Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 19:00, курсовая работа
Цель исследования – раскрыть сущность и содержание безработицы, её виды.
Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
изучить имеющуюся литературу по теме исследования;
раскрыть сущность понятия безработицы, виды безработицы, ее роль в современной рыночной экономике;
рассмотрение основных тенденций на казахстанском рынке труда и обозначить наиболее актуальные направления борьбы с безработицей.
Введение 3
Методологические основы безработицы как проявление макроэкономической нестабильности 4
Сущность безработицы и причины ее образования 4
Типы безработицы. Кривая Филлипса 6
Показатели безработицы. Социально-экономические последствия безработицы 12
Анализ состояния безработицы в РК в современных условиях 15
Безработица в РК: причины, особенности, динамика 15
Проблемы, связанные с безработицей в РК 22
Государственная политика занятости 26
Заключение 34
Список использованной литературы 36
Приложение А. Сегменты рынка труда 37
Характерными практически для всех отраслей экономики тенденциями стали: общее снижение темпов деловой активности, переоценка методов ведения бизнеса, реструктуризация организаций, оптимизация расходной части вне зависимости от размера компании, оптимизация штата с точки зрения экономической целесообразности для компании в текущих рыночных условиях.
На фоне этих изменений происходит снижение объемов спроса на специалистов в целом по рынку при сохранившемся объеме предложений со стороны соискателей. В тоже время происходит смена акцентов в оценке персонала с количественных показателей на качественные: работодатель делает выбор в пользу нескольких эффективных специалистов, от которых порой зависит результативность целого отдела. Качественная конкуренция среди кандидатов начинает набирать темпы, причем, важен не набор «корочек» об образовании, а успешный опыт реализации проектов в той или иной сфере.
Ближе к концу года «Рынок кандидата», где иногда работники не стоили тех денег, которые им платили, сменяется «Рынком работодателя». Дело в том, что наша экономика росла быстро, а система подготовки кадров за ней катастрофически не поспевала.
Поэтому квалифицированные специалисты
с опытом работы ценились на вес
золота и, соответственно, могли диктовать
работодателю свои условия. Человек
мог «войти в отрасль», в течение
года сменить две-три компании-
Конечно, амбиции и личный комфорт, которые еще «вчера» были на первом месте при выборе работы, у многих соискателей отошли на последнее место в списке приоритетов. В лидеры вышла стабильность. Люди готовы снижать аппетиты ради уверенности в завтрашнем дне.
Рассматривая рынок заработных плат на текущий момент, тенденция превышения ожиданий соискателей над предложениями работодателей сохраняется.
Хотя учитывая рыночную ситуацию, в большинстве профессиональных областей наблюдается баланс между этими показателями. Соискатели готовы снижать свои аппетиты, ради стабильной работы и уверенности в завтрашнем дне.
Рынок кандидатов, разбалованный соц.пакетами и прочими благами, помимо основной оплаты труда, начинает ценить предложенные условия и более адекватно подходит к оценке своей эффективности. Платить за то, что кандидат просто работает в назначенной сфере, уже никто из работодателей не хочет. Решения по принятию на работу происходит теперь после оценки результативности и успешности проектов, реализованных соискателем на протяжении его карьеры.
В целом, рассматривая динамику изменений уровня заработных плат, рост наблюдался в первом и во втором квартале 2008 года. В третьем квартале произошло снижение темпов роста, а в четвертом увеличение оплаты труда в среднем по отраслям приостановилось.
Согласно прогнозным расчетам для развития экономики Казахстана ежегодный спрос на квалифицированную рабочую силу на внутреннем рынке труда возрастет уже в 2012 году до 100-150 тысяч человек.
Так, в прошлом году в экономику страны было привлечено свыше 50 тысяч иностранных специалистов, из них более половины приходится на граждан Турции, труд которых был использован преимущественно в строительном секторе, констатировал руководитель департамента.
