Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2012 в 20:41, курсовая работа
Целью данной работы является выявить проблемы и обозначить
перспективы взаимодействия Российской Федерации с международными экономическими и валютно-финансовыми организациями.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующий круг задач:
- выяснить причины возникновения и проследить историю развития международных экономических и валютно-финансовых организаций;
ВВЕДЕНИЕ.
ГЛАВА 1. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И ФИНАНСОВЫЕ
ОРГАНИЗАЦИИ: ВОЗНИКНОВЕНИЕ, СТРУКТУРА И РОЛЬ В РЕГУЛИРОВАНИИ ГЛОБАЛЬНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ.
1.1. Причины возникновения и этапы эволюции международных экономических и финансовых организаций.
1.2. Классификация и функции международных экономических и валютно-финансовых организаций.
1.3. Основные виды международных валютно-финансовых организаций.
ГЛАВА 2. ОЦЕНКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВАЛЮТНО-ФИНАНСОВЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.
2.1. Характер взаимоотношений России с МВФ.
2.2. Анализ динамики и современного состояния сотрудничества Российской Федерации с системой Всемирного (Мирового) банка.
2.3. Особенности и перспективы взаимодействия России с Парижским и Лондонским клубами.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.
Возникновение международных финансовых институтов обусловлено следующими причинами:
- Усиление интернационализации хозяйственной жизни, образование ТНК и ТНБ, выходящих за национальные границы.
- Развитие межгосударственного регулирования мирохозяйственных связей, в том числе валютно-кредитных и финансовых отношений.
- Необходимость совместного решения проблем, нестабильности мировой экономики, включая мировую валютную систему, мировые рынки валют, кредитов, ценных бумаг, золота.
Создание этих межгосударственных институтов во многом диктуется необходимостью решения формально различных, но взаимосвязанных задач. С одной стороны, процесс глобализации мирохозяйственных связей высвечивает проблемы и противоречия, сохраняющиеся на национальном уровне между регулирующими функциями государственных административных органов и потребностями беспрепятственного развития национальных производительных сил. В этом плане межгосударственные институты, а также согласованные правовые нормы, лежащие в их основе, препятствуют попыткам нарушения конкурентной среды на национальном уровне. С другой стороны, многосторонние организации являются теми механизмами, в рамках которых представители национальных администраций стран-участниц могут вести переговоры о взаимном устранении препятствий на уровне межгосударственных отношений.
Иными словами, деятельность международных организаций позволяет "расчищать" дорогу процессам глобализации, как на национальном, так и международном уровнях. Многостороннее регулирование мирохозяйственных связей постоянно развивается и совершенствуется. Расширение сфер сотрудничества между государствами, усложнение мировой экономической системы, прежде всего, предполагало изменение функций и структуры международных организаций, а также совершенствование форм, методов и механизмов самого многостороннего регулирования. Часть организаций, исчерпав потенциал, прекращала существование или трансформировала свою деятельность. В то же время по мере необходимости учреждались новые международные
институты.
Так, появление на международной
арене значительного коли
Несомненно, ключевыми элементами многостороннего механизма регулирования мировой экономики являются МВФ и Всемирный банк.
Международные финансовые организации (МФО) создаются путем объединения финансовых ресурсов странами-участниками для решения определенных задач в области развития мировой экономики.
Этими задачами могут быть:
- операции на международном валютном и фондовом рынке с целью стабилизации и регулирования мировой экономики, поддержания и стимулирования международной торговли;
- межгосударственные кредиты - кредиты на осуществление государственных проектов и финансирование бюджетного дефицита;
- инвестиционная деятельность/кредитование в области международных проектов (проектов, затрагивающих интересы нескольких стран, участвующих в проекте как напрямую, так и через коммерческие организации-резиденты)
- инвестиционная деятельность/кредитование в области “внутренних” проектов (проектов, непосредственно затрагивающих интересы одной страны или коммерческой организации-резидента), осуществление которых способно оказать благоприятное воздействие на международный бизнес (например, инфраструктурные проекты, проекты в области информационных технологий, развития транспортных и коммуникационных сетей и т.п.)
- благотворительная деятельность (финансирование программ международной помощи) и финансирование фундаментальных научных исследований.
Для осуществления своих функций, международные финансовые организации используют весь спектр современных технологий финансового и инвестиционного анализа и управления рисками, от фундаментального исследования потенциального инвестиционного проекта (для чего, чаще всего, привлекаются специализированные команды или институты экспертов международной квалификации, международные аудиторские фирмы и инвестиционные банки) до операций на глобальных фондовых рынках (рынках производных ценных бумаг).
Международные организации создаются государствами совместно. Процесс создания международной организации проходит в три этапа: принятие учредительного документа, создание материальной структуры организации, созыв главных органов.
Первый шаг предполагает
созыв международной конференци
Второй этап предполагает создание материальной структуры организации. В этих целях наиболее часто используются специально подготовленные органы, которые подготавливают проекты правил процедуры будущих органов организации, перерабатывают весь круг вопросов, касающийся создания штаб-квартиры и др. Созыв главных органов завершает мероприятия по созданию международной организации.
Значительное развитие международные финансовые организации получили во второй половине XX в. Например, со временем одними из крупнейших в мире кредиторов многих стран стали МВФ и МБРР, образовавшие группу Всемирного банка в составе еще трех международные финансовые организации. Вместе они существенно потеснили коммерческих кредиторов, одновременно «привив» властям соответствующих государств вкус к дешевым заимствованиям, над задачей обслуживания и погашения которых придется думать, вероятно, не должникам, а последующим поколениям.
