Участие России в валютно-финансовых и кредитных международных организациях

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2012 в 20:41, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является выявить проблемы и обозначить
перспективы взаимодействия Российской Федерации с международными экономическими и валютно-финансовыми организациями.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующий круг задач:
- выяснить причины возникновения и проследить историю развития международных экономических и валютно-финансовых организаций;

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ.
ГЛАВА 1. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И ФИНАНСОВЫЕ
ОРГАНИЗАЦИИ: ВОЗНИКНОВЕНИЕ, СТРУКТУРА И РОЛЬ В РЕГУЛИРОВАНИИ ГЛОБАЛЬНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ.
1.1. Причины возникновения и этапы эволюции международных экономических и финансовых организаций.
1.2. Классификация и функции международных экономических и валютно-финансовых организаций.
1.3. Основные виды международных валютно-финансовых организаций.
ГЛАВА 2. ОЦЕНКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВАЛЮТНО-ФИНАНСОВЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.
2.1. Характер взаимоотношений России с МВФ.
2.2. Анализ динамики и современного состояния сотрудничества Российской Федерации с системой Всемирного (Мирового) банка.
2.3. Особенности и перспективы взаимодействия России с Парижским и Лондонским клубами.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

Файлы: 1 файл

КР Мировая экономика.doc

— 324.50 Кб (Скачать)

3) Организации  бывшего СЭВ - МБЭС и МИБ, адаптированные к современным условиям;

4) Новые региональные межгосударственные банки – Черноморский банк торговли и развития и Межгосударственный банк СНГ;

5) Европейские банки – ЕИБ, СИБ (на договорной основе).

Сотрудничество России с каждой из этих организаций  имеет  разные цели, задачи и пути их решений, отличается, различаются эффективностью. Построение взаимоотношений России с МФО определяется конкретными историческими и экономическими факторами. В связи этим комплекс принципиальных установок данного сотрудничества можно разграничить на три подсистемы. Во-первых, глобальные принципы, определяющие цель и задачи МФО, и конкретные принципы их кредитных отношений со странами-членами. Во-вторых, национальные стратегии, определяющие содержание программ сотрудничество и условия взаимодействия с МФО. В-третьих, частные и общественные интересы, с одной стороны – государство – заемщики, с другой – руководство и основные акционеры МФО, преследующие цели расширения своего влияния и использования кредитов, выделяемых, в частности, России, в качестве источников получение прибыли.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В результате проделанного в работе анализа можно сказать, что международные валютно-кредитные учреждения, такие как Международный валютный фонд, Всемирный банк и Европейский банк реконструкции и развития, Парижский и Лондонский клубы играют значительную роль в организации международных кредитных отношений и поддержании стабильности международных расчетов.

Во-первых, их деятельность позволяет внести регулирующее начало и определенную стабильность в противоречивую целостность всемирного хозяйства, обеспечивая в целом бесперебойное функционирование валютно-финансовой сферы.

Во-вторых, они призваны служить форумом для налаживания сотрудничества между странами и государствами. С ослаблением идеологического противостояния эта задача становится все более актуальной.

В-третьих, возрастает значение международных валютно-финансовых организаций в сфере изучения, анализа и обобщения информации о тенденциях развития и выработки рекомендаций по важнейшим проблемам всемирного хозяйства.

В настоящее время  Российская Федерация является членом различных международных валютно-кредитных и финансовых институтов, а также развивает сотрудничество с    некоторыми  из них на договорной основе. Построение взаимоотношений России с МФО определяется конкретными историческими и экономическими факторами. В связи этим комплекс принципиальных установок данного сотрудничества можно разграничить на три подсистемы. Во-первых, глобальные принципы, определяющие цель и задачи МФО, и конкретные принципы их кредитных отношений со странами-членами. Во-вторых, национальные стратегии, определяющие содержание программ сотрудничество и условия взаимодействия с МФО. В-третьих, частные и общественные интересы, с одной стороны – государство – заемщики, с другой – руководство и основные акционеры МФО, преследующие цели расширения своего влияния и использования кредитов, выделяемых, в частности, России, в качестве источников получение прибыли.

Результаты взаимодействия России с МФО неоднозначны. Внешние  заимствования, особенно у МВФ, не всегда были эффективными и оправданными. Полученные средства в большинстве случаев использовались не для технологической перестройки экономики, а  для покрытия бюджетного дефицита  и обслуживания государственного долга. В целом проведенный анализ позволяет выделить ряд проблем сложившегося  сотрудничества  России с МФО, которые необходимо учитывать в перспективе, в частности, при совершенствовании отношений с международными региональными банками развития.

