Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 19:00, курсовая работа
Цель исследования – раскрыть сущность и содержание безработицы, её виды.
Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
изучить имеющуюся литературу по теме исследования;
раскрыть сущность понятия безработицы, виды безработицы, ее роль в современной рыночной экономике;
рассмотрение основных тенденций на казахстанском рынке труда и обозначить наиболее актуальные направления борьбы с безработицей.
Введение 3
Методологические основы безработицы как проявление макроэкономической нестабильности 4
Сущность безработицы и причины ее образования 4
Типы безработицы. Кривая Филлипса 6
Показатели безработицы. Социально-экономические последствия безработицы 12
Анализ состояния безработицы в РК в современных условиях 15
Безработица в РК: причины, особенности, динамика 15
Проблемы, связанные с безработицей в РК 22
Государственная политика занятости 26
Заключение 34
Список использованной литературы 36
Приложение А. Сегменты рынка труда 37
Таким образом, безработица – такое положение в экономике, при котором часть трудоспособного населения становится относительно избыточной. Это выражается несоответствием между спросом на рабочую силу и ее предложением.
Проблема безработицы является ключевым вопросом в рыночной экономике, и, не решив его невозможно наладить эффективную деятельность экономики.
Безработица – социально-экономическое явление, выражающееся в том, что часть экономически активного населения не может найти работу (доходное занятие). Безработные испытывают угрозу потери квалификации, профессии, социального статуса и снижения жизненного уровня. Безработица – постоянный спутник рыночной экономики, результат взаимодействия между спросом на рынке на рабочую силу и её предложением.
Безработица измеряется двумя основными показателями – уровнем и её продолжительностью. Уровень безработицы исчисляется как доля официально зарегистрированных полностью безработных в общей численности экономически активного населения. Другой показатель – продолжительность безработицы – определяет, сколько времени люди не имели работы. Сопоставив уровень безработицы с её продолжительностью, можно оценить её значимость. При более высоком уровне безработицы, но незначительной продолжительности ситуация может быть более благоприятной, чем при обратных величинах.
Сложившиеся значительные масштабы безработицы обусловили необходимость принятия и реализации специальной государственной программы «Программа занятости 2020». Планируемое государственной «Программой занятости 2020» сокращение безработицы отражено в таблице 1.
Таблица 1 – Показатели плана сокращения безработицы в РК: 2011-2013 гг.
Показатели |
2011 |
2012 |
2013 |
Численность населения |
14 874,6 |
14 835,2 |
14 860,1 |
Трудовые ресурсы, всего |
8 544,3 |
8 541,8 |
8 553,6 |
Экономически активное население |
7 077,6 |
7 073,9 |
7 088,3 |
Занятые в экономике |
6 122,4 |
6 260,4 |
6 450,3 |
Безработные |
955,2 |
813,5 |
638,0 |
За счет реализации программы предусматривается в 2011-2013 годах создать 400,4 тысячи рабочих мест (в 2011 году – 146,2 тысячи, 2012 году – 121,5 тысячи, 2013 году – 132,6 тысячи), не допустить снижения числа существующих рабочих мест.
На современном этапе, в процессе развития рыночной экономики политика в области рынка труда призвана решать задачи, связанные с ликвидацией возникающих дисбалансов и диспропорций в сфере труда, а также обеспечением эффективной занятости, минимизацией социально-экономических издержек безработицы и повышением мобильности и конкурентоспособности рабочей силы.
2 Анализ состояния безработицы в РК в современных условиях
2.1 Безработица в РК: причины, особенности, динамика
Важным аспектом социально-экономического развития является борьба с бедностью и безработицей.
Проводимый мониторинг и анализ показателей рынка труда республики свидетельствует о снижении уровня безработицы и росте численности занятого населения. Так, по данным Агентства Республики Казахстан по статистике в августе 2011 года уровень безработицы составил 8,2 % (против 8,3 % в августе 2010 года); численность занятых за январь-август т.г. 7,4 млн. человек, что на 7 % больше чем в соответствующем периоде предыдущего года (Таблица 2).
