Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 19:00, курсовая работа
Цель исследования – раскрыть сущность и содержание безработицы, её виды.
Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
изучить имеющуюся литературу по теме исследования;
раскрыть сущность понятия безработицы, виды безработицы, ее роль в современной рыночной экономике;
рассмотрение основных тенденций на казахстанском рынке труда и обозначить наиболее актуальные направления борьбы с безработицей.
Введение 3
Методологические основы безработицы как проявление макроэкономической нестабильности 4
Сущность безработицы и причины ее образования 4
Типы безработицы. Кривая Филлипса 6
Показатели безработицы. Социально-экономические последствия безработицы 12
Анализ состояния безработицы в РК в современных условиях 15
Безработица в РК: причины, особенности, динамика 15
Проблемы, связанные с безработицей в РК 22
Государственная политика занятости 26
Заключение 34
Список использованной литературы 36
Приложение А. Сегменты рынка труда 37
Спад производства – это причина, по которой безработными оказались тысячи граждан Казахстана. Это общеизвестно, что если предприятия заработают в полную мощность, то, люди предпочтут работать там, где им пожелается, и они при выборе будут ориентироваться на свою специальность, образование, интерес к работе в данной отрасли. Для этого правительство Республики сейчас привлекает иностранных инвесторов для возрождения производства и обеспечения рабочих мест.
Но при этом следует помнить, что даже на рынке труда должно быть некоторая численность «резерва», чтобы поддержать естественное условие конкуренции. Иначе при избытке рабочих мест будет повышаться спрос на рабочую силу и соответственно заработная плата. Но при невозможности компенсации издержек за счет средств производства в нашем государстве, производители будут повышать цены на товары и услуги, что вызовет скачок инфляции.
Во время перехода к рынку в Республике Казахстан при постоянной заработной плате, гиперинфляция, как волшебник, превращала заработок населения в гроши, которых не хватало для обеспечения себя и семьи. Люди стали заниматься коммерцией и, соответственно, оставили малодоходную работу. Также в советский строй нехватку средств на зарплату обеспечивало государство. Теперь же каждое предприятие испытало на себе всю суть рыночной экономики, и чтобы избежать разорения, в целях уменьшения издержек на производство, было вынуждено сокращать штат своих работников, так как уровень технологических достижений был очень низок, «на улице» оказались тысячи желающих найти работу. Таким образом, безработица является характерной чертой рыночной экономики (таблица 10).
Таблица 10 – Занятые и безработные в РК по полу, тыс. чел.
2009 |
2010 |
2011 | |
Численность занятых, в том числе |
6472.3 |
3070,6 |
2489,5 |
мужчины |
3520.9 |
1665,6 |
1304,1 |
женщины |
2951,4 |
1405,0 |
1185,4 |
Всего безработных в том числе |
967,8 |
925,0 |
955,2 |
Мужчины |
323,2 |
- |
382 |
Женщины |
644,6 |
- |
573 |
Из них зарегистрированных в том числе |
257,5 |
251,9 |
251,4 |
мужчины |
86,0 |
95,5 |
102, 0 |
женщины |
171,5 |
156,4 |
149,4 |
Исходя из анализа таблицы 10, можно заключить, что в 2011 году численность безработного населения составила 955,2 тыс.чел., что на 30,2 больше, чем в 2010 году. Из них зарегистрированных в 2011 году 251,4 тыс. чел., что на 0,5 тыс.чел. больше, чем в 2010 году.
В соответствии с уже накопленным службой занятости опытом и мнением экспертов увеличение числа безработных в Казахстане способствовало наличие следующих факторов:
Здесь перечислены далеко не все реально существующие пути пополнения армии потенциальных безработных. Под неучтенными источниками подразумеваются несколько групп населения. Как и в каждом государстве в Казахстане есть определенная часть населения не желающая работать. Эта группа постоянный иждивенец государства, на биржу труда не пойдет и не будет зарегистрирован в качестве безработных. Однако эта масса людей, достигающая по некоторым оценкам несколько миллионов человек, не оказывая давления на рынок труда, тем не менее, будет постоянно оказывать давление на бюджет, особенно когда войдет в силу закон о пособиях на бедность. Вторая группа – прямо или косвенно связанные с криминальным миром. По мере борьбы государства с преступностью, люди входящие в преступные группировки пополнят ряды безработных. Третья группа – люди состоятельные, но официально нигде не работающие, тоже формально являются безработными. В Казахстане в 1990-1995 годах наблюдалось резкое снижение объема ВВП, за пять лет – практически в два раза. В 1996 году падение объема ВВП было приостановлено. В 1997 году в Казахстане отмечен рост ВВП на 1,7 %. В результате влияния внешнего фактора реальный объем ВВП в 1998 году по сравнению с 1997 годом снизился на 2,6 %. В 2011 году отмечен рост объема ВВП – 17,2 %.
По состоянию на 1 октября 2011 г. по разрешениям на привлечение иностранной рабочей силы в республике работали 8,5 тысяч иностранных граждан (1.10.2010 г. – 8,6 тыс. чел., 2009 год – 7,4 тыс.чел.).
