлин 21
2. Организация внешнеторговой политики в странах с переходной экономикой 40
2.1. Внешнеторговая политика в странах Восточной Европы на примере Польши и Эстонии 40
2.2. Внешнеторговая политика в странах СНГ (на примере Российской Федерации и Казахстана) 50
3. Внешнеторговая политика Республики Беларусь на современном этапе 67
3.1. Анализ состояния и перспектив развития внешнеторговой деятельности Республики Беларусь 67
3.2. Пути совершенствования внешней торговли Республики Беларусь на современном этапе. 86
Заключение 95
Список использованных источников 97
Приложение I 101
Согласно действующему законодательству, сумма НДС, уплачиваемого при ввозе основных производственных фондов в Беларусь, подлежит возмещению в течение месяца с момента их ввода в эксплуатацию. Также подлежит возврату сумма НДС, уплаченная при ввозе сырья, материалов, полуфабрикатов, топливных ресурсов в Беларусь, при продаже продукции, изготовленной из этих компонентов.
В рамках СНГ были подписаны соглашения, согласно которым применение косвенных налогов в торговле между странами Содружества основывается на использовании принципа "страны происхождения" товара (за исключением Украины, Казахстана и Молдовы). В торговых отношениях с дальним зарубежьем предусматривается другой принцип — "страна назначения", когда товары облагаются импортной стороной. Однако государствами Содружества, в том числе участниками Таможенного союза, все настойчивее поднимается вопрос о полном переходе на принятую в мировой практике схему взимания НДС по принципу "страны назначения", когда товар поступает в страну очищенный от налога.
Акцизы были введены Законом "Об акцизах" от 19 декабря 1991 г. Ими облагается ограниченное число товаров и услуг собственного производства или импортируемых. С 1 января 1998 г. вступил в силу Закон Республики Беларусь "Об акцизах" в новой редакции, призванный унифицировать белорусские ставки акцизов с российскими.
Акцизы не подлежат уплате с облагаемых акцизами товаров, вывозимых из Беларуси (за исключением облагаемых акцизами товаров, вывозимых в страны — члены СНГ, кроме Украины, Казахстана и Молдовы, и облагаемых акцизами товаров, вывозимых в порядке бартера).
Для обеспечения согласованности между законодательствами Беларуси и России акцизы на товары, ввозимые из стран СНГ, подлежат зачету. Таким образом, сумма акцизов, подлежащих уплате с облагаемых акцизами товаров, произведенных в странах СНГ и ввозимых из них, уменьшается на сумму акцизов, фактически уплаченных в стране происхождения.
С 1 января 1998 г. перечень
подакцизных товаров был
Продолжаются переговоры о вступлении Беларуси во Всемирную торговую организацию. Первый раунд переговоров состоялся 5—6 июня 1997 г., второй — 28 апреля 1998 г. Присоединение Беларуси к ГАТТ/ВТО чрезвычайно важно, поскольку наша республика является малой страной с открытой экономикой, чрезвычайно зависящей от внешнеторговых связей. Для Беларуси является чувствительным ударом введение со стороны Европейского союза антидемпинговых мер по нашим стратегическим экспортным позициям. Поэтому республика должна окончательно определить свое отношение к ГАТТ/ВТО и последовательно осуществлять шаги в избранном направлении.
Всемирная торговая организация
— законодательная и
Для вступления в ВТО стране необходимо предоставить уступки странам — членам этой организации, обеспечивая доступ на ее рынок товаров и услуг. Взамен присоединяющаяся страна получает права, которыми обладают члены ВТО, что означает прекращение ее дискриминации на внешних рынках.
Одним из главных условий присоединения новых стран к ВТО является приведение их национального законодательства в области тарифного и нетарифного регулирования экспорта и импорта, антимонопольной, антидемпинговой политики, технических стандартов, экологических требований, защиты прав интеллектуальной собственности и т. п. в соответствие с требованиями к участникам данной организации.
Присоединение Беларуси
к ВТО потребует
Однако в случае присоединении Беларуси к ВТО может возникнуть много проблем. Вступление Беларуси в данную организацию еще не гарантирует того, что Беларусь не будут обвинять в демпинге на мировом рынке и к ее экспорту не будут применяться антидемпинговые меры. Пока страна не приобретет статус страны с рыночной экономикой, в данной организации антидемпинговые преследования не исключаются. Интересен в этом отношении опыт Китая, который с 1986 г. начал процесс присоединения к этой организации. Основным камнем преткновения на переговорах был вопрос о том, на каких условиях Китай войдет во Всемирную торговую организацию. Западные страны во главе с США не хотят предоставлять КНР исключительного преференциального статуса. Они опасаются, что, войдя в систему ВТО со статусом развивающейся страны, Китай изнутри станет воздействовать на мировые экономические порядки в интересах "третьего мира" и своих собственных. Китай же продолжает настаивать на получении полноправного статуса развивающейся страны при соблюдении договоренностей Уругвайского раунда.
