Виды и причины безработицы

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 19:00, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования – раскрыть сущность и содержание безработицы, её виды.
Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
изучить имеющуюся литературу по теме исследования;
раскрыть сущность понятия безработицы, виды безработицы, ее роль в современной рыночной экономике;
рассмотрение основных тенденций на казахстанском рынке труда и обозначить наиболее актуальные направления борьбы с безработицей.

Оглавление

Введение 3
Методологические основы безработицы как проявление макроэкономической нестабильности 4
Сущность безработицы и причины ее образования 4
Типы безработицы. Кривая Филлипса 6
Показатели безработицы. Социально-экономические последствия безработицы 12
Анализ состояния безработицы в РК в современных условиях 15
Безработица в РК: причины, особенности, динамика 15
Проблемы, связанные с безработицей в РК 22
Государственная политика занятости 26
Заключение 34
Список использованной литературы 36
Приложение А. Сегменты рынка труда 37

Файлы: 1 файл

Курсовая по теме Видыи причины безработицы(1).doc

— 570.00 Кб (Скачать)

К 2016 году:

  • Программой занятости 2020 будут охвачены до 1,5 млн. человек;
  • уровень бедности снизится с 8,2 % до 6 %;
  • уровень безработицы не будет превышать 5,5 %;
  • доля самостоятельно занятых в составе занятого населения снизится с 33,3 % до 26 %;
  • дополнительный рост производительности труда за счет реализации Программы составит 20 %.

Количественные индикаторы до 2020 года будут определены по мере завершения первого этапа Программы с возможным внесением в нее соответствующих  изменений.

Реализация Программы осуществляется по следующим направлениям:

  • обучение и содействие в трудоустройстве  самозанятого, безработного и малообеспеченного населения;
  • содействие развитию предпринимательства на селе;
  • повышение мобильности трудовых ресурсов.

Одним из важнейших инструментов организации  исполнения Программы являются социальные контракты между местными органами занятости и непосредственными участниками Программы.

Социальный контракт – соглашение между местными органами занятости  и участниками Программы, предусматривающие  взаимные обязательства сторон по предоставлению (местные органы власти) и использованию  социальных услуг (участники Программы).

Предполагается возможность непосредственного  участия работодателей в профессиональном обучении участников Программы с  их последующим трудоустройством. В  этом случае предусматривается  введение с 2012 года возмещения до 70 % расходов работодателей, связанных с обучением участников Программы, по стоимости, установленной в государственных организациях образования для соответствующих специальностей.

 

 

Заключение

 

Сформулируем основные выводы по теме исследования.

Безработицу можно определить как наличие в стране людей, которые способны и желают трудиться по найму при сложившемся уровне оплаты труда, но не могут найти работу по своей специальности или трудоустроиться вообще.

Безработицу относят к макроэкономическим проблемам потому, что она:

- сама оказывает влияние, ощущаемое в масштабах всего хозяйства страны;

- порождается процессами, происходящими в масштабах всей экономики страны.

Осуществляемый в настоящее  время переход к форсированному индустриально-инновационному развитию, с одной стороны, расширяет возможности дальнейшего роста  занятости, а с другой – требует разработки и реализации новых подходов к вовлечению на рынок труда внутренних резервов рабочей силы, повышению качества и экономической активности трудовых ресурсов.

На 2008 – 2010 годы был разработан и утвержден постановлением Правительства Республики Казахстан от 20 ноября 2007 года № 1114 План мероприятий по совершенствованию системы занятости населения Республики Казахстан, направленный на предупреждение роста безработицы, содействие росту продуктивной занятости, повышение качества рабочей силы и  защиту национального рынка труда.

Однако с осени 2008 года под воздействием мирового финансово-экономического кризиса  в Республике Казахстан началось снижение темпов производства, наблюдался рост инфляции, произошло снижение занятости и, соответственно, уменьшение доходов населения. Полностью или частично приостановили производство 264 предприятия. Более сорока тысяч работников были переведены на режим частичной занятости, либо отправлены в отпуска без содержания. Численность безработного населения составила 559,3 тыс. человек (или 6,6 % от экономически активного населения).

Правительством РК разработана  государственная «Программа занятости 2020».

Реализация Программы  будет осуществляться в два этапа: первый этап – 2011 год будет являться пилотным годом, второй этап – 2012 – 2015 годы – время внедрения Программы; 2016 – 2020 годы – период полномасштабной реализации программы.

