Участие России в валютно-финансовых и кредитных международных организациях

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2012 в 20:41, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является выявить проблемы и обозначить
перспективы взаимодействия Российской Федерации с международными экономическими и валютно-финансовыми организациями.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующий круг задач:
- выяснить причины возникновения и проследить историю развития международных экономических и валютно-финансовых организаций;

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ.
ГЛАВА 1. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И ФИНАНСОВЫЕ
ОРГАНИЗАЦИИ: ВОЗНИКНОВЕНИЕ, СТРУКТУРА И РОЛЬ В РЕГУЛИРОВАНИИ ГЛОБАЛЬНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ.
1.1. Причины возникновения и этапы эволюции международных экономических и финансовых организаций.
1.2. Классификация и функции международных экономических и валютно-финансовых организаций.
1.3. Основные виды международных валютно-финансовых организаций.
ГЛАВА 2. ОЦЕНКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВАЛЮТНО-ФИНАНСОВЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.
2.1. Характер взаимоотношений России с МВФ.
2.2. Анализ динамики и современного состояния сотрудничества Российской Федерации с системой Всемирного (Мирового) банка.
2.3. Особенности и перспективы взаимодействия России с Парижским и Лондонским клубами.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

Файлы: 1 файл

КР Мировая экономика.doc

— 324.50 Кб (Скачать)

Международные экономические  организации, осуществляющие регулирование в системе мирового хозяйства, можно классифицировать по двум основным принципам: по организационному принципу и по сфере многостороннего регулирования.

Классификация международных  экономических организаций по организационному принципу в качестве основы предполагает участие или неучастие организации в системе Организации Объединенных Наций, а также принимает во внимание профиль организаций и цели их деятельности. При таком подходе международные экономические организации можно разделить на следующие группы.

1. Международные экономические организации системы ООН.

2. Международные экономические организации, не входящие в

систему ООН.

3. Региональные экономические организации.

Классификация международных  экономических организаций по сфере

многостороннего регулирования  предполагает их деление на следующие  группы.

1. Международные экономические  организации, регулирующие экономическое и промышленное сотрудничество и отрасли мирового хозяйства.

2. Международные экономические  организации в системе регулирования мировой торговли.

3. Региональные экономические  организации в системе регулирования­ мирового хозяйства.

4. Международные и региональные экономические организации, осуществляющие регулирование предпринимательской деятельности.

5. Международные неправительственные  организации и объединения, содействующие

развитию международных хозяйственных связей.

 Все международные и региональные экономические организации, входящие в перечисленные выше первые четыре категории, являются межправительственными организациями, которые именуются также межгосударственными или многосторонними. Помимо межправительственных организаций в классификацию включены международные неправительственные экономические организации и объединения, содействующие развитию мирохозяйственных связей.

В современных условиях выделяют следующие виды этих организаций.

1. Межгосударственные универсальные организации, цель и предмет деятельности которых представляют интерес всех государств мира. Среди них можно выделить МВФ, МБРР и его дочерние организации – МФК, МАР, МАГИ.

2. Межгосударственные организации регионального и межрегионального характера, которые создаются государствами для решения различных вопросов, в том числе экономических и финансовых. Примером организаций первого типа служит ЕБРР.

3. Международные экономические организации, представленные полуформальными объединениями типа «семерки». От состояния экономики этих лидеров мирового хозяйства во многом зависит экономическая «погода» на всей планете. Поэтому в ходе ежегодных конференций рассматривают наиболее актуальные проблемы мировой экономики и вырабатывают общую линию поведения. Эти решения часто определяют политику МВФ, МБРР и других международных экономических организаций. К этому виду организаций также следует отнести Парижский клуб стран-кредиторов (действующий на межгосударственном уровне) и Лондонский клуб (действующий на межбанковском уровне).

4. Различные торгово-экономические, валютно-финансовые и

кредитные, отраслевые или  специализированные организации. К  ним относят  МФК, МАР, МАГИ, БМР.

Более подробную классификацию  предлагает известный специалист-международник  – Жуков Е.Ф. Международные организации он разделяет по ряду критериев, в частности

1. В зависимости от  круга членов различают организации  всеобщие или

ограниченного состава. Всеобщие или универсальные международные экономические организации потенциально рассчитаны на участие всех государств, хотя даже сегодня в ООН некоторые страны по разным причинам не участвуют. В некоторых МФО участвуют только промышленно развитые страны (Лондонский клуб). Членами других организаций – только страны одного региона (ЕБРР).

