Виды и причины безработицы

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 19:00, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования – раскрыть сущность и содержание безработицы, её виды.
Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
изучить имеющуюся литературу по теме исследования;
раскрыть сущность понятия безработицы, виды безработицы, ее роль в современной рыночной экономике;
рассмотрение основных тенденций на казахстанском рынке труда и обозначить наиболее актуальные направления борьбы с безработицей.

Оглавление

Введение 3
Методологические основы безработицы как проявление макроэкономической нестабильности 4
Сущность безработицы и причины ее образования 4
Типы безработицы. Кривая Филлипса 6
Показатели безработицы. Социально-экономические последствия безработицы 12
Анализ состояния безработицы в РК в современных условиях 15
Безработица в РК: причины, особенности, динамика 15
Проблемы, связанные с безработицей в РК 22
Государственная политика занятости 26
Заключение 34
Список использованной литературы 36
Приложение А. Сегменты рынка труда 37

Файлы: 1 файл

Курсовая по теме Видыи причины безработицы(1).doc

— 570.00 Кб (Скачать)

Таким образом, безработица – такое положение в экономике, при котором часть трудоспособного населения становится относительно избыточной. Это выражается несоответствием между спросом на рабочую силу и ее предложением.

Проблема безработицы является ключевым вопросом в рыночной экономике, и, не решив его невозможно наладить эффективную деятельность экономики.

Безработица – социально-экономическое явление, выражающееся в том, что часть экономически активного населения не может найти работу (доходное занятие). Безработные испытывают угрозу потери квалификации, профессии, социального статуса и снижения жизненного уровня. Безработица – постоянный спутник рыночной экономики, результат взаимодействия между спросом на рынке на рабочую силу и её предложением.

Безработица измеряется двумя основными показателями – уровнем и её продолжительностью. Уровень безработицы исчисляется как доля официально зарегистрированных полностью безработных в общей численности экономически активного населения. Другой показатель – продолжительность безработицы – определяет, сколько времени люди не имели работы. Сопоставив уровень безработицы с её продолжительностью, можно оценить её значимость. При более высоком уровне безработицы, но незначительной продолжительности ситуация может быть более благоприятной, чем при обратных величинах.

Сложившиеся значительные масштабы безработицы  обусловили необходимость принятия и реализации специальной государственной  программы «Программа занятости 2020». Планируемое государственной «Программой занятости 2020» сокращение безработицы отражено в таблице 1.

 

Таблица 1 – Показатели плана сокращения безработицы в РК: 2011-2013 гг.

 

Показатели

2011

2012

2013

Численность населения

14 874,6

14 835,2

14 860,1

Трудовые ресурсы, всего

8 544,3

8 541,8

8 553,6

Экономически активное население

7 077,6

7 073,9

7 088,3

Занятые в экономике

6 122,4

6 260,4

6 450,3

Безработные

955,2

813,5

638,0


 

За счет реализации программы предусматривается в 2011-2013 годах создать 400,4 тысячи рабочих мест (в 2011 году – 146,2 тысячи, 2012 году – 121,5 тысячи, 2013 году – 132,6 тысячи), не допустить снижения числа существующих рабочих мест.

На современном этапе, в процессе развития рыночной экономики политика в области рынка труда призвана решать задачи, связанные с ликвидацией возникающих дисбалансов и диспропорций  в сфере труда, а также обеспечением эффективной занятости, минимизацией социально-экономических издержек безработицы и повышением мобильности и конкурентоспособности рабочей силы.

 

 

2 Анализ состояния безработицы в РК в современных условиях

 

 

2.1 Безработица в РК: причины, особенности, динамика

 

Важным аспектом социально-экономического развития является борьба с бедностью  и безработицей.

Проводимый мониторинг и анализ показателей рынка труда республики свидетельствует о снижении уровня безработицы и росте численности  занятого населения. Так, по данным Агентства Республики Казахстан по статистике в августе 2011 года уровень безработицы составил 8,2 % (против 8,3 % в августе 2010 года); численность занятых за январь-август  т.г. 7,4 млн. человек, что на 7 % больше чем в соответствующем периоде предыдущего года (Таблица 2).

 

Таблица 2 – Количество созданных рабочих мест в Республике Казахстан на период 2009-2011 годы по государственным и отраслевым (секторальным) программам

 

N

п/п

Наименование отраслей экономики

Годы

Итого

2009

2010

2011

1

Промышленность

6585

5219

3786

15590

2

Строительство

18948

18948

10404

48300

3

Транспорт

11451

11976

11204

34631

4

Сельское хозяйство

1718

488

16012

18218

5

Малый и средний бизнес

100000

-

100000

200000

6

Здравоохранение

1010

-

52

1062

7

Образование

1296

253

897

2446

8

Культура

133

133

217

483

9

Туризм

-

-

540000

540000

10

Спорт

1829

1242

1529

4600

11

Другие отрасли

15873

8

20930

36811

 

Республика

158843

38267

705031

902141


 

Доля зарегистрированных безработных, обратившихся в органы по вопросам занятости, в сентябре т.г. равнялась 2,0 % от экономически активного населения. За январь – сентябрь 2011 года в органы по вопросам занятости обратилось 212,6 тыс. человек, ищущих работу, против 304,3 тыс. – за соответствующий период прошлого года, и 306, 5 тыс. – 2009 года.  В числе обратившихся 74,0 тыс. чел. (34,8 %) – жители сельской местности. В среднем по  республике  на 1 октября 2011 года на одно свободное рабочее место претендовало 8 безработных, в сельской местности – 45.

