Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 00:19, дипломная работа
Всё вышесказанное обусловило актуальность работы и предопределило выбор темы. Основной целью исследования стало выявление ключевых направлений внешнеторговой политики в странах с переходной экономикой. Достижение указанной цели предполагает решение следующих взаимосвязанных задач:
- раскрыть сущность и основные направления внешнеторговой политики;
- обобщить организацию внешнеторговой политики в странах с переходной экономикой;
- показать инструменты государственной внешнеторговой политики;
- провести анализ состояния внешнеторговой деятельности и определить пути совершенствования и приоритетные направления внешней торговли Республики Беларусь на современном этапе.
Аннотация 3
Введение 4
1. Общетеоретические основы государственной политики в области внешней торговли. 7
1.1. Понятие, сущность и основные направления внешней торговли и внешнеторговой политики. 7
1.2. Основные инструменты внешнеторговой политики 18
Виды таможенных пошлин 21
2. Организация внешнеторговой политики в странах с переходной экономикой 40
2.1. Внешнеторговая политика в странах Восточной Европы на примере Польши и Эстонии 40
2.2. Внешнеторговая политика в странах СНГ (на примере Российской Федерации и Казахстана) 50
3. Внешнеторговая политика Республики Беларусь на современном этапе 67
3.1. Анализ состояния и перспектив развития внешнеторговой деятельности Республики Беларусь 67
3.2. Пути совершенствования внешней торговли Республики Беларусь на современном этапе. 86
Заключение 95
Список использованных источников 97
Приложение I 101
В 2000 объем экспорта Польши составил 27,2 млрд. долл., из них 70% приходилось на страны Европейского союза; объем импорта – 38,9 млрд. долл. В 1998 стоимость экспорта превысила стоимость импорта. [41]
Примечателен факт, что с октября 1996 года таможенная декларация Болгарии была заменена единым документом Европейского Союза, а также с 1.12.1996 г. Болгария вступила в ВТО. При этом учтены обязательства Болгарии по преференциальным торговым соглашениям с Европейским Сообществом, ЕАСТ и соглашений о формировании Зоны свободной торговли со Словакией, Словенией и Чехией. Торговая политика Болгарии преимущественно основана на экспортной ориентации. В товарной структуре экспорта значительная доля приходится на металлы и металлоизделия - 19%, химическую продукцию - 15%, продукты питания - 13%, машины и оборудование - 9%. Кроме того, Болгария экспортирует текстиль, минеральные продукты, транспортные средства, пластмассу и т.д. В структуре импорта преобладают минеральные продукты - 25%, машины и оборудование - 15%, химическая продукция - 12%, текстильные изделия - 9%. Основными партнерами являются Россия и Украина; Германия и Италия; Греция, Македония и Турция, на долю которых приходится более 50% товарооборота. В целом, в структуре внешней торговли Болгарии доля европейского Сообщества составила 41%, в структуре Центральной и Восточной Европы - 36% и на неевропейскую структуру приходится 23%.
Итак, либерализация экономики в странах Восточной Европы затруднила финансовое положение отечественных производителей (снятие импортных барьеров и льготный режим функционирования для иностранных инвесторов), и в конце концов дискриминировала восточноевропейские компании. В отличие от этого, наиболее позитивным представляется опыт азиатских стран, в том числе и Сингапура, где стратегия либерализма с массовым привлечением иностранного капитала сопровождалась усиленной поддержкой отечественных товаропроизводителей при жестком контроле уровня заработной платы и инфляции.
ЭСТОНИЯ. Среди стран бывшего СССР по степени открытости своей экономики и по параметрам экономического развития особое место занимает Эстония. Начатые здесь с 1994 года реформы к настоящему времени получили определенную качественную содержательность. Кардинальная пере стройка торговой политики в определенной мере обусловливалась исторически сложившимся размещением крупных перерабатывающих блоков, которые находились в сырьевой зависимости, а произведенная продукция централизованно распределялась. Учитывая узость внутреннего рынка для потребления собственной массы товаров, эстонская экономика сделала ставку на экспортную ориентацию.
Однако, период начала реформ переплетается с интенсивным спадом производства из-за разрыва хозяйственных связей. В этих условиях правомерной становится политика либерализации внешней торговли. Несмотря на снижающиеся темпы роста экспорта (1993г. - 192,5%, 1996 г. - 119%), доля ее в структуре ВВП имеет тенденцию к росту с (69% в 1993 г. до 79% в 1996 г.), что обусловлено высоким уровнем производительности труда, конкурентоспособностью продукции и др.
