Международное движение капитала

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 17:04, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является исследование экономической интеграции стран СНГ.
Задачами курсовой работы являются изучение объективных предпосылок экономической интеграции бывших советских республик; форм и механизмов интеграции СНГ; проблем экономической интеграции и путей их решения; перспектив постсоветской интеграции.
Данную проблему рассмотрели в своих исследованиях Н.Н. Шумский, А. Шевко, Л.П. Киреев, С.В. Миксюк, Ю.В. Симионов.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………..…..3
Объективные предпосылки экономической интеграции бывших
советских республик……………………………………………..……..……5
Формы и механизмы интеграции бывших советских республик………...12
Проблемы экономической интеграции и пути их решения……….………18
Перспективы постсоветской интеграции………………………….………. 24
Заключение…………………………………………………………….……...30
Библиографический список………………………………….……………....32

Файлы: 1 файл

макро (курсовая)!!!!!!!!!!!!.doc

— 221.50 Кб (Скачать)

            СОДЕРЖАНИЕ 
             

     Введение…………………………………………………………………..…..3

  1. Объективные предпосылки экономической интеграции бывших

     советских республик……………………………………………..……..……5

  1. Формы и механизмы интеграции бывших советских республик………...12
  2. Проблемы экономической интеграции и пути их решения……….………18
  3. Перспективы постсоветской интеграции………………………….………. 24

     Заключение…………………………………………………………….……...30

     Библиографический список………………………………….……………....32 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 

     Актуальность темы исследования обусловлена тем, что экономическая интеграция сегодня, наряду с процессами глобализации, является определяющей тенденцией современной политической и геополитической картины мира. Эта тенденция получила развитие в форме образования и деятельности различных региональных интеграционных комплексов, в которых государства связаны более тесными экономическими, политическими и социокультурными интересами. Образование новых независимых государств в последней трети XX века коренным образом изменило существовавшую систему международных отношений и стало одной из причин «интеграционного бума». По данным Всемирной торговой организации (ВТО) сегодня насчитывается 134 реально действующие региональные торгово-экономические, политические и военные группы. Создание более 90 из них пришлось на период после 1995 года. Эти процессы предопределяют необходимость всестороннего и комплексного исследования форм, механизмов и направлений повышения эффективности региональной интеграции.

     Интеграция стала одной из тенденций развития экономических и политических процессов и на постсоветском пространстве, где в начале 90-х годов XX века произошли наиболее серьезные политические и геополитические изменения, связанные с распадом Советского Союза и последующим образованием 15 новых независимых государств. Однако на территории бывшего СССР интеграция приобрела своеобразные черты. Анализ интеграционного процесса в рамках СНГ в течение 17 лет свидетельствует о том, что в дальнейшем развитии интеграции в рамках Содружества, а также в поддержании и укреплении партнерских связей с Россией заинтересованы не все государства СНГ. Ряд постсоветских государств на протяжении всего срока существования Содружества проводил активную дезинтеграционную политику, направленную, в частности, на ослабление влияния России в регионе.

     В этой связи поиск новых путей экономической интеграции постсоветских государств, эффективных государств, эффективной модели интеграции также приобретает особую значимость.

     Актуальность представляется также в поиске оптимальных вариантов субрегиональной интеграции на постсоветских пространстве. В данном исследовании в фокусе интересов находятся политические процессы, охватившие регион, в который вошли двенадцать из пятнадцати постсоветских

республик, ставших членами Содружества Независимых Государств.

     Целью курсовой работы является исследование экономической интеграции стран СНГ.

     Задачами  курсовой работы являются изучение объективных предпосылок экономической интеграции бывших советских республик; форм и механизмов интеграции СНГ; проблем экономической интеграции и путей их решения; перспектив постсоветской интеграции.

         Данную проблему рассмотрели в своих исследованиях Н.Н. Шумский, А. Шевко, Л.П. Киреев, С.В. Миксюк, Ю.В. Симионов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 1. ОБЪЕКТИВНЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ БЫВШИХ СОВЕТСКИХ РЕСПУБЛИК

      Интеграционные     тенденции     на     постсоветском     пространстве порождаются следующими основными факторами:

- разделением труда, которое невозможно было изменить целиком за короткий промежуток времени. Во многих случаях это вообще нецелесообразно, поскольку сложившееся разделение труда в значительной степени соответствовало природно-климатическим и историческим условиям развития;

- желанием широких масс населения в странах — членах СНГ поддерживать достаточно тесные связи из-за смешанного населения, смешанных браков, элементов общего культурного пространства, отсутствия языкового барьера, заинтересованности в свободном перемещении людей и т.п.;

- технологической взаимозависимостью, едиными техническими нормами.

