Международное движение капитала

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 17:04, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является исследование экономической интеграции стран СНГ.
Задачами курсовой работы являются изучение объективных предпосылок экономической интеграции бывших советских республик; форм и механизмов интеграции СНГ; проблем экономической интеграции и путей их решения; перспектив постсоветской интеграции.
Данную проблему рассмотрели в своих исследованиях Н.Н. Шумский, А. Шевко, Л.П. Киреев, С.В. Миксюк, Ю.В. Симионов.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………..…..3
Объективные предпосылки экономической интеграции бывших
советских республик……………………………………………..……..……5
Формы и механизмы интеграции бывших советских республик………...12
Проблемы экономической интеграции и пути их решения……….………18
Перспективы постсоветской интеграции………………………….………. 24
Заключение…………………………………………………………….……...30
Библиографический список………………………………….……………....32

Файлы: 1 файл

макро (курсовая)!!!!!!!!!!!!.doc

— 221.50 Кб (Скачать)

     Для удовлетворения потребностей внутреннего рынка в отдельных видах продукции могут устанавливаться соответствующие экспортные квоты. Большей же частью государство стимулирует экспорт продукции отечественных товаропроизводителей. Для этого оно может предоставлять экспортерам низкопроцентные займы или налоговые льготы, что позволяет предприятиям продавать свою продукцию за рубежом по более низкой цене, чем они могли бы это делать на внутреннем рынке[1.с. 45-49].

     Продажа товаров или услуг за рубежом по ценам ниже цен внутреннего или мирового рынка с целью устранения конкурентов и захвата внешних рынков является демпингом. Для борьбы с ним и поддержки собственных товаропроизводителей используются антидемпинговые тарифы. Применение подобной меры соответствует международному законодательству.

     В последние годы возникли новые формы внешнеторгового регулирования - добровольные экспортные ограничения - квоты на экспорт национальных товаров в отдельные страны. Происходит это в тех случаях, когда иностранные фирмы дают добровольное согласие на свои экспортные ограничения для предупреждения более жестких торговых санкций.

     Одним из важных направлений интеграционных процессов и развития внешней торговли является ее либерализация, которая предусматривает снижение или отмену тарифов и нетарифных барьеров между странами на основе двух- и многосторонних соглашений отдельных государств.

     В 1947 г. 23 страны мира подписали Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ), направленное против протекционизма и предусматривающее стимулирование процесса либерализации внешней торговли. В дальнейшем к этому соглашению присоединялись другие страны. В 1995 г. эта структура была преобразована во Всемирную торговую организацию (ВТО), штаб-квартира которой находиться в Женеве (Швейцария). Если правила ГАТТ распространились на торговлю товарами, то ВТО занимается также торговлей услугами и связанными с торговлей аспектами интеллектуальной собственности. ВТО способствует устранению препятствий на пути международных потоков товаров и услуг, включая нетарифные барьеры, количественные и другие ограничения, а также регулирует импортные пошлины.

     В 2004 г. полноправными членами ВТО являлись 148 государств. Ряд стран, в том числе Республика Беларусь, Российская Федерация, Украина, находится на стадии присоединения к этой организации.

          Республика Беларусь в декабре 1992 г. напучила статус наблюдателя при ГАТТ/ВТО. Осенью 1993 г. Совет представителей ГАТТ принял положительное решение относительно заявления Республики Беларусь о присоединении к ГАТТ, учредив, как того требует процедура, Рабочую группу государств -членов ГАТТ по присоединению Беларуси к данному соглашению. Полноправное участие в ВТО предполагает принятие Республикой Беларусь нормативно-правовой базы и разработку механизма государственного регулирования внешнеэкономических связей, основанных на принципах международной торговли, которые апробированы в экономике большинства стран мира и показали на деле, насколько успешно международное право может способствовать промышленному росту посредством увеличение внешнеторгового оборота.

     В последние годы существенно изменилась структура международной торговли. Более быстрыми темпами растет торговля услугами, особенно инжиниринговыми, коммуникационными, банковскими, страховыми, рекламными. В общем объеме мировой торговли снижается доля основных групп товаров - агропродуктов, минерального сырья и промышленной продукции.

