Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2011 в 14:29, курсовая работа
Цель исследования - определить роль Международного Валютного фонда и Мирового банка в качестве регулятора международных экономических отношений.
В соответствии с целью, были поставлены следующие задачи исследования:
1.Изучить особенности формирования МВФ как инструмента внешней политики
2.Рассмотреть современный этап развития МВФ
3.Обосновать перспективы МВФ в среднесрочном плане
4.Дать характеристику Всемирному банку
5.Изучить перспективы развития Всемирного банка
Введение 3
1. Международный Валютный Фонд 6
1.1. Характеристика Международного валютного фонда 6
1.2. Международный валютный фонд и Россия 10
1.3. Международный валютный фонд и США 15
1.4. Международный валютный фонд и развивающиеся страны 19
2. Всемирный банк 23
2.1. Характеристика Всемирного банка 23
2.1. Деятельность Всемирного банка в России 26
2.3. Всемирный банк и развивающиеся страны 30
Заключение 37
Список использованной литературы 39
Государственный университет –
Высшая Школа Экономики
Нижегородский
филиал
Факультет
экономики
Кафедра
банковского дела
Курсовая работа
по
Банковскому делу на
тему
Международные
финансовые организации
Выполнила:
студентка гр. 08Э-1
Новичкова
М. Ю.
______________________
(подпись студента)
Научный руководитель:
Ст.
преподаватель Сучкова Е.О.
г. Нижний Новгород
2010
Данная работа посвящена определению роли таких международных валютно-кредитных и финансовых организаций как Международный Валютный фонд и Мировой банк в качестве регулятора международных экономических отношений.
Международные валютно-кредитные и финансовые организации (международные финансовые организации) - это экономические организации, созданные на основе межгосударственных соглашений для регулирования международных валютных и финансово-кредитных отношений с целью стабилизации мировой экономики1.
Ведущее
место среди международных
Институциональная структура международных валютно-кредитных и финансовых отношений включает международные организации, которые2:
- имеют большие полномочия и ресурсы, осуществляют регулирование международных валютно-кредитных и финансовых отношений;
- существуют как форум для межправительственного обсуждения, для изготовления консенсуса и рекомендаций из валютной и кредитно-финансовой политики;
- обеспечивают сбор и распространения статистической и научно-исследовательской информации из актуальных валютно-кредитных и финансовых проблем и экономики в целом.
Возникновение международных финансовых учреждений обусловлено причинами, к которым относят:
- усиление процессов глобализации экономики, создание транснациональных структур (ТНК и ТНБ);
- развитие межгосударственного регулирования мировых хозяйственных связей, в том числе валютно-кредитных и финансовых отношений;
- необходимость общего решения проблем нестабильности мировой экономики, куда входят мировая валютная система; мировые рынки валют, кредитов, ценных бумаг, золота.
Международные финансовые учреждения выполняют такие задачи:
-
объединение усилий мирового
общества с целью стабилизации
международных финансов и
-
осуществление
-
общая разработка и
Рядом с государствами, центральными банками и международными валютно-кредитными и финансовыми организациями все более активную роль в развитии международных финансов сыграют такие субъекты, как транснациональные корпорации (ТНК) и транснациональные банки (ТНБ).
Особую актуальность теме исследования придает тот факт, что в условиях финансовых кризисов, на фоне сокращения возможностей национальных экономических институтов в регулировании экономических отношений возрастает роль наднациональных образований.
Цель исследования - определить роль Международного Валютного фонда и Мирового банка в качестве регулятора международных экономических отношений.
В соответствии с целью, были поставлены следующие задачи исследования:
Международный валютный фонд является специализированным учреждением ООН и принимает участие в работе Экономического и Социального Совета ООН, тем не менее, он действует как самостоятельная структура и обладает своим уставом, структурой управления и финансами.
Точкой
отсчета существования
За всю историю своего существования МВФ претерпевал не раз различные изменения и перестройки, экономические и политические тенденции развития того или иного периода времени оказывали влияние на динамику всей организации.
Международный валютный фонд был создан для восстановления конвертируемости валют и развития международной торговли на встрече в июле 1944 года в Бретон-Вудсе, когда представители 44 государств решили инициировать механизмы, регулирующие международные экономические отношения.
Главная причина для создания МВФ – создание условий для экономического роста после окончания мировой войны через учреждение специальной структуры, которая могла бы позволить предотвращать возврат от автаркии и протекционизму.