На первом этапе (2-е полугодие 2011 года) в пилотном режиме будут внедрены первое и второе направления Программы во всех регионах. Третье направление (переселения в точки экономического роста) будет осуществляться в соответствии с предложениями, поступившими от местных исполнительных органов. Будет создана соответствующая нормативная правовая база, отработан механизм переселения участников Программы в точки экономического роста, приняты меры по вовлечению участников Программы в реализацию проектов ГПФИИР. Проблема безработицы является ключевым вопросом в рыночной экономике, и, не решив его невозможно наладить эффективную деятельность экономики. Поскольку безработица представляет собой серьезную макроэкономическую проблему, выступает показателем макроэкономической нестабильности, государство предпринимает меры для борьбы с ней. Для разных типов безработицы, поскольку они обусловлены разными причинами, используются разные меры. Общими для всех типов безработицы являются такие меры как:

  • выплата пособий по безработице;
  • создание служб занятости (бюро по трудоустройству). Важным аспектом социально-экономического развития является борьба с бедностью и безработицей.

Проводимый мониторинг и анализ показателей рынка труда республики свидетельствует о снижении уровня безработицы и росте численности  занятого населения. Так, по данным Агентства Республики Казахстан по статистике в августе 2011 года уровень безработицы составил 8,2 % (против 8,3 % в августе 2010 года); численность занятых за январь-август  т.г. 7,4 млн. человек, что на 7 % больше чем в соответствующем периоде предыдущего года.

Количественные индикаторы до 2020 года будут определены по мере завершения первого этапа Программы с  возможным внесением в нее  соответствующих  изменений.

Реализация Программы осуществляется по следующим направлениям:

  • обучение и содействие в трудоустройстве  самозанятого, безработного и малообеспеченного населения;
  • содействие развитию предпринимательства на селе;
  • повышение мобильности трудовых ресурсов.

Одним из важнейших инструментов организации  исполнения Программы являются социальные контракты между местными органами занятости и непосредственными участниками Программы.

Одним из не менее важных элементов  в области регулирования рынка  труда и занятости населения, способным снять некоторое напряжение, является развитие временной занятости, в том числе организация такой формы занятости, как общественные работы.

 

Список использованной литературы

 

 

  1. Программа занятости 2020. Утверждена постановлением Правительства Республики Казахстан от «31» марта 2011 года № 316
  2. Абакумов Н. Безработица и самозанятость // Саясат. – 2009. – № 3-4 – С. 12-14
  3. Алимбаева С.  Рынок  труда и безработица // Поиск. – 2010. – № 4-5, – С. 22
  4. Барталиев К. Е. Основы управления экономикой в Казахстане / К. Е. Барталиев, – Алматы, 2008. – 547 с.
  5. Байбесенов А. Е. Пути совершенствования рынка труда Павлодарской области // Казахстанская правда, - №54, 2009.
  6. Бейсенов С. Рынок труда  // Экономика и жизнь – 2010 г. – № 3. – С. 26
  7. Бейсенов С. Инфраструктура рынка труда // Человек и труд – 2010. – № 1. – С. 24-25
  8. Булатов А. С. Экономика / А. С. Булатов, – Москва, 2009. – 547 с.
  9. Вамек А. Формируется рынок труда // Человек и труд – 2011 г. – №3. – С. 17-18
  10. Ермекова Е. Н. Уровень и тенденция занятости населения в Казахстане в переходный период / Е. Н. Ермеков, – 2009. – 498 с.
  11. Жилкибаева Э. Правовое положение антимонопольных органов Республики Казахстан // Предпринимательство и право. – 2011 – №15. – С. 12-14
  12. Козаков А. П, Минаева Н. В. Экономика / А. П. Козакова, Н В. Минаева, – Москва, 2009. – 569 с.
  13. Кривко Н. Рынок труда в РК // Труд в Казахстане. – 2011. – № 5. – С. 25
  14. Никифорова А. Рынок труда // Труд в Казахстане. – 2011. – №9. – С. 13
  15. Нурмагамбетов А. Рынок труда / А. Нурмагамбетов, – Алматы, 2011. – 547 с.
  16. Нуреев Р. М. Курс микроэкономики. / Р. М. Нуреев, – Москва, 2008. – 698 с
  17. Мамыров Н. К. Государственное регулирование в условиях Казахстана / Н. К. Мамыров, – Алматы, 2010. – 354 с.
  18. Усенова Г. Государственное регулирование рынка труда // Труд в Казахстане, – 2011. – №10. – С. 11-14
  19. Шалбаев С. Рынок труда в РК // Поиск. – 2009. – №4-5. – С. 41
  20. pz.enbek.gov.kz
  21. http://www.zakon.kz/
  22. http://www.zhumys-atyrau.kz/rus/

 

 

 

Приложение А

 

 

 

Рисунок А1 – Сегменты рынка труда




Информация о работе Виды и причины безработицы