Таблица 2 – Количество созданных рабочих мест в Республике Казахстан на период 2009-2011 годы по государственным и отраслевым (секторальным) программам
N п/п |
Наименование отраслей экономики |
Годы |
Итого | ||
2009 |
2010 |
2011 | |||
1 |
Промышленность |
6585 |
5219 |
3786 |
15590 |
2 |
Строительство |
18948 |
18948 |
10404 |
48300 |
3 |
Транспорт |
11451 |
11976 |
11204 |
34631 |
4 |
Сельское хозяйство |
1718 |
488 |
16012 |
18218 |
5 |
Малый и средний бизнес |
100000 |
- |
100000 |
200000 |
6 |
Здравоохранение |
1010 |
- |
52 |
1062 |
7 |
Образование |
1296 |
253 |
897 |
2446 |
8 |
Культура |
133 |
133 |
217 |
483 |
9 |
Туризм |
- |
- |
540000 |
540000 |
10 |
Спорт |
1829 |
1242 |
1529 |
4600 |
11 |
Другие отрасли |
15873 |
8 |
20930 |
36811 |
Республика |
158843 |
38267 |
705031 |
902141 |
Доля зарегистрированных безработных, обратившихся в органы по вопросам занятости, в сентябре т.г. равнялась 2,0 % от экономически активного населения. За январь – сентябрь 2011 года в органы по вопросам занятости обратилось 212,6 тыс. человек, ищущих работу, против 304,3 тыс. – за соответствующий период прошлого года, и 306, 5 тыс. – 2009 года. В числе обратившихся 74,0 тыс. чел. (34,8 %) – жители сельской местности. В среднем по республике на 1 октября 2011 года на одно свободное рабочее место претендовало 8 безработных, в сельской местности – 45.
Всего по республике на учете органов по вопросам занятости на конец сентября 2011 года состояло 153,8 тыс. безработных или на 66,4 тыс. чел. (30,2 %) меньше, чем на соответствующую дату 2010 года, (36,4 % – 2009 года). Наибольшее количество безработных, обратившихся в органы занятости, отмечено в Карагандинской, Восточно-Казахстанской, Алматинской и Кызылординской областях – 35,3 тыс. чел., 22,4 тыс. чел., 20,0 тыс. чел., 16,2 тыс. чел. соответственно.
В целях реализации Программы по снижению бедности широко используются активные меры содействия занятости (создание рабочих мест, трудоустройство, организация общественных работ, профессиональное обучение безработных, микрокредитование и др.).
На 1 октября 2011 года в стране создано 198,4 тыс. новых рабочих мест (2010 год – 172,5 тыс., 2009 год – 161,2 тыс.). При содействии органов по вопросам занятости трудоустроен каждый второй из числа обратившихся (120,0 тыс. чел. в сравнении с 113,4 тыс. на 1.10.2010 г., 136 тыс. в сравнении с 2009 гоьдом). В сельской местности трудоустроено 37,8 тыс. чел. или 51,1 % от числа обратившихся. По регионам республики возможности трудоустройства складывались неравномерно. Высокий удельный вес трудоустроенных от количества обратившихся отмечается в г. Алматы, Карагандинской, Актюбинской областях – 100 %, 76,2 %, 76,1 % соответственно. Самый низкий уровень трудоустройства продолжает оставаться в Кызылординской (31,9 %) и Атырауской (32,0 %) областях.
С начала года в общественных работах приняли участие 121,6 тыс. чел. (на 1.10.2010 года – 112,4 тыс., 1.10.2009 года – 96,6 тыс.), в том числе жители сельской местности – 58,3 тыс. чел. Наиболее высокие показатели охвата безработных общественными работами отмечаются в Актюбинской, Атырауской, Западно-Казахстанской и Мангистауской областях.