2. В зависимости от  характера компетенции организации делятся на обладающие общей и специальной компетенцией. Компетенция международной организации – это объект или сфера ее предметной деятельности, а также представляемые ей для этого полномочия. Компетенция международной организации имеет договорную основу и ограничена договорными рамками. В первом случае компетенция не ограничена какой-либо одной сферой сотрудничества. А специальные - Международный   банк   реконструкции   и развития (МБРР), Международная ассоциация развития (МАР), Международная финансовая корпорация (МФК), Международный валютный фонд (МВФ),  Многостороннее агентство по гарантированию инвестиций (МАГИ).

3. По соотношению объема  компетенции, передаваемой государствами международной организации различают:

— межправительственные организации, выполняющие координационные функции, в которых перераспределенная компетенция остается совместной для государства и организации;

— международные организации, выполняющие отдельные наднациональные функции, обладающие исключительной компетенцией по ряду вопросов и ограничивающие функции государств-членов в их решении. Примером может служить обязательность выполнения решений МВФ и Мирового банка в валютно-кредитной сфере для стран- участниц;

— наднациональные организации, созданные для формирования правил, обязательных для государств-членов, и механизмов контроля и принуждения участников к соблюдению этих правил. Подобными функциями наделены наднациональные органы Европейского Союза: Европейский совет, Европейский парламент и др.

4. В зависимости от сферы международного  регулирования международные

организации классифицируются как:

— международные экономические  организации, регулирующие экономическое и промышленное сотрудничество и отрасли мировой экономики;

— международные экономические  организации, регулирующие мировую  торговлю;

— международные валютно-кредитные  и финансовые организации (Международный валютный фонд, институты Мирового банка и др.);

— международные и региональные организации, регулирующие предпринимательскую деятельность (Межамериканская инвестиционная корпорация — МАИК, Северный инвестиционный банк — СИБ и др.);

— международные неправительственные  организации и объединения, содействующие развитию мирохозяйственных связей (Парижский клуб).

Рыбалкин В.Е. делит  международные организации по характеру  членства – на межгосударственные и неправительственные. При этом отмечая, что для межгосударственной организации характерны следующие признаки: членство государств; наличие учредительного международного договора; постоянные органы; уважение суверенитета; государств-членов (например, МВФ). С учетом этих признаков он констатирует, что международная межправительственная организация – это объединение государств, учрежденное на основе международного договора для достижения общих целей, имеющие постоянные органы и действующие в общих интересах государств – членов при уважении их суверенитета.

Главным признаком неправительственных  международных организаций выделяется то, что, они созданы не на основе межгосударственного договора, членами которых могут быть объединения производителей, компании, фирмы, научные общества и

другие организации.

Этот же источник с  точки зрения порядка вступления в них организации подразделяет на открытые (любое государство может стать членом по своему усмотрению) и закрытые (прием с согласия учредителей). Независимо от типа международные финансовые организации в современных международных отношениях играют существенную роль как форма сотрудничества государств и многосторонней дипломатии.

Сущность происходящего в международной  организации процесса состоит в  выявлении интересов членов, их согласовании, выработке на этой основе общей позиции и воли, определении соответствующих задач, а также методов и средств их решения. Основные фазы деятельности организации состоят в обсуждении, принятии решения и контроле за его исполнением. Отсюда вытекают три основных вида функций международной организации: регулирующие, контрольные, оперативные.

Под функциями следует понимать внешние проявления процессов ее деятельности по выполнению возложенных на нее задач. При этом организация вправе осуществлять свои функции только в пределах закрепленной за ней компетенции. Регулирующая функция является сегодня наиболее важной. Она состоит в принятии решений, определяющих цели, принципы, правила поведения государств-членов. Такого рода решения обладают лишь морально-политической обязательной силой, тем не менее, их воздействие на межгосударственные отношения и на международное право нельзя недооценивать: любому государству трудно противостоять решению международной организации. Резолюции организаций непосредственно не создают международно-правовых норм, но оказывают серьезное влияние, как на правотворческий, так и на правоприменительный процесс. Многие принципы и нормы международного права были первоначально сформулированы в резолюциях. Им принадлежит важная функция актуализации международных проблем путем их подтверждения и конкретизации применительно к реальностям международной жизни: применяя нормы к конкретным ситуациям, организации раскрывают их содержание.

