Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2012 в 20:41, курсовая работа
Целью данной работы является выявить проблемы и обозначить
перспективы взаимодействия Российской Федерации с международными экономическими и валютно-финансовыми организациями.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующий круг задач:
- выяснить причины возникновения и проследить историю развития международных экономических и валютно-финансовых организаций;
ВВЕДЕНИЕ.
ГЛАВА 1. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И ФИНАНСОВЫЕ
ОРГАНИЗАЦИИ: ВОЗНИКНОВЕНИЕ, СТРУКТУРА И РОЛЬ В РЕГУЛИРОВАНИИ ГЛОБАЛЬНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ.
1.1. Причины возникновения и этапы эволюции международных экономических и финансовых организаций.
1.2. Классификация и функции международных экономических и валютно-финансовых организаций.
1.3. Основные виды международных валютно-финансовых организаций.
ГЛАВА 2. ОЦЕНКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВАЛЮТНО-ФИНАНСОВЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.
2.1. Характер взаимоотношений России с МВФ.
2.2. Анализ динамики и современного состояния сотрудничества Российской Федерации с системой Всемирного (Мирового) банка.
2.3. Особенности и перспективы взаимодействия России с Парижским и Лондонским клубами.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.
Рязанская государственная радиотехническая академия
Контрольная работа по дисциплине
«Мировая экономика»
Тема: «Участие России в валютно-финансовых и кредитных международных организациях»
выполнила студентка 4 курса
факультета:
Государственное и муниципальное управление
Савина Светлана Николаевна
2011 год
ВВЕДЕНИЕ.
ГЛАВА 1. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И ФИНАНСОВЫЕ
ОРГАНИЗАЦИИ: ВОЗНИКНОВЕНИЕ, СТРУКТУРА И РОЛЬ В РЕГУЛИРОВАНИИ ГЛОБАЛЬНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ.
1.1. Причины возникновения и этапы эволюции международных экономических и финансовых организаций.
1.2. Классификация и функции
1.3. Основные виды международных валютно-финансовых организаций.
ГЛАВА 2.
ОЦЕНКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВАЛЮТНО-
2.1. Характер взаимоотношений России с МВФ.
2.2. Анализ
динамики и современного
2.3. Особенности и перспективы взаимодействия России с Парижским и Лондонским клубами.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.
ВВЕДЕНИЕ
В условиях возросшей взаимозависимости практически все государства заинтересованы в сотрудничестве с международными экономическими и валютно-финансовыми организациями, которые составляют одно из важнейших звеньев международной финансовой системы и являются основным источником необходимых финансовых ресурсов для стран с развивающейся и переходной экономикой.
Одни государства используют эти организации в качестве проводников своей стратегической экономической политики, другие находят интерес в своем участии в них в качестве доноров, а третьи - реципиенты - сотрудничают с ними в целях привлечения льготных кредитов для инвестиционных проектов и решения проблем дефицитного бюджетного финансирования. Четвертые, что хуже всего, уже не могут существовать без их помощи и находятся у них в долговой зависимости. Эти организации объединяет общая цель — развитие сотрудничества и обеспечение целостности и стабилизации сложного и противоречивого всемирного хозяйства. Среди них особое место занимают организации в системе ООН: Международный валютный фонд (МВФ) и группа Всемирного банка – Международный банк реконструкции и развития (МБРР) и три его филиала – Международная ассоциация развития (МАО), Международная финансовая корпорация (МФК) и Многостороннее инвестиционно-гарантийное агентство (МИГА), а также неправительственные организации Парижский и Лондонский клубы.
Международные экономические и валютно-финансовые организации занимают важное место в системе международных экономических отношений, а также в настоящее время оказывают существенное влияние на развитие экономики России. Прошедшее десятилетие свидетельствует, в целом об активизации сотрудничества России с международным финансовым сообществом, путем прямого членства в организациях с международным статусом или на договорной основе. Участие в этих организациях в принципе открывает более широкие возможности для получения ресурсов на цели реструктурирования экономики и развития, поскольку соглашения с МВФ являются положительным сигналом для инвесторов. Достижение соглашений с МВФ также позволяет прийти к соглашениям о переоформлении российской внешней задолженности, большая часть которой представляет долги бывшего СССР, с Парижским и Лондонским клубами. Весьма важно и то, что, являясь членом международных валютно-финансовых и кредитных организаций, Россия приобщается к богатому опыту регулирования валютной, кредитной и финансовых сфер, накопленному мировым сообществом.