Глобализация финансовых рынков, которая сформировалась к 1980-м годам, сказалась на работе и МВФ. Так, одним из ее результатов стал тот факт, что финансирование со стороны Фонда потеряло свое значение для многих потенциальных заемщиков, стал широко использоваться частный капитал.
Государства, вновь вступившие в МВФ, нуждались в заимствовании средств, технической помощи и регулярных консультациях, что они и получили.
Итак, совершенно очевидно, что многие исторические этапы развития международного общества оказали свое воздействие на работу и эволюцию Международного валютного фонда.
Большая доля средств, направленных Международным валютным фондом на кредитование, ориентирована на кризисные случаи, что определяет работу МВФ как структуры по предотвращению и урегулированию кризисов.
На данный момент все страны-члены МВФ подразделяются четко на дебиторов или кредиторов, смена одного статуса на другой практически не возможна.
МВФ представляет собой финансовый кооператив, в некоторых аспектах подобный кредитному союзу. По вступлении каждое государство-член (всего сегодня их 182) выплачивает взнос по подписке, называемый «квотой». Квота страны в основном определяется ее экономическим положением относительно других государств-членов с учетом величины ВВП, текущих внешних операций и официальных резервов государств-членов. Квоты и лимиты возможной суммы заимствования определяются взносами государств-членов в капитал МВФ. Квоты также позволяют определить число голосов государств-членов3.
Объединенные взносы государств-членов в капитал МВФ образуют фонд ресурсов, которые МВФ использует для оказания временной помощи странам, испытывающим финансовые трудности. Эти ресурсы позволяют МВФ предоставлять финансирование платежного баланса в поддержку государств-членов, осуществляющих программы экономической стабилизации и реформ4.
Через регулярные промежутки времени, не превышающие пяти лет, Исполнительный совет МВФ рассматривает квоты государств-членов и принимает решение - с учетом тенденций в мировой экономике и изменений в экономическом положении государств-членов относительно других государств-членов - о том, следует ли предложить Совету управляющих корректировку квот государств-членов. В целях обеспечения более справедливого права голоса и представительства всех государств-членов в настоящее время осуществляется пересмотр распределения квот с учетом существенных изменений веса и роли стран в мировой экономике5.
Страны
выплачивают 25% в счет своей квоты
в виде резервных активов, определяемых
как специальные права
При
необходимости МВФ может
Льготные кредиты и облегчение бремени задолженности стран с низким доходом финансируются из средств трастовых фондов, управляемых МВФ8.
Средства на финансирование МВФ получает за счет дохода от процентов и сборов, которые берутся по его кредитам.
МВФ вместе с Всемирным банком разработал основу обеспечения устойчивости долговой ситуации в целях улучшения практики управления долгом странами. В более общем плане Стратегия указала на необходимость в более гибком подходе к работе со странами с низкими доходами и заострении внимания на существенных вопросах и областях специализации МВФ. В связи с этим уточнены позиции Фонда и усовершенствован набор инструментов для работы со странами с низкими доходами. Во-первых, разъяснены и видоизменены с учетом меняющихся потребностей этих стран рекомендации Фонда по вопросам, касающимся помощи и применения верхних лимитов размера фонда оплаты труда. Во-вторых, создан инструмент для поддержки экономической политики в тех странах, которые могут счесть полезным «знак одобрения» Фондом их экономической политики, но не нуждаются в финансовой поддержке. Наконец, расширена техническая помощь Фонда, в том числе через новый региональный центр технической помощи в Габоне — третий такой центр в Африке9.
Таким образом, МВФ активно занимается адаптацией к современным условиям своей деятельности.
Начиная с 2005 года Россия вышла на новый этап сотрудничества с Фондом, отличительной чертой которого является самостоятельная разработка экономической программы и ее реализация без привлечения ресурсов МВФ.
С 2000 г. Россия ни разу не обращалась за кредитами МВФ, а ее общая задолженность перед Фондом сократилась к 2004 г. до 5,1 млрд. долл. США. В январе 2005 г. в соответствии с положениями Устава МВФ о досрочном погашении кредитов членами Фонда, которые существенно улучшили сальдо своего платежного баланса и увеличили размер валютных резервов, Российская Федерация выплатила МВФ весь объем накопленной задолженности (около 3,3 млрд. долл. США), полностью погасив тем самым свои обязательства перед этой организацией.10