     Необходимо отметить, что большинство стран мира имеют отрицательное сальдо торгового баланса. В, 2000 г. из 106 стран, которые представили информацию, 64 имели отрицательное сальдо в торговле товарами.

     Важнейшим механизмом интеграции является международное производственное сотрудничество, на основе которого лежит отраслевая и внутриотраслевая специализации отдельных стран по изготовлению ряда продуктов или их частей (агрегатов, узлов, деталей), с целью достижения массового производства, высокого уровня производительности труда на базе новой техники и технологии, снижения издержек производства и др.

      Основными формами международного производственного сотрудничества являются: совместная кооперация производства и сбыта продукции на основе специализации и кооперирования, совместное владение предприятиями (совместные предприятия), подрядное строительство и др.

     Важнейшими чертами международного производственного сотрудничества являются: стабильность и регулярность экономических отношений между партнерами из разных стран; распределение заданий в рамках согласованных программ; закрепление за партнерами производственной специализации на основе долгосрочных соглашений между ними.

         Все возрастающую роль в развитии мирохозяйственной интеграции играет научно-техническое сотрудничество, которое осуществляется в виде совместных программ научно-исследовательских и проектно-конструкторских работ, формирования совместных научно-исследовательских групп специалистов или организаций. Основными формами научно-технического сотрудничества являются: создание общих научно-исследовательских центров, бюро, лабораторий для разработки и внедрения новых технологий и техники, подготовки высококвалифицированного исследовательского персонала.

     На нынешнем этапе научно-технического развития предъявляются более высокие требования к организации и управлению производством, его научно-техническому обеспечению. Освоение новейших технологий требует Значительных затрат на развитие вспомогательных производств, а также различных услуг, от которых зависит эффективность использования современной техники, производственной и информационной инфраструктур. Это обусловливает необходимость организовывать новые производства общими усилиями ряда стран.

     Для преодоления препятствий, создаваемых государственными границами, создаются региональные интеграционные объединения, действующие в соответствии со специальными соглашениями и имеющие свои организационные структуры и руководящие органы.

      Самая простая форма - экономической интеграции – зона свободной торговли, между странами-участниками которой отменяются торговые ограничения, прежде всего таможенные пошлины. Следующей формой интеграционного объединения является таможенный союз - соглашение группы стран о взаимной отмене таможенных тарифов и установлении единой тарифной политики по отношению к третьим странам.

     Более сложной формой экономической интеграции является общий рынок, обеспечивающий его участникам наряду со свободной взаимной торговлей и единым внешним тарифом свободное передвижение капиталов и рабочей силы, а также согласование экономической политики.

     Наиболее сложной формой межгосударственной интеграции является экономический союз,, который предусматривает также общую экономическую и валютно-финансовую политику входящих в него стран[11. с. 65].

          Экономическая интеграция происходит между странами, расположенными, как правило, на одном континенте или в крупном географическом регионе. В мире существуют более 80 различного рода региональных и торгово-экономических соглашений и договоренностей, в том числе свыше 10 крупных экономических объединений суверенных государств. Среди них исторически первым, последовательно осуществляющим на протяжении последних 50 лет интеграционные процессы, являются Европейский союз, который был создан из трех объединений - Европейского объединения угля и стали (ЕОУС), Европейского сообщества по атомной энергии (Евроатом) и Европейского экономического сообщества (ЕЭС).

     В 1973 г. к ЕС присоединились Великобритания, Дания, Ирландия, в 1981 г. - Греция, в 1986 г. - Испания и Португалия. В дальнейшем в его состав вошли Австрия, Финляндия и Швеция. К началу нового столетия общий объем ВВП Европейского союза составил более 7 трлн дол. США, а его доля в мировой торговле - свыше 40 %. Здесь работали свыше 1200 ТНК. В 2004 г. произошло существенное расширение ЕС за счет включения в его состав 10 новых государств.

     Одновременно с расширением состава ЕС происходит углубление интеграции, переход от преимущественно торгового обмена к общей экономической и денежно-кредитной политике, организации современных научно-технических исследований и разработок, реализации совместных программ, принятию общего законодательства и др.