Либерализация внешней торговли дала импульс активному развитию импорта, поскольку он обеспечивает солидную долю внутреннего спроса. Так, если в 1993 году этот показатель был на уровне 70%, то к 1996 году он повысился на 6%. Либерализация внешней торговли обусловила ряд структурных изменений в экспортно-импортной политике, в частности, территориального характера (с тяготением торговли к западным рынкам) и товарно-номенклатурного характера (приспособление к западному рынку стимулировало спрос на экспорт сырья и полуфабрикатов с высокой степенью материалоемкости, а также продукции машиностроения и металлообработки. Активизация реэкспорта предопределилась ростом импорта деталей, узлов для машин и приборостроения). Сравнительное преимущество промышленного производства Эстонии в экспортных операциях повлекло рост реэкспорта, доля которого в стоимости экспорта превысила 30%.
Для стабилизации внешней торговли с начала перехода к новому этапу развития правительство Эстонии использовало различные инструментарии торговой политики. 1990-1991 г. в условиях тотального дефицита был использован механизм ограничения спроса сотен товарных позиций квотированием и лицензированием. Начавшаяся либерализация существенно ограничила их масштабы, оставляя под защитой сланец, глину, кварц. Однако перечень товаров, на которые были установлены импортные тарифы, остается обширным. Среди экспортных товаров таможенными пошлинами облагались предметы художественной и исторической направленности. Многие товары свободно лицензировались. Переориентация торговли Эстонии приоритетным выделила взаимосвязь с Европейским Сообществом, а заключенным договором о свободной торговле установила режим беспошлинной торговли. Тем не менее, Европейское Сообщество квотировало продовольствие, продукцию легкой промышленности. Причем для последней устанавливался более свободный доступ в случаях, если две конечные стадии обработки производились предпринимателями Эстонии. Аналогичные договора о свободной торговле были подписаны и с ЕАСТ.
Современный этап развития экономики Эстонии в числе крупных партнеров определил страны СНГ - сюда поставляется 25% продукции. Россия среди всех стран является вторым государством-партнером после Финляндии. Следует отметить, что в 1993 году доля стран СНГ в экспорте составляла более 30%. Если в 1992 году страны СНГ в структуре импорта составили приблизительно 40%, то в 1996 году их доля сократилась до 16,8%, а Россия стала вторым по значимости партнером. Страны Восточной Европы по причине сходства структуры производства и несложившегося механизма региональной производственной кооперации занимают как в экспорте, так и в импорте третье место после ЕС и СНГ.
Упор на создание открытой
экономики в сочетании с
Внешнеторговая политика сыграла на этом весьма противоречивом этапе реформ довольно неоднозначную роль. С одной стороны, она стала инструментом реализации не самой оптимальной модели перехода Эстонии к рыночной экономике. С другой стороны, в рамках реально выбранного курса она объективно явилась одним из основных источников ресурсов для поддержания экономики страны “на плаву” и, кроме того, важнейшим инструментом начала интеграции (пусть несовершенной) большинства ее сегментов в систему рыночных связей. Во многом за счет импорта было обеспечено решение одной из задач начального периода реформ – насыщения потребительского рынка страны.
Таблица 2.1
Структура экспорта и импорта Эстонии в 2000 – 2001 годах (в % от общего объема)
экспорт |
Импорт |
||
Текстиль |
14,2 |
Машины и оборудование |
21,9 |
Таблица 2.2
Внешнеторговые основные контакты Эстонии в 2000 – 2001 годах основном (в миллионах крон):
Экспорт |
в % |
импорт |
в % | |
Страны Европейского Союза |
12768,9 |
51,1 |
24967,6 |
64,8 |
СНГ |
6265,9 |
25,1 |
6496,1 |
16,8 |
Латвия, Литва |
3502,2 |
14,0 |
1351,2 |
3,5 |
Европейская Свободная торговая ассоциация |
699,2 |
2,8 |
832,0 |
2,2 |
Северо-Американская Свободная торговая ассоциация |
576,8 |
2,3 |
1016,3 |
2,6 |
Страны Центральной и Восточной Европы |
348,2 |
1,4 |
978,6 |
2,5 |
В 2000 году общий внешнеторговый оборот составил 101,7 млрд. крон, что на 59% больше, чем в 1996 году. Из этого количества товаров и услуг было экспортировано на сумму 40,4 млрд. крон, рост по сравнению с 1999 годом составил 62%. Прирост импорта за этот же период составил 58%. В первом полугодии импорт развивался активнее, во втором полугодии существенный перевес был на стороне экспорта, что и дало более высокий темп роста экспортной части внешнеторгового оборота. Внешнеторговый дефицит в 2000 году составил 20,9 млрд. крон, что на 7 млрд. больше, чем в 1999. [50]
Таблица 2.3
Основные внешнеторговые партнеры Эстонии (в % от общего объема)
экспорт |
Импорт |
||
Россия |
18,7 |
Финляндия |
23,4 |
Среди государств NAFTA (Северо-Американская Свободная торговая ассоциация) - США с большим перевесом (доля составила 86%, рост объема экспорта 17%) сохранили первое место. Резко (в 15 раз) увеличился экспорт в Мексику (доля 6%), который складывается, прежде всего, из одноразовых поставок. Торговый баланс с государствами NAFTA в 2,3 миллиарда крон был отрицательным и составил 53% от баланса ассоциаации.
