Внешнеторговая политика Республики Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 00:19, дипломная работа

Краткое описание

Всё вышесказанное обусловило актуальность работы и предопределило выбор темы. Основной целью исследования стало выявление ключевых направлений внешнеторговой политики в странах с переходной экономикой. Достижение указанной цели предполагает решение следующих взаимосвязанных задач:
- раскрыть сущность и основные направления внешнеторговой политики;
- обобщить организацию внешнеторговой политики в странах с переходной экономикой;
- показать инструменты государственной внешнеторговой политики;
- провести анализ состояния внешнеторговой деятельности и определить пути совершенствования и приоритетные направления внешней торговли Республики Беларусь на современном этапе.

Оглавление

Аннотация 3
Введение 4
1. Общетеоретические основы государственной политики в области внешней торговли. 7
1.1. Понятие, сущность и основные направления внешней торговли и внешнеторговой политики. 7
1.2. Основные инструменты внешнеторговой политики 18
Виды таможенных пошлин 21
2. Организация внешнеторговой политики в странах с переходной экономикой 40
2.1. Внешнеторговая политика в странах Восточной Европы на примере Польши и Эстонии 40
2.2. Внешнеторговая политика в странах СНГ (на примере Российской Федерации и Казахстана) 50
3. Внешнеторговая политика Республики Беларусь на современном этапе 67
3.1. Анализ состояния и перспектив развития внешнеторговой деятельности Республики Беларусь 67
3.2. Пути совершенствования внешней торговли Республики Беларусь на современном этапе. 86
Заключение 95
Список использованных источников 97
Приложение I 101

Файлы: 1 файл

Внешнеторговая политика Республики Беларусь.doc

— 704.50 Кб (Скачать)

К основным преимуществам, которые получит Республика Беларусь при условии присоединения к ВТО, можно отнести:

1) недискриминационный  доступ к рынкам 137 государств  — членов ВТО (на сегодняшний  день около 90 % от всего торгового оборота регулируется правилами ВТО);

2) обеспечение международной  правовой защиты экономических интересов страны. При вступлении в ВТО Республика Беларусь получит определенные права и обязанности в качестве члена-экспортера и члена-импортера. У нее будет право защищать себя от "серьезного вреда" своим интересам и от "потери или уменьшения прибылей", полагающейся ей как члену ВТО. Как член-экспортер и член-импортер она будет обязана иметь институциональный механизм для проведения объективного расследования о существовании субсидий и их объемах, а также о наличии ущерба или об уменьшении прибыли. Ей также будет необходимо доказать взаимосвязь между субсидиями и их отрицательным воздействием;

3) значительное улучшение  открытости торговой политики  и практики торговых партнеров,  обеспечивающее большую безопасность  в торговых отношениях;

4) наличие правовой основы для устранения дискриминационных мер (количественных ограничений, антидемпинговых, компенсационных и защитных мер), применяемых крупнейшими государствами в торговле с Беларусью. Республике важно добиться, чтобы в ходе разрешения таких конфликтов с помощью применяемых в ВТО механизмов и процедуры споров, и в первую очередь при проведении антидемпинговых расследований, принимались во внимание специфические местные экономические условия (прежде всего, невысокая заработная плата), которые на отдельные виды товаров формируют более низкие цены, чем на рынках Европейского союза. Беларусь уже в полной мере столкнулась с этой проблемой: две основные конкурентоспособные и валютоокупаемые статьи белорусского экспорта — калийные удобрения и химические волокна — в настоящее время находятся под действием антидемпинговых санкций на важнейшем для республики рынке Европейского союза. При этом методика самих антидемпинговых разбирательств такова, что исполнительные органы ЕС произвольно присваивают Беларуси и другим государствам с переходной экономикой статус страны с государственной системой торговли и "нерыночной" экономикой, практически игнорируя заключенный между Республикой Беларусь и Европейским союзом в 1995 г. широкомасштабный договор о партнерстве, в котором переходный статус Беларуси оговорен;

5) участие Республики  Беларусь в системе ГАТТ/ВТО  будет способствовать созданию  в стране предсказуемой инвестиционной  среды. В свою очередь, это  будет содействовать привлечению  капиталовложений в конкурентоспособные, ориентированные на экспорт секторы белорусской экономики;

6) возможность получения  Беларусью от договаривающихся  сторон ГАТТ/ВТО определенных  льгот, которые предусматриваются  в ряде статей соглашения. Приобретаемые  льготы особенно важно использовать сейчас, когда Беларусь переживает серьезные экономические трудности, а экспортируемая отечественная продукция не является достаточно конкурентоспособной на мировом рынке;

7) укрепление репутации  страны как стабильного и надежного  торгового партнера.

