Место России в международном движении капитала

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 12:05, реферат

Краткое описание

Движение капитала существенно отличается от движения товаров. Внешняя торговля, как правило, сводится к обмену товарами как потребительными стоимостями. Вывоз капитала (зарубежное инвестирование) представляет собой процесс изъятия части капитала из национального оборота в данной стране и перемещение его в товарной или денежной форме в производственный процесс и обращение другой страны. Поначалу вывоз капитала был свойственен для небольшого числа промышленно развитых стран, осуществлявших экспорт капитала на периферию мирового хозяйства.м движении капитала

Оглавление

Введение
1. Особенности участия России в международном движении капитала
1.1. Исторические аспекты движения капитала в России
1.2. Особенности вывоза капитала из России
1.3. Особенности ввоза капитала в Россию
2. Роль и место России в международном движении капитала на современном этапе
2.1. Инвестиционный климат России
2.2. Перспективы России на международном рынке движения капиталов
Заключение
Источники

Файлы: 1 файл

РФ и международное движение капитала.doc

— 138.00 Кб (Скачать)



Оглавление

 

Введение

1.              Особенности участия России в международном движении капитала

1.1.              Исторические аспекты движения капитала в России

1.2.              Особенности вывоза капитала из России

1.3.              Особенности ввоза капитала в Россию

2.              Роль и место России в международном движении капитала на современном этапе

2.1.              Инвестиционный климат России

2.2.              Перспективы России на международном рынке движения капиталов

Заключение

Источники

             

 


Введение

 

Международное движение капитала, его активная миграция между странами является важнейшей составной частью и формой современных международных экономических отношений.

Вывоз капитала разбил монополию вывоза товаров в эпоху углубленного развития мирового хозяйства. Дополняя и опосредуя вывоз товаров, он становится определяющим в системе международных экономических отношений.

Движение капитала существенно отличается от движения товаров. Внешняя торговля, как правило, сводится к обмену товарами как потребительными стоимостями. Вывоз капитала (зарубежное инвестирование) представляет собой процесс изъятия части капитала из национального оборота в данной стране и перемещение его в товарной или денежной форме в производственный процесс и обращение другой страны. Поначалу вывоз капитала был свойственен для небольшого числа промышленно развитых стран, осуществлявших экспорт капитала на периферию мирового хозяйства. Развитие мирового хозяйства существенно раздвинуло рамки этого процесса: вывоз капитала становится функцией любой успешно, динамично развивающейся экономики.

Субъектами движения капитала в мировом хозяйстве и источниками его происхождения выступают частные коммерческие структуры, государственные, международные экономические и финансовые организации.
Движение капитала, его использование осуществляется в форме:

- прямых инвестиций в промышленные, торговые и другие предприятия;
- портфельных инвестиций (в иностранные облигации, акции, ценные бумаги);
- среднесрочных и долгосрочных международных кредитов (или займов) ссудного капитала промышленным и торговым корпорациям, банкам и другим финансовым учреждениям;
- экономической помощи: бесплатно и в виде льготных кредитов (беспроцентных, низкопроцентных).

Участие России в международном движении капитала заметно, однако весьма специфично.

Как страна — импортер капитала Россия является заметным объектом приложения ссудного капитала, преимущественно государственного и международных организаций

Россия особенно заинтересована в притоке прямых инвестиций, так как они не увеличивают внешний долг (а напротив, способствуют получению средств для его погашения); обеспечивают эффективную интеграцию национальной экономики в мировую благодаря производственной и научно-технической кооперации; служат источником капиталовложений, причем в форме современных средств производства; приобщают отечественных предпринимателей к передовому хозяйственному опыту.

Потенциально Россия может быть одной из ведущих стран с переходной экономикой по объему приложения прямых инвестиций. Этому способствует ее большой внутренний рынок, сравнительно квалифицированная и одновременно дешевая рабочая сила, значительный научно-технический потенциал, огромные природные ресурсы и наличие инфраструктуры, хотя и не слишком развитой. Однако социально-политическая ситуация в стране нестабильна. Хозяйственные законы противоречивы, часто подвергаются изменениям. Высока криминализация и бюрократизация экономики. Нет ясности с правами собственности (на приватизированные объекты, землю), высока вероятность сильных изменений в экономической политике в целом. Экономика страны находится в состоянии длительного кризиса, сохраняется высокая инфляция, уровень налогов и инвестиционных льгот явно не способствует предпринимательской деятельности. Все эти причины воздействуют на инвестиционный климат в нашей стране, который оценивается как не очень благоприятный.

1.      Особенности участия России в международном движении капитала

 

1.1.   Исторические аспекты движения капитала в России

Первый внешний заем был сделан Россией в 1769 г. у голландских банкиров на сумму 5,5 млн. гульденов. Однако особенно активно прибегать к внешним заимствованиям Россия начала со второй половины XIX века. Главной сферой приложения иностранных займов было железнодорожное строительство - на эти цели со второй половины XIX в. до начала первой мировой войны было израсходовано иностранных займов на сумму в 3 млрд. зол. руб.