В этом и заключается актуальность рассматриваемой темы.
Объектом исследования данной работы является современная
международная валютная система и деятельность в рамках нее надгосударственных
финансовых структур.
Предметом исследования
являются международные валютно-
Целью данной работы является выявить проблемы и обозначить
перспективы взаимодействия Российской Федерации с международными экономическими и валютно-финансовыми организациями.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующий круг задач:
- выяснить причины возникновения и проследить историю развития международных экономических и валютно-финансовых организаций;
- рассмотреть классификацию и раскрыть функции этих организаций;
- описать деятельность основных видов международных валютно-кредитных организаций;
- оценить деятельность валютно-финансовых организаций в Российской Федерации, на примере взаимоотношений с МВФ, группой Всемирного банка, Парижским и Лондонским клубами.
Из определения предмета и сформулированных задач вытекает структура данной работы. Она состоит из введения, двух глав, заключения и приложения.
Первая глава дает основные характеристики международным экономическим и валютно-финансовым организациям, их структуру и роль в международных экономических отношениях. Вторая глава посвящена более детальному рассмотрению взаимоотношений России с международными экономическими и валютно-финансовыми организациями, в частности, с МВФ, группой Всемирного банка, Парижским и Лондонским клубами. Методологической и теоретической основой исследования стали фундаментальные концепции и гипотезы, труды российских экономистов и ученых, исследующих проблемы по изучаемой теме представленные и обоснованные в отечественной и мировой экономической литературе. В ходе работы над темой использовался анализ статистических данных и научных публикаций, он проводился с применением метода сравнительного анализа. Эмпирической базой выступают статистические данные Центрального банка Российской Федерации, отчетные материалы Министерства Финансов и Центрального банка, информационные ресурсы глобальной сети Интернет.
Научная и практическая значимость работы состоит в том, что сделанные выводы и предложения позволяют расширить степень исследований. Некоторые материалы могут быть использованы для проведения семинаров по проблемам совершенствования взаимоотношений Российской Федерации с международными экономическими и валютно-финансовыми организациями.
Целью данной работы является исследование международных финансовых
институтов, их правового статуса на мировой арене и степени участия в них
России. Для этого необходимо:
- изучить структуру, механизмы и цели деятельности международных финансовых
институтов;
- выявить доли участи России в этих организациях.
ГЛАВА 1. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И
ФИНАНСОВЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ: ВОЗНИКНОВЕНИЕ, СТРУКТУРА И РОЛЬ В РЕГУЛИРОВАНИИ
ГЛОБАЛЬНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ
1.1. Причины возникновения и этапы эволюции международных экономических и
финансовых организаций
К началу XXI века под воздействием
процесса глобализации произошли кардинальные изменения в состоянии
и характере развития всего мирового хозяйства.
Глобализация мировой экономики выступает
объективной тенденцией развития, которой,
видимо, нет другой реальной альтернативы,
по крайней мере, в ближайшей перспективе.
Она создает условия для более эффективного
перераспределения и использования в
мировом масштабе производственно-
Практика показывает, что многие сложные проблемы, порожденные ею, могут быть решены только на межгосударственном или наднациональном уровне. Сегодня важную роль в регулировании глобальных процессов играют международные экономические организации, представляющие собой одно из звеньев усложняющегося многоярусного механизма управления мирохозяйственных связей.
Процесс создания международных организаций начался во второй половине прошлого века. После окончания Второй мировой войны произошло четкое осознание необходимости обсуждения насущных политических и экономических проблем в рамках всего мирового сообщества. Основой международного сотрудничества должен был стать новый мировой порядок, базирующийся на либерализме, сотрудничестве, открытости и диалоге, свободном от какой бы то ни было конфронтации. Создание международных организаций явилось результатом поиска эффективных мер для разрешения сложных, чрезвычайных или кризисных ситуаций в жизни государств. Когда усилия национальной дипломатии оказывались недостаточными для того, чтобы справиться с проблемами современных международных отношений, правительства стремились найти адекватные методы взаимодействия в виде многосторонних консультаций, сотрудничества и совместных шагов в этом направлении.