Всего по республике на учете органов  по вопросам занятости на конец сентября 2011 года состояло 153,8 тыс. безработных или на 66,4 тыс. чел. (30,2 %) меньше, чем на соответствующую дату 2010 года, (36,4 % – 2009 года). Наибольшее количество безработных, обратившихся в органы занятости,  отмечено в Карагандинской, Восточно-Казахстанской, Алматинской и Кызылординской областях – 35,3 тыс. чел., 22,4 тыс. чел., 20,0 тыс. чел., 16,2 тыс. чел. соответственно.

В целях реализации Программы по снижению бедности широко используются  активные меры содействия занятости (создание рабочих мест, трудоустройство, организация общественных работ, профессиональное обучение безработных, микрокредитование и др.).

На 1 октября 2011 года в стране создано 198,4 тыс. новых  рабочих мест (2010 год – 172,5 тыс., 2009 год – 161,2 тыс.). При содействии органов по вопросам занятости трудоустроен каждый второй из числа обратившихся (120,0 тыс. чел. в сравнении с  113,4 тыс. на 1.10.2010 г., 136 тыс. в сравнении с 2009 гоьдом). В сельской местности трудоустроено 37,8 тыс. чел. или 51,1 % от числа обратившихся. По регионам  республики  возможности трудоустройства складывались неравномерно. Высокий удельный вес трудоустроенных от количества обратившихся отмечается в г. Алматы, Карагандинской, Актюбинской областях – 100 %, 76,2 %, 76,1 % соответственно. Самый низкий уровень трудоустройства продолжает оставаться в Кызылординской (31,9 %) и Атырауской (32,0 %) областях.

С начала года в общественных работах приняли участие 121,6 тыс. чел. (на 1.10.2010 года – 112,4 тыс., 1.10.2009 года – 96,6 тыс.), в том числе жители сельской местности – 58,3 тыс. чел. Наиболее высокие показатели охвата безработных общественными работами отмечаются в Актюбинской, Атырауской, Западно-Казахстанской и  Мангистауской областях.

Продолжает сохраняться задолженность  за общественные работы, которая на 1.10.2011 г. составила по республике 4,6 млн. тенге, из них 4,2 млн. тенге – по Мангистауской области (из-за несвоевременного финансирования из бюджета г. Жана-Озень).

За январь-сентябрь 2011 года уполномоченными органами по вопросам занятости на профессиональное обучение, переподготовку и повышение квалификации направлены 22,5 тыс. безработных граждан (январь-сентябрь 2010 года – 18,8 тыс., январь-сентябрь 2009 года – 12,3 тыс.). Наибольшее количество безработных, охваченных обучением, отмечается в Карагандинской (2,6 тыс.), Алматинской (1,7 тыс.), Атырауской (1,5 тыс.), Восточно-Казахстанской (1,6 тыс.). Наименьшее – в Жамбылской, Северо-Казахстанской и Мангистауской областях. Завершили обучение и переподготовку 10,0 тыс. безработных. По сравнению с прошлым годом количество  трудоустроенных безработных из числа прошедших  обучение и переподготовку увеличилось и составило 62,9 % против 50,0 % за соответствующий период 2010 года, и 45,6 % 2009 года. Однако,  почти каждый второй безработный, прошедший переподготовку, остается невостребованным на рынке труда. В связи с этим необходимо дальнейшее совершенствование мониторинга рынка труда и организации профессиональной подготовки и переподготовки безработных в соответствии со спросом на рынке труда.