В прошлом году в нефтегазовый сектор страны было приглашено на работу более 3 тысяч специалистов, преимущественно инженерной квалификации, среди которых были геологи, строители скважин, специалисты по добыче, механики по нефтегазовому оборудованию.
По данным Минтруда, самый большой спрос на квалифицированных специалистов сохраняется в строительной отрасли. В то же время, как отмечает представитель Минтруда, существующая система обучения и подготовки кадров не покрывает данную потребность.
Но в то же время по сведениям министерства на начало 2012 года, число безработных в Казахстане составляет 579 тысяч человек, из них более 100 тысяч относится к категории молодежи в возрасте до 21 года.
Структурный анализ контингента безработных показывает, что около трети из них вообще не имели работы, одна треть не имела работы более одного года.
Из числа занятых 2,6 млн. относятся к числу самозанятых, это лица, которые обеспечивают себя работой, получая определенный доход от индивидуальной деятельности.
Из 2,6 млн. самозанятых 1,6 млн. относятся к категории людей, занятых на личном подворье.
Другая, немаловажная проблема для рынка труда Республики Казахстан на современном этапе, является текучесть кадров.
Исследование по текучести кадров в 2010 году в Республике Казахстан провела страховая группа БТА, возглавляемая Ерланом Аскарбековым.
Средняя текучесть кадров в крупных
казахстанских компаниях
Страховая группа БТА провела исследование рынка труда в республике, согласно которому, текучесть кадров в Казахстане имеет тенденцию к увеличению.
Этот факт специалисты связывают с ростом предложений и возможностей на рынке труда.
Средний временной показатель работы на одном месте – 1,5–3 года. Первая цифра характерна для торговых представителей, региональных супервайзеров и медицинских работников, вторая – для работающих в сфере промышленности.
Сегодняшний рынок труда больше становится рынком кандидатов, которые диктуют свои условия. Ранее рынок ориентировался на требования работодателей.
Также представитель страховой группы отметил, что при поиске нового места работы 90 % кандидатов преследуют цель увеличения зарплаты.
Проблемы казахстанского рынка труда не только не решаются, но продолжают усугубляться.
Это главный вывод, который могли сделать для себя и широкой общественности участники – круглого стола «Рынок труда в условиях кризиса», организованного АО «Дочерняя страховая компания Банка ТуранАлем «БТА Забота» и журналом «Персонал», проведенного в ноябре 2011 года.
Экономический рост последних семи лет не сказался на рынке кадров позитивно.
Даже, наоборот: из-за возраставшей потребности в кадрах в течение почти всех 2000-х годов при нерешенной проблеме их качественного и количественного дефицита работодатели были вынуждены понижать планку требований к работникам.
Чем сильнее и быстрее росла отрасль, тем менее принципиальными приходилось быть компаниям-соискателям в поисках специалистов с точки зрения профессиональных требований к ним. Это, кстати, по-своему характеризует и характер роста нашей экономики.
Очевидно, что при таком положении дел на рынке труда он не мог подниматься за счет качественных процессов, а только через экстенсивное развитие.
На рынке труда складываются противоречивые тенденции в трендах зарплат и текучести кадров.
Основным полем деятельности HR-агентств,
по мнению аналитиков, по-прежнему является
переманивание талантливых
Анализ
свидетельствует, что в настоящее время
в Казахстане существует достаточный
спрос на рабочую силу при одновременном
ее дефиците на локальных рынках труда
по причине несоответствия качества и профессионально-
Ключевыми проблемами на рынке труда также являются:
Поэтому необходимо, особенно в условиях мирового экономического кризиса:
С 30 апреля 2009 года по Павлодарской области начата реализация региональной программы занятости «Дорожная карта».