Во-первых, медленно осваивались  кредиты, предназначенные для реализации инвестиционных проектов  МБРР и ЕБРР, особенно в первые годы их деятельности в России. Причины этого кроются в отсутствии эффективного контроля за ходом реализации проектов российскими органами исполнительной власти, несовершенстве законодательной базы, регламентирующей использования кредитов, а также в недостаточном знакомстве экспертов МФО со спецификой российских условий.

Во-вторых, кредиты ведущих  МФО при их сравнительно невысокой  договорной стоимости связаны со значительными косвенными расходами (консультационными услуги, расходы на содержание групп реализации проектов, комиссии за обязательство и т.д.), а также требуют выполнения ряда условий до начала реализации кредитуемых проектов. Это в итоге снижает финансовую эффективность кредитов МФО и делает их сравнимыми по стоимости и по срокам с заимствованиями на мировом рынке.

В-третьих, практическое значение участия России межгосударственных банках (МБЭС, МИБ, МГБ) для развития отечественной экономики не соответствует ее доли в уставном капитале этих организаций и требует пересмотра государственной политики в отношении сотрудничества с ними.

Каждое из направлений  сотрудничества характеризуется соответствующими функциями, которые реализуются во взаимодействии с той или иной международной финансовой организацией: МВФ предоставляет займы для корректировки платежного баланса; МБРР выделяет кредиты под суверенные гарантии на проведение социально экономических реформ  переходного периода; ЕБРР кредитует инвестиционные проекты; небольшие многосторонние банки (МБЭС, МИБ, ЧБТР, МГБ) призваны кредитовать интеграционные проекты. Изучение функциональных отношений страны с МФО дает возможность прогнозировать благоприятные, неблагоприятные или нейтральные последствия, которые могут обусловить изменения в политике сотрудничества. Функциональный подход позволяет оценить роль, выполняемую МФО, с точки зрения реализации потребности стран-заемщиков или интересов стран-доноров.

Немаловажной причиной малой эффективности сотрудничества России с МФО являлось отсутствие обоснованной государственной политики в данной сфере.  В различных ведомствах долгое время (до середины 2003г.) отсутствовал системный подход к вопросу об этом сотрудничестве. Под МФО понималось лишь ведущие валютно-кредитные и финансовые организации-МВФ, Всемирный банк, ЕБРР,  в то время как Россия была членом более десяти организаций, имеющих подобный статус. В отношениях сотрудничества России с МФО доминировала  позиция страны-заемщика, рассчитывающей лишь на получение льготных кредитов и помощи.

Кроме того, получение  Россией замов часто не отвечало ее общеэкономическим целям. В результате наблюдалось значительное распыление заемных средств по большому числу не связанных между собой проектов.

Например, в 1998 году было предусмотрено получение кредита  на поставку технологического оборудования на молочный комбинат «Ставропольский». Однако в связи с финансовым кризисом 1998 года молочный комбинат «Ставропольский» оказался не в состоянии выплачивать сумму кредита, в результате чего ЕБРР прекратил рассмотрение всех ставропольских инвестиционных проектов до урегулирования спорных вопросов вокруг молочного комбината «Ставропольский».

Впервые  стратегический подход к сотрудничеству России с  Всемирным банкам был реализован при разработке государственной Программы сотрудничества (принята 21.02.2002 г.), затем была сформирована и принята Программа сотрудничество с ЕБРР, а в последующем разработана и представлена Программа сотрудничества с ЕИБ. Подготовка и реализация этих программ стали основой формирования государственной среднесрочной политике России по отношению к МФО.

В 2000- 2003гг. финансово-экономическая ситуация в России стала весьма благоприятной.  Профицит государственного бюджета, рост золотовалютных резервов, приток инвестиций, значительное повышение кредитного рейтинга и улучшение условий привлечение займов на внешних и внутренних рынках привели к снижению привлекательности займов МФО как источников финансирование бюджетных расходов, связанных с реализацией проектов в социальной  сфере и государственном управлении. Поэтому встал вопрос об изменении политики дальнейших государственных заимствований у МБРР и ЕБРР.

В перспективе рассматривается  предоставление  целевого кредита  ЕБРР ОАО "Газпром" на сумму 250 миллионов долларов. Кредитные средства предназначены для модернизации газоснабжения, реконструкции объектов по добыче и транспортировке газа, а также для создания бухгалтерской информационной системы. В московской штаб-квартире банка также отметили, что из общей суммы кредита средства ЕБРР составят 150 миллионов долларов, остальные 100 миллионов предполагается взять у группы инвесторов из числа международных банков.