Первая иностранная компания - "Немецкое континентальное газовое общество" - начала свою деятельность в России в 1855 г. Приток предпринимательского капитала достиг своего пика в конце XIX - начале XX вв. Общая сумма аккумулированных иностранных капиталовложений оценивалась накануне I мировой войны примерно в 2 млрд. зол. руб. Они были вложены прежде всего в тяжелую промышленность, а также коммунальное хозяйство и кредитные учреждения. Не менее велики были размеры привлеченных кредитов, особенно в железнодорожное строительство.

Возобновившаяся после гражданской войны и длившаяся около полутора десятков лет деятельность иностранного предпринимательского капитала в виде концессий и смешанных торговых и акционерных обществ была по размаху намного меньше, чем в довоенные годы: ввоз предпринимательского капитала составил за 20-30-е годы всего 200 млн. зол. руб. По оценке, концессии и смешанные общества привлекли в страну кредитов на несколько сотен млн. зол. руб. К фирменным и банковским кредитам из-за рубежа под государственную гарантию и в рамках государственных кредитов прибегали и советские организации, в результате чего внешняя задолженность СССР в 1931 г. достигла 1,4 млрд. руб.

Политика внешних заимствований (если не считать операций по ленд-лизу во время второй мировой войны) активизировалась в 70-е годы и особенно во второй половине 80-х - первой половине 90-х годов.

Приток предпринимательского капитала, прекратившийся в 30-е годы, возобновился в конце 80-х после принятия правительством СССР постановлений о привлечении иностранного капитала.

Перейдем к вывозу капитала. Россия приступила к систематическому экспорту капитала в последние десятилетия прошлого века. Капитал вывозился преимущественно в Китай и Персию, а также Монголию. За 1886-1914 гг. Россия вывезла за границу примерно 2,3 млрд. руб., что составляет около 33 млрд. долл. в ценах 1995 г.

В период между двумя мировыми войнами вывоз капитала из СССР не прекратился, хотя и сильно уменьшался по объему. Кредиты предоставлялись Турции, Ирану, Афганистану, Монголии преимущественно в рамках товарооборота с ними. Во многом для торговли с этими странами была создана сеть так называемых смешанных (т. е. совместных) акционерных обществ, проводивших торговые операции в этих традиционных для российской торговли регионах мира. Позднее к ним начали прибавляться смешанные общества в странах Европы. Для кредитования внешней торговли и ее транспортного и страхового обеспечения на Востоке и в Европе были созданы также банки, транспортно-экспедиторские, страховые и другие компании с отечественным капиталом.

В первые послевоенные годы к ним добавились предприятия и смешанные общества, полностью или частично перешедшие к СССР в рамках репарации. Однако в течение 50-х годов СССР в большинстве случаев безвозмездно передал дружественным коммунистическим странам свою долю в этих зарубежных предприятиях и обществах (в том числе около 100 предприятий ГДР). Но уже в 60-е годы начинается волна создания, правда, преимущественно в Западной Европе, новой серии смешанных обществ, прежде всего в целях расширения советского экспорта. За 60-80-е годы таких обществ было создано несколько десятков, причем не только Министерством внешней торговли, но и Минморфлотом, Минрыбхозом, Госкоминтуристом, Госкино и другими министерствами, ведомствами и организациями (точнее, их внешнеторговыми и внешнеэкономическими объединениями). Позднее, с конца 1980-х годов, смешанные общества за рубежом начали создаваться уже предприятиями.

В целом для послевоенного СССР характерна тенденция наращивания вывоза государственного капитала в ссудной форме. СССР начал предоставлять кредиты дружественным восточноевропейским режимам уже в конце второй мировой войны.

В 50-е годы все более и более заметными получателями кредитов становятся развивающиеся страны. В 1961-1965 гг. советские кредиты обеспечили 12% объема капиталовложений Ирака на развитие экономики, 15% капиталовложений Египта, 12% государственных капиталовложений Индии.

Объем предоставления кредитов зарубежным странам нарастал вплоть до середины 80-х годов. В 1986 г. объем чистой экономической помощи (т. е. за вычетом выплат по ранее предоставленным кредитам) СССР только развивающимся странам (включая азиатские социалистические страны и Кубу) составлял 15 млрд. руб. (около 23 млрд. долл. по официальному курсу), что равнялось 1,9% ВНП страны. Это был один из самых высоких показателей в мире. В последующие годы существования СССР этот показа­тель снижался (так, в 1989 г. он составлял уже 1,4%), приближаясь к 1%. Причем в показатель чистой экономической помощи не включается помощь через цены (часто заниженные на советский экспорт в дружественные страны и нередко завышенные на советский импорт из этих стран), а самое главное - кредиты по линии военной помощи. В отдельные годы ее объем превышал объем экономической помощи. Косвенным свидетельством размаха военной помощи служит тот факт, что основная часть (по некоторым оценкам, до 80%) накопленной к концу 1989 г. внешней задолженности зарубежных стран Советскому Союзу в размере 96 млрд. руб. (150 млрд. долл. по официальному курсу) состояла из так называемых "специальных кредитов", т. е. на поставку оружия и другой военной техники.