Продолжает сохраняться
За январь-сентябрь 2011 года уполномоченными органами по вопросам занятости на профессиональное обучение, переподготовку и повышение квалификации направлены 22,5 тыс. безработных граждан (январь-сентябрь 2010 года – 18,8 тыс., январь-сентябрь 2009 года – 12,3 тыс.). Наибольшее количество безработных, охваченных обучением, отмечается в Карагандинской (2,6 тыс.), Алматинской (1,7 тыс.), Атырауской (1,5 тыс.), Восточно-Казахстанской (1,6 тыс.). Наименьшее – в Жамбылской, Северо-Казахстанской и Мангистауской областях. Завершили обучение и переподготовку 10,0 тыс. безработных. По сравнению с прошлым годом количество трудоустроенных безработных из числа прошедших обучение и переподготовку увеличилось и составило 62,9 % против 50,0 % за соответствующий период 2010 года, и 45,6 % 2009 года. Однако, почти каждый второй безработный, прошедший переподготовку, остается невостребованным на рынке труда. В связи с этим необходимо дальнейшее совершенствование мониторинга рынка труда и организации профессиональной подготовки и переподготовки безработных в соответствии со спросом на рынке труда.
Вместе с тем, следует отметить, что статистический ряд данных об уровне регистрируемой органами занятости безработицы не дают объективной картины о реальной безработице с учетом нелегальной трудовой миграции. В этой связи необходимо продолжить процесс легализации неформальных трудовых отношений. Расширение сектора неформальной занятости происходит как за счет развития различных видов доходной нерегистрируемой деятельности, так и за счет нелегальной трудовой миграции. Воздействие неформального сектора, сопровождаемое уклонением от налоговых и иных обязательств, усугубляет ситуацию с формированием доходной части бюджета, лишает занятых в нем граждан социальной защиты. В этой связи Министерство работает над созданием механизма, стимулирующего легализацию неформальных трудовых отношений. Одним из перспективных направлений в решении данного вопроса является, на наш взгляд, переход к системе социального страхования. Специальные меры предпринимаются по предотвращению нелегальной трудовой миграции и защите внутреннего рынка труда. По вопросам ограничения нелегальной трудовой миграции в 2011 году заключено Соглашение между Правительством Республики Казахстан и Правительством Кыргызской Республики и разработан проект Соглашения между Правительством Республики Казахстан и Правительством Республики Узбекистан о трудовой деятельности и социальной защите трудящихся-мигрантов, занятых на сельскохозяйственных работах в приграничных областях. Ежегодно постановлением Правительства Республики Казахстан устанавливается квота для осуществления трудовой деятельности иностранных граждан на территории Республики Казахстан (на 2011 год в размере 0,14 % к численности экономически активного населения).
Занятость и безработица во многом зависят от демографических факторов, таких как: численность населения (которая определяется при переписи населения. В период между переписями данные о численности и возрастно–половом составе населения получают расчётным путём, опираясь на данные переписи и текущего учёта движения населения). Миграционный прирост населения (который рассчитывается как разность между числом прибывших за определённый период на данную территорию и числом выбывших за её пределы. Миграционный прирост может быть положительной величиной, либо отрицательной. В последнем случае имеет место миграционный отток).
Для анализа зависимости занятости и безработицы от демографических факторов рассмотрим статистические данные по некоторым демографическим показателям (таблица 3).