Анализ участия России в МФО позволяет сформулировать ряд выводов, которые могут стать полезными с точки зрения совершенствования отношений с ними:

- сотрудничество с  МФО должно осуществляться на  основе соглашений, программ, стратегий, четко определяющих его цели, способствовать реализации среднесрочных программ социально-экономического развития, при этом должен применяться системный подход, базирующийся на принципе максимального использования сравнительных преимуществ сотрудничества с каждой МФО в качестве ее члена или на договорной основе;

- фундаментом сотрудничества  должны стать четкое определение  роли каждой из сторон и контроль за использование заимствованных средств, нужно разграничить ответственность и функции МФО и государственных ведомств, отвечающих за осуществление сотрудничества с ними  от имени Российской Федерации;

- концепция сотрудничества  должна быть ориентирована на  сокращение неэффективно используемых займов, а заемные ресурсы – сконцентрированы на реализации крупных инвестиционных проектов общегосударственного значения;

- информация о характере  и рамках соглашений о сотрудничестве  должна быть доступной как для государственных ведомств, так и для широкой общественности; министерства  и ведомства РФ, отвечающие за то или иное направление сотрудничества, должны, например, размещать соответствующую информацию на своих веб-сайтах;

- государственная политика  сотрудничества России с МФО,  на современном этапе должна быть ориентирована на минимизацию заимствований, а на эффективное использование возможностей и преимуществ, которое предоставляет членство в МФО, ведь сотрудничество в них заключается не только в получении займов для финансирования некоторых программ и проектов внутреннего значения, а представляет собой комплекс взаимодополняющих функций, нацеленных на реализацию национальных интересов в мировой экономике и политике.

Каждое из рассмотренных  направлений сотрудничества России с МФО призвано содействовать решению актуальных социально-экономических задач, в частности, стимулировать развитие отечественного несырьевого экспорта. С учетом этого встает задача поиска новых направлений участия России в МФО, которые способствовали расширению экспорта промышленной продукции и наукоемких услуг.

Поиск путей решения  этих задач предопределяет необходимость формирования нового направления сотрудничества – по линии взаимодействия России с международными региональными банками развития – Азиатским, Африканским, Межамериканским.

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1.      Авдокушин Е.Ф. Международные экономические отношения. Учебник. М.:

Юристъ, 2001.

2.      Актуальные  проблемы деятельности международных  организаций. Отв. Ред.

Морозов Г.И. М.: Международные  отношения,1999

3.      Андрианов  В.Д. Россия в мировой экономике. Учебное пособие. - М.,

Финансы и статистика, 2002.

4.      Андрианов  В.Д. Россия: экономический и инвестици­онный  потенциал. М.,

Международные отношения, 1999.

5.      Астапов   Управление внешним и внутренним  государственным долгом

России.// Мировая экономика и международные отношения.- 2003 - №2

6.       Бобин  М.В. Межгосударственные финансово-экономические  организации

Европы: Правовые аспекты  учреждения и деятельности. - М., 2001.

7.       Богомолов.  Сложный путь интеграции России  в международную

экономику.// Мировая экономика и международные отношения. – 2003 - №9

8.       Вавилов   Ю.Я.  Государственный  долг.  М., ЮНИТИ, 2000.

9.      Вельяминов  Г.М. Международные параорганизации  (клубы) и долги России

// Государство и право. - 1999. - N 9

10. Виноградов В.В. Экономика России: Учебное пособие. М.: Юристъ, 2001.

11. Внешний долг России: уроки и перспективы (по материалам  круглого стола,

проведенного в Финансовой академии при Правительстве Российской Федерации)

// Деньги и кредит.- 2001.- №9.

12.  Герчикова И.Н. Международные экономические организации: регулирование

мирохозяйственных связей и предпринимательской деятельности. Уч. Пособие –

М.: издательство «Консалтбанкир», 2002.

13. Глазьев С.Ю. Проблема  долга СССР и перспективы ее  решения // Внешняя

торговля. - 2001.- № 1

14.  Государственные  и муниципальные финансы: Учебник  / Под общ. ред. И.Д.

Мацкуляна – М.: Издательство РАГС, 2003.

15. Деменцев В.В. Внешний  долг России в системе международной  задолженности.

// Финансы – 2003 - №12

16. Долгов С. И. Глобализация экономики: новое слово или новое явление. М.:

«Экономика», 1998.

17. Киреев А.П. Международная  экономика. В 2-х частях. М.: «Экономика», 2001.

18. Крозе И. Мировая  экономика с 1945 года до наших  дней - М.:  «Экономика»,

Информация о работе Участие России в валютно-финансовых и кредитных международных организациях