Внешнеторговая политика Республики Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 00:19, дипломная работа

Краткое описание

Всё вышесказанное обусловило актуальность работы и предопределило выбор темы. Основной целью исследования стало выявление ключевых направлений внешнеторговой политики в странах с переходной экономикой. Достижение указанной цели предполагает решение следующих взаимосвязанных задач:
- раскрыть сущность и основные направления внешнеторговой политики;
- обобщить организацию внешнеторговой политики в странах с переходной экономикой;
- показать инструменты государственной внешнеторговой политики;
- провести анализ состояния внешнеторговой деятельности и определить пути совершенствования и приоритетные направления внешней торговли Республики Беларусь на современном этапе.

Оглавление

Аннотация 3
Введение 4
1. Общетеоретические основы государственной политики в области внешней торговли. 7
1.1. Понятие, сущность и основные направления внешней торговли и внешнеторговой политики. 7
1.2. Основные инструменты внешнеторговой политики 18
Виды таможенных пошлин 21
2. Организация внешнеторговой политики в странах с переходной экономикой 40
2.1. Внешнеторговая политика в странах Восточной Европы на примере Польши и Эстонии 40
2.2. Внешнеторговая политика в странах СНГ (на примере Российской Федерации и Казахстана) 50
3. Внешнеторговая политика Республики Беларусь на современном этапе 67
3.1. Анализ состояния и перспектив развития внешнеторговой деятельности Республики Беларусь 67
3.2. Пути совершенствования внешней торговли Республики Беларусь на современном этапе. 86
Заключение 95
Список использованных источников 97
Приложение I 101

Файлы: 1 файл

Внешнеторговая политика Республики Беларусь.doc

— 704.50 Кб (Скачать)

4. Использование в качестве орудия борьбы за получение торгово-политических уступок от партнеров на основе взаимности. Например, снижение пошлин единого таможенного тарифа (ЕТТ) стран ЕС осуществлялось преимущественно в обмен на встречные уступки других государств, в первую очередь США и Японии, в рамках многосторонних переговоров политики ГАТТ. В результате в начале 90-х годов средний уровень таможенного обложения составил в ЕС – 4,6 %, в США — 4,3 %. Японии — 2,7%. [13;c.19]

5. Осуществление жесткого государственного контроля за прохождением грузов через границу.

6. Применение в интересах развития экспорта одностороннего освобождения от пошлин определенных материалов, используемых для производства соответствующей продукции предназначенной для экспорта.

Среди множества классификаций  таможенного тарифа можно отметить следующие наиболее распространённые и часто применяемые на практике виды:

1. Импортный таможенный тариф. Когда говорят о таможенном тарифе, имеют — ввиду, как правило, импортный таможенный тариф. По масштабу таможенной территории.

2. Единый таможенный тариф в рамках регионального торгово-экономического объединения стран таможенного союза. Например, с 1 июля 1968 годa страны-члены ЕС применяют единый таможенный тариф (ЕТТ) в торговле с третьими странами, товары из которых, подвергшиеся таможенному обложению при ввозе в одну из стран-членов ЕС, далее приравниваются к товарам, произведенным в отравах ЕС, и не облагаются больше пошлинами при пересечении внутренних границ ЕС. Сами же страны-участницы таможенного союза отменили таможенные пошлины во взаимной торговле.

Как отмечалось выше, таможенный тариф представляет собой свод таможенных пошлин, которые в некотором смысле можно сравнить с налогами (платежами), взимаемые государством с товаров при их ввозе на таможенную территорию страны или вывозе товаров с этой территории, и являются неотъемлемым условием такого ввоза или вывоза.

Классификацию таможенных пошлин наглядно можно представить в виде таблицы 1.1.

 

Таблица 1.1.

Виды таможенных пошлин

По способу взимания

Специфические - начисляются  в установленном размере за единицу облагаемого товара.

Адвалорные - начисляются  в процентах к таможенной стоимости  облагаемых товаров

Комбинированные - (смешанного типа) сочетают оба названных вида пошлин.