Существование в первые два года после распада СССР рублевой зоны и предоставление на первых порах Россией другим бывшим советским республикам в это время беспроцентных и льготных технических и государственных кредитов в рублях привели к резкому скачку в вывозе ссудного капитала. Подобная финансовая помощь другим странам СНГ в 1992 г. составила более 8% ВВП России, то есть около 70 млрд. долл., если оценивать ВВП по покупательной способности рубля.

 

1.2.   Особенности вывоза капитала из России

Россия, вступив в зону экономического роста, стала укреплять свои позиции на мировом рынке капитала. Она стала объектом расширяющихся притоков иностранных инвестиций. И в то же время стала сама проникать на зарубежные рынки, размещая там свои активы. Основные страны - реципиенты российского капитала - это США, Австрия, Кипр, Великобритания, Багамские острова, Украина.

Весь экспорт российского капитала можно разделить на три составляющие:

- вывоз капитала за рубеж с целью укрепления торговых позиций российских компаний за рубежом. В этом случае государство должно лояльно относиться к вывозу капитала, так как он улучшает торговые позиции страны и позволяет в будущем получать экспортную выручку и доходы от вложения капитала за рубежом;

- незаконный вывоз теневого капитала (например, нажитого преступным путем). При вывозе подобного капитала ущемляются интересы государства, которое является гарантом соблюдения законности в стране. Криминальный капитал рассчитывает спрятаться подальше от страны происхождения, законы которой он нарушил. Масштабы миграции теневого капитала не зависят от инвестиционного климата в стране, поскольку не имеют возможности инвестироваться внутри страны;

- вывоз законно полученных доходов, утекающих за границу из-за неверия в перспективы стабильной и эффективной работы в российских условиях, из-за угрозы насильственного захвата бизнеса или больших коммерческих рисков.

Две последние составляющие вывоза капитала относят к «бегству капитала» - крайне нежелательному явлению для любой страны. Бегство капитала лишает страну инвестиций, ведет к удорожанию кредитных ресурсов банков и, следовательно, к замедлению темпов роста экономики. Вместе с тем вывести капитал не всегда означает эффективно его использовать. Закрепиться на насыщенных зарубежных рынках и прибыльно вести свой бизнес за рубежом удается далеко не всегда. Поэтому беглый российский капитал, имеющий криминальное происхождение, частично возвращается назад, но уже под флагами Кипра, Багамских островов и т. д. От истинных иностранных инвестиций его отличает то, что он не привозит с собой новых технологий и передового менеджмента, а лишь инвестирует «отмытый» капитал в привычную для себя среду.

Бороться с «бегством капитала» государству крайне сложно. Меры борьбы в основном концентрируются на ужесточении контроля за соблюдением действующего законодательства: валютного, таможенного и налогового контроля. Это позволяет снизить масштабы бегства криминального капитала. Что же касается бегства легального капитала, то единственным способом остановки этого процесса является создание благоприятного инвестиционного климата в своей стране. Это предполагает проведение комплексной долгосрочной политики, направленной на защиту прав собственности, увеличение инвестиционного потенциала экономики России и сокращение инвестиционных рисков.
 

1.3.   Особенности ввоза капитала в Россию

Как страна - импортер капитала Россия может рассматриваться как крупный заемщик. Большую часть иностранных инвестиций в России занимают коммерческие кредиты. Это связано с тем, что ставка процента за кредит в промышленно развитых странах в несколько раз ниже, чем в России. Поэтому российские компании при осуществлении крупных инвестиционных проектов часто стремятся не получать банковский кредит в России, а занять деньги у иностранных компаний.

Основные страны - инвесторы России в - это Люксембург, Кипр, Нидерланды, Великобритания, США, Франция. На долю этих стран приходится 82,6% общего объема накопленных иностранных инвестиций.

Присутствие иностранного предпринимательского капитала в России невелико. Узость российского фондового рынка и большие риски вложений делают его непривлекательным для иностранных инвесторов.

Значительным потенциалом роста обладают прямые иностранные инвестиции в экономике России. Привлекая иностранные инвестиции, Россия надеется с их помощью активизировать инвестиционный процесс, цементируя его устойчивость.

Информация о работе Место России в международном движении капитала