Однако интересным представляется решение, принятое на заседании рабочей группы ВТО в 2000 году, — исключить из протокола о присоединении упоминание о статусе китайской экономики как переходной или развивающейся. Такое решение было воспринято Западом как значительная уступка с китайской стороны. Но такое решение не означает согласия китайцев со статусом развитой страны со всеми вытекающими из этого обязательствами. Суть его в том, что теперь китайская делегация намерена добиваться уступок со стороны западных партнеров в области защиты конкретных отраслей и производств национальной экономики. При этом в международных финансовых организациях (Всемирный банк, АзБР и др.). Китай не отказывается от статуса развивающейся и переходной экономики в целях сохранения доступа к льготным займам и кредитам. В торговых же спорах по антидемпинговым мерам по отношению к китайскому экспорту Пекин намерен использовать отсутствие упоминания переходного (развивающегося) статуса национальной экономики в документах ВТО как своего рода признания ее рыночного характера.
Китайский многолетний опыт переговоров необходимо использовать белорусской делегации в выработке своей позиции в длительном переговорном процессе. Акцент необходимо сделать на долговременном периоде выработки компромиссов, которые свели бы к минимуму возможные экономические потери в ходе первоначального этапа после вступления при сохранении жесткости по принципиальным вопросам.
Экономические потери для
белорусских субъектов
Однако либерализация торговли и соблюдение правил ВТО не означают, что страна полностью лишается законной возможности защищать в случае необходимости свой внутренний рынок. Арсенал защиты внутреннего рынка, предусмотренный правилами ВТО, весьма широк. Он включает: 1) защитные меры — временное ограничение импорта определенного товара в случае, когда его масштабы наносят или угрожают нанести серьезный ущерб отечественным товаропроизводителям; 2) антидемпинговые пошлины — применяемые против конкретного источника демпинга защитные пошлины; 3) компенсационные пошлины — пошлины, применяемые против экспорта товара, субсидируемого в явной или скрытой форме. Для использования защитных мер в каждом конкретном случае сначала определяется серьезность наносимого ущерба на основе данных о масштабах роста импорта, изменения объемов национального производства, загрузки мощностей, продаж, уровня занятости и т. д. Процедурные правила применения защитных мер предусматривают публикацию извещения о начале расследования, расследование компетентными органами импортирующей страны причин и масштабов ущерба, проведение консультаций со страной-экспортером, публичные слушания, публикацию доклада, содержащего рекомендации. Защитные меры устанавливаются в отношении всех стран, экспортирующих данный товар, на срок не более четырех лет.
В нашей республике 2 декабря 2000 г. принят Закон "О мерах по защите экономических интересов Республики Беларусь при осуществлении внешней торговли товарами", который разработан в соответствии с основными принципами и нормами ГАТТ и связанным с ними пакетом многосторонних соглашений ВТО. Принятие данного закона усилит переговорную позицию страны при присоединении ее к ВТО, так как наличие в государстве механизма применения защитных мер является одним из требований ВТО к претендентам на членство в этой организации. Со вступлением в силу данного закона республика приобретет торгово-политические средства защиты своих экономических интересов, которыми располагают большинство стран мира.
Законопроект определяет защитные меры на случай угрозы и реального нанесения существенного ущерба отечественной промышленности импортом какого-либо товара. Учтены в нем также положения статьи VI ГАТТ "Антидемпинговая и компенсационная пошлины", а также принятого в рамках ВТО в ее развитие "антидемпингового кодекса", применяемого при преднамеренном занижении цен во внешнеторговых контрактах. Причем применение антидемпинговых мер в нашем законе носит индивидуальный характер. Они применяются не ко всем производителям или импортерам определенного товара, а лишь к допустившим демпинговый импорт.
Документом установлена
процедура введения и применения
компенсационных мер при предос
Закон содержит принятые
в мировой практике нормы защиты
экономических интересов
Особо следует отметить проблему несовершенства статистического учета. В первую очередь это касается учета деятельности в сфере услуг, которая не в полной степени дифференцирована. На сегодняшний день ВТО выделила более 150 видов услуг, которые регулируются Генеральным соглашением по торговле и услугам (ГАТС), во время как наша статистика представляет данные по укрупненным группам, не учитывая многие виды услуг. Невозможность выделения данных по услугам из общего объема статистических данных не только усложняет проведение анализа экономического состояния республики, но может стать серьезным препятствием при вступлении Беларуси в ВТО.
Существуют также внешние проблемы, связанные с обязательствами республики, в частности, наличие Таможенного союза между Республикой Беларусь, Россией, Казахстаном, Кыргызстаном и Таджикистаном. В соответствии с принципами и правилами ВТО любое государство должно гарантировать обеспечение всех взятых обязательств перед этой организацией. При отсутствии таможенного контроля на границе со странами — членами Таможенного союза вопрос по обеспечению торгового режима Беларуси по отношению к ВТО является проблематичным. Страны — члены ВТО могут создавать таможенные союзы или зоны свободной торговли (например, ЦЕФТА, ЕАСТ и др.), но при вступлении каждая страна должна определить свой торговый режим относительно других стран. В рамках Таможенного союза это достаточно сложно, так как все страны союза обязаны применять одинаковые таможенные пошлины в отношении третьих стран. Кроме того, Кыргызстан уже стал членом ВТО в 1998 г., не известив и не посоветовавшись по этому вопросу со странами — партнерами по Таможенному союзу. Россия и Казахстан также подали официальные заявления о намерении присоединиться к ГАТТ/ВТО в качестве полномочных участников. Следовательно, развитие Таможенного союза будет возможно только после вступления всех названных стран в ВТО.
Информация о работе Внешнеторговая политика Республики Беларусь