Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 17:45, курсовая работа
Среди исследователей нет единообразного понимания международных хозяйственных объединений. В иностранной литературе по международной экономике принято употреблять термины “многонациональные фирмы” (multinational firms - MNF) и “многонациональные корпорации” (multinational corporation - MNC. В отечественной литературе их именуют международными, глобальными и т.д. Однако наиболее распространен термин “транснациональные корпорации” (transnational corporation - TNC).
ТНК играют ведущую роль в интернационализации производства, получающем все более широкое распространение в процессе расширения и углубления производственных связей между предприятиями разных стран.
Актуальность выбранной темы обусловлена постоянно возрастающей ролью транснациональных корпораций в процессе международного движения капитала.
Введение…………………………………………………….3-4 стр.
Глава 1. Транснациональные корпорации…………...... 5 стр.
1.1 Понятие и признаки ТНК…………………………. 5-7 стр.
1.2 Положительные и отрицательные воздействия ТНК…………………………………………………… 8-11 стр.
1.3 Структура и типы ТНК……………………………12-18 стр.
Глава 2. Особенности развития ТНК в мировом хозяйстве………………………………………………….......19 стр.
2.1 Динамика роста……………………………………….19-21 стр.
2.2 Тенденции развития транснациональных корпораций………………………………………………….22-24 стр.
Глава 3. Причины возникновения транснациональных корпораций………………………………………………….25-28 стр.
3. Функциональные региональные управления обеспечивают специфические виды деятельности концерна: сбыт, снабжение, обслуживание потребителей после продажи им товара, научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы и т.д. Эти управления ответственны за результаты деятельности всех соответствующих структур в региональном или глобальном плане.
В настоящее время принято выделять следующие типы транснациональных корпораций:
1. Горизонтально интегрированные корпорации с предприятиями, выпускающими большую часть продукции. Например, производство мобильных телефонов в Германии или сеть предприятий “Fast Food”.
2. Вертикально интегрированные корпорации, объединяющие при одном собственнике и под единым контролем важнейшие сферы в производстве конечного продукта. В частности, в нефтяной промышленности добыча сырой нефти часто осуществляется в одной стране, рафинирование - в другой, а продажа конечных нефтепродуктов - в третьих странах.
3. Диверсифицированные транснациональные корпорации, которые включают в себя национальные предприятия с вертикальной и горизонтальной интеграцией. Типичным примером корпорации такого типа является шведская корпорации Nestle, имеющая 95% своего производства за рубежом и занятая ресторанным бизнесом, производством продуктов питания, реализацией косметики, вин и т.д. Число таких компаний в последние годы быстро растет.
4. Интернациональные корпорации – это национальные монополии с зарубежными активами. Их производственная и торгово-сбытовая деятельность выходит за пределы одного государства. Для интернациональных компаний характерен этноцентрический тип взаимоотношений. При нем высшее руководство ориентируется на абсолютный приоритет базовой (материнской) фирмы. При этноцентрическом типе зарубежные рынки остаются для корпораций, прежде всего продолжением внутреннего рынка страны базирования материнской компании. ТНК создают филиалы за рубежом главным образом для обеспечения себе надежных поставок дешевого сырья или для обеспечения зарубежных рынков сбыта. Для этого типа ТНК характерно принятие управленческих решений преимущественно в материнской компании, предпочтение соотечественникам в зарубежных филиалах.
5. Многонациональные (мультинациональные) корпорации (МНК) – это собственно международные корпорации, объединяющие национальные компании ряда государств на производственной и научно-технической основе. Многонациональная компания допускает большую степень независимости при проведении операций в каждой из стран. Для мультинациональных корпораций характерны полицентрический или региоцентрический типы взаимоотношений материнской и дочерних компаний. Полицентрический тип характеризуется тем, что внешний рынок – это не менее, а часто и более важный сектор деятельности ТНК по сравнению с внутренним рынком. У этих транснациональных корпораций зарубежные филиалы крупнее и разнообразнее, они не столько продают продукцию материнской компании, сколько производят ее на месте в соответствии с потребностями их рынков. В зарубежных филиалах преобладают местные менеджеры, сами филиалы автономны. Этот вид ТНК характеризуется достаточно высоким уровнем децентрализации функций управления, делегированием полномочий дочерним фирмам. При региоцентрическом подходе ТНК ориентируется уже не на рынки отдельных стран, а на регионы, например, на всю Западную Европу, а не на Францию или Великобританию. Хотя зарубежные филиалы и в этом случае размещаются в отдельных странах, но они ориентируются на весь регион. Этот вид ТНК особенно популярен в интеграционных группировках и поэтому может представлять особый интерес для тех российских ТНК, которые делают ставку на рынок СНГ.
6. Глобальные корпорации – это те корпорации, которые интегрируют воедино хозяйственную деятельность, осуществляемую в разных странах. Они представляют всю мощь современного мирового капитала. Эти ТНК являются как бы децентрализованной федерацией региональных филиалов. Материнская компания рассматривает себя не как центр ТНК, а лишь как одну из ее частей. Ареной деятельности геоцентрической ТНК является весь мир. Лишь компания, высший управленческий персонал которой придерживается геоцентрической позиции, может именоваться многонациональной или глобальной.
В своей деятельности современные ТНК используют различные модели инвестирования:
1. инвестирование с «нуля» — создание за рубежом полностью нового предприятия, до 80-х гг. это была самая распространенная форма инвестирования
2. трансплантацию — вынесение в принимающую страну отдельных производств (чаще сборочных)
3. стратегические альянсы — гибкие межфирменные союзы, создаваемые для совместного решения ориентированных на глобальный рынок конкурентных задач в той или иной области, но позволяющие продолжать соперничество в других сферах
4. стратегические семьи— являются обобщающей формой предпринимательства фирм, которые не конкурируют друг с другом, имеют взаимодополняющую стратегию, зависят друг от друга в процессе достижения успеха на рынке. В качестве примеров стратегических семей можно привести отношения «заказчик — поставщик» и связи между производящими компаниями и обслуживающими их банками
5. стратегические системы — кооперируется большое число предприятий (производящие компании, торговые фирмы, банки) на базе долгосрочной совместной работы, создаются общие условия кооперации и регулирования и через одну компанию
6. международные слияния и приобретения — финансовые операции, цель которых — объединение компаний, банков и т.п. в один хозяйствующий субъект для получения конкурентных преимуществ и максимизации стоимости этого субъекта в долгосрочном периоде. В случае слияния объединение происходит добровольно, а контроль над компанией или банком распределяется между участниками соглашения. Поглощение носит асимметричный характер. В этом случае контроль над активами и операциями полностью осуществляется одной из сторон
7. международные переплетения — совместное владение несколькими корпорациями ценными бумагами друг друга.
Глава 2. Особенности развития ТНК в мировом хозяйстве
2.1 Динамика роста
Количество ТНК растет быстрыми темпами: в 1970 г. в мире насчитывалось 7,3 тыс. ТНК, их оборот составлял около 626 млрд долларов. На начало 90-х гг. их число составляло 37 тыс. с оборотом в 7 млрд долларов, а в 2008 г. в мире насчитывалось около 82 тыс. ТНК и их оборот составлял более 30 трлн долларов (таблица1). Большинство ТНК являются промышленными компаниями (Toyota Motor Corporation, Ford Motor Company, General Electric).
Динамика роста числа ТНК и их дочерних компаний
за 1991–2008 гг.
Годы | Количество материнских компаний
| Дочерние компании/ филиалы |
1991 | 35 000 | 150 000 |
1995 | 39 000 | 270 000 |
1998 | 52 000 | 510 000 |
2000 | 63 000 | 630 000 |
2002 | 64 000 | 870 000 |
2005 | 77 175 | 773 019 |
2007 | 79 000 | 790 000 |
2008 | 82 000 | 810 000 |
Таблица 1
Для современного этапа характерна тенденция увеличения числа ТНК из стран с развивающимися рынками и переходной экономикой, что обусловлено воздействием глобализации на экономику этих государств. В начале 1990-х гг. в развитых странах базировалось около 90% материнских компаний ТНК и функционировало около 50% зарубежных филиалов, в развивающихся (в том числе странах с переходной экономикой) - 12 и 43% соответственно. Со второй половины 1990-х гг. наблюдается активизация деятельности ТНК этих стран, которые к 2008 г. увеличили свою долю в общем количестве материнских компаний ТНК мира до 28,4% (развивающие страны – 26,4%, с переходной экономикой – 2%) и дочерних компаний и филиалов до 55% (53 и 2% соответственно)
Наряду с расширением деятельности ТНК происходит поэтапное развитие межгосударственных союзов различных стран, создаваемых с целью достижения глобальных преимуществ перед общими конкурентами на мировом рынке (ЕС, НАФТА, АСЕАН и др.).
НАФТА - это Североамериканская ассоциация свободной торговли. соглашение о свободной торговле между Канадой, США и Мексикой, основывающееся на модели Европейского Сообщества (Европейского Союза).Соглашение НАФТА вступило в силу 1 января 1994.
АСЕАН – это Ассоциация государств Юго-Восточной Азии, которая включает Индонезию, Малайзию, Сингапур, Таиланд и Филиппины, Бруней.
Интеграционные процессы на региональном, межгосударственном уровне постепенно приводят к ослаблению значимости отдельных национальных экономик. Этому процессу активно способствует унификация условий хозяйственной деятельности, основную роль в которой более полувека играет ГАТТ/ВТО. В этой связи интенсификация международной торговли становится одним из важнейших факторов процесса глобализации.
Доля ТНК в международной торговле, по подсчетам различных экономистов и международных организаций превышает половину, а в экспорте и импорте отдельных развитых стран доходит до 80%. Количество занятых на предприятиях корпораций по всему миру в 2008 г. достигло 77 млн человек, что превышает вдвое работоспособное население Германии. Общий объем продаж 200 ведущих ТНК превышает совокупный ВВП 187 стран мира, что составляет более 30% мирового ВВП при количестве занятых менее одной трети мирового населения ( Таблица 2).
Список крупнейших компаний мира по объему продаж (2009г.)
Место в рейтинге | Компания | Страна | Объем продаж, млрд. долларов |
1 | Royal Dutch Shell | Великобритания | 458,361 |
2 | Exxon Mobil | США | 442,851 |
3 | Wal-Mart Stores | США | 405,607 |
4 | BP | Великобритания | 367,053 |
5 | Chevron | США | 263,159 |
6 | Total | Франция | 234,674 |
7 | ConocoPhillips | США | 230,764 |
8 | ING Group | Нидерланды | 226,577 |
9 | Sinopec | Китай | 207,814 |
10 | Toyota Motor | Япония | 204,352 |
Таблица 2
Здесь представлена 10-ка крупнейших из 500. Лидирующие позиции принадлежат американским ТНК (140 компаний), далее – японские (67), французские (40), германские (39), китайские (37), британские (26). Динамично развиваются ТНК из стран БРИК (Бразилия (6), Россия (8), Индия (7) и Китай). Самое ближайшее место, которое занимает Российская компания-22 место “Газпром”.
Глобальные ТНК последовательно проводят стратегию образования крупных групп, объединяющих производственные, торговые и финансовые компании. В современных условиях глобальные корпорации представляют всю мощь современного мирового финансового капитала. В наибольшей степени к глобализации тяготеют информационная, электронная, химическая, электротехническая, нефтяная, автомобильная, банковская и некоторые другие отрасли.
Общемировую значимость имеют 100 глобальных корпораций. В 2008 г. активы этих компаний составляли 9% общего количества зарубежных активов, 16% объема продаж и 11% числа занятых всех ТНК. На зарубежную сеть 100 крупнейших фирм пришлось примерно 4% МВВП.
2.2 Тенденции развития транснациональных корпораций
Транснациональные корпорации XXI века – это сложные социально-экономические системы, объединяющие финансовые, производственные, научно-технологические, торгово-сервисные и управляющие структуры, активность которых в качестве лидирующих субъектов мировой экономики в сферах характеризуется глобальным масштабом. ТНК еще в ХХ веке создали предпосылки становления единого геоэкономического пространства планеты.
Общее число ТНК, по данным ООН, в последние несколько лет составляло свыше 50 тысяч с числом зарубежных филиалов в 450 тысяч. ТНК инвестируют в мировую экономику около 3,5 трлн. долларов. Вывоз прямых инвестиций превышает рост мирового ВВП и мирового экспорта.
Сегодня ТНК контролируют 1/3 мирового промышленного производства и дают 1/3 мирового экспорта. Основная часть ТНК и инвестиций принадлежит США, странам Европейского Союза и Японии. Лидерами на рынке мирового капитала являются США, Великобритания, Япония, Германия, Франция и другие страны ЕС, Канада, Гонконг, Австралия, Тайвань.
Транснациональные корпорации становятся ядром новой сферы мировой постиндустриальной экономики, в которую непрерывно интегрируются многочисленные предприятия мелкого и среднего бизнеса, товаропроводящие и информационные сети, составляющие периферию мирохозяйственного транскорпоративного ядра с общей численностью работников свыше 150 млн. человек.
Информация о работе Транснациональные корпорации в процессе международного движения капитала