В организациях, привлекающих иностранных специалистов, в отчетный период были заняты 274,8 тыс. казахстанских граждан (на 55 тыс. чел. больше чем в аналогичном периоде прошлого года, на 46 тыс. больше, чем в 2009 году); создано 15,3 тысяч рабочих мест (1.10.2010 г. – 13,5 тыс., 1.10.2009 – 11,6 тыс.) и переобучено новым профессиям 3536 казахстанских граждан (1.10.2010 г. – 3266 чел., 1.10.2009 – 2400 чел).
Уполномоченные органы по вопросам занятости оказывают определённое содействие адаптации и трудоустройству оралманов. На 01.10.2011 г. число оралманов, состоящих на учете в органах занятости составило 3,9 тыс. (01.10.10 г – 5,6 тыс., 1.10.2009 – 4,2 тыс.), уровень их трудоустройства составил 45,2 % против 24 % за соответствующий период прошлого года, в 2009 году – 17 %.
В целях создания целостной и эффективной системы занятости, создания эффективного цивилизованного рынка труда, оперативно обеспечивающего работодателя рабочей силой необходимой квалификации, а работника – работой, достойной заработной платой и нормальными условиями труда в соответствии с Программой действий Правительства Министерством разрабатывается Программа занятости населения Республики Казахстан на 2011-2015 годы. В ходе разработки Программы особое внимание будет уделено снижению уровня безработицы, достижению сбалансированности рынка труда.
В настоящее время ведутся
3 Государственная политика занятости
Можно выделить следующие основные задачи, стоящие перед государством на рынке труда: во-первых, достижение такого соотношения между спросом и предложением труда, а также его активной и резервной частями, при котором, с одной стороны, обеспечивается необходимый уровень жизни основной массы населения, а с другой – сохраняются эффективные стимулы к труду [5, 4].
Во-вторых, формирование оптимальной
профессионально-отраслевой, квалифицированно
– образовательной и
В-третьих, необходимость интеграции Казахстана в международную систему разделения труда, что предполагает активную международную конкуренцию в сфере производства, науки и техники, организации управления.
Государство на рынке труда должно осуществлять систему мер целенаправленного воздействия на количественные и качественные аспекты развития и потребления работников, достижение большего соответствия их профессиональной подготовки современному уровню производства.
Кроме того, в настоящее время появились новые противоречия, такие как противоречия между достигнутым уровнем образования и квалификации основной массы работников и невозможностью их применения в условиях экономического спада, изменение статуса от «полностью и всегда занятого» до «возможно безработного», возросла конкуренция между отдельными группами трудоспособных по полу и возрасту, положению в иерархической системе казахстанского общества.
Процесс регулирования рынка труда государством предполагает осознанные и планомерные действия, минимизирующие отрицательные моменты рыночного механизма.
Это обусловлено тем, что в Казахстане в системе отношений между работодателями и работниками постоянно присутствует государство, которое, в свою очередь, также является крупным работодателем.
В частности, в государственном секторе занята существенная часть трудоспособного населения, государство регулирует условия найма и увольнения работников в негосударственном секторе, кроме того, между государством и населением существуют отношения по поводу трудоустройства, обучения, перемещения, социального обеспечения.
Воздействие на воспроизводство и
использование трудовых ресурсов происходит
через особые учреждения (министерства
и ведомства), которые наделены исполнительной
властью функциями регулировани
Можно выделить два основных направления деятельности государства на рынке труда, а именно: социальное и экономическое.
К первому относятся меры, регулирующие количественные соотношения между спросом и предложением труда, содержащие рост безработицы, направленные на изучение конъюнктуры на рынке труда, а также трудоустройство отдельных категорий работников.
Ко второму – комплекс мер воздействия на качество трудовых ресурсов, их пропорции, повышение квалификации и производительное потребление.
При этом следует подчеркнуть динамизм государственного регулирования на рынке труда, когда каждому этапу развития российского общества или экономического цикла соответствует специфическая экономическая политика [6, 4].
Государственное регулирование рынка труда должно развиваться как экстенсивно, так и интенсивно.
Под экстенсивными методами подразумеваются занятость в государственном секторе экономики и влияние на занятость на негосударственных предприятиях путем предоставления государственного заказа. Интенсивное развитие предполагает рост влияния государства непосредственно на рынок труда, а также воспроизводство трудовых ресурсов, условия найма и производственную мобильность.
При этом непосредственная государственная политика на рынке труда должна быть составляющим элементом общеэкономической политики государства, направленной на ускорение роста экономии, ее структурной перестройки, стимулирование инвестиционного и потребительского спроса и т.д. В общей системе государственного регулирования рынка труда можно выделить два основных типа воздействия: прямое и косвенное.
Прямое воздействие носит
Косвенно воздействуют на рынок
труда, изменяя условия
Если прямое воздействие оказывает влияние в основном на предложение труда, то косвенное – на спрос.
2011 год был достаточно активным в плане изменений и преобразований, происходивших на всех рынках страны, в том числе и на рынке труда.