По Павлодарской области будет реализовано 493 проекта по четырем направлениям. Первое направление – реконструкция и ремонт систем жилищно-коммунального хозяйства, второе – ремонт реконструкция и строительство автомобильных дорог, третье – ремонт и утепление школ, больниц и других социальных объектов, четвертое – ремонт и реконструкция социально-культурных объектов в городах, селах (аулах).
На это выделено 7605,9 млн. тенге, в том числе из республиканского бюджета 5177,2 млн. тенге, из средств местных бюджетов – 2428,7 млн. тенге.
При этом получат возможность в трудоустройстве на новые рабочие места 13100 человек. Приоритетное право на трудоустройство имеют высвобожденные, оралманы, выпускники текущего года.
Приняты изменения в Закон Республики
Казахстан «О государственных закупках».
В соответствии с этим вносятся изменения
в Правила осуществления
Обязательным условием для проведения работ (капитального, текущего ремонта объектов) в рамках реализации антикризисных мер будет являться наем не менее 80 % работников из числа безработных, состоящих на учете в уполномоченном органе по вопросам занятости населения. Данное условие подлежит обязательному включению в типовую конкурсную документацию и проект договора.
С целью поддержки безработных, относящихся к целевым группам населения, расширены программы по социальным рабочим местам и молодежной практике. По нашей области дополнительно на социальные рабочие места будут трудоустроены 2507 человек с заработной платой 30 тысяч тенге и на молодежную практику – 1530 выпускников с заработной платой 15 тысяч тенге. На эти цели из республиканского бюджета выделено 362,8 млн. тенге.
В своем ежегодном Послании народу Казахстана «Построим будущее вместе!» от 28 января 2011 года Глава государства поставил задачу по повышению эффективности рынка труда, вовлечению малообеспеченного, безработного и самостоятельно занятого населения в активные программы содействия продуктивной занятости.
Проведение активной политики занятости относится к одному из основных социальных приоритетов деятельности Правительства Республики Казахстан. Обеспечение достойной занятости – основа социальной защиты населения, важнейшее условие развития и реализации потенциала человеческих ресурсов, главное средство роста общественного богатства и повышения качества жизни.
В ходе социально-экономических
Разработка и реализация специальных
мер сохранения рабочих мест и
содействия занятости в рамках Дорожной
карты позволили сохранить
На 2008 – 2010 годы был разработан и утвержден постановлением Правительства Республики Казахстан от 20 ноября 2007 года № 1114 План мероприятий по совершенствованию системы занятости населения Республики Казахстан, направленный на предупреждение роста безработицы, содействие росту продуктивной занятости, повышение качества рабочей силы и защиту национального рынка труда.
Однако с осени 2008 года под воздействием мирового финансово-экономического кризиса в Республике Казахстан началось снижение темпов производства, наблюдался рост инфляции, произошло снижение занятости и, соответственно, уменьшение доходов населения. Полностью или частично приостановили производство 264 предприятия. Более сорока тысяч работников были переведены на режим частичной занятости, либо отправлены в отпуска без содержания. Численность безработного населения составила 559,3 тыс. человек (или 6,6 % от экономически активного населения).
Прогнозировался рост безработицы, дальнейшее высвобождение работников, особенно в экспортоориентированных отраслях производства. Риски сокращения рабочих мест ожидались также в сферах строительства, торговли, транспорта и связи.
В такой ситуации Правительство Республики Казахстан по поручению Главы государства разработало специальную Стратегию занятости и переподготовки кадров (Дорожная карта), направленную на обеспечение занятости, недопущение существенного роста безработицы, сохранение и создание новых рабочих мест.
Осуществляемый в настоящее время переход к форсированному индустриально-инновационному развитию, с одной стороны, расширяет возможности дальнейшего роста занятости, а с другой – требует разработки и реализации новых подходов к вовлечению на рынок труда внутренних резервов рабочей силы, повышению качества и экономической активности трудовых ресурсов. Поэтому была разработана государственная «Программа занятости 2020» (далее – Программа), которая планирует: