Трудовые пенсии

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2011 в 22:55, курсовая работа

Краткое описание

Цель написания работы - рассмотреть механизм начисления трудовых пенсий и разобрать, какие изменения произошли в пенсионном законодательстве за последние 10 лет его совершенствования.

Объектом исследования являются трудовые пенсии: по старости, по случаю потери кормильца и по инвалидности. Предметом – Федеральные законы «О трудовых пенсиях».

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………….……….
I. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ………………………………………………

1.1. Понятие и виды трудовых пенсий……………………………………..

1.2. Трудовая пенсии………………………………………………………...

1.3. Пенсия по инвалидности………………………………………………..

1.4. Пенсия по случаю потери кормильца………………………………….

II. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ……………………………………………….

Конвертация и индексация трудовой пенсии………………………………

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………...

Файлы: 1 файл

пенсии-3.doc

— 197.50 Кб (Скачать)

     Гражданам, не имеющим по каким-либо причинам право  на трудовую пенсию, устанавливается социальная пенсия на условиях и в порядке, которые определяются  Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».

     Для назначения трудовой пенсии инвалидам требуется подтвердить ограничение способности к трудовой деятельности III, II и I степени. Однако до 1 января 2004 г. на равных основаниях пенсия устанавливается соответственно инвалидам I, II и III групп.

      Отсутствие  в Законе трудовой пенсии за выслугу  лет не означает, что лица, имеющие длительный профессиональный стаж, утратили право на пенсионное обеспечение. Но теперь такая пенсия именуется досрочной пенсией по старости. 

Источники и составные части  трудовой пенсии

      По  новому пенсионному законодательству, вступившему в действие с 1 января 2002 г., трудовая пенсия российского гражданина будет состоять из трех частей — базовой, страховой и накопительной (причем право на последнюю приобретают только более молодые возрастные группы — мужчины 1953 года рождения и моложе, женщины 1958 года рождения и моложе).

      Эти части существенно различаются  между собой по порядку назначения, источникам и способам формирования источников для их финансирования.

      Базовая пенсия по сути представляет государственное  пособие по старости и утрате дохода в форме заработной платы, назначаемое всем застрахованным в системе государственного пенсионного обеспечения по достижении ими пенсионного возраста (по новому законодательству он равен для мужчин, как и ранее, 60 годам, для женщин — 55). Второе, кроме достижения пенсионного возраста, условие назначения базовой пенсии — наличие не менее пяти учтенных в системе пенсионного обеспечения и оплаченных страховых лет. Только в этом случае по новому законодательству у государства возникают обязательства по выплате базовой части пенсии, которые оно обязано выполнять независимо от |того, прекратил застрахованный работать или нет.

      Размер  базовой пенсии будет утверждаться ежегодно в Законе о федеральном бюджете вместе с указанием того объема финансовых ресурсов, которыми должны быть обеспечены необходимые объемы выплат.

      Одним из важнейших показателей для  назначения трудовой пенсии является в соответствии с Законом страховой  стаж, в который включаются периоды  работы и (или) иной деятельности, выполненные  на территории Российской Федерации, т.е. граждане Российской Федерации, застрахованные по обязательному пенсионному страхованию и за которых уплачивались обязательные страховые взносы.

      При подсчете страхового стажа  учитывается  то обстоятельство, что он подразделяется на часть стажа до регистрации гражданина в качестве застрахованного и часть стажа после регистрации. Часть стажа, предшествующая регистрации, должна  подтверждаться документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателем. После регистрации страховой стаж подтверждается данными индивидуального (персонифицированного) учета.

      Источником  финансирования базовой пенсии является федеральный налог, собираемый налоговыми органами в федеральный бюджет. По нормам  утверждаемым законами о  федеральном бюджете и о бюджете  Пенсионного фонда на тот или иной год, собранные таким образом средства перечисляются в бюджет ПФР и становятся источниками финансирования выплат базовой части пенсии. Сегодня механизмом, обеспечивающим сбор и поступление средств на эти цели, является единый социальный налог (ЕСН). Однако обсуждаются возможности выделения из ЕСН прямого пенсионного налога с перспективой уменьшения его и снижения налогового бремени на работодателей, осуществляющих уплату налогов и страховых платежей за своих работников.