     Разрабатывается также единая торговая политика по отношению к третьим странам, проводиться общая аграрная политика, направленная на поддержание самообеспеченности ЕС продовольствием.

     В Европейском союзе введена единая денежная единица - евро, что обеспечивает европейским странам дополнительные преимущества в конкуренции на мировом рынке.

     Распад СССР и социалистической системы привел к образованию новых интеграционных объединений. Армения, Азербайджан, Беларусь, Грузия, Казахстан, Кыргыстан, Молдова, Россия, Таджикистан, Туркменистан, Украина, Узбекистан в 1991 - 1992 гг. создали Содружество Независимых Государств (СНГ)[1. с. 99-102].

     Беларусь, Казахстан, Россия, Украина в 1994 г. подписали соглашение о сотрудничестве и партнерстве между Европейском союзом и странами бывшего СССР.

     Для Республики Беларусь, которая входит в СНГ и непосредственного граничит со странами Европейского союза, проведение многовекторной внешнеэкономической политики и всестороннего сотрудничества с соседними странами имеет приоритетное значение для устойчивого развития и повышения конкурентоспособности национальной экономики.

    Таким образом, важнейшими механизмами интеграции являются:

- мировая торговля товарами и услугами (бывает двух- и многосторонней, приграничной; основная ее форма - оптовая);

- международное производственное сотрудничество (основа: отраслевая и внутриотраслевая специализация по изготовлению ряда продуктов, с целью достижения массового производства; формы: совместная кооперация производства и сбыта продукции, совместное владение предприятиями, подрядное строительство);

- международное техническое сотрудничество (формы: создание общих научно-исследовательских центров, бюро, лабораторий для разработки и внедрения новых технологий и техники, подготовки высококвалифицированного исследовательского персонала);

- формирование региональных интеграционных объединений (формы: зона свободной торговли, таможенный союз, общий рынок, экономический союз).

      Экономическая интеграция происходит между странами, 
расположенными, как правило, на одном континенте или в крупном 
географическом регионе.
 

    ПРОБЛЕМЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ И ПУТИ ИХ

РЕШЕНИЯ

       Сегодня Беларусь оказалась в проблемной ситуации: для дальнейшего экономического развития ей необходимо интегрироваться в мировую экономику, но при этом она понесет значительные издержки, если сделает это в ближайшее время, без предварительной подготовки своей экономики, без ее адаптации к изменившимся условиям внешней среды. Следовательно, адаптация является главной целью моделируемой нами системы региональной экономической интеграции Республики Беларусь и стран СНГ, прежде всего России, Украины, Молдовы, Казахстана.

       Сегодня Беларусь тесно сотрудничает с более чем 80 регионами России. Важность таких экономически взаимовыгодных связей очевидна. В этом направлении принимаются стратегические решения на уровне Высшего Госсовета и союзного правительства, но, к сожалению, проблемы остаются[12. с. 63].

         Важнейшей проблемой развития СНГ являются существенные различия в заявленных внешнеполитических и внешнеэкономических ориентациях государств-участников.

        Главное препятствие на пути экономического сближения в СНГ на данный момент - серьезное различие в этапах реформ в отдельных странах, что диктует расхождение, а иногда и противоположность экономических интересов внутри СНГ. Именно это обстоятельство заставляет сегодня сосредоточиться, прежде всего, на гармонизации развития государств СНГ, создании общей правовой среды для решения экономических проблем.

        Для реализации этих задач участникам московского саммита был представлен план интеграционного развития Содружества, который, в частности, предусматривал:

- принятие Концепции экономического интеграционного развития СНГ;

-выработку проектов законов о транснациональных корпорациях, регулировании межгосударственного рынка ценных бумаг, об акционерных обществах и ипотеке;

- создание основ единой методологии ценообразования на продукцию и услуги естественных монополий;

- мероприятия по совершенствованию и расширению Таможенного союза;

- обработку условий вхождения в платежный союз и др.

       Проблема платежного союза осложнена, как известно, наличием долга республик бывшего Союза Москве в размере 9 млрд долл. Решение долговых вопросов продвигается пока медленно.

Информация о работе Международное движение капитала