Международные финансовые организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2011 в 14:29, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования - определить роль Международного Валютного фонда и Мирового банка в качестве регулятора международных экономических отношений.

В соответствии с целью, были поставлены следующие задачи исследования:

1.Изучить особенности формирования МВФ как инструмента внешней политики
2.Рассмотреть современный этап развития МВФ
3.Обосновать перспективы МВФ в среднесрочном плане
4.Дать характеристику Всемирному банку
5.Изучить перспективы развития Всемирного банка

Оглавление

Введение 3
1. Международный Валютный Фонд 6
1.1. Характеристика Международного валютного фонда 6
1.2. Международный валютный фонд и Россия 10
1.3. Международный валютный фонд и США 15
1.4. Международный валютный фонд и развивающиеся страны 19
2. Всемирный банк 23
2.1. Характеристика Всемирного банка 23
2.1. Деятельность Всемирного банка в России 26
2.3. Всемирный банк и развивающиеся страны 30
Заключение 37
Список использованной литературы 39

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.doc

— 918.50 Кб (Скачать)

     Подводя итог выше сказанному, необходимо отметить, что помимо охарактеризованных выше проектов у МБРР накоплен огромный опыт по содействию региональным и муниципальным властям в таких важных областях, как:

     - оценка прошлого  экологического ущерба;

     - управление бытовыми  отходами;

     - регулирование лесного  сектора;

     - развитие инновационной  составляющей экономического роста  с использованием инструментов  венчурного финансирования и управления специальными   экономическими зонами.

     При этом реализация данных проектов имеет огромное значение для повышения эффективности  функционирования российской экономики.

2.3. Всемирный банк и развивающиеся страны

 

     Всемирный банк уделяет пристальное внимание решению проблем беднейших стран.

     По  данным Всемирного банка, темпы роста в странах Азии с формирующимся рынком оставались высокими на протяжении всего 2009 года, хотя наблюдались некоторые признаки замедления, особенно в начале 2010 года. Внешние профициты по-прежнему были значительными.

     Первое  место по экономическому росту занимал  Китай, где объем производства в 2009 году увеличился на 11,4 % (в годовом  исчислении), что было обусловлено  потреблением, устойчивым ростом инвестиций и чистым экспортом.

     В Индии экономический рост во второй половине 2009 года несколько замедлился — до 8,5 % (в годовом исчислении), так как потребление снизилось  в ответ на ужесточение денежно-кредитной  политики, хотя инвестиции продолжали расти оживленными темпами. Интенсивность внутреннего спроса в этом регионе, в сочетании с растущими ценами на продукты питания и энергоресурсы, способствовали нарастанию инфляционного давления в ряде стран.

     Динамика  увеличения объема производства в Индии  и Китае, 2008-2009 гг. представлена на рисунке 9. 

     

     Рис.9. Динамика увеличения объема производства в Индии и Китае, 2008-2009 гг.

     Экономическая активность в Латинской Америке  и странах Карибского бассейна возрастала устойчивыми темпами, повысившись  в 2009 году на 5,6 %, что несколько выше, чем в 2008 году. Замедление конъюнктуры в США привело к снижению роста в соседней Мексике, но темпы роста оставались высокими в Центральной Америке и экспортирующих биржевые товары странах Южной Америки, заметно повысившись в Бразилии на фоне устойчивого снижения реальных процентных ставок и высокой занятости. Повышенный внутренний спрос был главной движущей силой экономического роста в этом регионе. Профициты по счетам текущих операций снизились, а инфляция повысилась благодаря высокой степени использования производственных мощностей в ряде стран и растущим ценам на продукты питания.

     Благодаря самому длительному периоду устойчивого экономического роста со времени получения независимости темпы экономической активности  в Африке к югу от Сахары в 2009 году ускорились до 6,8 %, чему способствовали, прежде всего, очень высокие темпы роста в странах-экспортерах нефти, а также активное экономическое развитие в других странах этого региона. В странах, не экспортирующих нефть, экономическая активность поддерживалась внутренним спросом, и в особенности инвестициями, благодаря повышению макроэкономической стабильности и реформам, проведенным в большинстве стран.

