Внешнеторговая политика Республики Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 00:19, дипломная работа

Краткое описание

Всё вышесказанное обусловило актуальность работы и предопределило выбор темы. Основной целью исследования стало выявление ключевых направлений внешнеторговой политики в странах с переходной экономикой. Достижение указанной цели предполагает решение следующих взаимосвязанных задач:
- раскрыть сущность и основные направления внешнеторговой политики;
- обобщить организацию внешнеторговой политики в странах с переходной экономикой;
- показать инструменты государственной внешнеторговой политики;
- провести анализ состояния внешнеторговой деятельности и определить пути совершенствования и приоритетные направления внешней торговли Республики Беларусь на современном этапе.

Оглавление

Аннотация 3
Введение 4
1. Общетеоретические основы государственной политики в области внешней торговли. 7
1.1. Понятие, сущность и основные направления внешней торговли и внешнеторговой политики. 7
1.2. Основные инструменты внешнеторговой политики 18
Виды таможенных пошлин 21
2. Организация внешнеторговой политики в странах с переходной экономикой 40
2.1. Внешнеторговая политика в странах Восточной Европы на примере Польши и Эстонии 40
2.2. Внешнеторговая политика в странах СНГ (на примере Российской Федерации и Казахстана) 50
3. Внешнеторговая политика Республики Беларусь на современном этапе 67
3.1. Анализ состояния и перспектив развития внешнеторговой деятельности Республики Беларусь 67
3.2. Пути совершенствования внешней торговли Республики Беларусь на современном этапе. 86
Заключение 95
Список использованных источников 97
Приложение I 101

Файлы: 1 файл

Внешнеторговая политика Республики Беларусь.doc

— 704.50 Кб (Скачать)

В сложном комплексе  торгово-политических методов в  последние годы. просматривается тенденция к расширению форм государственного регулирования внешней торговли с помощью средств, оказывающих воздействие на функционирование внутренней экономики. Внутренние экономические и административные рычаги используются все более широко в целях регулирования ввоза и вывоза и, таким образом, дополняют традиционные методы пограничного контроля. Филиалы и дочерние фирмы ТНК, крупные компании и их отделения связаны между собой системой соглашений о распределении рынков, ценах и условиях продажи, защите торговых марок и патентов. Эти соглашения заключаются на межфирменном уровне и сведения о них, как правило, гласности не придаются. Таким образом, хотя ТНК и "не возводят торгово-политических барьеров, упомянутые соглашения создают препятствия для импорта не менее ощутимые, чем те, которые образуются с помощью обычных торгово-политических барьеров. Этот частномонополистический протекционизм, являющийся одной из специфических черт современной внешнеэкономической политики, получил название ограничительной практики монополий. [6;c.13]

Следует отметить особое направление внешнеэкономической  политики, которая проводилась весь период существования Советского Союза, а после окончания Второй мировой войны и до конца 80-х годов и так называемыми социалистическими странами. Речь идет о политике монополии внешней торговли, которая подразумевала исключительное право государства на осуществление внешнеэкономических связей страны.

Введение монополии  внешней торговли обусловливалось плановым характером экономики советского государства и преследовало две цели: во-первых, защиту народного хозяйства от давления из-за границы и, во вторых, обеспечение аккумуляции доходов от товарного обмена с зарубежными контрагентами в государственном бюджете с целью их использования в соответствии с нуждами и интересами народного хозяйства. На практике это означало, что все внешнеторговые сделки должны были осуществляться от лица государства специально на то уполномоченными органами в соответствии с государственным планом.

Итогом этого  был   полный отрыв монопольных производителей внутри страны от внешнего рынка, что  не могло не стать тормозом на пути перевода экономики на интенсивные  методы развития, широкого использования достижений научно-технического прогресса. Внутренний производитель не только был оторван от мирового рынка и в результате не мог соотносить свои затраты с мировыми, он был попросту не заинтересован в изготовлении продукции на экспорт, а также в рациональном использовании импортных товаров, в том числе и ввезенного из-за границы оборудования.

Первые шаги по реформе  внешнеэкономических связей, предпринятые в 1986 г., формально были направлены на восстановление разорванной цепочки: "производитель — мировой рынок  — производитель". Однако они были непоследовательны, ибо в соответствии с Постановлением Совета Министров от 19 августа 1996 год "О мерах по совершенствованию управления внешнеэкономическими связями" предпринимались на основе сохранения монополии на внешнеэкономические связи. Примерно в том же направлении действовали и последующие постановления в этой области, хотя они (под контролем государства) допускали все большее число предприятий на внешний рынок. Контроль государства в данном случае заключался в выдаче разрешений на ведение внешнеэкономической деятельности Министерством внешнеэкономических связей. Лишь начиная с 1991годпосле обретения нашей страной суверенитета и государственной независимости рядом законов  и постановлений парламента были разрешены все формы внешнеэкономической деятельности для всех юридических лиц.