С учетом того, что интеграция в ВТО приведет к дальнейшей либерализации  внешней торговли и усилению конкуренции  со стороны западных партнеров, перед  республикой стоит сложная задача научиться использовать права и  возможности представлять, отстаивать и защищать свои торговые интересы в рамках многосторонней правовой системы. В то же время для обеспечения успешного вступления в ВТО требуется осуществить преобразования в экономике

Динамика внешней торговли за последние десять лет — это  результат проводимого в республике процесса либерализации ВЭД, налаживания механизма валютного регулирования, сочетания тарифного и нетарифного регулирования, создания внутреннего валютного рынка, а также механизмов контроля за ВЭД. Серьезно затрудняла ВЭД в этот период макроэкономическая нестабильность, высокие темпы инфляции, переход к расчетам в СКВ, колебания валютных курсов, переустройство транспортной инфраструктуры (после развала СССР у Беларуси не оказалось выхода к морю).

В течение 2001 года внешняя  торговля республики определялась неблагоприятными внешними условиями – высоким уровнем цен белорусского импорта, в частности, цены поставляемой из Российской Федерации нефти.

Внешнеторговый оборот в 2001 годсложился в размере 15856,5 млн. долл. США, в том числе экспорт – 7379,7 млн. долл., импорт – 8476,8 млн. долл. (см. приложение 1). В результате стоимость оборота внешней торговли превысила уровень 2000 годна 26%.

Рост объемов внешней  торговли был обусловлен расширением  товарооборота как со странами СНГ, так и со странами дальнего зарубежья. При этом темпы прироста объемов внешнеторгового оборота со странами, входящими в Содружество, были значительно выше, чем со странами вне СНГ (32,2% и 15,6% соответственно). В результате возросла доля стран СНГ в общем товарообороте республики с 62,9% в 2000 годдо 65,9% в 2001 годСоответственно, доля стран дальнего зарубежья снизилась на 3 п.п. и составила 34,1% общего его объема.

Увеличение стоимостных  объемов внешней торговли произошло  за счет роста стоимости как экспорта, так и импорта, рис. 3.3. Стоимость экспорта белорусских товаров в долларовом исчислении увеличилась по сравнению с 1999 годна 24,9%, достигнув самого высокого уровня за последние шесть лет. Удельный вес экспорта в произведенном ВВП за 2000 годсоставил 64,7%, что также значительно выше аналогичного показателя за последние годы.. Рост стоимостных объемов экспорта в 2000 годбыл обусловлен увеличением средних цен на 15,7% и физических объемов экспорта – на 10,7%. При этом темпы роста стоимости экспорта товаров в долларах США в страны дальнего зарубежья были выше, чем в страны СНГ (27,9 и 23% соответственно).

Объемы импорта товаров  в долларовом эквиваленте возросли на 27%, в основном за счет расширения импортных поставок из стран СНГ (прирост составил 39,9%) при незначительном росте импорта из стран дальнего зарубежья (на 3,8%). Значительное увеличение стоимости импортных поставок обусловлено в основном высоким уровнем цен импортных товаров. При росте физических объемов импорта на 5,6% по сравнению с 2000 года средние цены ввозимых товаров в 2001 году были выше на 25,7%. Импорт инвестиционных товаров сократился по сравнению с 2000 годом на 7,9%.