      Страховая часть пенсии формируется и финансируется в рамках системы государственного пенсионного страхования, ядром которой является Пенсионный фонд Российской Федерации.

      Источником  финансирования страховой части  пенсии является страховой платеж, собираемый налоговыми органами и перечисляемый в бюджет Пенсионного фонда. Страховые платежи персонифицированы и осуществляются в интересах конкретных застрахованных, фиксируясь в качестве пенсионных обязательств государства перед ними на их личных счетах. Сами же поступившие средства идут после этого на выплату пенсий нынешним пенсионерам. Таким образом, на личных страховых счетах будет происходить накопление не непосредственно средств, а обязательств государства перед гражданином.

      Размер  страхового платежа для разных возрастных групп различен. Для мужчин старше 1952 года рождения и женщин старше 1957 года рождения он установлен в размере 14% от размера их заработной платы. Для мужчин. родившихся в интервале от 1953 до 1967 гг., и женщин в интервале от 1958 до 1967 г. он составляет 12 %. И, наконец, для тех, кто родился после 1967 г. тариф платежа предусмотрено в период с 2002 по 2006 гг. снижать по одному проценту в год — с 11% в 2002 до 8% в 2006.

      В отличие от базовой части пенсии, которая ни в коей мере не связана  с тем, сколько зарабатывал пенсионер до выхода на пенсию, страховая часть непосредственно зависит от размера заработной платы застрахованного. Чем выше размер заработной платы, тем выше страховые платежи с нее и, следовательно, тем выше размер будущей пенсии.

      Накопление  источников для финансирования страховой  части и ее назначение при выходе на пенсию будет происходить следующим  образом: страховые платежи поступают  на лицевые счета граждан и  суммируются там. Полученный объем накопленных прав (пенсионный капитал) регулярно индексируется в том же темпе и в те же периоды, что и пенсии нынешних пенсионеров. Это тоже дает прирост пенсионного капитала. К моменту выхода на пенсию образовавшаяся сумма пенсионных обязательств окончательно выверяется и делится на средний расчетный период нахождения на пенсии -- новым законодательством он установлен в размере 228 выплатных месяцев. Получившаяся величина и составляет размер ежемесячной страховой выплаты будущего пенсионера, которая будет по нормам закона повышаться путем индексации.

      В отличие от базовой части, которую  государство обязано выплачивать  безусловно после достижения работником пенсионного возраста, страховую  часть пенсионер по своему выбору может получать  в полном или  частичном размере, а может вообще отказаться от получения ее. Последнее дает возможность существенно активизировать накопление обязательств на личных счетах и существенное (до 55-60%) увеличение страховой пенсионной выплаты.

        Когда законодатель рассматривал  эту норму, высказывались серьезные  сомнения по поводу того, будут ли пенсионеры пользоваться ею. Как показал опыт первого полугодия пенсионной реформы, уже сегодня в разных регионах от 3 до 5%  выходящих на пенсию но новым нормам отказываются от получения страховой ее части. Такой выбор, как правило, делают получатели высоких зарплат, продолжающие после выхода на пенсию работать, т.е. та самая категория, для которой и была задумана данная норма.

        Накопительная часть пенсии по  сути является разновидностью  страховой. Она финансируется  за счет части страхового тарифа, выделяемой для более молодых возрастных групп из 14-процентного страхового взноса. Но в отличие от страховой части, средства, направляемые на накопление, будут не расходоваться на выплату текущих пенсий, а инвестироваться в ценные бумаги и другие финансовые активы для получения инвестиционного дохода, зачисляемого на личные счета граждан и позволяющего, в итоге, увеличить размер их пенсий.