     На  Ближнем Востоке темпы роста  также оставались высокими, достигнув  в 2009 году 5,8 %. Хотя прирост добычи нефти был ограниченным, высокие мировые цены на нефть способствовали увеличению государственных расходов 8 экспортирующих ее странах и активному расширению кредита частному сектору. Несмотря на рост внутренних расходов и импорта, крупные профициты по счетам текущих операций стран-экспортеров нефти уменьшились лишь незначительно — примерно до 22,8 % ВВП, — так как более высокие цены на нефть приводили к повышению доходов от экспорта: в этих странах продолжали действовать режимы курсовой привязки или жестко регулируемого курса. Темпы роста были еще выше в некоторых странах этого региона, не экспортирующих нефть, благодаря торговле, финансовым вторичным эффектам из стран-экспортеров нефти и проведению внутренних реформ.

     

Рис.10. Динамика роста ВВП развивающихся государств (2000-2012 гг.)

     Как видно на графике, кризис оказал негативное влияние на рост ВВП, однако в 2010 году ситуация начала исправляться, прогнозы на 2011-2012 гг. также благоприятные.

     Деятельность  Всемирного банка часто критикуется, в основном антиглобалистами. Критика  направлена на влияние Всемирного банка  на политическую обстановку в некоторых  странах  (в основном, влияние исходит из США, которые пользуются ситуацией, чтобы отстаивать свои интересы). 

     Другая  часто встречающаяся критика  исходит со стороны «неолибералов», которые утверждают, что рынок, по своей сути и природе, должен приносить  благополучие   тем нациям, которые практикуют свободную конкуренцию. С этой точки зрения, реформы, происходящие на предприятиях никогда не окажут помощь тем нациям, которое постоянно участвуют в локальных конфликтах и у которых нет стабильной демократической системы. В то же время, «неолибералы» одобряли размещение иностранных предприятий для развития местной экономики.

     С другой стороны, либералы критикуют  само существование такой организации, поскольку её содержание стоит дорого  и не приносит результатов и существование  Банка является в первую очередь политическим явлением. Для либералов Всемирный банк представляет отрицание возможности рынка регулировать экономику. Они не видят в Банке ни государственного ни бюрократического инструмента, который  смог бы прикрыть политические недостатки    и принять на себя ответственность и трудности .  Я скорее согласна с либералами, поскольку рынок сам должен регулировать экономику, а не развиваться при помощи Всемирного банка.

     Первая Цель развития Декларации тысячелетия – к 2015 году сократить вдвое, по сравнению с показателем 1990 года, процент населения, живущего в крайней нищете.

     Существующие  тенденции должны измениться и необходимо существенно активизировать деятельность. Это необходимо сделать всем участникам этого процесса – развивающимся  и развитым странам, а также международным организациям.

     В Докладе о глобальном мониторинге  трем основным группам участников этого  процесса рекомендуется уделить  особое внимание решению следующих  задач:

     Приоритетные  задачи для развивающихся стран:

    • Создать благоприятные условия для развития частного сектора
    • Укрепить потенциал государственного сектора и повысить эффективность управления
    • Увеличить объем инвестиций в инфраструктуру и обеспечить их эффективность
    • Повысить эффективность оказания услуг в целях общественного развития

      
Приоритетные задачи для развитых стран:

    • Обеспечить стабильный и устойчивый рост глобальной экономики
    • Успешно и своевременно завершить Раунд в Дохе в целях развития
    • Увеличить объем помощи и повысить ее эффективность
    • Сделать политику в области развития более последовательной

     Приоритетные  задачи для международных финансовых учреждений:

    • Способствовать совершенствованию и укреплению институциональных систем в странах с низкими доходами и выполняемых ими функций
    • Ориентировать деятельность на достижение конкретных результатов
    • Применять более строгие критерии отбора программ и обеспечить координацию деятельности