 

Рис. 3.1. Консолидированный торговый баланс

Ухудшение внешнеторговой конъюнктуры в течение 2001 года негативно  отразилось на результатах внешнеэкономической  деятельности предприятий республики. Отрицательное сальдо торгового  баланса возросло в 1,4 раза, составив 10,6% к ВВП за 2000 год. При этом в торговле со странами СНГ дефицит торгового баланса увеличился в 2,3 раза, а в торговле со странами дальнего зарубежья сложилось положительное сальдо экспортно-импортных операций против дефицита в 2000 году. (см. Приложение II)

В 2001 году значительной переориентации товарных потоков республики не произошло. Как и в предыдущие годы., основными  торговыми партнерами оставались: Россия – 58,6% общего товарооборота, Украина  – 5,7, Германия – 5,2, Польша – 3,1%. На их долю приходилось 72,6% всей стоимости внешнеторгового оборота Беларуси. (см. Приложение III)

По-прежнему, определяющее влияние на общие итоги внешней  торговли республики продолжает оказывать  Российская Федерация. Объемы взаимной торговли с Россией возросли на 33,1% больше, чем в 2000 год

Стоимость экспорта в  Российскую Федерацию за 2001 год увеличилась  по сравнению с 2000 годна 16,8%. На долю России приходилось 51% покупок белорусских  товаров вместо 54,2% в 2000 году. Физический объем экспорта возрос на 8,9%. Средние  цены на товары, экспортируемые в Россию, увеличились по сравнению с 2000 года на 8%.

Основными статьями белорусского экспорта в 2001 году оставались машины, оборудование и транспортные средства – 26,3% от общей стоимости экспорта, минеральные продукты – 20 % и продукция химической промышленности – 19,7%. Объемы экспорта возросли по всем основным разделам товарной структуры. Наиболее значительно увеличились зарубежные поставки минеральных продуктов (в 2,6 раза) и продукции пищевой промышленности и сырья для ее производства (на 22,4%).

Импортировано из России товаров на 46,9% больше, чем в 2000 г., при росте физического объема импорта на 9,6%. Средние цены импорта  из России возросли за этот период на 34,8%. В итоге импорт товаров из России превысил экспорт на 47%, что обусловило расширение дефицита в торговле с этой страной в 3,3 раза по сравнению с 2000 году. В 2001 году было характерно сокращение по сравнению с 1999 года доли бартерных поставок во внешней торговле страны. Доля бартера в общем товарообороте составила 24%, в том числе: в страны СНГ – 32,1%, в Россию – 33,9, в страны дальнего зарубежья – 8,2%. Удельный вес бартерных сделок сократился как в экспортных, так и импортных операциях. На бартерные операции приходилось 26,5 % общего объема белорусского экспорта вместо 35,6% в 2000 годи 21,7% вместо 29% - импорта товаров.

По данным Нацбанка, объемы экспорта и импорта услуг за 2001 году увеличились по сравнению с 2000 годна 21,6%. При этом экспорт услуг  увеличился на 35,4%, импорт сократился на 2,4%. Основными потребителями услуг были страны дальнего зарубежья. На их долю приходилось 64% общего объема экспорта услуг республики и 57,9% - общего объема импорта услугодВ торговле услугами сложилось положительное сальдо и по сравнению с предыдущим годом оно увеличилось в 1,9 раза.

 

3.2. Пути совершенствования  внешней торговли Республики  Беларусь на современном этапе.

 

Экономические преобразования в республике включают в качестве центрального направления и реформу  внешнеэкономической деятельности, проводимую с 1986годсоюзным правительством, а с 1991год – белорусским.

В основу внешнеэкономической  деятельности Республики Беларусь изначально были положены принципы либерализации  внешнеэкономической деятельности, которые были сформулированы, как  указывалось выше, в конце 80-х годы в СССР. В соответствии с данными принципами приоритеты РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ во внешнеэкономической деятельности на этапе формирования состояли в следующем:

- либерализация ВЭД;

- расширение интеграционных  связей со странами СНГ и  обеспечении эффективности вхождения Беларуси в мировую экономику;

- развитие экспорта, как  основного источника валютных  поступлений;

- обеспечений импортных  поставок для обеспечения структурной  перестройки;

- защите интересов  национального рынка от неблагоприятного  воздействия мировой конъюнктуры и иностранной конкуренции.

Стратегически важной целью  для Республики Беларусь является определение  ее внешнеторгового потенциала, места  в международном разделении труда  и обеспечение плавности вхождения  в мирохозяйственные связи. Внешнеторговый потенциал представляет собой комплексную характеристику, отражающую материальные и интеллектуальные возможности участия государства в торговом сотрудничестве с другими странами.