Доля государств CEFTA (Ассоциация Свободной Торговли Стран Центральной Европы) является самой малой, хотя в очередности государств произошли большие изменения. В прошедшем году Польша импортировала из Эстонии всего лишь 60% от импорта данного объединения, хотя годами ее доля была в пределах 80%; доля Польши в общем товарообороте внутри ассоциации снизилась до 52%. Наиболее всего снизился экспорт продуктов питания (84%), химтоваров (75%), древесины (36%), а также машин и оборудования (80%). В то же время, экспорт в Венгрию увеличился примерно в 6 раз. Доля Венгрии в ассоциации возросла по сравнению с прошлым годом с 5% до 27%. Торговый баланс с государствами CEFTA в 1,3 миллиарда крон был отрицательным и составил 57% от товарооборота ассоциации.
Доля государств CEFTA (Ассоциация Свободной Торговли Стран Центральной Европы) является самой малой, хотя в очередности государств произошли большие изменения. В прошедшем году Польша импортировала из Эстонии всего лишь 60% от импорта данного объединения, хотя годами ее доля была в пределах 80%; доля Польши в общем товарообороте внутри ассоциации снизилась до 52%. Наиболее всего снизился экспорт продуктов питания (84%), химтоваров (75%), древесины (36%), а также машин и оборудования (80%). В то же время, экспорт в Венгрию увеличился примерно в 6 раз. Доля Венгрии в ассоциации возросла по сравнению с прошлым годом с 5% до 27%. Торговый баланс с государствами CEFTA в 1,3 миллиарда крон был отрицательным и составил 57% от товарооборота ассоциации. [50]
В 1998 году Эстонией были подписаны Договора о свободной торговле с Польшей и Венгрией. Подписание аналогичных договоров с Румынией и Болгарией состоялось в 1999 году. В соответствии с эстоно-украинским Договором о свободной торговле был создан совместный комитет Договора о свободной торговле, в рамках работы которого состоялись два заседания – в Киеве и Таллинне. Проведены переговоры с Белоруссией по заключению торгово-экономического Договора.
В 1998 году продолжил работу торговый представитель в Российской Федерации, в Москве, и был направлен торговый представитель в Украину, в город Киев. Основной целью деятельности торговых представителей является предоставление эстонским предприятиям информации о торговых условиях зарубежных государств и их консультирование при выборе маркетинговых каналов и исследовании рынка. Ожидаемый результат работы торговых представителей - увеличение экспорта эстонских товаров и развитие торговых связей между Эстонией и иностранными государствами.
За короткий исторический период независимого развития Эстонии проведена огромная работа по становлению республики как суверенного государства.
Сегодня Эстония на полноправной основе входит в состав самых авторитетных и влиятельных международных организаций, наращивает дружеские связи с десятками стран на всех континентах, тесно сотрудничает с крупнейшими банковскими и финансовыми органами, негосударственными и неправительственными организациями.
В основе формирования внешнеторговых
и
Во-первых, верховенство национально-государственных интересов при всемерном учете взаимных интересов;
Во-вторых, равноправие и взаимная выгода, невмешательство во внутренние дела других государств;
В-третьих, открытость для сотрудничества вне зависимости от идеологических воззрений, приверженность общечеловеческим ценностям, сохранению мира и безопасности;
В-четвертых, приоритет норм международного права перед внутригосударственным;
В-пятых, развитие внешних связей как на основе двухсторонних, так и многосторонних соглашений.
Составной частью интеграции в мировое сообщество является развитие связей с различными региональными объединениями государств. Эстония плодотворно сотрудничает с такими региональными международными организациями, как Европейский союз, ОБСЕ, НАТО, ЭКО, ОИК и другие.
Европейское направление
внешней политики значительно
расширилось — оно включает
как сотрудничество с
Европейская составляющая интеграции Эстонии в мировое сообщество жизненно важна с точки зрения наших национальных интересов. Европа и в целом весь Запад — это источник высоких технологий и инвестиций, это символ современной демократии и прав человека. Все это жизненно необходимо молодому государству Эстония, которое поставило своей стратегической задачей обновление и прогресс, чтобы войти в XXI век высокоразвитым и современным демократическим государством с устойчивым развитием.
Информация о работе Внешнеторговая политика Республики Беларусь