Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2011 в 22:55, курсовая работа
Цель написания работы - рассмотреть механизм начисления трудовых пенсий и разобрать, какие изменения произошли в пенсионном законодательстве за последние 10 лет его совершенствования.
Объектом исследования являются трудовые пенсии: по старости, по случаю потери кормильца и по инвалидности. Предметом – Федеральные законы «О трудовых пенсиях».
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………….……….
I. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ………………………………………………
1.1. Понятие и виды трудовых пенсий……………………………………..
1.2. Трудовая пенсии………………………………………………………...
1.3. Пенсия по инвалидности………………………………………………..
1.4. Пенсия по случаю потери кормильца………………………………….
II. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ……………………………………………….
Конвертация и индексация трудовой пенсии………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………...
6) мужчинам
по достижении возраста 55 лет,
женщинам по достижении
7) мужчинам
по достижении возраста 55 лет,
женщинам по достижении
8) мужчинам по достижении возраста 55 лет, женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали соответственно не 20 и 15 лет в качестве механизаторов (докеров-механизаторов) комплексных бригад на погрузочно-разгрузочных работах в портах и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет;
9) мужчинам по достижении возраста 55 лет, женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет в плавсоставе на судах морского, речного флота и флота рыбной промышленности (за исключением портовых судов, постоянно работающих в акватории порта, служебно-вспомогательных и разъездных судов, судов пригородного и внутригородского сообщения) и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет;
10) мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали в качестве водителей автобусов, троллейбусов, трамваев на регулярных городских пассажирских маршрутах соответственно не менее 20 и 15 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет;
11) лицам, непосредственно занятым полный рабочий день на подземных и открытых горных работах (включая личный состав горно-спасательных частей) по добыче угля, сланца, руды и других полезных ископаемых и на строительстве шахт и рудников, независимо от возраста, если они работали на указанных работах не менее 25 лет, а работникам ведущих профессий — горнорабочим очистного забоя, проходчикам, забойщикам на отбойных молотках, машинистам горных выемочных машин, если они проработали на таких работах не менее 20 лет;
12) мужчинам
и женщинам, проработавшим соответственно
не менее 25 и 20 лет на судах
морского флота рыбной
13) мужчинам, проработавшим не менее 25 лет, и женщинам, проработавшим не менее 20 лет в летном составе гражданской авиации, а при оставлении летной работы по состоянию здоровья — мужчинам, проработавшим не менее 20 лет, и женщинам, проработавшим не менее 15 лет в указанном составе гражданской авиации;
14) мужчинам
по достижении возраста 55 лет
и женщинам по достижении
15) мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали в инженерно-техническом составе на работах по непосредственному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации соответственно не менее 20 и 15 лет и имеют страховой стаж в гражданской авиации соответственно не менее 25 и 20 лет.
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей и специальностей и учреждений, с учетом которых назначается трудовая пенсия, предусмотренная пунктом 1 ст.27 Закона о трудовых пенсиях правила исчисления периодов работы и назначения трудовых пенсий при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Условия назначения трудовой пенсии по старости, предусмотренные пунктом 1 ст.27 Закона о трудовых пенсиях, применяются в том случае, если застрахованное лицо проработало на соответствующих видах работ не менее половины требуемого срока по состоянию на 1 января 2003 года, а в случае назначения трудовой пенсии по старости в период с 1 января по 31 декабря 2002 года — на день, с которого назначается эта пенсия. Лицам, проработавшим на соответствующих видах работ менее половины требуемого срока, а также принятым для выполнения этих работ после 1 января 2003 года, устанавливаются профессиональные пенсии, регулируемые соответствующим федеральным законом2.
Сохранение права на досрочное назначение трудовой пенсии отдельным категориям граждан
Трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 Закона о трудовых пенсиях, следующим гражданам (Список №2):
1) женщинам, родившим пять и более детей и воспитавшим их до достижения ими возраста 8 лет, а также матерям инвалидов с детства, воспитавшим их до достижения ими возраста 8 лет, по достижении возраста 50 лет, если они имеют страховой стаж не менее 15 лет;
2) женщинам, родившим двух и более детей, по достижении возраста 50 лет, если они имеют страховой стаж не менее 20 лет и проработали не менее 12 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 17 календарных лет в приравненных к ним местностях;
3) инвалидам вследствие военной травмы: мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет;
4) инвалидам по зрению, имеющим ограничение способности к трудовой деятельности III степени: мужчинам по достижении возраста 50 лет и женщинам по достижении возраста 40 лет, если они имеют страховой стаж соответственно не менее 15 и 10 лет;
5) гражданам, больным гипофизарным нанизмом (лилипутам), и диспропорциональным карликам: мужчинам по достижении возраста 45 лет и женщинам по достижении возраста 40 лет, если они имеют страховой стаж соответственно не менее 20 и 15 лет;
6) мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.
Гражданам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, трудовая пенсия устанавливается за 15 календарных лет работы на Крайнем Севере. При этом каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.
Гражданам,
проработавшим в районах
7) лицам, проработавшим не менее 15 лет в качестве спасателей в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и участвовавшим в ликвидации чрезвычайных ситуаций, по достижении возраста 40 лет либо независимо от возраста;
8) мужчинам по достижении возраста 55 лет, женщинам по достижении возраста 50 лет, если они были заняты на работах с осужденными в качестве рабочих и служащих учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, Министерства юстиции Российской Федерации соответственно не менее 15 и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет;
9) мужчинам
и женщинам по достижении
10) лицам,
не менее 25 лет осуществлявшим
педагогическую деятельность в
государственных и
11) лицам,
осуществлявшим лечебную и
12) лицам,
осуществлявшим творческую
13) мужчинам по достижении возраста 50 лет, женщинам по достижении возраста 45 лет, постоянно проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, проработавшим соответственно не менее 25 и 20 лет в качестве оленеводов, рыбаков, охотников-промысловиков3.