В основе бурного роста международных организаций лежали и чисто экономические причины. XX в. характеризовался взрывным ростом международных экономических связей во всех формах: торговли, вывоза капитала, производственного кооперирования, научно-технического взаимодействия, миграции рабочей силы. Сдвиги в сферах производства, коммуникаций, торговли, зарубежного инвестирования и финансов привели к невиданной прежде степени вовлеченности стран в мирохозяйственные связи и превратили мировую экономику в целостный глобальный организм, спаянный уже не просто международным разделением труда, но и гигантскими по своим масштабам, порой всемирными производственно-сбытовыми структурами, глобальной финансовой системой и информационной сетью.
В то же время увеличивающаяся
Некоторые процессы, особенно в валютно-финансовой сфере, приобрели масштабный глобальный характер и уже не поддаются регулирующим действиям отдельных государств. Международные экономические и политические процессы переросли из межнациональных во вненациональные, глобальные. Эффективность экономического регулирования на национальном уровне снизилась и сделала неизбежным возникновение наднациональных форм регулирования. Снижение дееспособности национальных государств в экономической сфере, нарастающий процесс усиления хозяйственной взаимосвязи и взаимозависимости государств объективно поставили перед человечеством задачу нахождения принципиально новых механизмов регулирования глобальной экономики.
В условиях глобализации межгосударственные границы применительно к экономическим отношениям приобрели новое значение, что потребовало создания и новой системы регулирования, основанной на принципах либерализации и устранения торговых барьеров, обеспечения свободного движения капиталов и т.д. Это могло быть достигнуто только за счет координации правовых режимов в области торговли и инвестиций. Несогласованность национальных законодательств неизбежно порождала серьезные проблемы и споры между экономическими субъектами и между государствами. Появилась потребность в создании универсального механизма регулирования международных экономических отношений, включающих в себя разнообразные средства и методы: тарифы, цены, налоги, кредиты. Насущной необходимостью стала разработка совместной валютно-финансовой политики, достижение в этой области стабильности, способной обеспечить конвертируемость национальных валют, облегчить взаимные расчеты.
Огромная разница в
социально-экономических
В настоящее время насчитывается более 4 тысяч международных организаций. Ведущая среди них — Организация Объединенных Наций (ООН) с ее разветвленной системой экономических органов, Международный валютный фонд (МВФ), Международный банк реконструкции и развития (МБРР). Несомненно, направления многостороннего регулирования, осуществляемого международными организациями, в значительной степени зависят от конкретных интересов участвующих в нем государств, политики их правительств и деятельности государственных органов. В то же время, не затрагивая национального суверенитета его участников, многостороннее регулирование оказывает воздействие на принимаемые правительственные решения по вопросам торговых, валютных, финансовых отношений. В сферу государственной политики в этой области входит не только регулирование, но и содействие развитию мирохозяйственных связей, оказание поддержки участникам внешнеэкономической сферы деятельности на межправительственном уровне и в рамках международных организаций.
Ключевым аспектом в разработке совместной экономической стратегии и многостороннем регулировании мирохозяйственных связей являлось определение правил и норм, создающих стимулы для отдельных государств действовать в коллективных интересах.
Международные экономические организации — это институт многосторонних межгосударственных отношений, имеющий согласованные его участниками цели, компетенцию и свои постоянные органы, а также другие специфические политико-организационные нормы, в числе которых устав, процедура, членство, порядок принятия решений и др. Они могут включать также совещания, конференции, конгрессы, которые осуществляют свою деятельность в течение ограниченного периода времени и не имеют устава и рабочих органов.
Международные валютно-кредитные организации – международные экономические организации, созданные на основе межгосударственных соглашений с целью регулирования валютных и кредитно-финансовых отношений между странами, содействия экономическому развитию стран, кредитной помощи. В число таких организаций входят Банк международных расчетов, Международный валютный фонд, Международная ассоциация развития (МАР), Международная финансовая корпорация (МФК), региональные международные банки развития.
Информация о работе Участие России в валютно-финансовых и кредитных международных организациях