     Программа “Содействие экономическому росту  в интересах бедного населения”19

     Программа действий “Содействие экономическому росту в интересах бедного населения” должна позволить разработать рекомендации для правительств и доноров о том, что может способствовать экономическому росту в целях сокращения бедности. Эта программа действий должна ответить на вопросы экономистов и правительств о том, как содействовать сокращению бедности путем вовлечения бедного населения в процесс развития. Цель заключается не столько в создании основ политики в отношении экономического роста в интересах бедного населения, сколько в разработке рекомендаций относительно важнейших мер макроэкономической, структурной и отраслевой политики, и в понимании того, как эти меры взаимосвязаны с бедностью и экономическим ростом, а также того, как специфика стран и исходные условия определяют выбор, структуру и приоритезацию таких мер политики. В частности, программа действий должна позволить разобраться в следующих вопросах:

    • Каким образом бедное население способствует экономическому росту и пользуется его благами?
    • Каким образом воздействие экономического роста и соответствующих мер политики на динамику бедности (т.е. изначальное неравенство и характер распределения доходов) может зависеть от специфики стран?
    • Насколько те или иные меры политики способствуют росту и препятствуют сокращению бедности (по крайней мере в краткосрочной перспективе) или наоборот, и как правительства решают эту проблему выбора?
    • Какие методы могут быть использованы для оценки взаимосвязей на микро- и макроэкономическом уровнях и для анализа факторов, определяющих характер воздействия экономического роста на распределение доходов

 

      Заключение

 

     Основной  задачей Международного валютного  фонда при его создании стало  восстановление конвертируемости валют  и развитие международной торговли. Это решение было принято в 1944 году в Бретон-Вудсе, где представители 44 государств предприняли попытку создать структуру, которая бы регулировала международный финансовый рынок.

     В настоящее время наметилась тенденция, в соответствии с которой Международный  валютный фонд уделяет большое внимание вопросам внешней политики. Также сильно воздействие международных факторов на его деятельность.

     Крупнейшими членами МВФ, обладающими большинством голосов в управляющей структуре  МВФ – Исполнительном совете, являются сильнейшие в политическом плане  государства мирового сообщества. Это США, Япония, Германия, Франция, Великобритания, Италия, Россия.

     Можно констатировать, что данные страны зачастую используют свое влияние в  МВФ для достижения своих внешнеполитических целей в качестве фактора давления.

     Особенно  сильны позиции государств «Большой восьмерки», когда они совместными усилиями пытаются оказать давление на  интересующие их государства через ресурсы МВФ. 

     Также в целом и сам Фонд становится самостоятельным актером международного сообщества.

           На современном  этапе стало актуально проведение реформы Международного валютного фонда. Уже проведены мероприятия по модернизации надзорной деятельности, начата реформа предоставления дополнительных голосов и расширения представительства в МВФ стран с формирующимся рынком и развивающихся стран, реализуются инициативы по уменьшению бремени задолженности со стороны бедных государств и др. Наибольшие дискуссии, безусловно, вызывает реформа

     Наряду  с Международным валютным фондом  в регулировании международных  валютно-финансовых отношений важную роль играет Всемирный банк. Группа Всемирного банка состоит из пяти тесно связанных между собой институтов, общей целью которых является оказание развитыми странами финансовой помощи развивающимся странам. В эту группу входят:

     1. Международный банк реконструкции и развития (МБРР).

     2. Международная ассоциация развития (MAP).

     3. Международная финансовая корпорация (МФК).

     4. Международный центр по урегулированию  инвестиционных споров (МЦУИС).

     5. Международное агентство по гарантированию  инвестиций (МАГИ).

     Задачей Всемирного банка в России является содействие эффективной реализации комплексной программы реформ правительства  по достижению устойчивости экономического роста, который, в свою очередь, приводит к повышению уровня занятости  и качества социальных услуг, предоставляемых россиянам.

 

Список  использованной литературы

Информация о работе Международные финансовые организации