    Однако интеграционные процессы наталкивались и на противоположные тенденции, определявшиеся прежде всего стремлением правящих кругов в бывших советских республиках упрочить недавно полученный суверенитет, укрепить свою государственность. Это рассматривалось ими как безусловный приоритет, и соображения экономической целесообразности отступали на второй план, если интеграционные меры воспринимались как ограничение суверенитета. Однако всякая интеграция, даже самая умеренная, предполагает передачу каких-то прав единым органам интеграционного объединения, т.е. добровольное ограничение суверенитета в определенных областях. Запад, с неодобрением встречавший любые интеграционные процессы на постсоветском пространстве и рассматривавший их как попытки «воссоздания СССР», сначала скрыто, а затем и открыто начал активно противодействовать интеграции во всех ее формах[5. с 208-220].

    Учитывая финансовую и политическую зависимость стран — членов СНГ от Запада, это не могло не препятствовать интеграционным процессам.

        Россия со своим прошлым стремилась упрочить свой суверенитет и «войти в Европу», даже несмотря на высокую заинтересованность в поддержании и развитии экономических связей со сдержанным отношением к интеграции в рамках СНГ отмечалось со стороны Украины, Грузии, Туркменистана и Узбекистана, более положительно — со стороны Республики Беларусь, Армении, Киргизии и Казахстана. Поэтому многие из них рассматривали СНГ прежде всего как механизм «цивилизованного развода», стремясь осуществить его и укрепить собственную государственность таким образом, чтобы минимизировать неизбежные потери от нарушения сложившихся связей и избежать эксцессов.

     Решение о создании Содружества Независимых Государств (СНГ) было 
принято президентами России, Беларуси и Украины одновременно с 
подписанием Беловежских соглашений о роспуске СССР в конце 1991 г. В дальнейшем к   СНГ   присоединились   все   бывшие   советские   республики,   кроме прибалтийских.

    В уставе определены цели Содружества: способствовать интеграции членов СНГ в экономической, политической и гуманитарной областях, поддерживать и развивать контакты и сотрудничество между людьми, государственными институтами и предприятиями стран Содружества. СНГ — открытая организация для присоединения других стран.

     В ходе протекания интеграционных процессов происходит углубление международного разделения труда, ограниченных ресурсов и возможностей и обеспечение наиболее эффективного производства на интегрируемых территориях. Также происходит более интенсивный обмен товарами, услугами, капиталами и рабочей силой, происходит сближение национальных экономик в целом. В различных частях земного шара интеграционные процессы происходят совершенно по-разному: с разными по характеру отношениями между странами-участницами, с разными организационными структурами, с различающимися между собой результатами интеграционной деятельности.

     Вместе с тем существуют общие черты и этапы интеграции. С появлением международных экономических интеграционных тенденций появилась и объективная необходимость изучения и подведения теоретической базы этого явления. Попытки создания подобной теоретической базы были приняты еще в 50-е годы XX века такими учеными, как Р.Шуман, В. Халынтейн, М.Панич, Е.Бенуа, Л.Клохаш и др. Возникло несколько основных теорий. Представители первой традиционной теории исходили только из экономических предпосылок в рамках таможенного союза. Особое место они уделяли созданию товарных потоков, появляющихся при расширяющемся рынке. Создание таких потоков между странами - членами интеграционной группы позволяет устранить производство более дорогих аналогичных товаров, внутри данной группировки, также происходит постепенное замещение товарами, произведенными внутри группировки, товаров импортируемых из третьих стран. Все это позволяет повысить эффективность производства, поднять конкурентоспособность товаров, произведенных внутри интеграционного объединения и повысить благосостояние стран - участниц группировки.