Республика Беларусь располагает достаточно большим  внешнеторговым потенциалом. Его основу составляет промышленность (66 % валового общественного продукта), в том числе на долю машиностроения, химии и нефтехимии приходится более 40 % валовой продукции. Среди стран СНГ республике принадлежит значительная доля в производстве химических волокон и нитей — 40 %, фотоаппаратов — 30 %, тракторов — 20 %, минеральных удобрений — 20 % и т. д. Следует принять во внимание, что Беларусь является одним из крупнейших в мире производителей льноволокна и картофеля (в отдельные годы 16 % и 4 % соответственно от мирового производства).

Республика Беларусь имеет экспортно-импортные связи  более чем со 140 странами мира. Основными  внешнеторговыми партнерами республики являются Россия, Германия, Украина, Польша, Латвия, Литва, Италия, США2. Наибольшая доля в общем объеме экспорта принадлежит транспортным средствам (тракторы, грузовые автомобили, велосипеды и пр.); машинам, оборудованию, механизмам (бытовые холодильники, подшипники, электронные интегральные схемы, телевизоры и др.); химической продукции (удобрения, органические химические соединения, продукты неорганической химии и др.); текстилю и текстильным изделиям (химические волокна и нити, одежда текстильная и трикотажная, льноволокно, хлопчатобумажные ткани и др.); недрагоценным металлам и изделиям из них (полуфабрикаты из железа и стали, прутки из железа и стали, металлокорд и др.). Названные товарные группы составляют более 50 % экспорта республики.

Анализ товарной структуры  экспорта позволяет сделать вывод  о том, что Республика Беларусь сориентирована на выпуск энерго- и ресурсоемкой продукции. Так, например, гордость республиканской экспортной индустрии — Белорусский металлургический завод, на который приходится 34 % экспорта продукции Минпрома, ежесуточно в процессе производства потребляет природного газа на сумму 30—40 млрд неденоминированных белорусских рублей и электроэнергии столько, сколько вся Гомельская область. Другой пример: экспорт в Польшу и Латвию — основные торговые партнеры Беларуси в дальнем зарубежье — состоит на 60 % и 76 % соответственно из нефти, нефтепродуктов и калийных удобрений. Наукоемкие товары занимают в структуре ввозимой в страны СНГ продукции не более 1 %. В экспорте же промышленно развитых стран эта доля приближается к 40 %. Эти примеры говорят о том, что нам давно следовало взять на вооружение опыт Запада и Японии 70-х гг., когда резко возросли цены на энергоресурсы. В тот период указанные страны осуществляли интенсивный комплекс инвестиционных, технологических, управленческих и т. п. решений, позволивших на 30—50 % снизить потребление энергоресурсов.

В дальнейшем при формировании внешнеторговой  политики Республики Беларусь следует исходить из того, что экстенсивные факторы роста  отечественного экспорта существенно  ограничены. Поэтому в стратегическом плане целесообразно ориентировать производителей на экспорт прежде всего наукоемкой и высокотехнологичной продукции.

В данном аспекте императивом  экономического развития должна стать  государственная поддержка экспорта путем активного и заинтересованного  участия властных структур на местах в реализации экспортоориентированных проектов и продвижении отечественной продукции на внешние рынки. Установлено, что средства, разумно вложенные в стимулирование экспорта, окупаются гораздо эффективнее и быстрее по сравнению с другими отраслями.

Не менее важной задачей  является создание системы государственной  поддержки экспорта в форме страхования  экспортных кредитов, а также целевого кредитования экспорта. Конъюнктура  мировых рынков отличается нестабильностью  и непредсказуемостью. В периоды спадов важно бывает удержать позиции на определенных рынках, особенно если их завоевание было связано с осуществлением инвестиционных и организационных мероприятий. Помощь государства в этих случаях должна быть существенной и своевременной. Финансовая, политическая и организационная помощь государства требуется и при проведении активной экспортной экспансии. Достаточно вспомнить опыт японских корпораций: при продвижении ряда новых товаров на европейские и американские рынки они широко использовали инструменты государственной поддержки, идя на заведомое снижение рентабельности экспорта и занижая в допустимых пределах цены по сравнению с реальными издержками, с тем чтобы впоследствии укрепиться на новых рынках сбыта. Решение подобной задачи все чаще требуется и в белорусских условиях, о чем свидетельствует практика последнего времени.

Информация о работе Внешнеторговая политика Республики Беларусь