Роль государства во внешней торговле может быть разноплановой.

1. Государство устанавливает монополии внешней торговли, что, например, было сделано постановлением СНК от 25 апреля 1918 г., в результате чего в конце 70-х годы в CCCР на МВЭС приходилось 90 % внешней торговли этой страны, что осуществлялось при помощи 47 внешнеторговых объединений. [30;c.172] Такая форма участия государства во внешней торговле крайне не эффективна и может быть в очень ограниченном круге стран: в Северной Корее, на Кубе и ряде других стран с тоталитарным политическим режимом.

2. Участие государства во внешней торговле через фирмы, в которых оно имеет контрольный пакет акций или достаточно большую долю.    

3. Стимулирование экспорта из страны — характерно и для  промышленно развитых стран и для развивающихся стран.

Рассмотрим более подробно формы и методы стимулирования экспорта. К ним относят:

Субсидирование экспорта.

1. Прямое субсидирование экспорта — наиболее агрессивная форма поддержки экспорта, которая выражается обычно в выплате экспортерам премий, равных разнице между высокими внутренними ценами и ценами мирового рынка. Эта форма практикуется в отношении отраслей, себестоимость продукции которых довольно высока, а субсидии помогают им значительно снизить цену товара, иногда даже ниже себестоимости, что значительно повышает их конкурентоспособность на мировом рынке. В мировой практике прямое государственное субсидирование рассматривается как одна из недобросовестных форм конкурентной борьбы и жестко регулируется нормами ГАТТ/ВТО. [36, с. 71]

2. Субсидирование НИОКР в экспортоориентированных отраслях — наиболее перспективное и справедливое направление государственной поддержки.

3. Субсидирование малых и средних фирм с целью расширения их деятельности.

4. Льготы для экспортеров в вопросах косвенного обложения, льготы по уплате налогов с доходов на экспорт.

5. Скрытые формы субсидирования экспорта:

а) беспошлинный ввоз сырья  для экспортного производства;

б) скидки с транспортных тарифов.

Государственное кредитование и оказание помощи.

1. Оказание помощи  промышленно развитыми странами  развивающимся, 75 % которой ежегодно  идет на финансирование экспортных поставок из государства-донора. За счет всех видов помощи развивающимся странам промышленно развитые государства финансируют до 10 % своего экспорта в эти страны. [29;c.364]

2. Предоставление "связанных" кредитов — товарных кредитов, реальных финансовых активов, которые остаются в стране-кредиторе и могут быть истрачены заемщиком только на закупку товаров в этой стране.[20, с. 34]

3. Кредитование государством экспортеров на ряду с коммерческими банками, однако у государства сроки кредитования больше, а процентная ставка ниже. Льготное кредитование характерно для большинства стран, в некоторых из них государство кредитовало до 1/3 всего экспорта;

4. Кредитование государством  экспорта совместно с банком, когда государство может рефинансировать часть кредитов экспортера, полученных им у коммерческих банков, субсидировать разницу между льготными процентными ставками и текущей ставкой по кредитам в коммерческих банках, что активно практикуется в Англии.

Страхование государством разного рода рисков фирм, связанных  с экспортом — одна из наиболее распространенных форм поддержки экспортеров государством.      

1. Страхование большей части политических рисков на 100 %, а экономических на 70 — 80 %: Эту операцию государство осуществляет, как правило, через экспортно-импортный банк по низким ставкам— обычно 1 % от суммы сделки; [36, с. 67]

2. Выдача гарантий государством коммерческим банкам под кредиты, выдаваемые экспортерам. Заключение соглашений и договоров с другими государствами для создания благоприятных условий для деятельности национальных экспортеров, инвесторов.

Организационная поддержка  экспортеров. Так, в Японии в 1951 годбыла создана фирма "Джетро" (Japan Export Trade Organization) с капиталом 2 млрд йен, поступившими из госбюджета с целью финансирования сбора и обработки информации о внешних рынках для японских экспортеров, организации их контактов с потенциальными партнерами за рубежом, проведения там рекламной компании японских товаров "Джетро". Она имеет свои филиалы более чем в 60 странах. В Великобритании ежегодно на оказание информационных услуг семи тысячам экспортеров выделяется около 40 — 50 млн. ф. ст. [29;c.368]

Поддержание конкурентоспособности  отечественных экспортеров. Все  вышеперечисленные формы форсирования экспорта с той или иной степенью уверенности можно было бы отнести к этому пункту, однако выделим еще несколько средств.

1. Создание крупных фирм для завоевания ими позиций на мировом рынке, а также смягчение в отношении их антимонопольного законодательства.

2. Проведение, насколько это возможно, политики дешевой национальной валюты, что должно способствовать экспорту из страны.