Кроме того, система пополнилась
региональными банками
В середине 80-х гг. под воздействием своих главных акционеров, увидевших готовность СССР пересмотреть прежнюю политику, МВФ и МБРР начали контакты с СССР. Их высшие чиновники обращались к руководству СССР с посланиями, встречались с ним в 1985-1990 гг., уже было понятно: момент вступления СССР приближается. В то время СССР в поисках заимствований, естественно, обратил свой взор на МВФ и МБРР. Осенью 1990 г. советская делегация участвовала в качестве наблюдателя в их ежегодном собрании. На саммите стран «большой семерки» и СССР в Лондоне (1991 г.) было поддержано вступление СССР в МВФ и группу Всемирного банка. В это же время СССР подал официальные заявки о приеме в эти организации, однако вступление не состоялось - СССР распался. Лишь в учреждении одной из международных финансовых организаций совместно с десятками других стран СССР успел принять участие - в Европейском банке реконструкции и развития.
Россия унаследовала от СССР богатый опыт наблюдения за работой международных финансовых организаций, скромный - их учреждения и участия в них, а именно - в Международный банк экономического сотрудничества (МБЭС), Международный инвестиционный банк (МИБ) и Европейский банк реконструкции и развития (первый и второй оказались обременены большой и частично безнадежной дебиторской и значительной кредиторской задолженностью).
В середине 1992 г. Россия поставила свою подпись под учредительными документами МВФ и МБРР (официальные заявки на вступление в них Россия подала еще в начале января 1992 г.), став в 1992-1993 гг. членом организаций, входящих в МВФ и группу Всемирного банка. Выбора не было: кредиторы оказались не склонны продолжать предоставлять России средства в прежних (или нужных) объемах иначе, как через международные финансовые организации, а облегчение долгового бремени могло осуществляться при отсутствии собственных ресурсов и при наличии программ, поддерживаемых МВФ.
Россия стала членом
системы международных
В результате, если в довоенные годы существовал лишь Банк международных расчетов в Базеле (Швейцария), то в настоящее время функционирует целая система международных валютно-кредитных организаций как глобального, так и регионального характера (Азиатский банк развития, Межамериканский банк развития, Африканский банк развития, Европейский банк реконструкции и развития и др.).
Радикальные изменения в мировом хозяйстве на рубеже 80-90-х годов привели к необходимости адаптации международных валютно-кредитных и финансовых организаций к новым условиям деятельности. Существенна роль валютно-кредитных институтов в углублении интеграционных процессов в Западной Европе. Участие России в международных валютно-финансовых и кредитных институтах открывает перед ней более широкие возможности привлечения финансовых ресурсов, необходимых для реформирования экономики.
1.2. Классификация и функции международных
экономических и валютно-финансовых организаций
Институциональная структура
международных валютно-
Международные валютно-кредитные и финансовые организации условно можно назвать международными финансовыми институтами. Эти организации преследуют следующие цели:
- объединить усилия мирового сообщества в целях стабилизации международных
финансов и мировой экономики;
- осуществлять
- совместно разрабатывать и координировать стратегию и тактику мировой
валютной и кредитно-финансовой политики.
У всех международных финансовых организаций много общего, однако, каждая из них решает свои задачи, поэтому они имеют: различный капитал, свои органы управления (в группе Всемирного банка - частично единые), специфические операционные механизмы и набор финансовых инструментов, разные правила предоставления ресурсов и т.д.; велики расхождения и в стоимости заимствований у них.
Являясь звеньями общей системы, международные финансовые организации обладают своими особенностями, с учетом которых могут быть сгруппированы и охарактеризованы следующим образом:
• бреттон-вудские организации (МБРР и МВФ) по членскому составу являются универсальными, имеют всемирное значение, тогда как остальные образованы либо по региональному принципу (МБЭС, МИБ, МГБ и ЧБТР), либо по другим принципам, хотя и объединяют крупную группу стран (ЕБРР и БМР);
• две международные финансовые организации учреждены с целью межсистемной помощи (МАР -развивающимся странам, ЕБРР - странам с переходной экономикой);
• ЕБРР изначально,
путем включения соответствующе
• МБЭС и МИБ сейчас практически не ведут основной деятельности, поскольку еще не урегулировали отношения с кредиторами и должниками (крупнейший из последних - Россия). МГБ (имеет малый капитал) осуществляет ограниченный объем операций, возможности же привлечения ресурсов на рынках для него ограничены, ЧБТР лишь только начинает свою работу;
• МБЭС служил своего рода клиринговым центром, МИБ был инвестиционным учреждением, а ЕБРР, МАГИ и МФК специализируются на поддержке инвестиций.
При этом ЧБТР задуман как институт одновременно торгового и проектного финансирования, МАР поддерживает проекты развития в ограниченном круге стран-членов на особо льготных условиях. Другие имеют более глобальные задачи.
Международные финансовые организации, являясь частью системы международных экономических организаций, классифицируются согласно принципам группировки последних. Рассмотрим подробнее. Для чего используем наиболее известные в российской научной литературе классификации.
Информация о работе Участие России в валютно-финансовых и кредитных международных организациях