При назначении трудовой
Льготы,
установленные законодателем
Подведу итоги. Существенное увеличение страховой части пенсии для пенсионеров-льготников чаще всего перекрывает уменьшение стажевого коэффициента при исчислении расчетной пенсии по специальному стажу. Для тех, кто выходит на пенсию на 10 и более лет раньше общеустановленного срока, уже при специальном стаже, равном полному (а это -7,5 лет для женщин и 10 лет для мужчин по Списку № 1 или 15 лет для спасателей по пп 7 п. 1 ст. 28 и т.д.), выгоднее рассчитывать пенсию по специальному стажу. В эту группу, кроме ранее упомянутых «вредников» по Списку № 1 и спасателей, входят также работники противопожарных служб, некоторые категории медработников. Увеличение размера пенсии у лиц перечисленных категорий в этом случае составляет от 9 до 58% (Список № 1) или даже более (у спасателей).
Для
уходящих на пенсию на 5 и менее лет
раньше общего срока определить заранее
выгодность того или другого варианта
расчета затруднительно. Этим пенсионерам-льготникам
рассчитывать пенсию по специальному
стажу предпочтительнее в том случае,
если их специальный стаж превышает полный
на 3-5 лет или более. На вопрос, сколько
точно в годах должно составлять это превышение,
можно ответить только с учетом конкретной
ситуации пенсионера, его общего и специального
стажа и условий предыдущей работы. Увеличение
пенсии для тех, кому она назначается по
Списку № 2, может достигать 29% ее размера.
1.3. Пенсия по инвалидности
Установление, исчисление, выплата
С
1 января 2002 г. трудовые пенсии по инвалидности
назначаются в соответствии с Федеральным
законом «О трудовых пенсиях в Российской
Федерации» от 17 декабря 2001 г. №173-ФЗ. Новые
условия пенсионного обеспечения по инвалидности
существенно отличаются от прежних.
Прежде всего, Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ (далее - Закон о трудовых пенсиях) введено иное понятие инвалидности. Законодатель отказался от ее деления на три группы. Теперь вместо группы инвалидности необходимо подтвердить ограничение способности к труду одной из трех степеней, определяемое по медицинским показаниям (п. 1 ст. 8 Закона о трудовых пенсиях). Порядок признания гражданина инвалидом, установления периода инвалидности и степени ограничения способности к трудовой деятельности органами Государственной медико-социальной экспертизы утверждается Правительством РФ (п. 2 ст. 8 Закона о трудовых пенсиях). В настоящее время эти органы руководствуются Постановлением Правительства РФ «О порядке признания граждан инвалидами» от 13 августа 1996 г. № 965 (в ред. от 26 октября 2000 г., а также Классификациями и временными критериями, используемыми при осуществлении медико-социальной экспертизы, утвержденными Приказом Минздрава РФ № 30 и Постановлением Минтруда РФ № 1 от 29 января 1997 г. Согласно этим нормативно-правовым актам инвалидность определяется как социальная недостаточность вследствие нарушения здоровья со стойким расстройством функций организма, приводящая к ограничению жизнедеятельности и необходимости социальной защиты. При этом ограничение жизнедеятельности характеризуется ограничением не только способности к труду, но также к самообслуживанию, передвижению, ориентации, общению, контролю за своим поведением и(или) обучению. Например, критерием для определения I группы инвалидности является такое нарушение здоровья со стойким значительно выраженным расстройством функций организма, которое приводит к резко выраженному ограничению хотя бы одной из следующих категорий жизнедеятельности: способности к самообслуживанию, либо к передвижению, ориентации, общению, контролю за своим поведением. При этом вопрос о степени способности к трудовой деятельности даже не ставится. Среди критериев ограничения жизнедеятельности, при которых устанавливается II группа инвалидности, называется ограничение способности к трудовой деятельности третьей либо второй степени. Третья степень ограничения способности к труду свидетельствует о полной неспособности к трудовой деятельности. Вторая степень - это способность к выполнению трудовой деятельности в специально созданных условиях с использованием вспомогательных средств, и (или) специально оборудованного рабочего места, с помощью других лиц. Среди нескольких категорий ограничений жизнедеятельности, дающих основание для определения III группы инвалидности, значится ограничение способности к трудовой деятельности первой степени. Под ней понимается способность к выполнению трудовой деятельности при условии снижения квалификации или уменьшения объема производственной деятельности, невозможность выполнения работы по своей профессии. Очевидно, что при переходе к новому понятию инвалидности для целей пенсионного обеспечения критерии деления ограничений способности к труду будут применяться в нынешнем их понимании, учитываться же впредь будут наличие и степень ограничения лишь этой категории жизнедеятельности. Так, сегодня, например, лица со стойким значительно выраженным расстройством функции зрения (слепые) признаются инвалидами I группы безотносительно к тому, могут ли они работать. Если же такой инвалид работает (например, музыкантом, преподавателем вуза, массажистом, станочником, сборщиком деталей и т.п.), очевидно, что он не может быть признан нетрудоспособным, т.е. имеющим ограничения к трудовой деятельности третьей степени. Речь в таких случаях может идти о второй либо даже первой степени такого ограничения и, соответственно, о пенсии, соответствующей наличию II либо III группы инвалидности. При этом такие социальные показатели, как нуждаемость в постоянной посторонней помощи или уходе, потребность в дополнительных расходах, вызванных отсутствием зрения, низкая оплата труда не должны приниматься во внимание.