Как можно было заметить, расходы государства на различные формы форсирования экспорта очень велики, однако они окупятся сторицей ростом доходов фирм, их работников, увеличением поступлений в виде налогов, ростом производства и занятости, а в целом все это способствует росту экономического потенциала страны.

 

Ограничения, заложенные в механизме  платежей.

1. Импортные депозиты — определенное соотношение к сумме контрактной стоимости импорта, установленное правительством, принимающее форму денежного залога, который импортер должен внести в свой банк перед закупкой товара за рубежом.

2. Валютные ограничения:

1) существование нескольких валютных курсов;

2) продажа валюты под строго ограниченный список товаров, как это происходит в Беларуси, когда просто нельзя купить валюту под другие программы;

3) обязательная продажа всей валютной выручки или ее части через биржу по официальному курсу, как правило, заниженному, что равносильно введению дополнительного налога;

4) другие виды валютных ограничений, которые тормозят товарообмен между странами.

3. Регулирование ввоза и вывоза капиталов. Например, государство требует возврата капитала от реализации товара за рубежом в строго определенный срок либо затрудняет перевод прибылей за рубеж от реализации импорта в стране.

Из всего вышесказанного следует, что арсенал мер скрытого протекционизма в руках государства  очень широк и многообразен, что  позволяет государству при необходимости  прибегая к ним защищать эффективно собственного производителя от конкуренции иностранных товаров.

 

1.2. Основные инструменты внешнеторговой политики

 

Государства, проводя  определённую внешнеэкономическую  политику, используют инструменты внешнеторговой политики, выбор которых зависит  от ее конкретных целей. Для достижения одной и той же цели могут быть применены различные инструменты, поэтому в каждой конкретной ситуации государство выбирает то или иное их сочетание.

Государство может давать рекомендации и поощрять хозяйствующие субъекты к тем или иным действиям, что иногда приносит положительные результаты. Например, крупные фирмы вправе ожидать, что, поступая в соответствии с этими рекомендациями, они могут получить определенные льготы и преимущества (государственные заказы и т. д.). Однако подобные рекомендации имеют только единичный эффект и не способствуют достижению более широких государственных целей.

Более действенными инструментами  государственной внешнеторговой политики являются различного рода запреты, например, на экспорт или импорт какой-либо продукции вообще или в отношении определенной страны.

К методам внешнеторговой политики относится также система двусторонних и многосторонних договоров. Однако чаще всего в условиях развитых рыночных отношений применяются такие инструменты, с помощью которых государство, воздействуя на увеличение или уменьшение прибыли от внешней торговли, заставляет хозяйствующие субъекты принимать решения в этой области в соответствии с целями государственной политики. К этим инструментам относятся тарифные и нетарифные барьеры.

Таможенный тариф —  основной инструмент таможенно-тарифного  регулирования внешней торговли, это систематизированный перечень товаров, облагаемых пошлинами при перемещении их через государственную границу страны; свод пошлин. Под пошлиной понимают налог на импорт или экспорт товаров в момент пересечения ими таможенной границы государства.

Таможенный тариф включает: товарную номенклатуру, методы определения  таможенной стоимости ввозимых (вывозимых) товаров, виды пошлин, ставки таможенных пошлин, порядок взимания пошлин, правила определения страны происхождения товара и пределы полномочий органов исполнительной власти.

Сфера действия таможенного  тарифа охватывает единую таможенную территорию страны, таможенного союза  в рамках их официальных государственных границ, включая акваторию — территориальные воды — морей и океанов (если есть). Однако на территории свободных экономических зон (СЭЗ) или иных территорий с особым льготным хозяйственным, в том числе и таможенным режимом, изданным на территории государства, действие таможенного тарифа может быть ограничено.

Основные функции таможенного  тарифа страны:

1. Реализация фискальных  целей государства, так в Российской  Федерации в 1995 годтаможенные сборы обеспечили 38,6 трлн. RUR, что составило 25% доходной части годового бюджета. [1, с. 112]

2. Обеспечение достижения протекционистский целей, т.е. в целях защиты внутреннего рынка от иностранной конкуренции. Например, в Австрии импортные пошлины на хлопчатобумажные ткани составляют 22 %, на одежду — 30%, около 11 % всего импорта в страны ЕС (с учетом пересчета из специфических выражений стоимости в адвалерный эквивалент облагаются пошлинами, ставка которых 50 % и более. [32;c.127]

3. До определенного момента таможенный тариф—может способствовать развитию молодых наукоемких, перспективных отраслей, однако проведение политики, направленной на поддержание данных отраслей путем ограничения конкуренции со стороны импорта в долгосрочном плане, создает для них тепличные условия, а как следствие этого, снижение конкурентоспособности данных национальных производств.

Информация о работе Внешнеторговая политика Республики Беларусь