Таблица 3 – Территория и плотность населения Республики Казахстан
Область |
Плотность населения, человек на 1 км2 |
Территория, тыс. км2 | ||
2000 |
2007 |
2011 | ||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Акмолинская |
5,7 |
5,1 |
5,1 |
146,2 |
Актюбинская |
2,3 |
2,3 |
2,3 |
300,6 |
Окончание таблицы 3
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Алматинская |
6,9 |
7,2 |
7,2 |
224,0 |
Атырауская |
3,7 |
4,0 |
4,1 |
118,6 |
Западно-Казахстанская |
4,1 |
4,0 |
4,0 |
151,3 |
Жамбылская |
6,9 |
6,9 |
7,0 |
144,3 |
Карагандинская |
3,3 |
3,1 |
3,1 |
428,0 |
Костанайская |
5,2 |
4,6 |
4,6 |
196,0 |
Кызылординская |
2,6 |
2,7 |
2,8 |
226,0 |
Мангистауская |
1,9 |
2,3 |
2,4 |
165,6 |
Южно-Казахстанская |
16,8 |
19,0 |
19,5 |
117,3 |
Павлодарская |
6,5 |
6,0 |
6,0 |
124,8 |
Северо-Казахстанская |
7,4 |
6,8 |
6,7 |
98,0 |
Восточно-Казахстанская |
5,4 |
5,1 |
5,0 |
283,2 |
Астана г.а. |
467,0 |
786,3 |
820,6 |
0,7 |
Алматы г.а. |
3763,3 |
4159,7 |
4290,7 |
0,3 |
В целом по Республике |
5,5 |
5,6 |
5,6 |
2724,9 |
Исходя из анализа таблицы 3, можно отметить, что в 2011 году плотность населения на 1 км2 составила 5,6, что на 0,1 меньше по сравнению с 2000 и осталось не низменным по сравнению с 2007 годом.
Так же рассмотрим зависимость занятости и безработицы от миграции населения (Таблица 4).
Таблица 4 – Миграция населения
Область |
Прибыло |
Выбыло |
Сальдо миграции | ||||||
2000 |
2007 |
2011 |
2000 |
2007 |
2011 |
2000 |
2007 |
2011 | |
Акмолинская |
16636 |
20364 |
20401 |
46950 |
21636 |
19968 |
-30314 |
-1272 |
4331764 |
Актюбинская |
7198 |
15064 |
15048 |
15490 |
13436 |
13284 |
-8292 |
1628 |
1776 |
Алматинская |
25045 |
40728 |
37657 |
33599 |
39017 |
35881 |
-8554 |
1711 |
722 |
Атырауская |
3036 |
7905 |
6979 |
4873 |
5911 |
6257 |
-1837 |
1994 |
-442 |
Западно- Казахстанская |
7161 |
15422 |
13708 |
164776 |
15843 |
14150 |
-9315 |
-421 |
-6888 |
Жамбылская |
9668 |
16932 |
12557 |
20155 |
20811 |
19445 |
-10487 |
-3879 |
1539 |
Карагандинская |
15879 |
31957 |
30889 |
37387 |
31624 |
29350 |
-21508 |
333 |
-2387 |
Костанайская |
15961 |
25682 |
23583 |
47086 |
29310 |
25970 |
-31125 |
-3628 |
-3578 |
Кызылординская |
3948 |
6919 |
6925 |
9437 |
9954 |
10503 |
-5489 |
-3035 |
7676 |
Мангистауская |
6278 |
12845 |
14266 |
8935 |
7272 |
6590 |
-2657 |
5573 |
1655 |
Южно-Казахстанская |
26614 |
23797 |
28462 |
28971 |
25767 |
26807 |
-2357 |
-1970 |
-111 |
Павлодарская |
14919 |
16576 |
15595 |
32934 |
18990 |
15706 |
-18015 |
-2414 |
-1262 |
Северо-Казахстанская |
10349 |
18117 |
18303 |
23023 |
20457 |
19565 |
-12674 |
-2340 |
-8994 |
Восточно-Казахстанская |
24189 |
26566 |
24158 |
38687 |
38066 |
33152 |
-14498 |
-11500 |
17708 |
Астана г.а. |
61772 |
26754 |
29450 |
8530 |
11075 |
11742 |
53242 |
15679 |
23430 |
Алматы г.а. |
25194 |
67806 |
63807 |
24841 |
41597 |
40377 |
253 |
26209 |
|
В целом по Республике |
273747 |
373434 |
361788 |
397374 |
350766 |
328747 |
-123627 |
22668 |
33041 |