Вместе с тем, следует отметить, что статистический ряд данных об уровне регистрируемой органами  занятости безработицы не дают объективной картины о реальной безработице с учетом нелегальной трудовой миграции. В этой связи необходимо продолжить процесс легализации неформальных трудовых отношений. Расширение сектора неформальной занятости происходит как за счет развития различных видов доходной нерегистрируемой деятельности, так и за счет нелегальной трудовой миграции. Воздействие неформального сектора, сопровождаемое уклонением от налоговых и иных обязательств, усугубляет ситуацию с формированием доходной части бюджета, лишает занятых в нем граждан социальной защиты. В этой связи Министерство работает над созданием механизма, стимулирующего легализацию неформальных трудовых отношений. Одним из перспективных направлений в решении данного вопроса является, на наш взгляд, переход к системе социального страхования. Специальные меры предпринимаются по предотвращению нелегальной трудовой миграции и защите внутреннего рынка труда. По вопросам ограничения нелегальной трудовой миграции в 2011 году заключено Соглашение между Правительством Республики  Казахстан и Правительством Кыргызской  Республики и разработан проект Соглашения между Правительством Республики Казахстан и Правительством Республики Узбекистан о трудовой деятельности и социальной защите трудящихся-мигрантов, занятых на сельскохозяйственных работах в приграничных областях. Ежегодно постановлением Правительства Республики Казахстан  устанавливается квота для осуществления трудовой деятельности иностранных граждан на территории Республики Казахстан (на 2011 год в размере 0,14 %  к численности экономически активного населения).

Занятость и безработица во многом зависят от демографических факторов, таких как: численность населения (которая определяется при переписи населения. В период между переписями данные о численности и возрастно–половом составе населения получают расчётным путём, опираясь на данные переписи и текущего учёта движения населения). Миграционный прирост населения (который рассчитывается как разность между числом прибывших за определённый период на данную территорию и числом выбывших за её пределы. Миграционный прирост может быть положительной величиной, либо отрицательной. В последнем случае имеет место миграционный отток).

Для анализа зависимости занятости и безработицы от демографических факторов рассмотрим статистические данные по некоторым демографическим показателям (таблица 3).

 

Таблица 3 – Территория и плотность населения Республики Казахстан

 

Область

Плотность населения, человек на 1 км2

Территория, тыс. км2

2000

2007

2011

1

2

3

4

5

Акмолинская

5,7

5,1

5,1

146,2

Актюбинская

2,3

2,3

2,3

300,6


Окончание таблицы 3

1

2

3

4

5

Алматинская

6,9

7,2

7,2

224,0

Атырауская

3,7

4,0

4,1

118,6

Западно-Казахстанская

4,1

4,0

4,0

151,3

Жамбылская

6,9

6,9

7,0

144,3

Карагандинская

3,3

3,1

3,1

428,0

Костанайская

5,2

4,6

4,6

196,0

Кызылординская

2,6

2,7

2,8

226,0

Мангистауская

1,9

2,3

2,4

165,6

Южно-Казахстанская

16,8

19,0

19,5

117,3

Павлодарская

6,5

6,0

6,0

124,8

Северо-Казахстанская

7,4

6,8

6,7

98,0

Восточно-Казахстанская

5,4

5,1

5,0

283,2

Астана г.а.

467,0

786,3

820,6

0,7

Алматы г.а.

3763,3

4159,7

4290,7

0,3

В целом по Республике

5,5

5,6

5,6

2724,9


 

Исходя из анализа таблицы 3, можно отметить, что в 2011 году плотность населения на 1 км2 составила 5,6, что на 0,1 меньше по сравнению с 2000 и осталось не низменным по сравнению с 2007 годом.

Так же рассмотрим зависимость занятости и безработицы от миграции населения (Таблица 4).

 

Таблица 4 – Миграция населения

Область

Прибыло

Выбыло

Сальдо миграции

2000

2007

2011

2000

2007

2011

2000

2007

2011

Акмолинская

16636

20364

20401

46950

21636

19968

-30314

-1272

4331764

Актюбинская

7198

15064

15048

15490

13436

13284

-8292

1628

1776

Алматинская

25045

40728

37657

33599

39017

35881

-8554

1711

722

Атырауская

3036

7905

6979

4873

5911

6257

-1837

1994

-442

Западно- Казахстанская

7161

15422

13708

164776

15843

14150

-9315

-421

-6888

Жамбылская

9668

16932

12557

20155

20811

19445

-10487

-3879

1539

Карагандинская

15879

31957

30889

37387

31624

29350

-21508

333

-2387

Костанайская

15961

25682

23583

47086

29310

25970

-31125

-3628

-3578

Кызылординская

3948

6919

6925

9437

9954

10503

-5489

-3035

7676

Мангистауская

6278

12845

14266

8935

7272

6590

-2657

5573

1655

Южно-Казахстанская

26614

23797

28462

28971

25767

26807

-2357

-1970

-111

Павлодарская

14919

16576

15595

32934

18990

15706

-18015

-2414

-1262

Северо-Казахстанская

10349

18117

18303

23023

20457

19565

-12674

-2340

-8994

Восточно-Казахстанская

24189

26566

24158

38687

38066

33152

-14498

-11500

17708

Астана г.а.

61772

26754

29450

8530

11075

11742

53242

15679

23430

Алматы г.а.

25194

67806

63807

24841

41597

40377

253

26209

 

В целом по Республике

273747

373434

361788

397374

350766

328747

-123627

22668

33041

Информация о работе Виды и причины безработицы