По объекту обложения

Импортные

Экспортные 

Транзитные 

По характеру

Сезонные - Могут вводиться  в действие правительством страны для более оперативного регулирования движения товарных потоков через границу на срок, не превышающий 6 месяцев.

Антитемпинговые - применяются в  случае ввоза на таможенную территорию страны товара по более низкой цене, чем его нормальная стоимость при наличии двух условий:

а) если такой ввоз наносит материальный ущерб отечественным производителям подобных товаров или препятствует организации, расширению производства этих товаров;

б) если действительно был факт демпинга.

Компенсационные - применяется  к товарам, которые продаются  по заниженным ценам вследствие государственного субсидирования экспортера государством.

По происхождению

Автономные - пошлины, регулируемые страной самостоятельно и не попадающие под действие международных соглашений. Эти пошлины широко применялись в период господства высокого (сильного) протекционизма.

Конвенционные - являются результатом международных переговоров, предметом двух- или многосторонних договоров, соглашений, например, в  рамках ГАТТ/ВТО или ЕС, и не могут  быть изменены в одностороннем порядке  в течение срока действия договора или соглашения.

Переференциальные - Предоставляются практически всеми промышленно развитыми странами в одностороннем порядке более 150 развивающимся в рамках Общей (всеобщей) системы преференций (ОСП), которая действует сначала 70-х годов.

По способу вычисления

Номинальные

Эффективные

--

По типам ставок

Постоянные 

Переменные 

--


 

Пошлина накладывается на таможенную стоимость товара, которая определяется в соответствии с законодательством  каждой страны и может отличаться от импортной или экспортной цены товара, фиксируемой статистикой. Но несмотря на видимую простоту таможенного обложения, можно выделить его некоторые особенности:

1. Чем выше уровень экономического развития страны, тем, как правило, ниже ставки импортных пошлин, а экспортные практически отсутствуют или носят фискальный характер. Так, средний уровень импортных пошлин в соседних европейских странах Швейцарии, Австрии, Венгрии составляет примерно 3; 8; 16 % соответственно. Это объясняется высокой конкурентоспособностью товаров в развитых странах, как правило, их не надо защищать пошлинами. [16, с. 43]

2. Применяется скользящая шкала таможенного тарифа, т.е. чем выше уровень обработки товара, тем выше пошлина, тем самым поддерживаются национальные перерабатывающие отрасли (табл. 1.2)

Таблица 1.2

Уровень импортных пошлин на товары с различной степенью обработки (по странам), в процентах от таможенной стоимости*

Страна

Сырье

Полуфабрикаты

Готовые изделия

США

1,8

6,1

7,0

--

Австрия

0,8

4,7

16

Швейцария

0,2

1,2

3,1

ЕС

1,6

6,2

7,0

Япония

1,4

6,3

6,4


*) [29;c.357]

3. В международной практике к таможенно-тарифным инструментам государственной внешнеторговой политики, помимо таможенных пошлин, относят также налог на добавленную стоимость (НДС) и акцизы, поскольку их расчет привязан к таможенной стоимости товара, а также заранее известны ставки этих налогов. Не стоит путать НДС и акцизы, взимаемые с товаров при их ввозе на территорию страны, с теми НДС и акцизами, которые взимаются с субъектов хозяйствования данной страны при производстве и реализации продукции в этой стране.

Воздействие тарифа на экономику  отдельных стран различно и зависит  от экономического веса страны. В мировой  экономике страна считается малой, если изменение спроса с её стороны на импортные товары не приводит к изменениям мировых цен. Страна считается большой, если изменение спроса с её стороны на импортные товары приводит к изменениям мировых цен.

В результате введения тарифа любой страной возникает несколько  экономических эффектов. Эффекты дохода и передела являются перераспределительными эффектами тарифа и представляют собой перемещение доходов от одних субъектов экономической деятельности к другим и не ведут к потерям экономики в целом.  Эффекты защиты и потребления представляют в совокупности потери экономики от введения тарифа. В случае малой страны введение тарифа не сможет изменить мировые цены и улучшить её условия торговли настолько, чтобы компенсировать негативное воздействие тарифа на экономику. Тариф либо распределяет расходы внутри экономики, либо ведёт к прямым экономическим потерям.  Никакого положительного экономического эффекта, ведущего к экономическому росту в тех или иных секторах, не возникает.

Введение тарифа большой  страной вызывает экономические  эффекты близкие, возникающим при введении тарифа малой страной. Исключением является эффект дохода, который в случае большой страны распадается на две части – эффект внутренних доходов, показывающий перераспределение доходов от потребителей к государству внутри страны, и эффект условий торговли, показывающий перераспределение доходов от иностранных производителей в бюджет большой страны в результате увеличения её условий торговли. Тариф оказывает положительное воздействие на экономику большой страны только в том случае, если эффект условий торговли в стоимостном выражении больше, чем сумма потерь, возникающих в результате меньшей эффективности внутреннего производства по сравнению с мировым и сокращение внутреннего потребления товара.

Последствия введения таможенных пошлин. Можно привести немало аргументов “за” и “против” введения и использования таможенных тарифов. 

Импортные тарифы снижают  уровень экономического благосостояния страны, ведут торговым войнам, увеличивают  налоговое бремя на потребителей, показывает экспорт и сокращают занятость. Они перераспределяют доходы потребителей в пользу отечественных производителей зачастую неконкурентоспособной продукции и государственного бюджета. Но потребители теряют больше от введения импортных тарифов, чем получает государство и национальные производители вместе взятые. Чистые потери нации составляют производственный эффект — затраты ресурсов на производство худших отечественных товаров и потребительский эффект — потеря полезности, которую получили бы потребители, если бы они не отказались от дополнительного потребления импортных товаров в следствие их удорожания после введения пошлин.

Однако разумная внешнеторговая политика, использующая таможенно-тарифные методы регулирования согласно рыночным принципам может: пополнять бюджет, поддерживать молодые наукоемкие отрасли, эффективно перераспределять доходы населения, способствовать постепенной трансформации социалистической экономики в рыночную и т. д.

Еще в первой трети  нынешнего столетия большинство  развитых стран, проводя свою внешнеторговую политику, опирались на экономические инструменты регулирования: денежно-кредитные, финансовые, таможенно-тарифные средства, основными из которых были таможенные пошлины.

Однако в периоды  экономических кризисов, подготовки к войне, в военные годы. в чрезвычайных ситуациях они оказались недостаточно эффективными для защиты национальных производителей от иностранной конкуренции, предотвращения вывоза из страны стратегических материалов, регулирования дефицита платежного баланса и т. д.

 Использовавшиеся  до этого инструменты были  по своей природе (характеру)  экономическими, они  не ограничивали  самостоятельности субъектов хозяйствования во внешнеторговых операциях, не устанавливали запретов на ввоз-вывоз определенных товаров либо какого-то их количества и т. д. Поэтому они, например; оставляли возможности для преодоления таможенных барьеров высококонкурентными по цене иностранными товарами, у потребителей  оставался выбор.

Таким образом, в начале 30-х годов появились количественные ограничения экспорта-импорта — прямая административная форма государственного регулирования внешнеторгового оборота как временное, 'чрезвычайное средство, которое представляет собой жёсткий инструмент нетарифного внешнеторгового регулирования. Несмотря на временный характер при их введении, а также запрет на их применение в XI ст. ГАТТ/ВТО, количественные ограничения прижились, хотя с начала 60-х годов развитые капиталистические страны периодически пытаются ограничить сферу их использования.

Так, в первой половине 70-х годов под их действие попадало 20—30 % импорта сельскохозяйственных товаров в США, Японии, ЕЭС и от 10 до 15 % импорта промышленных изделий в эти страны в  1981 год12 % импорта промышленно-развитых стран, а в 1996 год— 18,6 % (по оценке - ЮНКТАД) [29;c.369]

Относительная популярность количественных ограничений обусловлена несколькими факторами.