      Размер  тарифа накопительных отчислений для  разных возрастных групп различен. Для мужчин, родившихся в интервале от 1953 до 1967 гг., и женщин в интервале от 1953 до 1967 гг. на накопление выделяется 2 % из 14% страховых платежей, которые делает в их интересах работодатель. Для тех же, кто родился после 1967г., законом предусмотрено постепенное повышение накопительных отчислений с 3 % в 2002 г. до 6 % в 2006 г.

        Накопительные отчисления будут  поступать на специальную часть  лицевого счета застрахованного.  Начиная с 2003 г. граждане, имеющие  в составе лицевого пенсионного  счета накопительную специальную часть, смогут принимать решения об инвестировании своих пенсионных накоплений (которые, впрочем, будут по правовому статусу оставаться в федеральной собственности) в те или иные виды активов, предлагаемые государственными агентами и управляющими компаниями. А с 2004 г. они могут направлять накопительные средства и в проекты, осуществляемые негосударственными пенсионными фондами1.

      На  первом этапе пенсионной реформы  у россиян, выходящих на пенсию, в  ее составе будут только две части  — базовая и страховая. Первые пенсионеры, у которых в составе пенсии будет и накопительная часть, появятся только в 2012 году.

      Рассмотрим  все эти виды трудовой пенсии, их структуру и примеры расчетов подробнее. 

    1.2. Трудовая пенсии

         Установление, исчисление, выплата

      По  введенному в действие законодательству право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины -55 лет. Назначается трудовая пенсия при наличии не менее пяти лет страхового стажа. Под страховым стажем понимается суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации. 

      Назначение  льготных (досрочных) пенсий

      Льготы, установленные законодателем для  пенсионеров, проработавших необходимое время в неблагоприятных условиях труда, выражаются не только в досрочном назначении им пенсии, но и в ее повышенном размере при определенной продолжительности специального стажа. Однако органы, занимающиеся пенсионным обеспечением, зачастую не признают за этими пенсионерами права на повышенную пенсию.

      Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17 декабря 2001г. № 173-ФЗ (в ред. от 25 июля 2002 г.)  сохранил за отдельными категориями работников право на досрочное назначение  трудовой пенсии. Вместе с тем Закон установил новый порядок предоставления дополнительных льгот при назначении пенсии тем из них, кто проработал необходимое время в особых условиях труда.

Сохранение  права на досрочное  назначение трудовой пенсии

      Трудовая  пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 Закона о трудовых пенсиях следующим лицам(Список №1):

1)  мужчинам  по достижении возраста 50 лет  и женщинам по достижении возраста 45 лет, если они проработали соответственно не менее 10 лет и 7 лет 6 месяцев на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и имеют страховой стаж соответственно не менее 20 и 15 лет.

В случае, если указанные лица проработали  на перечисленных работах не менее  половины установленного выше срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, трудовая пенсия им назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 7 настоящего Закона, на один год за каждый полный год такой работы — мужчинам и женщинам;

2)  мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.

      В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, трудовая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 7 Закона о трудовых пенсиях, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам;

3)  женщинам  по достижении возраста 50 лет,  если они проработали  в  качестве трактористов-машинистов  в сельском хозяйстве, других  отраслях экономики, а также в качестве машинистов строительных, дорожных и погрузочно-разгрузочных машин не менее 15 лет и имеют страховой стаж не менее 20 лет;

4)  женщинам  по достижении возраста 50 лет,  если они проработали не менее  20 лет в текстильной промышленности на работах с повышенной  интенсивностью и тяжестью;

5)  мужчинам  по достижении возраста 55 лет,  женщинам по достижению возраста 50 лет, если они проработали  соответственно не менее 12 лет  6 месяцев и 10 лет в качестве  рабочих локомотивных бригад  и работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, а также водителей грузовых автомобилей непосредственно в технологическом процессе на шахтах, разрезах, в рудниках или рудных карьерах  на вывозе угля, сланца, руды, породы и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет;

Информация о работе Трудовые пенсии