         Тем не менее, эта теория объясняет только часть явлений, происходящих во время интеграционного процесса. Поэтому возникла другая теория, которая главными факторами,  влияющими на интеграционный процесс, считала неэкономические факторы. Действительно, объединение экономик уменьшает риск вооруженных конфликтов между странами-членами и увеличивает общую обороноспособность, также немаловажную роль играет политический фактор.

     Известна и еще одна теория, представители которой считают, что интеграционные группировки создаются странами-членами для достижения общих целей (уменьшение безработицы, увеличение эффективности производства, возможность наиболее удачного решения общих глобальных проблем и т.д.). При этом подчеркивается особая роль государства, которая определяет производственную политику, играет важнейшую роль в решении общих проблем в рамках интеграционной группировки.

     Подытожить это можно, перефразируя известное высказывание: «У государства нет постоянных друзей, а есть постоянные интересы».

     Тем не менее, существуют общие черты и объективные предпосылки интеграции. Для успешного хода интеграционного процесса необходимо выполнение некоторых условий, которые способствуют скорейшему, с наименьшими преградами протеканию процесса объединения экономик. Одним из таких условий является географическая близость стран-участниц. Это объясняется минимизацией затрат на транспортные перевозки. Также интеграционному процессу способствует примерно одинаковый уровень развития экономики стран-участниц. Например, в странах Евросоюза существует целый перечень критериев, которым должна соответствовать страна, желающая вступить в союз.

     Общие для всех стран - членов интеграционный группировки нормы поведения, правила, руководящие процессом институты являются неотъемлемой частью процесса объединения экономик. Причем общие руководящие институты должны быть независимыми, а их решения обязательными для всех стран-участниц

     Развитие интеграционных процессов стало закономерным результатом роста международного движения товаров и факторов их производства, что потребовало создания более надежных производственно-сбытовых связей между странами и устранения многочисленных препятствий на пути международной торговли и передвижения факторов производства. Это оказалось возможным сделать только в рамках межгосударственных интеграционных объединений на основе многосторонних политических соглашений.

     Со второй половины XX века вследствие быстрого экономического развития ведущих индустриальных стран и усовершенствования средств международного транспорта и коммуникаций произошло бурное развитие международной торговли товарами и услугами. Международная торговля стала все более дополняться различными формами международного движения факторов производства (капитала, рабочей силы и технологии), в результате которого за границу стали перемещаться уже не только готовый товар, но и факторы его производства. Прибыль, заключенная в цене товара, стала создаваться уже не только в рамках национальных границ, но и за рубежом. Закономерным результатом развития международной торговли товарами и услугами и международного движения факторов производства стала экономическая интеграция[4. с. 57-63].

      Экономическая интеграция (economic integration) - процесс экономического    взаимодействия    стран,    приводящий    к    сближению хозяйственных механизмов, принимающий форму межгосударственных соглашений и согласованно регулируемый  межгосударственными органами.

           Предпосылки интеграции следующие:

- Близость уровней экономического развития и степени рыночной зрелости интегрирующихся стран. За редким исключением межгосударственная интеграция развивается либо между индустриальными странами, либо между развивающимися странами. Даже в рамках индустриальных и в рамках развивающихся стран интеграционные процессы идут наиболее активно между государствами, находящимися на примерно одинаковом уровне экономического развития. Попытки объединений интеграционного типа между индустриальными и развивающимися государствами, хотя и имеют место, находятся на раннем этапе становления, не позволяющем пока сделать однозначные выводы о степени их эффективности.

- Географическая близость интегрирующих стран, наличие в большинстве случаев общей границы и исторически сложившихся экономических связей. Большинство интеграционных объединений мира начинались с нескольких соседних стран, расположенных на одном континенте, в непосредственной географической близости друг от друга, имеющих транспортные коммуникации и нередко говорящих на одном языке. К изначальной группе стран -интеграционному ядру, - ставших инициаторами интеграционного объединения, подключались другие соседние государства.

- Общность экономических и иных проблем, стоящих перед странами в области развития, финансирования, регулирования экономики, политического сотрудничества и т.д. Экономическая интеграция призвана решить набор конкретных проблем, которые реально стоят перед интегрирующими странами.         Очевидно поэтому, что, например, страны, главная проблема которых -создание основ рыночной экономики; не могут интегрироваться с государствами, в которых развитость рынка достигла такого уровня, что требует введения общей валюты.

Информация о работе Международное движение капитала