1. Способом их установления и регулирования. Они не попадают, как правило, под действие международных договоров и соглашений, это довольно гибкий инструмент внешнеторговой политики государства. Его можно вводить, усиливать (уменьшать размер квоты, ужесточать процедуру выдачи лицензий и т. д.), отменять, как правило, без оглядки на наднациональные международно-правовые акты, что нельзя сказать о таможенно-тарифных инструментах.

2. Высокая эффективность количественных ограничений при достижении поставленных целей.

3. Широкий спектр целей и задач, которые можно достичь при помощи количественных ограничений.

В современной внешнеторговой политике количественные ограничения применяются по двум основным направлениям:

1) Лицензирование — это официальное разрешение, выдаваемое, как правило, специальными уполномоченными государством ведомствами на осуществление ВЭД, а также на проведение внешнеторговых операций с определенными товарами.

Разовая — как правило, разрешение на экспорт-импорт товаров в течение определённого срока. Она является именной, т. е. выдается конкретной фирме, которая не может передать ее другой организации. В лицензии указываются важнейшие параметры внешнеторговой сделки:

Глобальная (открытая) лицензия — не содержит географических ограничений на внешнеторговые операции с товарами.

Автоматическая  лицензия — это разрешение, получаемое фирмой автоматически после подачи заявки в специальное государственное ведомство. Очень похожа на генеральную лицензию, но формальности, связанные с получением лицензии, сильно сокращены, хотя действует правовой механизм, контролирующий внешнеторговые операции, что позволяет государству при необходимости ужесточить правовой режим.

2) Контингентирование (квотирование) — официально установленные государством ограничения в стоимостном или физическом (количественном) выражении, вводимые на импорт или/и экспорт определенных товаров на установленный период времени.                    

Существуют различные  формы квотирования:

1) глобальные контингенты (квоты) устанавливают размер экспорта-импорта на определенный срок (как правило, 3 месяца/6 месяцев и т. д.), удельный вес стран в квоте не указывается, может указываться список стран, на которые распространяется данное ограничение, если оно не всеобщее, т. е. не распространяется на все страны;    

2) индивидуальные контингента — самый распространенный метод контингентирования, который предусматривает разбивку общего объема экспорта-импорта, предусмотренного квотой по странам:

По направлению движения товаропотоков:

1) экспортные

2) импортные

Количественные ограничения  — сильный инструмент регулирования и воздействия на фирмы-участницы внешнеторговых операций. Так, ЕС квитирует импорт бразильской курятины и индюшатины, что за 2 года нанесло ущеРеспублика Беларусь бразильским производителям этих продуктов, как они утверждают, в 40 млн долларов.

Относительно новым  направлением использования количественных ограничений стало "добровольное" ограничение экспорта — это соглашение, навязанное экспортеру, под угрозой санкций предусматривающее принятие им на себя обязательства добровольно сократить экспорт определенных товаров в импортирующую страну. Эти ограничения появились в странах ЕЭС и Японии в форме квот на экспорт некоторых текстильных изделий, проката черных металлов, продукции легкой промышленности и т.д. Исторически первым было заявление правительства Японии в 1957 года о 'добровольном" ограничении экспорта хлопчатобумажных изделий в США. С 1969 годна мировом рынке черных металлов почти 2/3 экспорта этой продукции было охвачено "добровольными" ограничениями. По статистике ЮНКТАД к концу 60-х годов такой формой протекционизма было охвачено 5% импорта промышленно развитых стран.

Меры так называемого "скрытого" или "косвенного" протекционизма, которые играют весьма существенную роль в торгово-политической борьбе, на поверхности не видны, действуют  как бы из-за кулис, замаскированно. На первый взгляд, они затрагивают лишь внутренний товарооборот или просто регулируют правила изготовления, упаковки, маркировки товара и вроде бы не имеют никакого отношения к внешней торговле. И тем не менее, их воздействие на внешнеторговый оборот весьма значительно. Это подтверждает хотя бы тот факт, что они занимают все большее место на переговорах в рамках ГАТТ/ВТО.

Информация о работе Внешнеторговая политика Республики Беларусь