Контрольные функции состоят в  осуществлении контроля за соответствием поведения государств нормам международного права, а также резолюциям. В этих целях организации вправе собирать и анализировать соответствующую информацию, обсуждать ее и выражать свое мнение в резолюциях. Во многих случаях государства обязаны регулярно представлять доклады о выполнении ими норм и актов организации в соответствующей области.

Оперативные функции  международных организаций заключаются  в достижении целей собственными средствами организации. В подавляющем большинстве случаев организация воздействует на реальность через суверенные государства-члены. Вместе с тем постепенно растет роль и непосредственной деятельности. Организации оказывают экономическую, научно-техническую и другую помощь, предоставляют консультационные услуги.

Логика изложения требует  подробного рассмотрения основных видов  международных финансовых организаций, являющихся объектом раскрываемой темы, а также конкретизации выполняемых ими специфических функций.

 

1.3. Основные  виды международных валютно-финансовых  организаций

 

Наиболее авторитетной международной финансовой организацией, как показала международная практика, является, несомненно, МВФ (International Monetary Fund, IMF) - межправительственная организация, предназначенная для регулирования валютно-кредитных отношений между государствами-членами и оказания им финансовой помощи при валютных затруднениях, вызываемых дефицитом платежного баланса, путем предоставления кратко- и среднесрочных кредитов в иностранной валюте. Фонд - специализированное учреждение ООН – практически служит институциональной основой мировой валютной системы. МВФ создан в 1944 году на конференции в Бреттон-Вудсе. в целях поддержания стабильности в международных валютных отношениях.  В момент создания в него входили 29 стран, в настоящее время - более 180. В 1992 г. членом МВФ стала Россия.

Основными задачами МВФ  являются:

1. содействие   развитию   международной   торговли   и валютно-финансовому сотрудничеству;

2. кредитование своих членов;

3. поддержание платежных балансов   стран-членов МВФ и регулирование курсов их валют;

4. разработка реформ по оздоровлению валютной системы мира.

Универсальность МВФ  по сравнению с другими организациями  определяется тем, что он сочетает регулирующие, консультативные и финансовые функции. Регулирующая функция МВФ состоит в том, что он осуществляет надзор за политикой стран-членов на предмет ее соответствия обязательствам, которые принимает на себя страна, вступая в Фонд. В соответствии с Уставом в центре внимания МВФ находятся вопросы наблюдения за политикой стран-членов в отношении валютных курсов. С углублением тенденций к становлению глобальной экономики указанная роль возросла. Это связано также с тем, что после вступления МВФ бывших социалистических стран эта организация стала подлинно всемирной.

Контроль за политикой  стран-членов  осуществляется в рамках регулярных, как

правило ежегодных двусторонних консультаций персонала МВФ с официальными представителями государств-членов. На этих  встречах обсуждению подлежат вопросы экономической политики, в том числе фискальной, валютной и кредитно- денежной, а также рассматривается состояние платежного баланса, внешнего долга страны.

Усиление контроля вызвано  глубокими изменениями в мировой  экономике, в частности, вследствие превращения ее в глобальную.

Усиление надзора осуществляется по трем направлениям:

- разрабатывается стандарт  представления странами-членами  статистических

данных о состоянии экономики, которые должны своевременно сообщаться в МВФ;

- фонд намеревается сделать надзор постоянным. В дополнение к ежегодным будут проводиться и другие консультации. Более часто вопросы развития экономики в отдельных странах будут обсуждаться на заседании Совета управляющих;

- главной задачей консультаций  и обсуждений должны стать политика государств-членов в отношении валютных курсов; состояние баланса движения капитала, а также повышение внимания к странам, чей экономический потенциал таков, что его воздействие ощущается за их пределами. МВФ будет усиливать региональный надзор там, где экономическая политика формируется на наднациональном уровне.

Основная финансовая функция МВФ состоит в предоставлении кредитов на общеэкономическую реструктуризацию. Использование страной-членом фонда ресурсов МВФ возможно лишь на определенных, весьма жестких условиях.

Информация о работе Участие России в валютно-финансовых и кредитных международных организациях